Налоговый учет на добычу полезных ископаемых

Налоговый учет на добычу полезных ископаемых thumbnail

Характеристика налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, который уплачивают юридические лица – организации и индивидуальные предприниматели, если их видами деятельности является добыча полезных ископаемых.

Регулируется налог на добычу полезных ископаемых главой 26 налогового Кодекса Российской Федерации. В частности, данной главой, определены субъекты и объекты налогообложения, сроки и порядок начисления и уплаты налога.

Все налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых обязаны встать на учет в налоговые органы по фактическому месту добычи в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Если у предприятия есть несколько участков добычи полезных ископаемых, по разным районам, то постановка на учет должна быть в каждом таком районе.

Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых

Замечание 1

Налог на добычу полезных ископаемых, соответственно оплачивают только предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых.
Налоговой базой, является стоимость каждого вида добытых полезных ископаемых.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

По истечении отчетного периода (месяца), налогоплательщиком определяется количество или объем добытых полезных ископаемых. Количество или объем могут определяться двумя методами:

  • Прямой метод.

    Данный метод предусматривает определение количества или объема с помощью различных измерительных приборов.

  • Косвенный метод.

    Данный метод применяют в случаях, когда исключена возможность использования прямого метода. Объем добытых полезных ископаемых определяется на основании показателей содержания объекта добычи в получаемом сырье. Например, по показателю доли в содержании.

Добыча драгоценных металлов и камней из россыпных, коренных и техногенных месторождений подразумевает определение количества добытого полезного ископаемого по химически чистому металлу.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых разнообразны. Они отличаются, прежде всего, по виду полезных ископаемых.
Определенную сложность вызывает признание объектов налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Статьей 336 налогового Кодекса Российской Федерации определены следующие критерии признания/непризнания объекта налогообложения (Рис.1):

Критерии признания объектов налогообложения

Рисунок 1. Критерии признания объектов налогообложения

Налоговым кодексом РФ предусмотрена система налоговых вычетов при определении налога. Налоговыми вычетами могут быть:

  • материальные расходы предприятия;
  • расходы предприятия на приобретение и (создание) имущества, подлежащего амортизации;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на данные вычеты обязывает предприятия обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности налога на добычу полезных ископаемых

Для учета налога на добычу полезных ископаемых используется счет 68 «расчеты по налогам» – субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых.

По итогам отчетного периода (месяца) бухгалтер определяет количество/объем добытых полезных ископаемых и к данному показателю применяет действующую ставку налога по данному виду полезного ископаемого.

Полученная сумма начисленного налога относится в кредит счета 68. По дебету происходит отражение перечисления такого налога в бюджет, или применение налоговых вычетов (Табл.1):

Проводки по учету налога на добычу полезных ископаемых

Рисунок 2. Проводки по учету налога на добычу полезных ископаемых

По итогам отчетного месяца налогоплательщиками подается Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых. Ее действующая форма – КНД 1151054 (Приложение N 1к приказу ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@). Декларация содержит семь разделов.

Такая декларация подается не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Налоговая декларация также может быть представлена в электронном виде.

Предоставлять налоговую декларацию налогоплательщик обязан по месту добычи полезных ископаемых. Если таких мест у налогоплательщика несколько в разных районах, то декларация подается обособленно в каждый из них.

Платежи в бюджет налога на добычу полезных ископаемых должны перечисляться налогоплательщиков не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Источник

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей настоящей главы местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация, сведения о которой внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемая пользователем недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обязана в срок до 1 февраля 2015 года представить копии указанных документов с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке, в налоговый орган по месту нахождения организации, если участок (участки) недр и место нахождения расположены на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, или в налоговый орган по месту нахождения участка недр. В случае, если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр, указанные документы представляются в налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, определяемого этой организацией самостоятельно.

Читайте также:  Как приготовить полезные конфеты из сухофруктов

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

Организация, сведения о которой внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемая пользователем недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», подлежит постановке на учет на основании документов, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней со дня их представления в соответствующий налоговый орган.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

2. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Источник

Дата публикации: 05.08.2014 08:38 (архив)

Управление в связи с поступающими запросами налогоплательщиков дает разъяснения по вопросу включения в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых:

  • затрат по рекультивации земли;
  • расходов по возмещению ущерба;
  • расходов по арендным платежам

в случае, когда добыча на этих участках не производилась либо лицензии на право пользования недрами закрыты, но при этом добыча полезных ископаемых производилась на других карьерах.

В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки добытых полезных ископаемых, указанный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ, то есть расчетный способ оценки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе прочие расходы. Порядок определения расходов для исчисления налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (или НДПИ) аналогичен порядку, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ.

Для определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с их добычей. Прямые расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам являются затратами, которые относятся к деятельности по добыче полезных ископаемых. Рассматриваемые расходы, относящиеся к деятельности по добыче полезных ископаемых, должны формировать расчетную стоимость добытых полезных ископаемых даже в условиях отсутствия добычи на отдельно взятом участке, в отношении которого эти расходы осуществлены. Конкретный порядок включения данных расходов в расчетную стоимость полезных ископаемых будет зависеть от того, к какой категории затрат (к прямым или косвенным) они относятся согласно учетной политике организации.

Следовательно, расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам подлежат учету при определении налоговой базы по НДПИ даже в случае, когда добыча на этих участках не производилась, но при этом добыча производилась на других карьерах.

Источник

Платежи при пользовании недрами

^К началу страницы

Платежи при пользовании недрами – это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования нерами:

Разовые платежи

уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии)

Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

уплачивается при регистрации заявки

Читайте также:  Какая капуста полезнее брокколи или белокочанная

Регулярные платежи за пользование недрами

уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ

ФНС России администрирует только регулярные платежи за пользование недрами: осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет

Регулярные платежи за пользование недрами входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых пользователями недр за предоставление исключительных прав:

Регулярные платежи взимаются за:

  • на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, за разведку полезных ископаемых;
  • за геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
    за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи не взимаются за:

  • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
  • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Подробнее ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Предоставление недр в пользование

^К началу страницы

Оформляется специальным государственным решением в виде Лицензии
(Лицензия — это документ, который удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в
определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока) на бланке
установленной формы с Государственным гербом РФ и содержит текстовые, графические и иные приложения.

Подробнее см. ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Права и обязанности плательщика

^К началу страницы

Права и обязанности плательщика регулярных платежей за пользование недрами возникают с даты государственной регистрации Лицензии на пользование участком недр.

 
 
Получение
лицензии

 
Приобретение
статуса
недропользователя

Наступление
обязанности
по уплате регулярных
платежей за пользование недрами

Подробнее см. ст. 9 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Порядок расчёта платежа

^К началу страницы

Ставка платежа

При проведении поисково-оценочных и разведочных работ

за 1 ед. площади (км2)
лицензионного участка в зависимости от вида полезного ископаемого и вида работ

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей)

за 1 ед. полезного ископаемого, подлежащего хранению
(Например: за 1 тонну или за 1 тыс. м3 )

Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами. Перейти или скачать…

Облагаемая

Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

Порядок уплаты и представления отчётности

^К началу страницы

Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.

Подробнее см. ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Налоговый учет на добычу полезных ископаемых

Форма отчётности: Расчёт регулярных платежей за пользование недрами пользователи недр представляют в территориальные органы ФНС России и Роснедр по местонахождению участков недр ежеквартально по утвержденной форме.

Льготы

^К началу страницы

Льготы в рамках данного вида платежей не предусмотрены.

Ответственность за нарушение законодательства

^К началу страницы

Налоговые органы с учетом неналогового характера (установлены Законом Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N2395-1, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах) регулярных платежей за пользование недрами при выявлении нарушений законодательства о недропользовании, в том числе  нарушения порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов, не уполномочены применять предусмотренные действующим законодательством (главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) меры ответственности.

В случае установления фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о недрах, налоговые органы направляют ходатайства в территориальные органы Роснедр и Росприроднадзора об отзыве (приостановлении действия) соответствующей Лицензии на право пользования недрами.

Читайте также:  Какие молочные продукты полезны при похудении

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

У кого из пользователей недр возникает обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами? Кто должен уплачивать регулярные платежи?

Согласно п. 1 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав:
— на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
— на разведку полезных ископаемых;
— на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (включая строительство искусственных сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой), кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются:
— за пользование недрами для регионального геологического изучения;
— за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
— за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
— за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых.

От чего зависят размеры ставок регулярных платежей?

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливают Роснедра (их территориальный орган) отдельно по каждому участку недр, на который выдается лицензия на пользование недрами.

Максимальные и минимальные размеры определяются в зависимости от видов работ и полезных ископаемых.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за 1 кв. км площади участка недр в год, за исключением ставки при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. При хранении нефти и газоконденсата ставка устанавливается за 1 т, природного газа и гелия — за 1000 куб. м.

Каким образом определяется сумма регулярных платежей?

Порядок расчета зависит от вида работ. Платежи устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса. При проведении работ по поиску и оценке месторождений полезного ископаемого величина регулярного платежа за год определяется путем умножения ставки регулярных платежей, установленной за проведение этих работ, на облагаемую площадь лицензионного участка. В свою очередь, указанная площадь рассчитывается путем уменьшения площади лицензионного участка недр, предоставленного недропользователю, на площадь территории открытых месторождений и площадь возвращенной части данного участка. При этом площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений в лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Минприроды, принятых по заявлению пользователя недр.

В случае проведения работ по разведке месторождений полезных ископаемых сумма регулярного платежа также получается в результате умножения ставки регулярных платежей на облагаемую площадь лицензионного участка. Но здесь облагаемая площадь — это площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, сумма регулярных платежей за пользование недрами рассчитывается путем умножения количества полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения, на ставку регулярного платежа.

Каков порядок уплаты регулярных платежей?

В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере 1/4 от суммы платежа, рассчитанного за год (уплата производится по месту нахождения участка недр). (Например, регулярные платежи за II квартал 2013 г. пользователи недр должны уплатить не позднее 31.07.2013.)

Каков порядок определения облагаемой базы (площади лицензионного участка) при получении Лицензии в течение уже начавшегося отчётного квартала?

При расчете регулярных платежей за пользование недрами в случае получения лицензии на право пользования недрами, в том числе в течение уже начавшегося отчетного квартала, следует руководствоваться положениями Закона о недрах и исчислять их как 1/4 суммы платежа, рассчитанного за год.

Какую отчетность нужно составить по регулярным платежам за пользование недрами и куда ее необходимо представить?

Пунктом 6 ст. 43 Закона о недрах на пользователей недр возложена обязанность представления расчетов регулярных платежей за пользование недрами – ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Расчеты регулярных платежей за пользование недрами представляются в территориальные органы ФНС России по субъектам РФ и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по месту нахождения участков недр.

Особенности регионального законодательства

^К началу страницы

Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Региональные особенности отсутствуют

Источник