Не все что нам хочется нам полезно

добавлена 9 февраля 2019 в 18:35

добавлена 2 февраля 2019 в 20:45

добавлена 28 января 2019 в 13:25

добавлена 12 января 2019 в 18:24

добавлена 5 января 2019 в 18:14

добавлена 30 декабря 2018 в 17:58

добавлена 15 декабря 2018 в 19:54

добавлена 9 декабря 2018 в 09:40

добавлена 3 мая 2016 в 05:44

добавлена сегодня в 10:16

О ЛЮБВИ И ХРИСТИАНСКОМ БРАКЕ.
Не рождение детей является высшей целью брака, а взаимное поощрение ко спасению. Рождение детей – это следствие. Ты, конечно же, будешь радоваться и этой стороне жизни, но только пусть не окажется один месяц медовым, а вся жизнь горькой.
Брак с самого начала должен быть прочным. Как говорится, если живешь настоящим, ты исправляешь прошлое и стяжаешь будущее. Так что это ошибка – строить отношения из-за каких-то неотложных причин. Надо думать о том, выдержит ли дев

21 июля празднуется ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ в 1579 году. С ПРАЗДНИКОМ!
В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили вн

добавлена 20 июля в 09:11

Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке… Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, а где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной прежде всего надо возбудить дух молитвы.
Священномученик Серафим (Чичагов)

добавлена 19 июля в 12:03

Однажды старец со своими учениками разговаривал о превратностях человеческих отношений. Старец спросил у своих учеников:
– Как вы думаете, почему, когда люди ссорятся, они кричат?
– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил старец. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил старца. В конце концов он объяснил:
– Когда люди недов

добавлена 19 июля в 11:58

19 ИЮЛЯ — ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО СИСОЯ ВЕЛИКОГО.
Пре­по­доб­ный Си­сой Ве­ли­кий был мо­на­хом-от­шель­ни­ком. В очень молодых летах он отрекся от мира и жил сперва в Скиту под руководством аввы Гора, где несколько лет упражнялся в самоотречении и аскетических подвигах. Когда же пустыня Скит показалась ему слишком шумной, он переправился через Нил и уединился в Еги­пет­ской пу­стыне в пе­ще­ре, освя­щен­ной мо­лит­вен­ны­ми тру­да­ми его пред­ше­ствен­ни­ка – пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го

добавлена 19 июля в 11:52

С воскресеным днём, братья и сестры!!!

добавлена 18 июля в 14:14

Сегодня, 18 июля, память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).
ОНА ШЛА ЗА ХРИСТОМ…
“Господи, прости им, не знают, что делают!” – была последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее. Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку,

добавлена 18 июля в 14:12

18 июля — праздник ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ЭКОНОМИССА».
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница» находится на Афонской горе, в лавре святого Афанасия. История ее появления такова.
В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру. Однако вскоре из-за сильного голода всем инокам пришлось покинуть обитель в поисках другого пристанища. Остался один старец-игумен, но и сам он в скором времени вынужден был оставить лавру. С железным по

добавлена 18 июля в 14:10

18 ИЮЛЯ — ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ И ИНОКИНИ ВАРВАРЫ (1918).
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — как

Источник

Христианская свобода. Почему апостол Павел отказался от мяса?

Многие считают, что апостол Павел не ел мяса, потому что был аскетом. Так ли это? Анализ Священного Писания показывает, что причина была совсем в другом. Особенно ярко это видно в Первом послании к Коринфянам.

Известно, что ап. Павел проповедовал Евангелие среди язычников, у которых был обычай приносить животных в жертву богам и вкушать жертвенное мясо.

Иисус Христос, придя в мир, принёс Себя как Агнец в Жертву за грехи всего человечества и, тем самым, отменил все другие жертвы, в том числе и иудейские.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Псалтырь 50:19)

Благую весть о Спасении через Жертву Христа и проповедовал ап. Павел среди язычников, его трудами многие крестились. Однако, первые христиане продолжали жить среди идолопоклонников, дружили с ними, если за одним столом.

На таких трапезах постоянно присутствовало идоложертвенное мясо, т.е. то, которое сначала приносилось в жертву, а потом шло в употребление. Такое мясо продавалось и на рынках, при чём очень часто его невозможно было отличить от обычного. Получалось, что христиане ненароком могли съесть жертву идолу, и это их очень смущало.

Апостол Павел, как и другие совершенные христиане, считал идолов за ничто, а идолжертвенное чистой пищей. Он писал:

об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор 8:4),

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор 8:8).

В отличии от него, новообращенные христиане с опаской относились к отрицанию богов, в которых верили прежде, и к их жертвам. Поэтому, поедая идоложертвенное, чувствовали себя оскверненными и укоряемыми собственной совестью:

некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор 8:6-7).

Получалось, что когда ап. Павел ел мясо, не вникая в его происхождение, поскольку не считал это важным, тем самым вводил в искушение несовершенных, и поступал не на пользу другим членам Церкви.

Совершенный становился искусителем, несовершенный – искушаемым.

Понимая это, ап. Павел писал о христианской свободе:

Все мне позволительно, но не все полезно;

все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор 10:23).

Истинный христианин должен думать не только о пользе для своего развития, но и о назидании других членов Церкви. Вот почему, апостол Павел отказался от мяса:

если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор 8:13).

Христианская свобода должна исходить не из личных интересов, а из общих, потому что все христиане – члены единого Тела Христова (Церкви).

Читайте также:  Лаванда трава полезные свойства от чего

Ап. Павел предупреждал и других христиан:

Берегитесь .., чтобы … свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо … от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1 Кор 8:9-11)

согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (1 Кор 8:12).

Апостол подчеркивал очень важную мысль о приоритете любви над знанием. Во всём, что мы делаем, надо исходить из любви. Она поможет увидеть, что на сердце у другого, и подскажет, в каких случаях, как поступать:

знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор 8:1-3).

В то же время ап. Павел строго предупреждал о том, что христиане не должны участвовать в трапезах, о которых заведомо известно, что они посвящены языческим богам:

я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор 10:20-21).

Это опасно, потому что несовершенные христиане могут быть вовлечены в общение с бесами и склониться к идолопоклонству.

Таким образом, отказ апостола Павла от мяса не имеет никакого отношения ник аскетизму, ни к идеологии современного вегетарианства.

Читайте также: Конфликт Петра и Павла: Антиохийский инцидент

Изображения с сайта Pixabay.com

Источник

Чтоб выжить и прожить на этом свете,
пока земля не свихнута с оси,
держи себя на тройственном запрете:
не бойся, не надейся, не проси.

­

За все наши мужицкие злодейства
Я женщине воздвиг бы монумент,
Мужчина — только вывеска семейства,
А женщина — и балки, и цемент.

­

Звоните поздней ночью мне, друзья,
не бойтесь помешать и разбудить;
кошмарно близок час, когда нельзя
и некуда нам будет позвонить.

­

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

­

За радости любовных ощущений
Однажды острой болью заплатив,
Мы так боимся новых увлечений,
Что носим на душе презерватив.

­

Теперь я понимаю очень ясно,
и чувствую и вижу очень зримо:
неважно, что мгновение прекрасно,
а важно, что оно неповторимо.

­

В цветном разноголосом хороводе,
в мелькании различий и примет
есть люди, от которых свет исходит,
и люди, поглощающие свет.

­

Тому, что в семействе трещина,
всюду одна причина:
в жене пробудилась женщина,
в муже уснул мужчина.

­

Не зря я пью вино на склоне дня,
заслужена его глухая власть;
вино меня уводит в глубь меня,
туда, куда мне трезвым не попасть.

­

Есть в каждой нравственной системе
идея, общая для всех:
нельзя и с теми быть, и с теми,
не предавая тех и тех.

­

Добро со злом природой смешаны,
как тьма ночей со светом дней;
чем больше ангельского в женщине,
тем гуще дьявольского в ней.

­

И спросит Бог:
— Никем не ставший,
Зачем ты жил? Что смех твой значит?
— Я утешал рабов уставших, — отвечу я.
И Бог заплачет.

­

Хотя и сладостен азарт
по сразу двум идти дорогам,
нельзя одной колодой карт
играть и с дьяволом и с Богом.

­

Люблю людей и по наивности
открыто с ними говорю.
И жду распахнутой взаимности,
а после горестно курю…

­

Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.

­

Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами — противно,
а среди умных — одиноко.

­

В горячем споре равно жалко
и дурака, и мудреца,
поскольку истина как палка —
всегда имеет два конца.

­

Наш путь из ниоткуда в никуда —
Такое краткосрочное событие,
Что жизни остаётся лишь черта
Меж датами прибытия-убытия.

­

Мы варимся в странном компоте,
Где лгут за глаза и в глаза,
Где каждый в отдельности – против,
А вместе – решительно за.

­

Крайне просто природа сама
разбирается в нашей типичности:
чем у личности больше ума,
тем печальней судьба этой личности.

­

Сегодня для счастливого супружества
у женщины должно быть много мужества.

­

В сердцах кому-нибудь грубя,
ужасно вероятно
однажды выйти из себя
и не войти обратно.

­

Всегда мне было интересно,
Как поразительно греховно:
Духовность женщины – телесна,
А тело – дьявольски духовно.

­

Тонко и точно продумана этика
Всякого крупного кровопролития:
Чистые руки — у теоретика,
Чистая совесть — у исполнителя.

­

Свобода — это право выбирать,
с душою лишь советуясь о плате,
что нам любить, за что нам умирать,
на что свою свечу нещадно тратить.

­

Мужик тугим узлом совьётся,
но если пламя в нём клокочет —
всегда от женщины добьётся
того, что женщина захочет.

­

Живя в загадочной отчизне,
Из ночи в день десятки лет
Мы пьем за русский образ жизни,
Где образ есть, а жизни нет.

­

Весьма порой мешает мне заснуть
Волнующая, как ни поверни,
Открывшаяся мне внезапно суть
Какой-нибудь немыслимой хе*ни.

­

От всех житейских бурь и ливней,
болот и осыпи камней —
блаженны те, кто стал наивней,
несчастны все, кто стал умней.

­

На людях часто отпечатаны
истоки, давшие им вырасти:
есть люди, пламенем зачатые,
а есть рожденные от сырости.

­

Чем больше в голове у нас извилин, тем более извилиста судьба.

­

Опыт не улучшил никого;
те, кого улучшил — врут безбожно;
опыт — это знание того,
что уже исправить невозможно.

­

Я живу, постоянно краснея
за упадок ума и морали:
раньше врали гораздо честнее
и намного изящнее крали.

­

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

­

Всему ища вину вовне,
Я злился так, что лез из кожи,
А что вина всегда во мне,
Я догадался много позже.

­

Днём кажется, что близких миллион
и с каждым есть связующая нить,
а вечером безмолвен телефон,
и нам по сути некому звонить.

­

Я не стыжусь, что ярый скептик
и на душе не свет, а тьма;
сомненье — лучший антисептик
от загнивания ума.

­

Когда рабы приходят к власти,
Они куда страшней господ.

­

Вчера я бежал запломбировать зуб
И смех меня брал на бегу:
Всю жизнь я таскаю свой будущий труп
И рьяно его берегу.

­

Не в силах дамы побороть
ни коньяком, ни папиросами
свою сентябрьскую плоть
с её апрельскими запросами.

­

Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.

­

Жизнь летит, и жить охота,
и слепо мечутся сердца
меж оптимизмом идиота
и пессимизмом мудреца.

­

Жить, покоем дорожа —
пресно, тускло, простоквашно;
чтоб душа была свежа,
надо делать то, что страшно.

­

В прошлом были те же соль и мыло,
хлеб, вино и запах тополей;
в прошлом только будущее было
радужней, надёжней и светлей.

­

Кто понял жизни смысл и толк,
давно замкнулся и умолк.

­

Будущее вкус не портит мне,
мне дрожать за будущее лень;
думать каждый день о черном дне —
значит делать черным каждый день.

­

Эта мысль — украденный цветок,
Просто рифма ей не повредит:
Человек совсем не одинок —
Кто-нибудь всегда за ним следит.

­

Ещё в нас многое звериным
осталось в каждом, но великая
жестокость именно к любимым —
лишь человеку данность дикая.

­

У прошлого есть запах, вкус и цвет,
Стремление учить, влиять и значить,
И только одного, к несчастью, нет —
Возможности себя переиначить…

­

Безоблачная старость – это миф,
Поскольку наша память – ширь морская,
И к ночи начинается прилив,
Со дна обломки прошлого таская.

­

Подозрительна мне атмосфера
безусловного поклонения,
ибо очень сомнительна вера,
отвергающая сомнения.

­

Умея от века себя отключить,
на мир я спокойно гляжу,
и могут меня только те огорчить,
кого за своих я держу.

­

Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.

­

Поэзия — нет дела бесполезней
в житейской деловитой круговерти,
но все, что не исполнено поэзии,
бесследно исчезает после смерти.

­

Пути добра с путями зла
так перепутались веками,
что и чистейшие дела
творят грязнейшими руками.

­

Красив, умен, слегка сутул,
Набит мировоззрением.
Вчера в себя я заглянул
И вышел с омерзением.

­

Изведав быстрых дней течение,
я не скрываю опыт мой:
ученье — свет, а неучение —
уменье пользоваться тьмой.

­

Не в силах нас ни смех, ни грех
свернуть с пути отважного,
Мы строим счастье сразу всех,
И нам плевать на каждого.

­

Себя от себя я усердно лечу,
живя не спеша и достойно,
я бегаю медленно, тихо кричу
и гневаюсь очень спокойно.

­

Всё нежней и сладостней мужчины,
женщины всё тверже и железней;
скоро в мужиках не без причины
женские объявятся болезни.

­

Поздним утром я вяло встаю,
сразу лень изгоняю без жалости,
но от этого так устаю,
что ложусь, уступая усталости.

­

Густеет, оседая, мыслей соль,
покуда мы свой камень в гору катим:
бесплатна в этой жизни только боль,
за радости мы позже круто платим.

­

Когда нас учит жизни кто-то,
я весь немею;
житейский опыт идиота
я сам имею.

­

Где лгут и себе и друг другу,
и память не служит уму,
история ходит по кругу
из крови — по грязи — во тьму.

­

Оптимизм — изумительный опиум, из себя самого добываемый.

­

Мы постигаем дно морское,
Легко летим за облака
И только с будничной тоскою
Не в силах справиться пока.

­

Напрасны страх, тоска и ропот,
Когда судьба влечет во тьму;
В беде всегда есть новый опыт,
Полезный духу и уму.

­

Любовь — спектакль, где антракты немаловажнее, чем акты.

­

Есть безделья, которые выше трудов,
как монеты различной валюты,
есть минуты, которые стоят годов,
и года, что не стоят минуты.

­

Смотрясь весьма солидно и серьезно
под сенью философского фасада,
мы вертим полушариями мозга,
а мыслим — полушариями зада.

­

Читайте также:  Полезные ископаемые и о их переработки

Источник: Quote-Citation.Com

Источник

Правообладатель иллюстрации
Getty

Употребление в пищу земли — на удивление распространенное явление. В некоторых странах его считают пищевым расстройством, в других — всячески поощряют. Обозреватель

BBC Future задался вопросом: почему у людей возникает желание в буквальном смысле есть землю?

Шейла выросла в Камеруне, где она впервые пристрастилась к каолину. «Тогда я ходила в начальную школу, — говорит она. — Мне частенько приходилось покупать его для своей тети, которая употребляла каолин в пищу». Сейчас Шейла получает высшее образование во Франции.

По словам Шейлы, для многих ее соотечественников эта субстанция по-прежнему является частью их ежедневного рациона. У некоторых это даже перерастает в своего рода зависимость.

Каолин — не такая уж редкость: его можно купить практически на любом камерунском рынке. Это не запрещенное вещество и не новый наркотик. Это местная глинистая порода, земля.

Поедание земли, или геофагия, распространено в Камеруне уже много лет. Это явление подробно описывается в документах колониальных времен.

«Говорят, что все [дети] едят землю, — пишет озадаченный автор «Заметок о племени батанга». — Даже дети миссионеров, которым незнакомо чувство голода».

По словам Серы Янг, эксперта по геофагии из Корнелльского университета (США), это явление имеет очень долгую историю во многих странах мира. Янг занимается изучением подобного поведения на протяжении почти двадцати лет.

Правообладатель иллюстрации
Sera Young

Image caption

На многих африканских рынках можно купить землю, предназначенную для употребления в пищу

Вместе с коллегами она опубликовала масштабное исследование, в котором было проанализировано более 500 документов, относящихся к различным эпохам.

Ученые пришли к выводу, что геофагия распространена во всем мире. Случаи поедания земли были зарегистрированы в Аргентине, Иране и Намибии. Кроме того, исследователям удалось выявить несколько важных тенденций.

Во-первых, чаще всего люди едят землю в тропиках. Во-вторых, склонность к геофагии проявляется преимущественно у детей (что, вероятно, предсказуемо) и беременных женщин.

При этом причиной более низких показателей в некоторых странах может быть отсутствие информации вследствие культурных табу.

«Люди едят несъедобное чаще, чем вы думаете, — говорит Янг, — и это происходит рядом с нами».

В качестве примера она приводит историю знаменитой оперной дивы из Нью-Йорка, которая во время беременности с жадностью ела землю, но держала это в страшной тайне.

Сама Янг заинтересовалась геофагией, собирая материал для своего исследования в Танзании. «Я проводила опросы среди местных беременных женщин на тему анемии, вызванной недостатком железа», — говорит она.

«Когда я спросила одну из таких женщин о том, что ей нравится есть во время беременности, она ответила: «Дважды в день я ем землю со стен своей хижины».

Для Янг это стало большой неожиданностью. «Это шло вразрез со всем, чему меня учили», — говорит она.

Читайте также:  Есть ли что нибудь полезного в колбасе

Правообладатель иллюстрации
Getty

Image caption

Не все, чего нам хочется, для нас полезно

И действительно, в западной медицине давно принято считать геофагию патологией. Ее относят к одной из форм извращенного пищевого поведения, наравне с намеренным поеданием стекла или отбеливателя.

Однако в Камеруне поедание земли не связано с какими-либо табу. Та же ситуация наблюдается и в Кении.

Янг очень удивилась, когда узнала, что в Кении можно купить пакеты земли с различными пищевыми добавками, в том числе с черным перцем и кардамоном.

В штате Джорджия (США) производят белую глину высокого качества, которую можно купить в интернете. На упаковках стоит пометка о том, что продукт не предназначен для употребления в пищу, однако все знают, зачем его покупают.

Янг спрашивает, есть ли поблизости от моего дома в южной части Лондона магазины африканских продуктов. Я отвечаю, что есть. «Просто зайдите в один из них и попросите глину для беременных. Она обязательно там будет».

Полчаса спустя я вышел из магазина под названием «Продукты из Африки» с брикетом в руках. Я отдал за него 99 пенсов (около 95 рублей).

Я осторожно кладу кусочек себе в рот. Глина мгновенно впитывает всю влагу и прилипает к нёбу, словно арахисовое масло. На секунду я чувствую привкус копченого мяса, но быстро понимаю, что это просто глина, и ничего больше.

Правообладатель иллюстрации
Josh Gabbatiss

Image caption

Можно ли объяснить поедание земли недостатком определенных минералов?

Мне стало интересно, почему так много людей испытывают подобное пристрастие.

«У каждого своя причина, — говорит Моник, еще одна камерунская студентка. — Кому-то просто хочется, а кто-то с помощью глины избавляется от тошноты и боли в желудке. Считается, что глина способствует пищеварению».

Неужели это правда? Может, геофагия — не болезнь, а способ лечения?

Существует три объяснения тому, что люди поедают землю, и ответ Моник перекликается с одним из них.

Не вся земля одинакова. Каолин относится к отдельной группе глинистых пород, которые наиболее популярны среди любителей полакомиться.

Глина обладает хорошими связующими свойствами, поэтому ее болеутоляющее действие, о котором говорит Моник, может быть обусловлено способностью связывать или блокировать токсины и патогены в пищеварительной системе.

Эксперименты на крысах и наблюдение за обезьянами показали, что животные могут поедать несъедобные вещества при отравлении.

В некоторых кухнях мира существует традиция смешивать пищу с глиной, чтобы удалить токсины и сделать ее более аппетитной.

Так, например, при приготовлении желудевого хлеба в Калифорнии и на Сардинии измельченные желуди смешивают с глиной, чтобы нейтрализовать танин, придающий им неприятный вкус.

Вторая гипотеза больше основана на интуиции: в глине могут содержаться питательные вещества, отсутствующие в привычных нам продуктах питания.

Анемию часто ассоциируют с геофагией, поэтому поедание богатой железом почвы можно объяснить попыткой возместить недостаток железа.

Правообладатель иллюстрации
Josh Gabbatiss

Image caption

Употреблять в пищу почву может быть опасно, так как в ней могут содержаться болезнетворные микроорганизмы

Кроме того, существует предположение о том, что геофагия — это реакция на сильный голод или дефицит микроэлементов, вследствие чего нечто несъедобное может показаться привлекательным.

Из этого следует, что подобное поведение является неадаптивным, то есть поедание земли не приносит никакой пользы.

С другой стороны, согласно первым двум гипотезам, за геофагией стоят адаптивные причины. Это также объясняет географическую распространенность этого явления.

«Мы предполагали, что в тропиках это случается чаще всего, ведь там наибольшая концентрация патогенов», — говорит Янг.

Кроме того, у детей и беременных женщин может наблюдаться повышенная потребность в питательных веществах, так как у них более слабый иммунитет.

С другой стороны, желаниям беременных часто придают слишком большое значение.

«Женщины считают, что во время беременности нужно баловать себя», — говорит Джулия Хормс, доцент кафедры психологии Университета Олбани (США).

«С беременностью связано много мифов: мол, нужно есть за двоих и давать плоду все, что ему нужно. Но они, как правило, не находят научного подтверждения».

По словам Хормс, эти желания во многом обусловлены культурой и имеют мало общего с биологией.

Если поедание земли — это культурная традиция, то камерунские женщины будут желать ее так же сильно, как европейки и американки — шоколад или мороженое.

Не все, чего нам хочется, полезно для нас.

Тем не менее желание поедать землю встречается даже в тех культурах, где этому не придают столь важное значение.

Эксперименты с участием животных показывают, что это явление хотя бы частично можно объяснить адаптивно-биологическими причинами.

Когда землю поедают слоны, приматы, крупный рогатый скот, попугаи и летучие мыши, это считается нормальным и даже полезным.

Правообладатель иллюстрации
Sera Young

Image caption

Среди различных видов почвы люди предпочитают глину и каолин

Но когда речь идет о человеке, ученые приравнивают подобное поведение к расстройству пищевого поведения.

Несомненно, в некоторых случаях геофагия тесно связана с психическими заболеваниями, однако провести четкую грань между болезнью и нормой сложно.

В 2000 году Агентство США по регистрации токсических веществ и заболеваний заявило, что употребление более 500 мг земли в день можно считать патологией.

Но даже специалисты Агентства признали, что это значение является условным.

«Многие источники описывают геофагию как культурный феномен, и я не склонен считать ее ненормальным поведением», — говорит Ранит Мишори, профессор семейной медицины и практикующий врач медицинского центра Университета Джорджтауна (США).

«Однако если она сочетается с другими клиническими симптомами, я провожу с пациентом беседу о том, как отказаться от этой привычки».

У поедания земли, несомненно, есть свои минусы. Основной повод для беспокойства — это болезни, передаваемые через почву, и токсичные вещества, содержащиеся в глине.

Кроме того, существует вероятность того, что поедание глины и земли не устраняет дефицит микроэлементов, а наоборот — вызывает его.

Геофагия также может стать привычкой, импульсивным поведением, которое приходится скрывать от других.

«Описывая геофагию, порой уместно пользоваться теми же терминами, что и в случае наркотической зависимости», — говорит Янг.

Конечно, геофагию можно просто посчитать отвратительной детской привычкой, причудой беременных или экзотичным пристрастием жителей далеких стран.

Но ни одно из этих объяснений не будет верно на сто процентов.

Более того, подобные убеждения могут привести к тому, что человек, склонный к геофагии, может чувствовать себя изгоем из-за своих «неестественных» желаний.

Чтобы в полной мере понять это явление и определить, к каким последствиям оно приводит, необходимо проверить все эти гипотезы на практике с учетом биомедицинских и культурных факторов.

«Я не говорю, что всем следует съедать по три ложки земли в день, — говорит Янг. — Но то, что эта практика может быть вредна, еще предстоит доказать».

  • Прочитать

    оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте

    BBC Future.

Источник