Название полезного ископаемого в переводе зерно
Из базальтового литья изготовляют высоковольтные электрические изоляторы, химические баки, канализационные трубы.
На примере вулканических туфов, лав, обсидиана и базальта мы ознакомились с излившимися (эффузивными) породами. Совершенно в иных условиях происходило образование глубинных (интрузивных) пород. Остывание в глубинах земной коры совершается чрезвычайно медленно и под огромным давлением вышележащих пластов горных пород. Образовавшиеся в таких условиях интрузивные породы отличаются от эффузивных прежде всего зернисто- кристаллическим строением, которое так хорошо заметно в гранитах.
Название гранит происходит от латинского слова «гранум» — зерно; следовательно, гранит в переводе на русский язык — зернистая порода.
По величине зерна различают мелкозернистый, средне-зернистый и крупнозернистый гранит.
Породы магматического происхождения широко распространены. Они образуют, как показали исследования советских ученых, гранитный пояс земной коры мощностью около 10 километров. Под гранитами на глубине свыше 27 километров залегают базальты.
Следующее место в строении земной коры занимают осадочные породы, образовавшиеся в результате деятельности не внутренних сил Земли, как в магматических породах, а внешних, то-есть в результате геологической деятельности воды и атмосферы. В эту группу в основном входят такие породы, которые образовались из различных осадков на дне древнейших водоемов. Материалом для осадочных пород служили продукты выветривания в виде различной величины обломков каменных пород, песка и глины, отнесенных текучими водами в моря. Это подтверждает слоистое сложение осадочных пород. В них встречаются, кроме того, отпечатки и окаменевшие остатки древнейших организмов.
К осадочным породам относятся также химические осадки: различные соли, оседавшие при испарении водоемов. Этот процесс испарения можно наблюдать в современных соленых самосадочных озерах, а также в мелководных морских заливах, как Кара-Богаз-Гол (на Каспийском море).
Значительное место среди осадочных пород занимают породы, образовавшиеся из продуктов жизнедеятельности организмов, например известняки, мел, ископаемые угли, фосфориты.
В известняках часто встречаются раковины различных обитателей древнейших водоемов: иногда камень целиком образован из раковин, поэтому так и называется ракушечником. Крымский ракушечник легко распиливается обыкновенной двуручной пилой и хорошо поддается обработке. Как прекрасный каменный материал, он широко применяется в строительстве, например в Севастополе, Евпатории и других городах Крымской области, а также за ее пределами.
Широко распространены известняки, образованные скоплением мелких известковых раковинок, простейших животных из класса корненожек. Эти раковинки имеют веретенообразную форму, что и отмечается в самом названии животного — «фузулйна» (от латинского слова «фузус» — веретено). Такие белые и желтоватые фузулиновые известны в других районах, часто принимаются юными геологами за «окаменелую» рожь или пшеницу.
Другая породообразующая окаменелость из того же класса корненожек слагает толщи нуммулитовых известняков. Название корненожки происходит от
латинского слова «нуммус» — древняя римская мелкая разменная монета.
Источник
- Бизнес статьи
- Полезные ископаемые: понятие, характеристика, классификация. Виды полезных ископаемых (таблица)
Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.
Понятия и термины, относящиеся к теме
Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.
Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.
Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.
Когда начали добывать полезные ископаемые?
Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.
В XVIII веке после промышленной революции полезные ископаемые стали остро необходимы. В связи с чем их добыча развивалась быстрыми темпами. Современные технологии основываются на открытиях именно того периода. В XIX веке произошла знаменитая «золотая лихорадка», в ходе которой было добыто огромное количество драгоценного металла – золота. В тех же местах (Южной Африке) открыли несколько месторождений алмазов.
Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию
Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:
- жидкие (минеральные воды, нефть);
- твердые (металлы, угли, руды);
- газообразные (природный газ, инертный газ).
Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.
Промышленные виды, классификация полезных ископаемых
После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:
Тип месторождения ископаемого | Группы в его составе | Виды ископаемых |
Горючие (топливные) | Твердое состояние | Торф, уголь |
Жидкое/газообразное состояние | Газ, нефть | |
Металлические | Металлы черные | Марганец, хром, титан, железо |
Металлы цветные | Свинец, медь, кобальт, алюминий, никель | |
Металлы благородные | Платина, золото, серебро | |
Металлы редкие | Олово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден | |
Радиоактивные соединения | Торий, радий, уран | |
Неметаллические | Сырье горнорудное | Слюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески |
Сырье химическое | Флюорит, фосфорит, барит, соли минеральные | |
Строительные материалы | Мрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье | |
Камни самоцветные | Камни драгоценные и поделочные |
Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.
Горючие ископаемые
К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.
Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):
- уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
- горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
- торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.
Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.
Металлические полезные ископаемые: виды, характеристика
Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.
Как добывают? Лишь благородные металлы, которые из-за своих химических свойств не вступают в реакцию с другими простыми и сложными веществами, можно найти в чистом виде. Остальные же активно взаимодействуют друг с другом, превращаясь в руду. Смесь металлов при необходимости разделяют или оставляют без изменений. Сплавы, образованные природой, «прижились» благодаря смешанным свойствам. Железо, например, можно сделать более твердым, если добавить к металлу углерод, получится сталь – прочное соединение, выдерживающее большие нагрузки.
В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.
Черные металлы
Черные металлы — это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.
Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.
Цветные металлы
В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь — красная, алюминий — серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.
Цветные металлы классифицируют на:
- тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
- легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
- благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
- малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
- тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
- редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
- рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
- радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.
Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.
Неметаллические природные элементы
Подведем небольшой итог. Основные категории из таблицы «Виды полезных ископаемых» (топливные, рудные, нерудные) изучены. Какие же элементы относят к нерудным, т. е. неметаллическим? Это группа твердых или мягких полезных ископаемых, встречающихся в виде отдельных минералов или горных пород. Современной науке известно более сотни таких химических соединений, являющихся ничем иным, как продуктом природных процессов.
По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.
Группа неметаллических минералов/пород | Вид породы/минерала | Характеристика |
Сырье горнорудное | Асбест | Несгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных. |
Известняк | Осадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь. | |
Слюда | Породообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике. | |
Сырье химическое | Калийные соли | Осадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений. |
Апатит | Минералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики. | |
Сера | Встречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука. | |
Строительные материалы | Гипс | Сульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека. |
Мрамор | Горная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников. | |
Камни самоцветные | Драгоценные | Обладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора. |
Полудрагоценные | ||
Поделочные |
Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.
Классификация ресурсов по исчерпаемости
Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:
- исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
- неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
- возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
- невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
- заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
- незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).
Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.
Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.
Источник
Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).
Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.
Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
1.Организация урока.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
М. Пришвин
Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.
-Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»
-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»
— Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.
2. Операционно-содержательный этап.
Коллективная работа.
Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое «недра»?
Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»
Скажите, что означает выражение «разработка недр»?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»
Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами -бригадами
Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.
-Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
3.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная Руда)
5.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
6.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
7.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Работа в группах
У.А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых
Д.Геологи Слайд 5 «Геологи»
— А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.
— Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая
2) отваливая землю, делать углубления
— Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?
-Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?
-Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).
Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.
Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)
2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.( Глина)
3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)
Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ). (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)
1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)
2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)
3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.
Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)
4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )
Металлы: железная руда, золото.
1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )
2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений (Золото).
Картинный диктант
-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд 6 Исследователи
–А можем ли мы назвать себя исследователями?
-Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)
–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _________ _________________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________
– Давайте проверим, как вы выполнили работу.
-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.
– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Проблема: «Необходимы нам полезные ископаемые ?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, необходимы; 2) нет.
Игра «А что у вас?»
Задание: К иллюстрациям объетов (кухня, народное хозяйство, строительство) прикрепить образец полезного ископаемого.
Представьте, как изменится наша жизнь, если вдруг исчезнут все полезные ископаемые:
I группа – на кухне
II группа – в строительстве
III — в народном хозяйстве
4. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.Тест
– А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.
– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.
Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку.Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»
На доске правильные ответы.
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.
_______________________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.
Я геолог
1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.
Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.
_________________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило
2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений.
Карточка исследователя
Название полезного ископаемого________________________ Твёрдое или жидкое _________ _________________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________
Самостоятельная работа.
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменны