Научная работа по теме полезные ископаемые
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Средняя общеобразовательная школа №12 г.Воркуты
Исследовательская работа
на тему
«Полезные ископаемые»
Выполнили:
Крент Амина Габибкызы,
Крент Милена Габибкызы
ученицы 1б класса,
Бережная Татьяна Борисовна
учитель начальных классов
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………….………….2
2. Основная часть…………………………………………………………………….…..3
2.1.Теоретическая часть…………………………………………………………………3
2.2Практическая часть…………………………………………………………………..5
3.Заключение……………………………………………………………………………..7
4.Список литературы……………………………………………………………………8
1.Введение
Мы живём в шахтёрском городе. И нам стало интересно, а что ещё кроме угля добывают у нас в Воркуте и в Республике Коми. Какую пользу приносят полезные ископаемые?
Цель:Узнать, что такое полезные ископаемые, какая их польза для человека.
Задачи:
1.Узнать, что такое полезные ископаемые.
2. Изучить полезные ископаемые.
3.Узнать какие полезные ископаемые добывают в нашем городе, республике.
4. Провести опрос учащихся нашего класса.
5. Рассказать одноклассникам о полезных ископаемых.
Гипотеза: Мы думаем, что только уголь добывают в нашем городе.
В своей исследовательской работе мы использовали разные источники информации: литература, интернет, образцы полезных ископаемых.
2.Основная часть
2.1.Теоретическая часть
Что такое полезные ископаемые? За этой информацией нам пришлось обратиться к энциклопедии. И вот что мы узнали.
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Из этого мы делаем вывод:полезные ископаемые — природные минеральные образования земной коры, которые могут быть использованы в сфере производства.
Полезные ископаемые, которые добывают в Республике Коми: бокситы, нефть, природный газ, уголь, торф, нефть, фосфориты, серу.
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля.
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде
Мел — необходимый компонент бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Нефть-это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
Вывод:Мы и не знали, что наша республика очень богата полезными ископаемыми.
Уголь – главное полезное ископаемое Воркуты. Сейчас в городе работает 5 шахт.
Около Воркуты расположено самое крупное месторождение баритов в России. Барит употребляется в промышленности в чистом виде и в виде препаратов бария. Применяется при бурении скважин, в лакокрасочной промышленности, как наполнитель при производстве обоев, клеенки, линолеума. Соли бария употребляются для борьбы с вредителями сельского хозяйства и в медицине.
2.2.Практическая часть
Мы провели опрос учащихся нашего класса. Наши одноклассники отвечали на один вопрос: «Какие полезные ископаемые добывают в нашем городе?»
Вот такие результаты нашего опроса:
Уголь – ответили 24 учащихся (весь класс);
Бензин – 2 учащихся.
Вывод: наши учащиеся знают, что наш город – город шахтёров и добывают здесь уголь.
На классном часе мы обязательно поделимся своими знаниями о полезных ископаемых.
3. Заключение
Наша гипотеза, что только уголь добывают в нашем городе, не подтвердилась.
Выполняя эту работу, мы узнали, что полезные ископаемые могут быть использованы в сфере производства. Полезные ископаемые, которые добывают в Республике Коми: бокситы, нефть, природный газ, уголь, торф, нефть, фосфориты, серу. Уголь – главное полезное ископаемое Воркуты. Добывают у нас и барит. Он нужен в промышленности, при бурении скважин, при производстве обоев, клеенки, линолеума.
Проведя опрос, мы поняли, наши учащиеся знают, что наш город – город шахтёров и добывают здесь уголь.
Мы научились находить нужный материал из различных источников, проводить опрос, делать выводы. На классном часе мы обязательно поделимся своими знаниями о полезных ископаемых.
Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате была достигнута основная цель — узнать, что такое полезные ископаемые, какая их польза для человека.
4.Список использованной литературы.
1. Детское творчество. Иллюстрированный журнал, Январь 2015 г.
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Медицина, 2001 г.
3. Журнал «Наука и жизнь» №10. «Многоликая плесень», 2009 г.
4. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. «Обо всём живом». 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.:Баллас, 2012.
6. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы. В 2 т. Т.1./ Под ред. Т. И.
https://www.x-mineral.ru/poleznye-iskopaemye/38-poleznye-iskopaemye-mira/248-poleznye-iskopaemye-tundry.html
https://www.vorkuta-cbs.ru/kraevedenies/obshhie-dannye-geograficheskie-svedeniya
Источник
Частное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 18 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ПРОЕКТ: «Полезные ископаемые.
Что это?»
Авторы: ученики 5 класса
Бебамуратов Денис,
Проскуряков Данила,
Куклин Владислав
Руководитель: учитель географии
Бессонова С.А.
Барабинск
2016
- Введение.
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.
Цель проекта: создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи:
1. Подобрать материал в источниках информации.
2. Изучить свойства горных пород.
3. Выявить, какие виды промышленных изделий можно получить, используя изменённые свойства горных пород.
4. Создать буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Объект проекта: горные породы и минералы.
Предмет проекта: изменённые свойства горных пород
Методы:
- Работа с литературой.
- Поиск в интернете.
- Работа с коллекцией полезных ископаемых.
Проектным продуктом является буклет «Полезные ископаемые. Что это?
- Основная часть
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап:
- Изучение литературы по опыту создания буклета.
- Определение разделов буклета.
II. Основной этап:
- Создание буклета.
- Выпуск буклета.
- Апробация составления коллекции с использованием буклета.
III. Аналитический этап:
1. Выявление ошибок, недочетов в работе.
План действий по созданию буклета (октябрь 2015-январь 2016 гг.)
№ | Действия | Срок | Участники | Ожидаемые результаты |
1 | Выявление разделов буклета | Октябрь 2015 | Авторы проекта | Разработка разделов буклета |
2 | Сбор информации о свойствах горных пород (Приложение № 1) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Программа деятельности |
3 | Составление описания видов промышленных изделий, которые можно получить, используя изменённые свойства горных пород (Приложение № 2) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Описание видов промышленных изделий |
4 | Выпуск буклета (Приложение № 3) | Декабрь 2015 | Авторы проекта | Создание буклета |
5 | Апробация составления коллекции минералов и полезных ископаемых | Январь 2016 | Авторы проекта | Коллекция |
6 | Защита проекта | Январь 2016 | Авторы проекта | Утверждение проекта |
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта мы сможем:
- Рассказать о полезных ископаемых.
- Составлять коллекции минералов и полезных ископаемых.
- Осуществлять сбор необходимой информации и выпускать буклеты.
III. Заключение.
Работая над проектом, мы познакомились со свойствами полезных ископаемых, добычей их и применением. Работа над проектом расширяет знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, учит работать с информационными источниками, вести наблюдения. Благодаря созданному буклету, мы надеемся вызвать желание у одноклассников и учащихся начальной школы узнать больше о нашей прекрасной Родине. Считаем, что цель достигнута.
Выводы:
Подготовка проекта включала в себя сбор материалов по теме работы. Проведение проекта заняло несколько месяцев (октябрь-январь).
В результате работы создан буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Над проектом работали 3-е обучающихся.
Список используемой литературы и источников:
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/ · 27 КБ
slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm · 14 КБ
www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy; · 26 КБ
Elhow: https://elhow.ru/ucheba/geografija/kakie-est-poleznye-i
Приложение № 1
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добывают в недрах страны на данный момент? Всем известно, что в настоящее время уже на территории РФ обнаружено более 20 000 месторождение различных видов. Страна имеет крупные месторождения угля, золота, алюминиевого сырья, олова, платины, вольфрама, графита, никеля и других видов ископаемых. В данной статье мы с вами подробно рассмотрим, какие есть полезные ископаемые в России и их виды. Конечно, преобладающими полезными ископаемыми является твердые, которые располагаются практически на всей территории страны Большинство горных пород —твёрдые тела. Их основные свойства: постоянная форма, прочность.
Многих интересует, какие полезные ископаемые в России стоят на первом месте в мире по подтвержденным общим запасам – это железняк – (264млрд т.). Залежи железной руды отличаются большой глубиной залегания, а также усиленной прочностью и сложным минеральным составом, который имеет в своем содержании 16-32% железа. Месторождения в основном сосредоточены в Европейской части страны. Одним из крупнейших бассейнов в мире считается – Курская магнитная аномалия. Российские месторождения представлены всеми генетическими типами и характеризуются промышленным содержанием титана, железа и ванадия, а также низким содержанием фосфора и серы. Магматические месторождения расположены на Урале, в Карелии, Горном Алтае, в Забайкалье и восточных Саянах.
Приложение № 2
Измененные свойства горных пород, их использование.
Из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.
Гравий, песок — используют в строительстве дорожных покрытий.
Из известняка и других горных пород производят цемент. А из цемента с водой и песком делают бетон, из которого изготавливают бетонные плиты, необходимые в строительстве.
Горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней—глина, из которой можно лепить и строить. Глиняные изделия после обжига приобретают прочность. Кирпич, древние сосуды, современная керамика, фаянсовые изделия—это всё глина!
При нагревании минеральные вещества плавятся. Расплавив песок, люди получили стекло.
Как находят и добывают
полезные ископаемые?
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.
Не трудно обнаружить гранитный утес, залежи торфа или соляное озеро. Иногда полезные ископаемые залегают у поверхности земли. Но чаще скрыты глубоко под землей. Геологам приходится бурить глубокие скважины и извлекать из них образцы пород, по которым и выявляют месторождения полезных ископаемых.
Крупные месторождения:
Железные руды—средний и южный Урал, север Иркутской области, Кольский полуостров;
каменный уголь— север Урала, остров Сахалин, Кемеровская область (юг р.Оби);
Нефть—Кавказ, Тюменская область (Обь около впадения Иртыша), слева от среднего Урала (Башкирия) и север Урала по р.Печоре, остров Сахалин (северная часть);
Природный газ— север Тюменской области, Обская губа, среднее течение Волги;
Апатиты—Кольский полуостров, фосфориты – Московская область;
Поваренная соль—низовья Волги, озера Эльтон и Баскунчак, Иркутская область (Усолье-Сибирское)
Золото— север Иркутской области (Бодайбо, по р.Витим), Урал, Дальний Восток
Вывод:
Используя свойства горных пород и минералов люди научились выделять из них нужные вещества. Такие как поваренная соль, природные красители, уже готовы к употреблению. Другие перерабатывают на заводах.
Источник
Мамаева Юлия Алексеевна
Занятие по экспериментированию «Полезные ископаемые нашего района»
Воспитатель: Вот мы и пришли в наш зал, давайте поздороваемся с сидящими здесь гостями! А теперь повернитесь все ко мне, сегодня на нашу электронную почту пришло письмо, но это не простое письмо, нас всех вместе с вами приглашают принять участие в научной конференции. Мы приглашение принимаем?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а скажите, что такое научная конференция?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще кто как думает, что такое научная конференция.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а как называются люди занимающиеся наукой?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот, сегодня я вам предлагаю выступить в роли юных ученых. И так, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. Посмотрите пожалуйста на карту, какой большой наш подмосковный район — это наш край. В Подмосковье очень много районов и среди них наш, скажите как он называется?
Дети: Сергиево — Посадский.
Воспитатель: Вы его наверное сразу узнали? На карте он обозначен ярко зеленым цветом. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо ребята. А теперь, мою юные ученые, прошу подойти ко мне. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья. Подмосковный край, как и другие районы нашей страны очень богаты полезными ископаемыми. Давайте вспомним, мы уже об этом говорили, какие полезные ископаемые мы добываем в нашем районе.
Ответы детей.
Воспитатель: Так, все правильно! ребята. а посмотрите пожалуйста на карту и скажите, каким графическим знаком обозначен песок на карте?
Дети: Круг.
Воспитатель: Известняк?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Торф?
Дети: Кирпичик.
Воспитатель: Молодцы, а какие полезные ископаемые добывают в нашем Сергиево —
Посадском районе?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти значки. что это?
Дети: Песок. глина.
Воспитатель: Правильно! А мне бы хотелось узнать почему такое интересное название полезные ископаемые?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А где у нас полезные ископаемые находятся в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А в народе полезные ископаемые как еще называются?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично! Полезные ископаемые — это наше богатство. Скажите мне пожалуйста ребята, а как люди узнают, что именно в этом месте есть полезные ископаемые и кто занимается их поиском?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Геологи, а кто же такие геологи? давайте уточним.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А знаете, профессия геологов не простая, им часто приходится сталкиваться с разными трудностями, преодолевать большие расстояния, порой на поверхности земли ничего не видно, и им приходиться долго работать, чтобы определить, где находятся полезные ископаемые, и вот когда место положение полезных ископаемых найдено надо определить, как их извлечь.
Дети: Машины
Воспитатель: А какие машины, посмотрите?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! А теперь расскажите какие именно полезные ископаемые добывают в нашем районе? Начнем с песка
Посмотрите на слайд, как люди добывают песок и для чего они его используют?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно А теперь давайте посмотрим на слайд и расскажем где и для чего используют глину?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда мы ходили в музей на экскурсию, что мы видели?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: У нас тоже есть глина и мы ее сейчас рассмотрим, а потом приготовим ее и сделаем свои игрушки. Так, посмотрим на следующий слайд. что делают из известняка?
Ответы детей.
Воспитатель: А в какой одежде нужно работать с известняком?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем нужна маска?
Ответы детей.
Воспитатель: Следующий слайд. посмотрите, где у нас используют торф?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. где сажают помидоры. вот посмотрите сколько пользы могут принести нам полезные ископаемые. Но иногда бывают такие случаи. когда происходит возгорание торфяников. Тогда всему живому приходится очень трудно. Вот сейчас у нас весна люди выходят отдыхать разжигают костры, жарят шашлыки, отдыхают, а уходя забывают тушить костры, и что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: поэтому нужно очень бережно относиться к природе. Сейчас мы с вами посмотрим фильм и узнаем много нового. А теперь пришло время немножко отдохнуть. Все готовы?
Физкультминутка.
Воспитатель: Как ребята отдохнули?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: А теперь мы пойдем в нашу научную лабораторию и проведем опыты с некоторыми полезными ископаемыми. мы одеваем рабочую одежду. Сотрудники лаборатории должны ходить в белых халатах. Кто оделся тот помогает другому. Вы сейчас будите настоящими лаборантами. Кто готов садитесь ровненько на стульчики. Обратите внимание перед вами лежит научное оборудование. Скажите, что вы видите на своем столе?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите ребята зачем нужна лупа?
Ответы детей.
Воспитатель: для чего нам нужен микроскоп?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо вы все правильно сказали. а теперь перейдем к первому опыту. Возьмем стаканчики с песком и глиной и рассмотрим содержимое через лупу, лупу держите повыше. так вы лучше все рассмотрите. Кто рассмотрел?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь рассмотрим содержимое второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сравним содержимое первого и второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой научной лаборатории есть главный научный сотрудник. Сегодня таким буду я, а что бы ваши опыты были успешными надо соблюдать технику безопасности. ребята, а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп. Мы с микроскопом будем работать в паре, так, что не торопитесь рассматривайте все внимательно. Мальчики уступите девочкам. На что похожи песчинки
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран — это песок со стократным увеличением. Камушки похожи на конфетки, а можно их кушать?
Дети: Нет
Воспитатель: вам понравилось? Продолжаем опыты. Отставьте микроскопы, а со стоканчиками мы продолжим. Возьмите две лабораторные палочки, будте осторожны они острые. Воткните одну палочку в песок. а вторую в глину. Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно глина плотный материал, песок — рыхлый. Вспомните, как растения растут на песке и глине?
Ответы детей.
Воспитатель: Вытащите палочки и поставьте на место. Возьмите мерный стаканчик, налейте половину воды в глину. а вторую в песок, а теперь посмотрим, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это доказывает. что глина плотный материал. А теперь последний самый интересный опыт, поставьте перед собой тарелочки с песком и глиной. А теперь возьмите лабораторные трубочки и подуйте. в рот трубочки не берите, посмотрите. что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: что произошло с песчинками?
Ответы детей.
Воспитатель: Сухие разлетелись, а мокрые нет, они склеились. А теперь посмотрим на экран, какие скульптуры бывают их мокрого песка. Наши опыты окончены. Вы были молодцы. Когда вы вырастете кто — то станет ученым, кто — то геологом, а может и кем — то другим. а пока о нашем занятии расскажите дома и берегите природу. а теперь давайте попрощаемся.
Источник