Нормирование качества и оценка полезных ископаемых

Нормирование качества и оценка полезных ископаемых thumbnail

5.2.1. Ресурсы и запасы полезных ископаемых

Основной
целью недропользования являются открытие
и исполь­зование (добыча) полезных
ископаемых. Для этого необходимо
прове­сти комплекс работ, в результате
которых будет получена информа­ция,
характеризующая его качественный и
количественный состав. В силу объективно
ограниченных возможностей техники и
технологии геологоразведочных работ
вся получаемая информация носит
вероят­ностный характер. Это присуще
практически любому виду полезного
ископаемого. Вторая специфическая
особенность — человека интере­сует
не общее количество полезного ископаемого
в недрах, а лишь та его часть, которую
можно реально использовать, т.е. извлечь,
полу-

чить.
Знания о том, что находится в недрах и
насколько их содержи­мое полезно,
накапливаются постепенно, по мере
увеличения объема геологоразведочных
работ, применения все более точных, но
соответ­ственно все более дорогих
способов изучения недр. Собственник
за­интересован получить максимальный
объем информации с тем, чтобы знать,
что он имеет. Пользователь вынужден
ограничиваться объемом информации,
стоимость получения которой позволяет
ему рентабель­но осваивать месторождение.
Чем больше он истратит средств на
изу­чение недр, тем больше он будет
иметь информации о том полезном
ископаемом, которое намерен использовать.
В силу ограниченности средств он
ограничивает эту информацию. Пользуясь
неполным объе­мом информации, он
рискует, вкладывая крупные средства в
разра­ботку и добычу. С другой стороны,
собственник недр — государство —
заинтересовано в получении максимума
информации, но понимает, что этого
достичь практически невозможно,
поскольку необходимо создать пользователю
недр приемлемые экономические условия.
И вот именно этим обусловлен конфликт
интересов собственника недр и пользователя
недр, специфика их отношений. Разрешению
этой проблемы и служит действующая
организационно-правовая система
пользования недрами. Система эта очень
динамична, подвержена вли­янию внешних
факторов. Наиболее стабильным ее
элементом являет­ся система учета
запасов полезных ископаемых [177].

Следует
отметить, что количество полезного
ископаемого обычно называется общевидовым
термином «запасы». Однако в нормативных
правовых актах в области геологического
изучения недр для количе­ственной
характеристики используются два
термина: «запасы» и «ре­сурсы». Каждый
из них характеризует количество
полезного ископа­емого в зависимости
от степени достоверности и надежности
исполь­зуемых параметров оценки.

Запасами
полезного ископаемого в соответствии
с законодатель­ством о недрах
называется количество находящегося в
недрах полез­ного ископаемого, наличие
и вид которого подтверждены результата­ми
испытаний и извлеченными образцами.

По
степени изученности, достоверности и
подтвержденное™ запа­сы подразделяются
на разведанные категории А,
В
и
С,
и
предвари­тельно оцененные — категория
С2.

Различают
классификационные требования к запасам
нефти, газа и конденсата; твердым
полезным ископаемым; подземным водам.

Запасы
полезного ископаемого всех разновидностей
и содержащи­еся в них полезные
компоненты по их народнохозяйственному
значе­нию подразделяются на две
группы, подлежащие раздельному под­счету
и учету:

  • балансовые,
    использование которых в настоящее
    время эконо­мически целесообразно
    при существующей либо осваиваемой
    про­мышленностью прогрессивной
    технике и технологии добычи, обра­ботки
    или переработки вод с соблюдением
    требований по рациональ­ному
    использованию недр и охране окружающей
    среды;

  • забалансовые,
    использование которых в настоящее
    время эко­номически нецелесообразно
    или технически и технологически
    невозможно, но которые могут быть в
    дальнейшем переведены в ба­лансовые.

Забалансовые
запасы полезного ископаемого
подсчитываются и учитываются в том
случае, если доказана возможность их
последующе­го извлечения и использования.
При подсчете забалансовых запасов
производится их подразделение в
зависимости от причин отнесения к
забалансовым (экономических,
технологических, технических и др.).

Ресурсами
полезного ископаемого в соответствии
с законодатель­ством о недрах
называется количество находящегося в
недрах полез­ного ископаемого, наличие
и вид которого подтверждены косвенными
аналоговыми методами геологического
изучения.

Различают
классификационные требования к ресурсам
твердых полезных ископаемых, нефти,
газа и газового конденсата, а также
подземных вод.

По
степени изученности и обоснованности
ресурсы полезного ископаемого
подразделяются на:

  • твердые
    полезные ископаемые на прогнозные
    категории Р„
    Р
    2и
    Р3;

  • нефть,
    газ и газовый конденсат на перспективные
    — категории С3
    и прогнозные — категории Ц,хи
    Дг;

  • подземные
    воды на прогнозные — категории Р.

Таким
образом, при разработке и использовании
нормативных правовых актов следует
четко различать ресурсы полезного
ископае­мого и запасы полезного
ископаемого. Рассмотрим их несколько
под­робнее применительно к трем
группам полезных ископаемых:

  • твердые;

  • углеводороды
    (нефть, газ, конденсат);

  • подземные
    воды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основной целью недропользования являются открытие и
использование (добыча) полезных ископаемых
. Для этого необходимо провести
комплекс работ, в результате которых будет получена информация,
характеризующая его качественный и количественный состав. В силу объективно
ограниченных возможностей техники и технологии геологоразведочных работ вся
получаемая информация носит вероятностный характер. Это присуще практически
любому виду полезного ископаемого. Вторая специфическая особенность —
человека интересует не общее количество полезного ископаемого в недрах, а
лишь та его часть, которую можно реально использовать, т.е. извлечь,
получить. Знания о том, что находится в недрах и насколько их содержимое
полезно, накапливаются постепенно, по мере увеличения объема
геологоразведочных работ, применения все более точных, но соответственно все
более дорогих способов изучения недр. Собственник заинтересован получить
максимальный объем информации с тем, чтобы знать, что он имеет.

Пользователь вынужден ограничиваться объемом информации,
стоимость получения которой позволяет ему рентабельно осваивать
месторождение. Чем больше он истратит средств на изучение недр, тем больше он
будет иметь информации о том полезном ископаемом, которое намерен
использовать. В силу ограниченности средств он ограничивает эту информацию.
Пользуясь неполным объемом информации, он рискует, вкладывая крупные средства
в разработку и добычу. С другой стороны, собственник недр — государство —
заинтересовано в получении максимума информации, но понимает, что этого
достичь практически невозможно, поскольку необходимо создать пользователю
недр приемлемые экономические условия. И вот именно этим обусловлен конфликт
интересов собственника недр и пользователя недр, специфика их отношений.
Разрешению этой проблемы и служит действующая организационно-правовая система
пользования недрами. Система эта очень динамична, подвержена влиянию внешних
факторов. Наиболее стабильным ее элементом является система учета запасов
полезных ископаемых [177].

Следует отметить, что количество полезного ископаемого обычно
называется общевидовым термином «запасы». Однако в нормативных правовых актах
в области геологического изучения недр для количественной характеристики
используются два термина: «запасы» и «ресурсы». Каждый из них характеризует
количество полезного ископаемого в зависимости от степени достоверности и
надежности используемых параметров оценки.

Запасами полезного ископаемого в соответствии с
законодательством о недрах называется количество находящегося в недрах
полезного ископаемого, наличие и вид которого подтверждены результатами
испытаний и извлеченными образцами.

По степени изученности, достоверности и подтвержденное
запасы подразделяются на разведанные категории А, В и С, и предварительно
оцененные — категория С2.

Различают классификационные требования к запасам нефти,
газа и конденсата; твердым полезным ископаемым; подземным водам.

Запасы полезного ископаемого всех разновидностей и
содержащиеся в них полезные компоненты по их народнохозяйственному значению
подразделяются на две группы, подлежащие раздельному подсчету и учету:

—        балансовые, использование которых в настоящее
время экономически целесообразно при существующей либо осваиваемой
промышленностью прогрессивной технике и технологии добычи, обработки или
переработки вод с соблюдением требований по рациональному использованию недр
и охране окружающей среды;

—        забалансовые, использование которых в настоящее
время экономически нецелесообразно или технически и технологически
невозможно, но которые могут быть в дальнейшем переведены в балансовые.

Забалансовые запасы полезного ископаемого подсчитываются и
учитываются в том случае, если доказана возможность их последующего
извлечения и использования. При подсчете забалансовых запасов производится их
подразделение в зависимости от причин отнесения к забалансовым
(экономических, технологических, технических и др.).

Ресурсами полезного ископаемого в соответствии с
законодательством о недрах называется количество находящегося в недрах
полезного ископаемого, наличие и вид которого подтверждены косвенными аналоговыми
методами геологического изучения.

Различают классификационные требования к ресурсам твердых
полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата, а также подземных
вод.

По степени изученности и обоснованности ресурсы полезного
ископаемого подразделяются на:

—        твердые полезные ископаемые на прогнозные
категории Р„ Р2 и Р3;

—        нефть, газ и газовый конденсат на перспективные —
категории С3 и прогнозные — категории Д1 и Д^;

—        подземные воды на прогнозные — категории Р.

Таким образом, при разработке и использовании нормативных
правовых актов следует четко различать ресурсы полезного ископаемого и запасы
полезного ископаемого. Рассмотрим их несколько подробнее применительно к трем
группам полезных ископаемых:

—        твердые;

—        углеводороды (нефть, газ, конденсат);

—        подземные воды.

Классификация запасов месторождений полезных ископаемых…

Минеральные
полезные ископаемые (черные, цветные, благородные и редкие
металлы).
С экономической точки зрения всякое месторождение характеризуется прежде
всего качеством полезного ископаемого и его количественными
запасами.

Природно-ресурсный
потенциал России и его экономическая…

Суммарные запасы полезных ископаемых
района, бассейна, республики или страны целом (т. е. все запасы,
изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие
геологические запасы.

Оценка стоимости минерального сырья в недрах.

Материалы отчета стоимостной оценки запасов
полезных ископаемых должны включать
дого из объектов, подсчет ресурсов и запасов полезных
ископаемых по категориям, прогноз извлекаемых запасов
промышленных категорий.

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Запасы полезного
ископаемого и его качество являются двумя фундаментальными
параметрами, на которых
Это определяется тем, что годовые доходы от реализации проекта прямо зависят
от величины запасов, содержаний полезных компонентов в руде
и других…

Горная рента. Оценка стоимости месторождений полезных…

Основными видами полезных ископаемых,
являются запасы топливно-энергетических ресурсов — угля, нефти,
газа, урановой руды; залежи различного рода металлов, неметаллических руд,
сырья для производства строительных материалов —

Источник

Проект

Российская академия наук

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук

Методическое руководство по определению,
оценке, нормированию и учету показателей
полноты и качества  разработки месторождений
твердых полезных ископаемых

(2 редакция)

Москва — 2012

Аннотация

В отчете изложены основные концептуальные положения проекта «Методическое руководство по определению, оценке, нормированию и учету показателей полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых», направленного на обеспечение правового регулирования горных отношений между государством и бизнесом по проблеме рационального, комплексного освоения минерально-сырьевых ресурсов недр.

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………………

5

1. Общие положения ………………………………………………………….

8

2. Показатели полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых ………………………………………………………

11

3. Классификация количественных потерь твердых полезных ископаемых при их добыче ……………………………………………………………….

12

4. Качественные потери полезного ископаемого ……………………………

13

5. Изменение качества добываемого полезного ископаемого ……………..

14

6. Классификация источников изменения качества твердых полезных ископаемых при их добыче …………………………………………………..

16

7. Оценка природоресурсного потенциала участка недр, содержащего месторождение твердых полезных ископаемых …………………………….

19

8. Нормирование показателей количественных потерь и качества извлекаемых запасов при разработке выемочных единиц ……………………..

22

9. Планирование показателей полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых …………………………………….

25

10. Учет и отчетность …………………………………………………………

26

11. Особенности налогообложения при разработке выемочных участков..

27

Заключение …………………………………………………………………….

28

Литература …………………………………………………………………….

31

Приложения:

1. Книга учета движения временно неактивных запасов твердых полезных ископаемых ………………………………………………………….

33

2. Книга учета полноты и качества разработки выемочных единиц месторождений твердых полезных ископаемых ………………………………..

34

3. Книга учета полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых ……………………………………………………..

35

Введение

Наша страна обладает значительным количеством минерально-сырьевых ресурсов (МСР), продукция которых обеспечивает более 50% бюджетных поступлений. Общеизвестный факт о том, что МСР в подавляющем большинстве случаев исчерпаемы и невозобновляемы, обуславливает необходимость бережного, рачительного их освоения и использования.

Однако, анализ фактических материалов свидетельствует о том, что степень извлечения разведанных запасов полезных ископаемых (ПИ) из недр недопустимо низкая. Так, на Верхнекамских месторождениях – одних из лучших в мире – в недрах теряется 60-70% и более балансовых запасов. Кроме того, наблюдается прогрессирующая тенденция роста потерь ПИ при их добыче и первичной переработке. Например, на открытых разработках за последние 10-15 лет потери угля при добыче возросли с 3,0-4,0% до 10-12%; потери золота на драгах достигают – 40%.

Основные причины столь нерациональной выемки запасов, помимо ухудшения горно-геологических условий освоения месторождений ПИ, неразвитой инфраструктуры и других объективных факторов заключаются в несовершенстве законодательной и нормативно-правовой базы и действующей системы государственного управления и контроля за полнотой и качеством освоения месторождений полезных ископаемых.

С позиции законодательного и нормативно-правового обеспечения рационального освоения МСР приходится констатировать, что действующий в качестве базового, не кодифицированного, Федерального закона (ФЗ) «О недрах» содержит лишь декларативные требования по проблеме рационального освоения и охраны недр. Так, в статье 23, регламентирующей утверждение технических проектов на  разработку месторождений ПИ, отсутствуют нормы, обязывающие федеральные органы проводить экспертизу проектов и ввести оплату за их проведение. Постоянно вносимые поправки (на 01.07.2012г. их уже 33) не только не улучшают качество закона, но даже осложняют правовую оценку горных отношений, возникающих в связи с этой проблемой.

В условиях отсутствия законодательных норм, упорядочивающих состояние дел в области рационального освоения и сохранения недр, Правительство РФ своими Постановлениями (№ 000 от 3 марта 2010г., №82 от 3 февраля 2012г.) приняло ряд мер по разработке необходимых требований к созданию благоприятных условий рассмотрения и согласования проектной документации, однако принимаемые решения страдают серьезными ошибками. В частности, в Постановление Правительства РФ №82 введено понятие «проектные нормативы потерь», утверждаемые на сроки 10-15 лет, а то и более длительный период. Любому специалисту понятна непродуманность такого решения. Кроме того, в Постановлении отмечается, что в случае превышения установленного уровня «проектных нормативов потерь» недропользователь обязан согласовать допущенное превышение не с ЦКР, первоначальной согласовавшей эти нормативы, а с контрольно-надзорным органом – Росприроднадзором, не имеющим права выполнять функции исполнительного органа власти, в данном случае Роснедр.

С целью упорядочения вопросов, связанных с нормированием эксплуатационных потерь при добыче, Роснедр озвучило и решило активно претворять в жизнь весьма полезную и ценную идею подготовки «Временных методических рекомендаций по нормированию эксплуатационных потерь твердых полезных ископаемых при их добыче и переработке» для каждого горного предприятия. Подобные примеры уже существуют в практической деятельности горнодобывающих предприятий (АК «АЛРОСА», Михайловский ГОК, НП Прииск «Уралалмаз»). Выдвинутая идея полностью отвечает объективно существующей парадигме о необходимости максимально возможной индивидуализации принимаемых любых решений, планов и программ, однако положительный результат, с государственной точки зрения, от разработки и принятия таких «Временных методических рекомендаций …» может быть получен только в том случае, если законодательно утверждены единые методические положения по установлению нормативов эксплуатационных потерь при добыче и переработке твердых полезных ископаемых. Необходимость незамедлительного их принятия диктуется и тем важным обстоятельством, что контрольно-надзорные функции необоснованно и неоправданно переданы в различные ведомства (Ростехнадзор и Росприроднадзор), имеющих свое, зачастую не совпадающее мнение на решение этой важной проблемы.

Важно отметить, что переход государства на кардинально новую систему экономического развития, ознаменованной передачей в руки частного капитала в пользование нашими минеральными сырьевыми ресурсами, требует переосмысления, а зачастую пересмотра и внесения изменений в законодательные и нормативно-инструктивные документы, действовавшие в бывшем СССР, поскольку интересы частного капитала часто не совпадают с интересами государства, а иногда и превалируют над последними, особенно в отношении рационального, комплексного и безопасного освоения МСР, в частности при определении, оценке, нормировании и учете показателей извлечения ТПИ при их добыче и обогащении.

В свое время, в бывш. СССР в 1964-1968 гг. в соответствии с поручением Сов. Мина СССР и ЦК КПСС были проведены многочисленные НИР по снижению потерь при разработке месторождений  ТПИ с привлечением широкого круга ученых и специалистов академических, вузовских и отраслевых институтов, а также работников министерств, ведомств и горнодобывающих предприятий при координирующей роли АН СССР. За этот период впервые в стране были созданы научные основы определения, нормирования, экономической оценки и учета потерь ТПИ при их добыче. Результатом выполненных НИР явились «Типовые методические указания по определению, нормированию, учету и экономической оценке потерь твердых полезных ископаемых при их добыче» (сокращенно ТМУ), утвержденные Госгнортехнадзором СССР в марте 1972 и ставшие обязательными для применения. В соответствии с ТМУ были разработаны и введены в действие отраслевые, а в дальнейшем и внутриотраслевые инструкции и методики в угольной промышленности, в черной и цветной металлургии, по нерудным полезным ископаемым.

Прошедший со времени принятия ТМУ (почти 40 лет) период, в том числе и после произошедшей «перестройки», показал их жизнеспособность, действенность и результативность. Поскольку правительственного акта, отменяющего ТМУ, не существует, их применение вполне правомерно и в настоящее время, естественно с корректировками и дополнениями, обусловленными новой системой хозяйствования в стране.

В месте с тем, за это же время, особенно после перехода страны на новые экономические условия, появилось большое количество публикаций по совершенствованию или пересмотру ТМУ, причем ряд выполненных работ по своему содержанию и направлению не соответствуют основополагающим принципам не только ТМУ, по рациональному освоению МСР, либо не вносят ничего нового в ранее принятые нормативно-правовые акты. Так, например, в работе, выполненной на договорной основе с «Роснедрами» малоизвестной горнотехнической общественности компанией «Квалион», достаточно полно и обстоятельно обобщены существующие инструктивные и методические материалы (работа изложена в 4-х томах), но конкретные, практически значимые предложения отсутствуют. Кроме того, подобные НИР могут носить лишь рекомендательный характер, т. к. ТМУ не отменены.

Нормирование качества и оценка полезных ископаемых

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8

Источник