Налоговая база на добычу полезных ископаемых
Налоговая база НДПИ может определяться разными способами в зависимости от типа конкретного полезного ископаемого, а также, например, географии и условий его добычи. Рассмотрим особенности методов ее исчисления, установленных НК РФ, подробнее.
Как определяется налоговая база налога на добычу полезных ископаемых?
Если налоговая база по НДПИ определяется как количество полезного ископаемого: нюансы расчета
Налоговая база как стоимость ископаемого: расчет
Стоимость добытых драгметаллов и драгоценных камней как налоговая база: нюансы
Налоговая база по углеводородам на морских месторождениях: нюансы расчета
Итоги
Как определяется налоговая база налога на добычу полезных ископаемых?
То, каким способом правомерно определять базу по рассматриваемому налогу, устанавливает ст. 338 НК РФ, а также корреспондирующие с ней разделы кодекса. База, о которой идет речь, определяется плательщиком самостоятельно и может быть представлена:
- исчисленной по правилам ст. 340 НК РФ стоимостью сырья и минералов — всех, что не являются углем, а также углеводородами, извлеченными за пределами новых залежей в море (в соответствии с условиями добычи, определенными в подп. 6 п. 1 ст. 338 НК РФ);
- определенным по ст. 339 НК РФ количеством извлеченных полезных ископаемых — тех, что относятся к углю и углеводородам, добытым за пределами новых залежей в море.
Для каждого типа сырья или минерала рассматриваемая база определяется раздельно (п. 4 ст. 338 НК РФ). Если для них установлены разные ставки (либо при их расчете применяются особые коэффициенты), то база исчисляется для каждой из соответствующих ставок (группы коэффициентов).
Если налоговая база по НДПИ определяется как количество полезного ископаемого: нюансы расчета
Количество ископаемого может фиксироваться в тех или иных единицах (п. 1 ст. 339 НК РФ):
- массы — например, в тоннах, если речь идет об угле;
- объема — например, в кубических метрах, если речь идет о природном газе.
Измерение соответствующих показателей может быть:
- прямым — который предполагает задействование различных измерительных приборов;
- косвенным — который предполагает расчетное определение массы или объема добытого сырья или минерала на основе сведений о его наличии в минеральном сырье, что извлекается компанией из недр.
Приоритетным должен быть первый метод, второй задействуется, если первый применить невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). Конкретный способ определения объема либо массы добытого сырья или минералов должен быть утвержден в учетной политике предприятия.
В случае если метод подсчета объема или массы ископаемых — прямой, то соответствующие показатели устанавливаются с учетом фактических потерь сырья в ходе добычи. Они представляют собой разницу между расчетной массой или объемом сырья или минералов, на которые снижаются их запасы, и фактическими объемом или массой, которые устанавливаются по окончании технологического цикла извлечения.
Особым способом рассчитываются показатели при добыче нефти — в соответствии с п. 9 ст. 339 НК РФ. Расчет базы по черному золоту применяется с учетом довольно сложной системы дополнительных коэффициентов, установленных только для соответствующего ископаемого.
Узнать больше об определении налоговой базы и иных особенностях исчисления НДПИ для нефти вы можете в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2016 года».
Итоговый объем добытого сырья или минералов в налоговом периоде фиксируется только по окончании технологических этапов, что предусмотрены процессом его добычи (п. 7 ст. 339 НК РФ). Но если минеральное сырье реализуется до завершения всех технологических операций, то этот объем определяется как количество полезного ископаемого в том же минеральном сырье, задействованном для собственных нужд налогоплательщика (п. 8 ст. 339 НК РФ).
Налоговая база как стоимость ископаемого: расчет
Стоимость сырья или минерала как показатель, соответствующий налоговой базе, может устанавливаться:
- исходя из реализационных цен плательщика, получающего субсидии из бюджета;
- исходя из реализационных цен плательщика, не получающего субсидии;
- исходя из расчетной стоимости сырья (если его реализация не осуществляется).
Плательщики НДПИ чаще всего получают бюджетные субсидии на покрытие разницы между оптовыми ценами закупки и отпускными ценами на полезные ископаемые. Например, в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 24 закона «О федеральном бюджете на 2011 год» от 13.12.2010 № 357-ФЗ подобные субсидии получал «Газпром» — как раз таки на покрытие разницы между ценой покупки газа у оператора «Сахалин-2» и реализационной — что была установлена на входе в распределительную систему «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
Стоимость сырья или минерала определяется в два этапа:
1. Определяется стоимость единицы ископаемого — сумма выручки от реализации сырья или минерала делится на количество проданного.
2. Определяется стоимость добытого сырья или минерала — стоимость единицы умножается на добытое количество (которое, в свою очередь, рассчитывается в соответствии с положениями ст. 339 НК РФ).
Если фирма получает субсидии из бюджета, то ее выручка определяется исходя из отпускных цен на продукт, уменьшенных на величину соответствующих субсидий, и исчисляется без учета НДС, акцизов, а также издержек по доставке реализуемого продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ). Если хозяйствующий субъект не получает субсидий, то выручка подсчитывается без учета НДС, акцизов, а также издержек на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ).
В числе основных расходов на доставку, которые можно высчитать:
- таможенные пошлины, внешнеторговые перечисления;
- оплата услуг по перевозке продукта от склада к потребителю;
- оплата услуг по транспортировке продукта магистральным трубопроводом;
- расходы на услуги по сливу, наливу, погрузке, разгрузке, перегрузке продукта;
- оплата услуг, которые оказаны транспортными, экспедиционными компаниями.
Порядок исчисления стоимости сырья или минералов определяется плательщиком самостоятельно исходя из данных, отраженных в налоговом учете, а также в соответствии с порядком фиксации доходов и расходов при исчислении суммы налога на прибыль (п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом берутся в рассмотрение расходы, перечень которых отражен в подп. 1–7 п. 4 ст. 340 НК РФ.
Рядом нюансов характеризуется оценка стоимости добытых драгметаллов, а также драгоценных камней.
Стоимость добытых драгметаллов и драгоценных камней как налоговая база: нюансы
Оценка стоимости драгметаллов осуществляется исходя из установленных налогоплательщиком отпускных цен на химически чистый драгоценный металл без учета НДС, а также уменьшенных на издержки, связанные с аффинажем, то есть очисткой и доставкой до покупателя.
Стоимость единицы драгметалла определяется посредством умножения доли химически чистого драгметалла, которая содержится в единице добытого сырья, на цену соответствующей единицы химически чистого драгметалла (п. 5 ст. 340 НК РФ).
Стоимость добытых фирмой камней устанавливается исходя из результатов осуществления их первичной оценки, которая проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими оборот драгоценных камней в РФ.
Если камни, а также самородки драгметаллов, что добыты из недр, не подлежат дальнейшей обработке, то их оценка осуществляется исходя из их реализационной стоимости без учета НДС, а также уменьшенной на расходы, связанные с доставкой до покупателя (п. 6. ст. 340 НК РФ).
Налоговая база по углеводородам на морских месторождениях: нюансы расчета
Особым способом считается стоимость углеводородов, добытых на новых морских залежах. Выше мы отметили, что именно по стоимости определяется налоговая база по НДПИ для соответствующих типов сырья.
Стоимость рассматриваемых углеводородов может устанавливаться:
1. Умножением количества извлеченного сырья или минерала, исчисленного по ст. 339 НК РФ, на стоимость единицы сырья или минерала, рассчитанную на основе ст. 340 НК РФ. Если последняя величина окажется ниже минимальной величины, рассчитанной на основании ст. 340.1 НК РФ, то для целей налогообложения используется та стоимость единицы продукта, что рассчитана как минимальная по ст. 340.1 (п. 1 ст. 340.1 НК РФ).
2. Умножением количества добытого сырья или минерала на минимальную предельную стоимость единицы добытого сырья.
Фирма-налогоплательщик, добывающая углеводороды на новых месторождениях в море, имеет право выбрать 1 из 2 отмеченных методов определения стоимости добытого сырья или минерала. То, как именно определяется стоимость сырья, фиксируется в учетной политике фирмы. Соответствующий метод обязательно применяется в течение последующих 5 лет (п. 5 ст. 340.1 НК РФ).
Минимальный предельный критерий стоимости единицы сырья, не относящегося к природному или же попутному газу и добываемого на новой залежи на море, определяется посредством умножения:
- средней цены продукта на мировых рынках в долларах США в расчете на единицу данного сырья;
- средней стоимости доллара США в российских рублях по курсу, устанавливаемому ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Средние цены на углеводороды исчисляются с учетом положений Правительства РФ, регулирующих порядок их установления (п. 3 ст. 340.1 НК РФ). Средний курс доллара к рублю за налоговый период определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса, установленного ЦБ, за все дни в рамках соответствующего налогового периода (п. 4 ст. 340.1 НК РФ).
Если сырье — природный или попутный газ, то, в свою очередь, минимальная предельная стоимость единицы его добычи определяется как средневзвешенная цена соответствующего вида топлива, исчисленная на основе показателей внутренних и экспортных поставок (п. 2 ст. 340.1 НК РФ). Особенности определения внутренней и экспортной цен на газ отражены в п. 2 ст. 340.1 НК РФ.
Если фирма не осуществляет реализацию сырья или минералов, добытых предприятием на новом месторождении в море, в том или ином налоговом периоде, то для подсчета налоговой базы применяется минимальная предельная стоимость, установленная для соответствующего типа полезных ископаемых (п. 6 ст. 340.1 НК РФ).
Итоги
Определение налоговой базы НДПИ может быть осуществлено исходя из 2 возможных параметров:
- количества добытого из недр Земли полезного ископаемого;
- стоимости сырья или минерала.
В первом случае необходимые показатели берутся на основе положений главным образом ст. 339 НК РФ (в ряде случаев корреспондирующих с иными частями кодекса — например, при вычислении коэффициентов при расчете НДПИ для нефти). Во втором — преимущественно на основе положений ст. 339, 340, 340.1 НК РФ, которые корреспондируют друг с другом и содержат в ряде случаев формулировки о необходимости применения различных подзаконных правовых актов — например, постановлений Правительства РФ.
Ознакомиться с иными фактами, отражающими особенности исчисления НДПИ, вы можете в статьях:
- «Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?»;
- «Порядок расчета НДПИ на песок — пример».
Источник
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.
Налогоплательщики[править | править код]
Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).
Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.
Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
Объект налогообложения[править | править код]
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложения:
- общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- метан угольных пластов.
Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]
Ключевым понятием для исчисления НДПИ является «добытое полезное ископаемое». Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:
1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 — специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:
- это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
- оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое — должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
- это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).
Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу «08 Продукция горнодобывающих производств прочая», то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк — это ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний»), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.
Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место совмещение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины или драга черпает породу и перерабатывает ее в концентрат. И одним из таких случаев является добыча полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, но при условии, что такая переработка отнесена в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ. Такое отнесение на практике выражается в том, что в приложении к лицензии указывается на то, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши.
Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:
- позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
- позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп
Налоговая база[править | править код]
Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].
Налоговые ставки[править | править код]
Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.
Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.
Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.
В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.
С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.
29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.
Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.
Налоговые льготы[править | править код]
Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.
Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.
Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.
Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- С. Ю. Шаповалов. «Сложные случаи исчисления НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд» — М: «ЮК Шаповалов Петров», 2018
- С. Ю. Шаповалов. «Налогообложение добычи ТРИЗ: Комментарий к статье 342.2 Налогового кодекса РФ и некоторым связанным законоположениям» — М: «Налоговая помощь», 2015
- С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при добыче драгоценных металлов. — М: «Налоговая помощь», 2014 — ISBN 978-5-9900-1433-6.
- С. Ю. Шаповалов. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». — М: «ПравоТЭК», 2011.
- С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче. — М: «Налоговая помощь», 2010 — ISBN 5-9900-1432-5.
- Л. П. Павлова, М. М. Юмаев. Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы. — М., 2010.
- С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
- М. М. Юмаев. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005. — ISBN 5-1727-0086-2.
Источник