Незаконная добыча полезных ископаемых в украине
Законопроект о янтаре: Кто допускает издевательства над юридической логикой?
Фото из открытых источников
Украина занимает второе место в мире по залежам янтаря, который к тому же отличается самым высоким в мире процентом этого камня ювелирного качества. В целом глобальный рынок янтаря оценивается Международной ассоциацией янтаря в размере 1,2 млрд евро, а его ежегодная добыча колеблется от 500 до 800 тонн. Почти 80% этого объема добывается в Украине и странах Балтии, из них 30-40% приходится на нашу страну. Официально украинские предприятия ежегодно добывают всего около 4 тонн (5% от реального объема добычи янтаря в Украине). 95% — это нелегальная добыча. Вследствие этого государственному бюджету ежегодно наносится ущерб на сотни миллионов гривен. На днях Счетная палата обнародовала цифры, что госюджет-2020 недосчитается 0,5 млрд грн в случае если не будет урегулирована легальная добыча янтаря соответствующим законом. Ущерб экологии регионов, где ведется бесконтрольная нелегальная добыча в Украине достигает уже миллиардов долларов.
Попытки легализовать рынок добычи янтаря были нередки.
9 сентября 2010 г. Верховная Рада Украины предварительно одобрила проект закона Украины «О янтаре», который содержал положения о специальных разрешениях на пользование янтароносными недрами в месторождениях непромышленного значения, которые должны выдаваться областными советами. Тогда на закон было наложено вето президента. Похожие законопроекты были поданы в 2014 году, которые также ни к чему не привели. Итак, после всех этих законодательных потуг пока есть только постановление Кабинета министров Украины от 12.12.1994 № 827, согласно которому янтарь отнесен к полезным ископаемым общегосударственного значения. На территории Украины есть ряд предприятий, занимающихся разработкой месторождений янтаря на основании специального разрешения на пользование недрами. Но, как указано выше, это мизерные показатели в сравнении с незаконной добычей.
В соответствии с ч. 2 ст. 240 Уголовного кодекса Украины, незаконная добыча полезных ископаемых общегосударственного значения наказывается штрафом от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. Квалификационные признаки этой статьи выписаны настолько обще, что делают проблематичным привлечение к ответственности виновных лиц правоохранительными органами.
Недавно в СМИ разлетелась новость, что Верховная Рада 12 ноября поддержала в первом чтении правительственный законопроект № 2240, который предусматривает легализацию добычи янтаря и запрещает до начала 2021 года экспортировать необработанный янтарь-сырец.
Целью проекта, как определено в пояснительной записке к нему, является правовое урегулирование отношений относительно пользования недрами с целью добычи янтаря, прекращение незаконной добычи янтаря, … обеспечение охраны окружающей природной среды во время добычи янтаря и рекультивации поврежденных земель. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Кодекс Украины о недрах, Земельный и Уголовный кодексы Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, законы Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними», «О соглашениях о распределении продукции», «О землеустройстве», «О таможенном тарифе Украины», «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», Горный закон Украины.
Однако есть несколько весомых вопросов к тексту законопроекта, которые ставят под сомнение его эффективность и желаемый положительный эффект.
1. Законотворцы пошли, в принципе, верным путем: усиление уголовной ответственности за незаконную добычу. Но почему-то только янтаря. И это является довольно странным методом с точки зрения юридической логики. Законопроект предлагает дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей 240-1 («Незаконная добыча янтаря»). Но ведь янтарь является лишь одним из видов полезных ископаемых общегосударственного значения, а значит, и предложенная специальная норма (часть 1 статьи 240-1 УК Украины в редакции проекта) не характеризуется какими-то дополнительными (новыми) признаками соответствующего состава преступления и полностью охватывается общественно опасным деянием в виде незаконной добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (часть 2 статьи 240 УК Украины). И по такой же логике УК Украины следует дополнить также другими отдельными составами преступлений: статьями о незаконной добыче нефти, антрацита, бурого угля и тому подобное.
2. Другое недоразумение – это соотношение санкций, которые содержатся в ныне действующей статье 240 (часть 2) и предлагаемой ст. 240-1 (часть 1), в связи с чем виновному лицу, которое осуществило, например, незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме янтаря), суд может назначить наказание в виде штрафа от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 6,800 грн до 11,900 грн) или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до трех лет, а за незаконную добычу янтаря – в виде штрафа от трех до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 000 грн до 170 000 грн) или ограничения свободы на срок от трех до шести лет, либо лишения свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества. Опять же, где здесь логика?
3. Целесообразно было бы не изобретать велосипед, а вернуться к давно предлагаемой экспертами в уголовном праве концепции: усиление санкций статьи 240 УК, а также путем исключения указания на полезные ископаемые общегосударственного значения в части 2 этой статьи, криминализировать не только незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, но и местного значения (песок, глина, и т. п. согласно постановлению КМУ «Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения» от 827-94-п).
Ведь нелегальная добыча того же песка наносит не меньший вред экосистемам целых регионов и влечет потери поступлений в госбюджет. Судебная практика неоднозначно решает данный вопрос, а административная ответственность не способна эффективно противодействовать этому явлению. Поэтому название ст. 240 УК Украины следует изложить в следующей редакции: «Нарушение правил охраны или использования недр, а также незаконная добыча полезных ископаемых общегосударственного или местного значения». Следует также дополнить ч. 2 ст. 240 положением, согласно которому будет предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых местного значения в крупном размере. При этом крупным размером предлагается признавать стоимость незаконно добытых полезных ископаемых местного значения, которая в триста и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Тем самым останется административная ответственность, предусмотренная ст. 47 КУоАП, за такое деяние в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, и устанавливаем криминальную, которая будет предусматривать деяния, содержащие особую общественную опасность.
4. Усиление ответственности можно предусмотреть и путем образования особо квалифицированного состава преступления. В качестве особо квалифицированных признаков следует признать незаконную добычу полезных ископаемых в особо крупных размерах и деяния, предусмотренные статьей 240 Уголовного кодекса, если они привели к «тяжким последствиям». Указание в действующей редакции части 2 статьи 240 УК на причинение «гибели людей, их массовое заболевание или другие тяжкие последствия» является довольно непонятной, потому что причинение смерти одному лицу, двум или более лицам не охватывается частью 2 статьи 240. Ведь есть часть 1 статьи 119 УК, согласно которой за убийство по неосторожности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а частью 2 статьи 119 УК — до восьми лет. Учитывая, что часть 1 статьи 240 УК является специальной нормой по отношению к статье 119 настоящего Кодекса, размер наказания за деяние, которое повлекло смерть одного, двух или более лиц, требует увеличения. Высшую границу наказания в виде лишения свободы необходимо увеличить до десяти лет.
5. В законопроекте также предлагается дополнить статью 254 УК Украины «Бесхозяйственное использование земель» новыми частями 2-4, которыми установить ответственность за уклонение от обязательной рекультивации земель, поврежденных в результате опытно-промышленной разработки месторождений янтаря или добычи янтаря на основании специального разрешения на пользование недрами, что причинило существенный вред, и за те же действия, совершенные при наличии квалифицированных и особо квалифицированных обстоятельств.
И снова встает вопрос соотношения санкций. В связи с чем уголовная ответственность должна наступать за совершение соответствующего деяния в отношении земель, поврежденных исключительно в результате добычи янтаря, тогда как рабочие проекты землеустройства могут предусматривать и обязательное проведение рекультивации земель, поврежденных, например, в результате опытно-промышленной разработки месторождений нефти или газа, и/или добычи углеводородов и тому подобное?
И здесь выходом из ситуации может быть уже не очередная штамповки дополнительных статей УК Украины, а дополнение лицензионным условием при выдаче специальных разрешений на пользование недрами, которое будет предусматривать залоговую сумму, которая в случае уклонения объектом хозяйственной деятельности от обязательной рекультивации земель после добычи полезных ископаемых будет конфискована государством. Соответственно, в случае выполнения условий рекультивации –залоговая сумма будет возвращена. Учитывая то, что лицензии на добычу выдаются сроком на 5 лет, вычет залоговых сумм должен быть привязан к прожиточному минимуму на одно лицо для трудоспособных лиц, который корректируется с учетом инфляции ежегодно.
Итак, ко второму чтению есть еще шанс профессионально выписать положения соответствующих статей Уголовного кодекса, что в комплексе с другими государственными мерами даст возможность прогнозировать уменьшение колоссальных объемов незаконной добычи янтаря.
Михаил Пластун,
кандидат юридических наук
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.
Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram
и Facebook
Оперативно и лаконично о самом важном
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку «сообщить об ошибке», чтобы сообщить об этом редакции
видео по теме
Источник
По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, за семь месяцев текущего года значительно, на 21,8%, что в денежном выражении равно 82 млрд грн, выросли объемы строительных работ. А значит, стройматериалы идут на ура. Песок только успевай подвозить. И его подвозят, но в основном — из нелегальных карьеров. Почему у нас процветает подпольный песочный бизнес?
МИЛЛИОНЫ – МИМО БЮДЖЕТА
В Украине ежегодно незаконно добывают миллионы тонн песка. Иногда промысел песочный «старателей» попадает в сводки правоохранителей. Как сообщали в Департаменте защиты экономики Национальной полиции Украины в январе 2019 года, в Вышгородском р-не на Киевщине под видом расчистки русла реки Десна одно из частных предприятий незаконно добывало песок. Установлено, что это полезное ископаемое шло на продажу в Киев и столичную область. Правоохранители провели санкционированные обыски в офисных помещениях предприятия и по месту незаконной добычи песка, в результате чего изъяли «черновые» записи, спецтехнику, а также незаконно добытый песок. Нанесенный государству ущерб составил 20 млн грн. Открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 239-2 (незаконное завладение землями водного фонда в особо крупных размерах) УК Украины. А, по данным пресс-службы прокуратуры Киевской обл., в конце мая этого года без соответствующих разрешений песок добывали в карьере на территории Глыбочицкого сельсовета в Бориспольском р-не, чем государству нанесен ущерб на сумму 71 млн грн. Злоумышленникам в обоих случаях грозит тюремное заключение до 12 лет с конфискацией имущества.
песок Фото: АиФ Украина
Но под прицел стражей порядка попадают далеко не все, кто «кустарным» способом добывает песок. Сколько «крупной рыбы» просачивается сквозь сито закона, можно только догадываться. Но этот необходимый в строительстве материал воруют не только по-крупному, очевидно, руководствуясь простой обывательской логикой: если можно одним, то можно — всем. Буквально на прошлой неделе копы в рамках борьбы с разворовыванием природных ресурсов в Великoалекcандровcкoм р-не Херсонской обл. застали врасплох мужчину, который в карьере грузил песок в кузов своего ЗИЛа, и объяснил, что строит дом — решил сэкономить на стройматериале. По словам начальника Великoалекcандровcкoгo отделения пoлиции Виталия Cамцoва, материалы по данному ЧП направлены в Государственную экоинспекцию для составления протокола об админиcтративном нарушении по cт.47 «Нарушение права государственной собственности на недра» Кoдекcа Украины об админиcтративных правoпoрушениях.
песок Фото: АиФ в Украине
КУДА ИСЧЕЗАЮТ ОЗЕРА?
Песок незаконно добывают как в карьерах, так и в реках. Причем, речной песок считается лучше – он вымытый, чистый, без примесей. Но чем оборачивается его добыча!
«В 1991 году в столице было 486 водоемов, — говорит глава Ассциации рыболовов Украины Александр ЧИСТЯКОВ. – А сегодня их осталось чуть больше 370. Основной причиной этого является неподобающее отношение к водным ресурсам. Только 4% столичных водоемов имеют паспорта. Остальные — безликие. Поэтому их засыпают, застраивают, превращают в несанкционированные свалки. Более 80% оставшихся водоемов нуждаются в дноуглублении и расчистке от излишней растительности. Этим пользуются нечистые на руку «бизнесмены». Под видом благих намерений они занимаются добычей песка в коммерческих целях. Чаще всего это происходит или вообще без каких-либо документов, или только с какой-то их частью. Нелегальная добыча песка в основном происходит на речках или в лесополосах, которые превращают в песочные карьеры. Природа очень страдает от «песочных» бизнесменов».
По словам Чистякова, земснаряд, который используют добытчики, должен бы работать во благо людей и природы. Ведь он, как пылесос, вытягивает песок со дна водоема, и таким образом прочищает дно от ила. Но часто очистка дна – только прикрытие. И все вроде бы происходит «честно и прозрачно», даже проводятся тендеры на расчистку водоема, которые, конечно же, выигрывают «свои» фирмы – они получают деньги и идут добывать песок на продажу. Пример – озеро Алмазное в столице, на расчистку которого КП «Плесо» выделило более 30 млн грн, хотя непонятно – зачем углублять дно у водоема, который был песчаным карьером, и глубина которого – около 20 м? Но уже в течение месяца на этом озере работает земснаряд, оттуда массово вывозится песок.
Беда еще в том, что, как заявляют в Национальной экологической раде Украины, земснаряд работает в месте природных нерестилищ озера. Оно очень глубокое и так, поэтому очень важно, чтобы в нем оставались мелководные и заболоченные участки. Они – идеальное место для нереста и для жизни «молоди» рыб, поскольку хорошо прогреваются и богаты кормом. Если озеро лишить этих мелководных участков — оно превратится в безжизненную глубоководную воронку, наполненную мертвой водой. Но, похоже, те, кто решил заработать на незаконной добыче песка, об этом не думают. Ведь земснаряд, добывающий песок на озере Алмазном, «вынимает» до 1 тыс. тонн песка в сутки. А ежедневно с озера выкачивается около 17 шестидесятитонных железнодорожных вагона. Сейчас тонна песка такого песка стоит около 100 грн.
Но две недели назад местные жители и активисты вышли на акцию протеста против такого уничтожения озера. Она получила широкую огласку, и к протестующим присоединились представители КГГА, Деснянской райадминистрации, Госэкоинспекции, полиции, прокуратуры, КП «Плесо», общественной организации «Стоп коррупция».
Земснаряд работает в месте природных нерестилищ озера. Озеро Алмазное – это бывший песчаный карьер, из которого брали песок для строительства Троещины. В результате в водоеме аномальные глубины – порой, более двадцати метров. Поэтому для него крайне важны мелководные и заболоченные участки. Они дают возможность в них нереститься рыбе, а также служат местом обитания молоди рыбы, так как хорошо прогреваются и богаты кормом. Если озеро лишить его мелководных участков оно погибнет, превратившись в глубоководную воронку, наполненную мертвой водой. Чтобы этого не допустить, местные жители и общественность намерены контролировать, как ситуация на Алмазном будет развиваться дальше, ведь если те, кто приехал к водоему с земснарядом, завтра уедут оттуда, то им рядом с озером жить и растить детей. Поэтому – не все равно, что с ним произойдет.
ДЕВЯТЬ ИЗ ДЕСЯТИ — НАРУШИТЕЛИ
Использование в стране недр контролирует Государственная служба геологии и недр Украины. В течение 2018 года Департамент государственного геологического контроля провел 1045 проверок недропользования, 11 % из них касались добычи песка. Нарушения законодательства выявлены в 952 случаях, что составляет 91,2 %. То есть, даже меньше 10 % добытчиков полезных ископаемых работают в рамках закона. Во время этих проверок выявлено 53 случая добычи полезных ископаемых без разрешительных документов. Остальные самые распространенные нарушения были такими:
— отсутствие рабочего проекта разработки месторождения полезных ископаемых или его корректировки, отсутствие согласования рабочего проекта в соответствии с требованиями законодательства — 319 проверок или 30,6% от общего количества;
— нарушение сроков проведения работ, определенных программой работ — 312 проверок или 29,9%;
— невыполнение требований проектных документов — 199 проверок или 19,1%;
— нарушение особых условий специального разрешения — 181 проверка или 17,3%;
— отсутствие разрешительных документов, дающих право владельцу специального разрешения право пользования недрами в соответствии с Кодексом Украины о недрах и Земельного кодекса Украины — 108 проверок или 10,3%;
— недопущение к проведению проверки — 104 случая или 10%.
В итоге проверок к административной ответственности привлечено 84 должностных лица, сумма штрафных санкций составляет 457,3 тыс. грн.
После того, как во время рабочей поездки в Житомир президент Владимир Зеленский заявил, что масштабы незаконной добычи янтаря в Украине приобрели характер войны криминальных авторитетов с государством под прикрытием силовых органов, глава Государственной службы геологии и недр Украины Олег КИРИЛЮК сказал, что легализовать рынок по всей стране и по всем видам полезных ископаемых, в том числе и по песку и углю, поможет, в частности, увеличение выдачи спецразрешений на добычу.
БУМАЖНОЕ ДЕЛО
Поскольку в Госгеонедрах хотят побольше выдавать разрешений на добычу полезных ископаемых, то почему их не хотят брать? Оказывается, хотят, но не могут. Этому мешают несколько факторов. Один из них – бюрократизм (случайно или неслучайно – вопрос).
«Нынешний пакет документов представляется в трех экземплярах по 150-200 листов в каждом. Общий вес таких документов составляет не меньше 3 кг, — говорит почетный разведчик недр Украины, главный геолог ЧАО «Сумы-недра» Константин ТКАЧЕВ. — В 1990-е годы я работал заведующим территориальным геологическим отделом по Сумской области при областной госадминистраци. В те годы подавали пакет документов в одном экземпляре, который, по сравнению с нынешним, выглядел очень скромно. Материалы рассматривались в течение месяца, и недропользователи получали лицензии без проблем. За 1996-1997 годы на разработку местных полезных ископаемых, в основном для работы кирпичных заводов, было выдано 17 лицензий. Шли годы, менялась власть и изменялись требования для получения лицензий. Процедура усложнялась с каждым годом, но самое главное, появилась коррупционная составляющая при оформлении не только лицензий, но и остальных согласовательных документов, особенно земельных отводов. Поэтому легально получить разрешение на добычу недр стало очень сложно».
Например, продолжает Ткачев, с осени 2018 года и по настоящее время ООО «Надія-Кварц» семь раз подавало документы для оформления лицензии на геологическое изучение Корчаковского участка недр в Краснопольском р-не Сумской обл. Но пять раз документы возвращала Госслужба геологии и недр Украины и два раза — Министерство экологии. Почему возвращают документы? Делают мелкое замечание. Когда его исправляют и документы возвращают, — находят нечто подобное еще. И так может длится очень долго. Если наконец-то твои «бумаги» утвердят в Держгеонадра, то наступает черед согласований в Министерством экологии и природных ресурсов, а также в местном совете. Последние, как правило, дают согласования без проблем, а вот пройти через Минэкоприроды — задача непростая. Ведь там чаще всего дают отрицательные ответы. И аргументируют их довольно-таки субъективно.
«Знаю, что госпредприятие «Бурштин України» трижды подавало документы для получения лицензии на геологическое изучение за собственные деньги нового участка по добыче янтаря, — говорит Ткачев. — Именно невозможность получения лицензий является основной причиной незаконной добычи полезных ископаемых, в том числе янтаря и строительных песков. В мае прошлого года я в очередной раз привез материалы на лицензирование. На ступеньках здания Госгеонедр сидели два десятка горняков предприятия «Сухая балка» из Кривого Рога и стучали касками. Им не продляли лицензию на добычу железных руд, предприятие было остановлено, людей выгнали на улицу. Но своими касками шахтеры выбили лицензию. Разве только давление должно быть условием для выдачи разрешений на разработку недр?».
По словам Ткачева, за последние 20 лет под его руководством разведано и передано в эксплуатацию 17 месторождений строительных полезных ископаемых на Сумщине. Предприятие за работу получало по 70-100 тыс. грн, и было приятно от того, что удалось сделать нашу госказну чуть-чуть богаче. По нынешнему законодательству на получение лицензии отводится 2-3 месяца, но фактически на это уходит до двух и больше лет. Мало того, в отрасли вообще сейчас наметились тревожные тенденции. Похоже, что к руководству геологических госпредприятий пришли «ликвидаторы», которые сдают в металлолом буровые станки, продают здания и сооружения. Все это объясняется якобы тем, что нет денег на разведку новых месторождений, которыми так богаты недра Украины.
«Боюсь, что не за горами то время, когда разведку новых месторождений будут проводить у нас шведы, немцы, китайцы, а наша геологическая отрасль «умрет», как и многие, раньше известные всему миру отрасли», – с горечью завершает почетный разведчик недр Украины.
ИНТЕРЕСНО
ПУСТЫНЯ – НЕ КАРЬЕР
Не все знают, но песок пустынь в строительстве не используют. Оказывается, все дело в том, что там каждая песчинка так «заполирована» ветром, что приобрела круглую и гладкую форму – не будет «сцепляться» при строительных работах.
Песок, применяемый в строительстве, классифицируется по месту происхождения и по его обработке. Речной — добытый из русла рек, отличается высокой степенью очистки и отсутствием посторонних «включений», глинистых примесей и мелких камней. Карьерный мытый песок — добытый в карьере путем промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы. Карьерный сеяный — это добытый в карьере просеянный песок, очищенный от камней и больших фракций. Он широко применяется при производстве раствора для кирпичной кладки, штукатурных и фундаментных работ.
Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА,
Александр БУДОВОЙ
Источник