Навыки которые полезны при уходе за детьми
Содержание
Развитие технического прогресса неизбежно сказывается на жизни людей и особенно, если они относятся к молодому поколению. Но не всегда это влияние положительно. Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте ловко обращаются с гаджетами, но не в состоянии самостоятельно одеться, завязать шнурки, выполнить несложные бытовые поручения. В результате они оказываются совершенно не готовыми к ситуациям, в которых нужно удовлетворять свои потребности без помощи взрослых. Чтобы подготовить малышей ко взрослой жизни и тем самым значительно облегчить ее, родители должны прививать детям навыки самостоятельности и обучать их элементарной бытовой деятельности.
Навыки самообслуживания для детей младшего дошкольного возраста
Начиная примерно с 4-летнего возраста, родители должны активно, но ненавязчиво, прививать детям навыки, благодаря которым ребенок сможет удовлетворить свои элементарные бытовые потребности. К числу таких полезных навыков самообслуживания можно отнести:
- умение одеваться.
Дети раннего дошкольного возраста должны уметь определять изнанку и лицо одежды, застегивать пуговицы, молнии и крючки, завязывать шнурки, а также, по возможности, следить за своим опрятным видом. Обучение этим навыкам начинается примерно с 2-летнего возраста, когда ребенок играет в игры с целью развития мелкой моторики. В результате к 6 годам дети могут самостоятельно одеваться и раздеваться;
- уборка.
Младший дошкольный возраст — время, когда следует прививать ребенку аккуратность и чистоплотность. Сделать это можно, приобщая малыша к уборке собственных игрушек и наведению порядка во всем доме. В 4-5 лет ребенок уже вполне способен вытирать пыль, подметать, убирать посуду со стола. Родителямследует держать чистые губки и тряпки в доступном для ребенка месте, чтобы он мог в случае необходимости убрать за собой. Однако вся бытовая химия должна быть надежно спрятана от детей во избежание использования ее не по назначению. Результаты детской уборки нельзя критиковать, чтобы не отбить желание заниматься такой деятельностью. Следует тактично и мягко корректировать работу, объясняя, что в следующий раз нужно сделать по-другому. Похвала и поощрение инициативы и самостоятельной работы — основа успеха в процессе формирования личности ребенка;
- стирка.
Ранний дошкольный возраст не помеха обучению этому полезному навыку. Дети помладше могут стирать свои мелкие вещи детским мылом. Для них это будет не столько работа, сколько веселая игра. Дети в возрасте 5-6 лет способны помогать сортировать белье по цветам, загружать стиральную машину, нажимать кнопки под руководством родителей. По завершении цикла стирки ребенок может доставать вещи, подавать их маме для развешивания или вешать сушить белье самостоятельно;
- приготовление еды.
Привлекать детей к помощи на кухне можно уже с 3-х лет. Трехлетки в состоянии успешно размешивать, насыпать, накладывать продукты, помогая таким образом родителям на кухне. По мере взросления список навыков, полезных для приготовления еды, должен расширяться. Это может быть, например, умение обращаться с блендером, соковыжималкой или овощечисткой. К 7 годам малыш вполне способен освоить включение и выключение современной индукционной плиты и микроволновой печи и, следовательно, самостоятельно разогревать себе обед уже в первом классе. Конечно, младший дошкольный возраст — не самое лучшее время для знакомства со старыми моделями газовых и электроплит. Отработку этого навыка нужно отложить до момента, когда ребенку исполнится 8-10 лет.
Полезная бытовая деятельность детей в раннем дошкольном возрасте
Кроме всех вышеуказанных полезных навыков самообслуживания, ребенка младшего дошкольного возраста можно обучать следующим домашним делам и привлекать к таким занятиям:
- выращивание и полив растений.
Примерно в трехлетнем возрасте ребенок активно интересуется живой природой. Родителям следует всячески стимулировать этот интерес. Для этого можно купить малышу набор для выращивания растений или приобрести землю, горшок и семена по отдельности и помочь ребенку посадить цветы и ухаживать за ними;
- кормление домашних животных и их выгул по необходимости.
Ранний дошкольный возраст — благоприятное время для развития самостоятельности и ответственности у детей. Даже самые маленькие дети могут кормить рыбок, кота, попугая, небольшую собаку и других домашних питомцев. Шестилетки в состоянии выгуливать небольшого пса. В заботе о других у детей формируется правильное отношение к окружающему миру, поэтому родителям не следует отказываться от просьб завести домашнего любимца;
- помощь в покупках.
Мамы и папы могут привлечь ребенка как к составлению списка покупок, интересуясь желаниями малыша, так и к непосредственному выбору и приобретению продуктов в магазине. Такая совместная деятельность ребенка и родителей учит рациональности и работе в команде и будет наверняка полезна в последующей взрослой жизни.
Советы родителям по развитию самостоятельности у малышей
В процессе приучения к самостоятельности и привития полезных практических навыков родителям следует помнить о мерах безопасности и правилах, которые малыш должен соблюдать, чтобы его деятельность не навредила здоровью:
- все опасные предметы, продукты и средства (ножи, спички, бытовая химия) должны быть изолированы в местах, к которым у ребенка нет доступа;
- родителям при обучении дошкольника навыкам пользования бытовыми приборами необходимо особое внимание уделять объяснению правил пользования ими и рассказывать о последствиях, возникающих при несоблюдении техники безопасности;
- ребенку нужно давать только посильные задания и ставить перед ним выполнимые задачи, чтобы он ощущал успех и удовлетворение от проделанной работы. В противном случае отсутствие результата или чувство неуспешности, особенно если оно сопровождается критикой и наказанием, может надолго отбить у ребенка желание проявлять инициативу и быть самостоятельным.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Истоки самостоятельности дошкольника / Теплюк, С.Н. // Дошкольное воспитание. = 1991. — №7
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. / Веракса Н.Е., Галимов О.Р. // М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. = 2012
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. / Менщикова Л. Н. // Волгоград: Учитель. = 2009
Источник
Подготовка к школе / Дошкольное развитие
Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.
ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.
1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе
Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.
Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.
Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.
Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.
Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.
Смотрите также: Польза занимательной математики и решения задач на логику.
Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.
2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам
Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.
В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.
Читайте также: 10 идей и упражнений для развития творческих способностей.
Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.
3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект
Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:
- умение размышлять;
- доказывать истинность или ложность суждений;
- принимать обоснованные решения;
- объяснять свою позицию себе и окружающим.
Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.
Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.
Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.
4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект
Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.
Это интересно: Игры и задания для развития пространственного мышления дошкольников.
Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях
Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.
Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.
Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.
Мы выделили 4 универсальных навыка, качества (их группы), которые однозначно пригодятся вашему ребёнку в школе и дальнейшей жизни.
5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично
Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.
6. Умение работать с информацией
Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.
Для эффективной работы и учебы важно уметь:
- оценивать информацию на достоверность и надежность;
- отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
- объединять элементы в смысловые группы;
- запоминать и вовремя находить нужную информацию.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Натан Ротшильд
7. Самоорганизация, тайм-менеджмент
Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.
Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.
«Я не раз думала о том, как бы убить время!» — говорила Шляпнику Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Он отвечал ей:
«Разве такое ему (времени) может понравиться? Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь».
8. Личные качества: лидерство, воля, упорство
Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.
Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.
Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей
Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.
Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.
«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!»
— сурово заметил экзаменатор.
Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.
Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?
В любом возрасте не рано и не поздно!
В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.
Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.
Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.
О чём ещё стоит помнить?
- Прислушивайтесь к ребёнку и помогайте развиваться в том, что нравится ему. Не старайтесь реализовать исключительно свои амбиции, не стремитесь вырастить нового Ханса Циммера или Стива Джобса.
- Закладывайте основные способности, которые точно пригодятся любому подростку и взрослому. За это он обязательно скажет вам спасибо.
- Продолжайте развитие мышления, познавательного интереса и других навыков вместе с ЛогикЛайк. Наши задания увлекают детей и взрослых!
На платформе ЛогикЛайк мы обучаем и развиваем детей в игровой форме, от простого — к сложному.
Занимайтесь онлайн в любое удобное время.
Источник