Нетрадиционные техники в рисовании чем полезны
Светлана Логинова
Статья: Нетрадиционные техники рисования. В чём польза?
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует множество приёмов, с помощью которых, можно создавать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. Художественное творчество, в данном случае рисование, имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционным способом – это увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь, и как хочешь. И практически каждый из этих способов, позволяет детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать.
Она из таких техник называется: Фотокопия-рисование свечой.
Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла или белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами, не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит провести с ребятами увлекательную изобразительную деятельность, внести момент волшебства и фантазирования.
Публикации по теме:
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.
Фотоотчет — «Нетрадиционные техники рисования».
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Нетрадиционные техники рисования (фотоотчёт)
Ведь всем известно что нетрадиционные техники рисования это завораживающая деятельность, детям очень нравится рисовать необычным способом,.
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
Консультации для родителей. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель:.
Неделя творчества: нетрадиционные техники рисования
В детском саду была объявлена Неделя творчества, в старшей группе эта неделя стала неделей открытий в рисовании. Дети почувствовали себя.
Нетрадиционные техники рисования
Соловьёва О. В., Вольферц Г. А. воспитатели МБДОУ №41 г. Белово. Нетрадиционные техники в изодеятельности. В дошкольном периоде особое значение.
Нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционные техники рисования Автор: Мищенко Наталия Сергеевна, Консультация для родителей, которые с удовольствием наблюдают и учавствуют.
Нетрадиционные техники рисования. Граттаж. Фотоотчет
Доброго всем здоровья, дорогие друзья! Насмотревшись мастер-классов и фотоотчетов, я часто заражаюсь вирусом творческого вдохновения от.
Нетрадиционные техники рисования (монотипия) «Бабочка»
Конспект занятия старшая группа на тему: Нетрадиционные техники рисования, предметная монотипия «Бабочка». Цель: учить работать.
Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования» Старший воспитатель МБДОУ № 33 М. А. Григоренко План семинара-практикума.
Источник
Яна Татаурова
Применение нетрадиционной техники рисования в развитии дошкольников
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Детский сад № 4
«Зернышко» г. Кириллова»
«Применение нетрадиционной техники рисования в развитии дошкольников»
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории Татаурова Я. А.
2019г.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Она создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого появляется что-то красивое, необычное. Этому нужно учить детей шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.Нужно что-то новое интересное: это нетрадиционные техники рисования.
Актуальность темы
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». (М. Шклярова).
М. А. Шклярова утверждает, что нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Каждый из этих методов – это маленькая игра.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Обоснование проблемы
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности,такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Практическая значимость
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей.
Свою работу я распланировала на 2 года обучения: старшая и подготовительная группа и поставила следующие цели и задачи.
Цель:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи на старшую группу:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3. Систематизация изученного материала.
4. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования создавать свой неповторимый образ, используя различные техники и приемы рисования.
5.Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
6. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
7. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Продолжив свою работу по обучению детей подготовительной группы нетрадиционным видам рисования, я поставила следующие задачи.
Задачи на подготовительную группу:
1. Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками
рисования.
2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и
техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке
разные материалы с целью получения выразительного образа, сюжета.
3. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческие
проявления и воображение, желание рисовать.
4. Воспитывать внимание, аккуратность, умениеработать в коллективе,
индивидуально.
5. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.
Далее составила план организации работы,который включал этапы:
I. Сентябрь-октябрь. Систематизация теоретических знаний о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
II. Ноябрь-январь. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
III. Февраль-апрель. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, индивидуальная работа с детьми. Работа с родителями по развитию творческих способностей детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.
IV. Май. Изготовление альбома с рисунками по нетрадиционной технике рисования. Выставка детских работ. Диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» на конец года.
Свою работу я начала с детьми старшей группы с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, воздушными шариками, рисование по — мокрому, монотипия, набрызг, пластилином, кляксография. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В первый год с детьми старшего дошкольного возраста изучали не сложные техники и приемы рисования. Занятия чаще строились индивидуально и больше работали над образом рисунка. Во второй год с детьми подготовительной группы осваивали более трудные методы и техники рисования, учились самостоятельно определять и создавать сюжет.
На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические — рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические: подготовка и проведение выставок детских работ.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Рисование нетрадиционным способом — увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Она привлекает тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Здесь же развитию творчества нет границ. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают образ какого-либо животного. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок. Одной из увлекательных и интересных техник является кляксография. Для этого потребуется бумага и жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе оформила творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, трубочки, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски, штампы, поролон и альбомы с образцами жанров живописи.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать.Решения задач добивалась через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо- моторных навыков;
-оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи».
На начало учебного года в старшей группе провела мониторинг с целью: выявить уровень знаний и умений детей по данной теме. Были получены следующие результаты (см. диаграмму)
Результаты показали, что знания и умения детей находятся на разных уровнях развития. Проведенная диагностика и её результаты говорят о необходимости проведения систематической, целенаправленной работы по развитию изобразительных умений у детей посредством нетрадиционных техник рисования. С помощью различных педагогических методов и приемов необходимо повысить уровень развития изобразительных умений и навыков детей.
На конец учебного года были получены следующие результаты (см. диаграмму)
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, стали использовать в работе различные техники и приемы. С расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.
Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и все это способствовало тому,что у детей:
— возрос интерес к рисованию,
— они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные его оттенки,
— приобрели опыт эстетического восприятия,
— научились создавать новые оригинальные образы, сюжеты, задумывать и реализовывать свой замысел, находить средства для его воплощения.
Источник
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- печать из ниток;
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки;
- печать пластилином;
- масляная пастель + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные ниточки;
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- кляксография;
- пластилинография;
- граттаж;
- фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Рисование забавными отпечатками
1. Штампики из пластилина
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.
2. Штампики из ниток
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.
3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.
4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Рисование руками
1. Рисуем ладошками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.
Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
2. Рисуем пальчиками
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.
РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Рисование смятой бумагой
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ
Техника рисования «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то … дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Монотипия
Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Кляксография
Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.
Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть … до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Ниткография
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Рисование ватными палочками
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Граттыж «ЦАП-ЦАРАП»
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.
Фроттаж
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.
Пластелинография
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.
Автор: Попко Мария Степановна
Педагог по изобразительной деятельности детского сада на «Лучик» Остоженке
Источник