Налоговой ставки налога на добычу полезных
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.
Налогоплательщики[править | править код]
Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).
Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.
Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
Объект налогообложения[править | править код]
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложения:
- общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- метан угольных пластов.
Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]
Ключевым понятием для исчисления НДПИ является «добытое полезное ископаемое». Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:
1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 — специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:
- это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
- оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое — должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
- это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).
Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу «08 Продукция горнодобывающих производств прочая», то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк — это ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний»), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.
Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место совмещение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины или драга черпает породу и перерабатывает ее в концентрат. И одним из таких случаев является добыча полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, но при условии, что такая переработка отнесена в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ. Такое отнесение на практике выражается в том, что в приложении к лицензии указывается на то, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши.
Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:
- позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
- позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп
Налоговая база[править | править код]
Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].
Налоговые ставки[править | править код]
Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.
Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.
Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.
В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.
С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.
29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.
Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.
Налоговые льготы[править | править код]
Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.
Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.
Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.
Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- С. Ю. Шаповалов. «Сложные случаи исчисления НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд» — М: «ЮК Шаповалов Петров», 2018
- С. Ю. Шаповалов. «Налогообложение добычи ТРИЗ: Комментарий к статье 342.2 Налогового кодекса РФ и некоторым связанным законоположениям» — М: «Налоговая помощь», 2015
- С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при добыче драгоценных металлов. — М: «Налоговая помощь», 2014 — ISBN 978-5-9900-1433-6.
- С. Ю. Шаповалов. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». — М: «ПравоТЭК», 2011.
- С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче. — М: «Налоговая помощь», 2010 — ISBN 5-9900-1432-5.
- Л. П. Павлова, М. М. Юмаев. Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы. — М., 2010.
- С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
- М. М. Юмаев. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005. — ISBN 5-1727-0086-2.
Источник
ПОНЯТИЕ НАЛОГА
К углеводородному сырью относятся:
- нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
- газовый конденсат, прошедший технологию промысловой подготовки;
- попутный газ;
- газ горючий природный, за исключением попутного газа.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – налог) – прямой налог, который начисляется на сумму дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр, который рассчитывается как положительная разница между полученными на этом участке недр доходами и расходами.
В случае, если размер минимального налога по участку недр больше чем сумма налога, рассчитанного как разница между доходами и расходами этого участка, то налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья признается минимальный налог.
Правила налогообложения налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья определены в главе 25.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА (СТ. 333.43 НК РФ)
Организации, являющиеся пользователями недр на участках недр, указанных в пункте 1 статьи 333.45 НК РФ (см. Объекты налогообложения), на основании лицензий на право пользования недрами и осуществляющие следующие виды деятельности:
- деятельность по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче (извлечению из недр) углеводородного сырья на участке недр (пп. 1 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по транспортировке углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 2 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по подготовке углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика (пп. 3 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по хранению углеводородного сырья, добытого на участке недр (пп. 4 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по созданию объектов утилизации (переработки) попутного газа (пп. 5 п. 3 ст. 333.43 НК РФ);
- деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, вышеуказанных пунктах 1 — 5, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности (пп. 6 п. 3 ст. 333.43 НК РФ).
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТ. 333.44 НК РФ)
Налогоплательщики имеют право подать уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу (далее – уведомление), в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика (крупнейшего налогоплательщика), в отношении следующих участков недр:
1) участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (см. Объекты налогообложения);
2) участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (Чг) превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика.
В уведомлении необходимо указать наименование участков недр, по которым производится освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Уведомление в отношении участка недр представляется однократно, применение налога в отношении указанного участка в дальнейшем не допускается.
Форма и формат уведомления установлены Приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/829@.
Срок подачи уведомления
1) В отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса:
— не позднее 31 марта 2019 года — для участков недр, запасы нефти по которым впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) до 1 января 2018 года;
— не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (запасы на государственном балансе на 01.01.2018 отсутствуют).
2) В отношении участков недр у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, срок для подачи уведомления — не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика.
Дата начала освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Организация освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика:
1) с 1 января 2019 года — в отношении участков недр, запасы которых поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 и уведомление по которым представлено не позднее 31 марта 2019 года;
2) с 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления, — в отношении участков недр, уведомление по которым представлено не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы впервые поставлены на государственный баланс;
3) с 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления, — в отношении участков недр, у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, и уведомление подано не позднее 31 декабря предшествующего года.
Участок недр, по которому подается уведомление | Условие | Срок подачи уведомления | Дата начала освобождения |
Указан в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ | Запасы поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 | Не позднее 31 марта 2019 года | С 1 января 2019 года |
Запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (в государственном балансе до 01.01.2018 отсутствуют) | Не позднее 31 марта 2-го года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс | С 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления | |
Любой | Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления | Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика | С 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления |
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (СТ. 333.45 НК РФ)
Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, отвечающем хотя бы одному из следующих требований:
1. Участок недр расположен полностью или частично (пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ):
— в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа;
— севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа;
— в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.
2. Участок недр расположен на территории Российской Федерации и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года (пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).
3. Участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, в границах, ограниченных прямыми линиями, соединяющими по порядку точки участков недр по соответствующим географическим координатам (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).
Не признается объектом налогообложения дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья
РАСЧЕТ НАЛОГА
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Данные показатели рассчитываются ежемесячно.
Расчетная выручка (ст. 333.46 НК РФ)
Рассчитывается по формуле:
Вр-месяц
=
Цнефть
*
Vнк
*
Р
*
Кн
+
Цгаз
*
Vгаз
+
0,95
*
Цпнг
*
Vпнг
Расшифровка формулы
В расчетную выручку, также включаются суммы дохода, по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в пп. 1 — 5 п. 3 ст. 444.43 НК РФ, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
Фактические расходы (ст. 333.47, 333.48 НК РФ)
Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, указанные в статье 333.47 НК РФ, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Восстановленные расходы (ст. 333.48 НК РФ)
Затраты на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования учтенные ранее в составе фактических расходов подлежат восстановлению в доходах, в том отчетном (налоговом) периоде, когда произошло одной из следующих событий:
1) при реализации или ином выбытии объекта амортизируемого имущества, за исключением его ликвидации, до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;
2) при переводе объекта амортизируемого имущества на консервацию, реконструкцию или модернизацию продолжительностью свыше шести месяцев до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором такой объект был введен в эксплуатацию;
3) если объект амортизируемого имущества не был введен в эксплуатацию до истечения трех последовательных налоговых периодов после налогового периода, в котором были учтены такие расходы.
Расчетные расходы (ст. 333.49 НК РФ)
Расчетными расходами признается сумма следующих видов расходов:
1) расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат, которая рассчитывается по следующей формуле:
Пр
=
ЭПнефть
*
Р
*
(
Vнефть
+
Vгк
)
Расшифровка формулы
2) расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата, которые рассчитываются по следующей формуле:
Тз
=
Тингк
*
Vнк
Расшифровка формулы
ПЕРЕНОС УБЫТКОВ НА БУДУЩЕЕ (ст. 333.51 НК РФ)
Налогоплательщик, понесший убыток (убытки), по участку недр, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить по этому участку недр налоговую базу текущего налогового (отчетного) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Перенос на будущее суммы понесенного в предыдущем налоговом периоде убытка производится с учетом коэффициента индексации убытка (КИУ) в размере 1,163.
Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного налогового периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру налогового периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, по итогам которого был определен такой убыток.
Например, если в 2019 году используется убыток, полученный в 2016 году, то сумма убытка будет увеличена на КИУ в степени 3.
Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
ИСТОРИЧЕСКИЕ УБЫТКИ (ст. 333.52 НК РФ)
Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода.
Ретроспективный период – период по которому налогоплательщик, осуществляющий пользование участками недр, указанными в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, определяет расчетный финансовый результат применительно к соответствующему участку недр для определения налоговой базы по налогу, по каждому календарному году за период с 1 января 2011 года и по год (включительно), непосредственно предшествующий году начала исчисления налога в отношении таких участков недр.
Для участков недр, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ или расположенных полностью, или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, ретроспективный период исчисляется с 1 января 2007 года.
Финансовый результат рассчитывается по каждому году ретроспективного периода в общем порядке (см. Расчет налога), с учетом особенностей, указанных в ст. 333.52 НК РФ.
Налогоплательщик уменьшает расчетный финансовый результат календарного года ретроспективного периода на сумму исторического убытка, определенного для предыдущего календарного года ретроспективного периода с учетом коэффициента индексации убытка в размере 1,163.
Если осуществляется перенос убытка, полученного более одного года ретроспективного периода назад, то КИУ возводится в степень равную порядковому номеру года ретроспективного периода, на налоговую базу которого производится перенос такого убытка, считая с года ретроспективного периода, следующего за годом, по итогам которого был определен такой убыток.
Исторический убыток, не перенесенный в пределах ретроспективного периода, признается убытком для целей исчисления налога и переносится на будущее с учетом КИУ в порядке, установленном статьей 333.51 НК РФ.
МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Налог рассчитываемый как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, не может быть менее суммы минимального налога.
Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.
Для участков недр, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, по которым для всех налоговых периодов в отношении нефти, добытой на таких участках недр, применялся коэффициент Кг в размере менее 1 минимальная налоговая база принимается равной 0.
Во всех остальных случаях, минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки от реализации углеводородного сырья на участке недр за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная на:
— расчетные расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период;
— фактические расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период в части сумм налогов;
— сумму предельных расходов на добычу углеводородного сырья, определяемую как произведение количества добытой за налоговый (отчетный) период нефти на участке недр, и значения удельных расходов в размере 9 520 рублей.
Для налоговых периодов 2019 – 2020 годов значение удельных расходов признается равным 7 140 рублей.
Значение удельных расходов подлежит ежегодной индексации на величину накопленного индекса потребительских цен начиная с 2021 года.
В случае, если минимальная налоговая база, принимает отрицательное значение, минимальная налоговая база принимается равной нулю.
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД. ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
Налоговый период
Календарный год
Отчетный период
Первый квартал
Полугодие
9 месяцев календарного года
НАЛОГОВАЯ СТАВКА
50%
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Декларации представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения, крупнейшими налогоплательщиками — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налоговые декларации представляются:
— по итогам отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
— по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма, порядок ее заполнения и формат налоговой декларации установлены приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@.
СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Авансовые платежи по налогу (минимальному налогу) уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налог (минимальный налог) уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Источник