О аллах дай мне полезные знания

О аллах дай мне полезные знания thumbnail

اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي وَزِدْنِي عِلْمًا

«Аллахумма, принеси мне пользу посредством того, чему Ты научил меня, и научи меня тому, в чём польза для меня, и добавь мне знания» [аль-Хаким, 1879; Тирмизи, 3599; Ибн Маджа, 251, 3833; Сильсиля сахиха, 3151].

Эту мольбу мы знаем из Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что он не раз обращался к Всевышнему Господу с этой мольбой. Важно отметить, что испрашивание полезного знания встречается далеко не в одной мольбе.

Обращаться к Нему с подобными мольбами побуждает нас Сам Всевышний Аллах в Своей Книге: «Скажи: “Господи, добавь мне знания!”» (сура 20 «Та ха», аят 114).

В хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречаются и другие дуа, посвящённые испрашиванию полезного знания, а также испрашиванию пользы через приобретённое знание. Это свидетельствует о важности полезного знания и необходимости его приобретения, и указывает на то, сколь важное место отводится знанию в нашей религии.

«Аллахумма, принеси мне пользу посредством того, чему Ты научил меня». В этой мольбе нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы видим испрашивание рабом у Господа обретения пользы через дарованное Им знание, поскольку возможно и такое, что знание у человека будет, но пользы оно ему не принесёт. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас взывать к Всевышнему таким образом: Господи, я прошу Тебя сделать полезными для меня те знания, которые я приобретаю, и помочь мне поступать в соответствии с ними и делать всё это искренне ради Тебя, а не в корыстных, мирских целях, не ради обретения материальных благ и не напоказ людям. Ведь назначение полезного знания — помочь своему обладателю правильно и усердно поклоняться Всевышнему Аллаху и исповедовать религию должным образом. Это знание призвано сделать благими слова и дела своего обладателя, внешне и внутренне.

«и даруй мне знание, которое принесёт мне пользу». А в другой версии говорится: «посредством которого Ты принесёшь мне пользу». Под полезным знанием подразумевается религиозное знание, то есть знание об Аллахе, Его именах и качествах, а также о Его велениях и запретах. Как обретёт спасение и преуспеяние тот, кто ничего не знает ни о своём Господе, ни о Его Пророке (мир ему и благословение Аллаха), ни о Его Книге, ни о своих обязанностях перед Ним? И как можно правильно поклоняться Ему без знания? Ведь чтобы поклонение принималось Всевышним, оно должно сопровождаться правильным, искренним намерением, а также соответствовать Корану и Сунне. А как добиться этого соответствия тому, кто не изучает Коран и Сунну и отказывается от приобретения полезного знания?.. Таким образом, это знание, приносящее пользу в обоих мирах. Оно помогает своему обладателю обрести счастье земное и вечное.

«и добавь мне знания». То есть добавь знания к тому полезному знанию, которое я уже приобрёл и которое Ты уже даровал мне. Полезное знание — милость и дар Всевышнего, ибо оно становится помощью и облегчением для Его рабов в этом мире и должно способствовать также их благополучию в мире вечном. Всевышний Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) испрашивать у Него добавления именно знания, а не чего-то иного, потому что приумножение полезных знаний возвышает верующего и влечёт за собой благие, богоугодные поступки, поскольку знание — путь к действию.

Таким образом, эта мольба учит нас не только просить у Господа миров помощи в приобретении полезного знания, но и самим создавать причины для того, чтобы наше желание приобрести это знание осуществилось. Иными словами, мы должны искать способы обретения полезного знания и изучать религию в соответствии со своими возможностями, используя для этого доступные нам средства, которых так много в наше время.

Сегодня приобретение полезного знания — это не только классические исламские учебные заведения и медресе при мечетях. В двадцать первом веке на помощь мусульманину приходят и дистанционное обучение, и лекции, и книги, в том числе и электронные, и интернет с различными аудио- и видеоматериалами. И долг каждого из нас — изучать религию по мере своих возможностей, пользуясь надёжными источниками. И с позволения Всевышнего наши усилия в сочетании с искренними мольбами принесут прекрасные плоды.

Источник

Всевышний Аллах говорит: 

…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!»(«Та ха», 114).

В хадисе говорится:

 سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَتَعَوَّذُوا بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَع

 «Просите у Аллаха полезного знания и молите, чтобы Он защитил вас от знания, не приносящего пользы»[1].

Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после таслима[2] на утренней молитве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

 اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَرِزْقًا طَيِّبًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً  

 «Аллахумма инни ас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ризкан таййибан ва ‘амалян мутакаббалян» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято»)[3].

Малик сказал: «Знание и мудрость – это свет, которым Аллах направляет того, кого пожелает, а не владение многочисленными вопросами мусульманского права».

Он также сказал: «Факих не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского права, а к пониманию религии Аллах приводит, кого пожелает».

Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Тому, кто учится ради лика Аллаха и вечной жизни, Аллах дает то знание, в котором он нуждается».

Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают, погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху, просьбы приумножить благо и не лишать его».[4]

Читайте также:  Полезна ли для кошки куриная печень

Искатель знания! Не забывай произносить следующие слова мольбы:
 اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ

 «Аллахумма инни а‘узу бика мин ‘илмин ля йанфа‘» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от бесполезного знания») [5].

 اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي ، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي ، وَزِدْنِي عِلْمًا

«Аллахумма инфа‘ни бима ‘аллямтани уа ‘аллимни ма йанфа‘уни уа зидни ‘ильман» («О Аллах! Сделай знание, которому Ты меня научил, полезным для меня и научи меня тому, что принесет мне пользу, и приумножь мои знания»).[6]

«Искатель знания! Удвой свое стремление (к знанию) и обратись к Аллаху с мольбами и покорностью. Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, когда затруднялся прокомментировать какой-нибудь аят из Корана, часто обращался к Аллаху со словами мольбы и говорил: “О Аллах! О тот, кто научил Адама и Ибрахима, научи меня! О тот, кто разъяснил Сулейману, разъясни мне!”, – и ему открывалось (значение аята)».[7]


[1]           Достоверный хадис, который передали Ибн Маджа (3843) и др. со слов Джабира. См. «ас-Сахиха» (1511).

[2]           Таслим – приветствие, произносимое в конце молитвы.

[3]           Достоверный хадис, который передал Ибн Маджа (925). См. «Сахих Ибн Маджа» (753).

[4]           Аль-ахлак ва-с-сийар. С. 75: Дар аль-фатх.

[5]           Передал Муслим (2722) со слов Зейда ибн Аркама.

[6]           Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (3599) и Ибн Маджа (251) со слов Абу Хурайры. См. «Сахих Ибн Маджа» (203).

[7]           Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 42.

«Уникальное пособие для ищущих знания»

Ибн Раджаб

Источник

ШАРХ ХАДИСА УММ САЛЯМЫ

«О АЛЛАХ. ПОИСТИНЕ, Я ПРОШУ У ТЕБЯ ПОЛЕЗНОГО ЗНАНИЯ, БЛАГОГО УДЕЛА И ТОГО ДЕЛА, КОТОРОЕ БУДЕТ ПРИНЯТО»

Лекцию ведет: уважаемый ученый, преподаватель в мечети Пророка и Исламском Университете г. Медины:
шейх Абдур-Разза́к аль-Бадр (да сохранит его Аллах)!

1 ЧАСТЬ

«С именем Аллаха Всемилостивого (и) Милостивейшего!
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и Ему каемся! Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от плохих деяний. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет с него, а кого Он собьет, того никто не наставит! Я свидетельствую, что нет бога, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей; и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его, его род и всех его сподвижников. А затем:

Сегодняшняя лекция будет краткой, и будет она посвящена хадису, который приводит Ибн Маджа и Имам Ахмад, да помилует их Аллах, а также другие ученые от матери правоверных, Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка ﷺ которая сказала: «Посланник Аллаха, ﷺ, после того, как заканчивал утренний намаз, говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый день после завершения утреннего намаза, обращался к Всевышнему Аллаху с этой великой и многозначной мольбой: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!» В другой версии говорится: «…и праведного дела». И принятые деяния — и есть праведные!

О дорогой брат! Если ты, задумаешься над этой великой мольбой, с которой Посланник Аллаха, ﷺ, ежедневно после утреннего намаза взывал к Аллаху, то найдешь (и поймешь), что она использовалась в самое подходящее время, так как утро — это самое начало дня. И насколько величественно то, что мусульманин начинает свой день с обращения к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог ему в этих трех вещах: в полезных знаниях, благом пропитании и праведных или принятых деяниях!

Также, если ты задумаешься над этими тремя вещами, то найдешь, что именно они являются ежедневными целями каждого мусульманина! У мусульманина каждый день три цели – обрести полезные знания, заработать благое пропитание и совершить праведные деяния. И если ты попытаешься придумать для мусульманина другую (четвертую) цель, то не найдешь ее, за пределами этих трех (так как ее не существует): и эта мольба объединяет в себе все цели мусульманина! И эта мольба приходит в самом начале дня, когда человек вспоминает свои ежедневные цели, и обращается к Всевышнему Аллаху за помощью в выполнении этих целей! И в мольбе этой содержится польза с двух сторон: с одной стороны, (это мольба) уже в самом начале дня ограничивает ежедневные цели человека и определяет их. Как говорят, что человек, определяющий свои цели изначально, — ближе к успеху. Если человек хочет сделать что-то, то ему следует определить свои цели заранее, что относится к причинам, приводящим к успеху в этих делах! Его цели должны четко стоять перед ним, должны быть определены и намечены! А тот, кто бесцельно плывет по течению, не имея четких целей и ясного видения, — быстро запутается, и все его дела накопится перед ним, и, возможно, он (никогда), ничего не добьется. Итак, первое здесь — это разграничение, определение целей!

Читайте также:  Отношение полезной мощности к затраченной на

А с другой стороны, (великая польза в том) что, ты обращаешься к Всевышнему Аллаху с мольбой и просьбой о помощи и содействии в выполнении этих целей, (уже) в самом начале дня!

И так будет повторяться каждый день: мусульманин будет обращаться к Всевышнему Аллаху в начале дня, прося у Него помощи в достижении этих великих и славных целей!

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал это дуа с упоминания «полезного знания»! Это ясно указывает на то, что знания предшествуют остальному, и с них все начинается! Именно поэтому Пророк ﷺ начал со знания, мир ему и благословение от Аллаха! В этом дуа содержится указание на то, что знания стоят впереди деяний! Как сказал Всевышний Аллах: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Сура «Мухаммад» 19 аят.) Всевышний Аллах начал со знаний прежде деяний! Со знаний все начинается, и поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, первыми упомянул их, а только потом – деяния и пропитание. Также это указывает на то, что правильность деяний и наличие благого пропитания основываются на полезных знаниях! Посредством знаний человек может отличить благое пропитание от скверного, а праведные деяния – от неправедных! А если человек не будет обладать полезными знаниями, которыми он сможет различать между делами, то не сможет он отличить благое пропитание от скверного, и плохие деяния от праведных! Не сможет ничего различить без знаний! Поэтому знания заслуживают быть упомянутыми перед деяниями, и заслуживают того, чтобы человек проявлял заботу о них (приобретая и получая их)! В (жизни) мусульманина, знания заслуживают особого внимания и заботы! А если же человек будет зарабатывать пропитание, не основываясь на знания, и совершать деяния без знаний, то его положение можно описать словами ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, да помилует его Аллах: «Кто поклоняется Аллаху без знаний, (совершая дела, не обладая знанием), приносит больше вреда, чем пользы!»

https://vk.com/video-74185212_171632131
https://vimeo.com/140750598

2 ЧАСТЬ

«… В (жизни) мусульманина, знания заслуживают особого внимания и заботы! А если же человек будет добывать свое пропитание, не основываясь на знания, и совершать деяния без знаний, то его положение можно описать словами ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, да помилует его Аллах: «Кто поклоняется Аллаху без знаний, (совершая дела, не обладая знанием), приносит больше вреда, чем пользы!»

Также нам здесь можно извлечь такую пользу: в данной мольбе обращается внимание на то, что человек должен каждый день уделять время знаниям! Более того, знания должны быть у него на первом месте! И также это означает, что человек должен каждый день получать какую-либо долю полезных знаний! Не должно пройти ни одного дня, в котором он не получил никаких полезных знаний! Ведь хадис указывает на это, так как ты каждый день говоришь: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!»

Ученые говорят: «Это – мольба, а мольба обуславливает создание причин». И, если ты скажешь: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!»,– то необходимо тебе после этого предпринимать действия для воплощения этого в жизнь. Ты должен (начать) ходить на уроки, посещать лекции, читать книги, повторять какие-то вопросы и так далее. Нужно использовать любые пути для получения знаний! За мольбой (обязательно) следуют причины! Но если человек начал свой день, и с утра, после утреннего намаза, сказал: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!», — а потом пошел спать до обеденной молитвы — «зухра»! Положил свою голову на подушку.… То, как он получит знания? Через подушку? Нет, ничего он не получит! Поэтому необходимо делать что-то, чтобы обрести полезные знания! Он должен сказать: «О Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний»,– и изучать; сказать: «О Аллах! Я прошу у Тебя благого удела»,– и пойти работать, искать пропитание! Необходимо прикладывать усилия и создавать причины. И поэтому было сказано:

«Ты хотел бы стать таким обладателем знания, который вёл бы споры без устали, (и отвечал на все вопросы без усилий и труда)!
Но каждый сходит с ума по-своему! (Желая того, чего желает, думая и делая по-своему)!
И не даётся заработок без трудностей, которые встречаются!
То, что же тогда говорить про знания?! Тогда как можно обрести знание так просто?!»

То есть, человек обязан создавать причины, недостаточно просто просить и уповать, нужно просить, и совершать причины!

Поэтому, в этой мольбе содержится великая польза: необходимо приобретать знания каждый день! Почему? Потому что, мы каждый день, следуя нашему Пророку, ﷺ, обращаемся к Аллаху с этой великой мольбой!

Поэтому нельзя допустить того, чтобы мусульманин в какой-либо из дней не изучил ничего нового, не узнал какой-то вопрос, новое положение, не посетил урока, не прочитал книгу! А если человек проведет свой день без какой-либо пользы для своей религии, то это – беда! Если бы человек размышлял об этом бедствии! Некоторые предшественники, несмотря на их сильное усердие и великое старание в получении знаний, плакали, если солнце зашло, не потому что они не получили ничего из знаний за весь день, а потому что получили меньше, чем требовали от себя в этот день! (А что же сказать про нас?!)

«И когда люди душой стары, их тела устают от того, что они таковы!»

Читайте также:  Чем полезен цикорий жидкий для женщин

Так каково же тогда, когда души порочны или слабы?! Итак, в хадисе содержится великая польза! Указание на то, что каждый мусульманин должен ставить знания на первое место и заботиться об их получении, искать их и не лишать себя ежедневной доли знаний, посещать уроки, читать книги, а также использовать современные способы получения знаний, таких как прослушивание кассет (аудио, видео) и так далее…

Сказал Пророк ﷺ: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!» «Прошу у Тебя Полезного Знания!» В этом указание на то, что знания бывают двух видов: полезные и вредные.
• Аллах сказал в (суре «Аль-Бакара»): «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой». Это – вредные знания, которых на сегодняшний день очень много!

• А полезные знания помогают человеку и приносят ему пользу. В мольбе знание определено, как полезное: «О Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний!» Более того, в некоторых дуа Пророк, ﷺ, прибегает к Аллаху от бесполезных знаний, от тех знаний, которые не приносят пользу (ни в этой жизни, ни в Следующей)!

Он говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!» Под полезными знаниями здесь имеются в виду те знания, которые принесли пользу тому, кто их изучил. Ведь бывает так, что знания сами по себе – полезные, но они не приносят пользу изучившему их. Поэтому также дуа с которым Пророк, ﷺ, взывал к Аллаху: «О Аллах! Дай мне пользу в том, чему Ты меня научил!» Иногда бывает, что знания полезны сами по себе, но их обладатель не пользуется ими! Поэтому нужно просить у Аллаха полезных знаний, полезных изначально и приносящих пользу их обладателю, прибавляющих человеку праведности и богобоязненности, и приближающих его к правильному пути и к Аллаху, и помогающих добиться Его довольства!»

https://vk.com/video-74185212_171632132
https://vimeo.com/140750634

3 ЧАСТЬ

«…..Нужно просить у Аллаха полезных знаний, полезных самих по себе и приносящих пользу их обладателю, прибавляющих человеку праведности и богобоязненности, и приближающих его к правильному пути и к Аллаху, и помогающих добиться Его довольства!

После упоминания «полезных знаний», Пророк ﷺ сказал: «…и благого удела»,– то есть, я прошу у Тебя, о Аллах — благого пропитания!

Здесь также содержится побуждение к добыванию благого пропитания каждый день, при этом обращаясь к Аллаху, чтобы Он облегчил это! И когда мусульманин просит: «… благого удела», он понимает, что пропитания (тоже) бывает двух видов: благое и скверное, запрещенное. Пища бывает двух видов, питье бывает двух видов и одежда бывает двух видов, — благое и скверное! Поэтому человек должен отличать благое от скверного, чтобы его еда, питье и одежда была только благой! Пророк, ﷺ, упомянул в своем хадисе «покрытого пылью человека с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу: «О Господи, о Господи!»,– однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ!?» Поэтому некоторые предшественники говорили: «Очисть свою еду (от запретного) сделав ее благой, — и на твою мольбу будет отвечено!» И, когда он просит у Аллаха благого пропитания, он имеет в виду, чтобы Аллах отдалил его от всех запретных способов заработка, таких, как ложь, ростовщичество, запретные сделки так далее. Избавление от всего этого содержится в словах: «…благого пропитания»

Затем Пророк закончил эту мольбу словами: «…и праведных деяний»,– или, в другой версии: «… и принятых деяний» Праведные деяния – это все деяния, которые узаконены Всевышним Аллахом. Праведное деяние обладает двумя признаками:

1. Оно совершается только ради Всевышнего Аллаха;
2. Оно соответствует Сунне.

И если деяние подходит под оба описания, то Аллах примет его от совершившего его. Поэтому праведные дела, которые совершались только ради Аллаха, и соответствовали Сунне Посланника Аллаха, ﷺ, будут приняты! Всевышний Аллах не принимает деяния, не являющиеся праведными, а праведное дело, это то, которое совершалось только ради Него, и было правильным (соответствовало Сунне)! И мы упоминали слова Фудайля ибн ‘Ияда, да помилует его Аллах, который сказал, что слово «лучше» в аяте: «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»,– значит «дело, совершенное с наивысшей степенью «Ихласа» и наиболее правильное». Ему сказали: «О, Абу ‘Али! Что значит: «с наивысшей степенью «Ихласа» и наиболее правильное»?» Он ответил: «Если деяние совершено только ради Аллаха, но оно не правильно, то оно не будет принято; и если оно было правильным, но совершено не ради Аллаха, то оно не будет принято, пока не станет правильным, и не будет совершаться только ради Аллаха! Деяние с «Ихласом» — это то, что посвящено только Аллаху, а правильное – это то, что соответствует Сунне!»

Это, о, братья, – великая мольба; поэтому тот, кто использует ее, то пусть делает это еще чаще, а тот, кто не знал ее, и или знал, но не использовал, то пусть поймет ее важность, величие ее смысла, и свою нужду в ней каждый день! И каждый день, после утренней молитвы, обращайся к Аллаху с этой великой мольбой: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!» Закончим на этом, и Аллах знает лучше!»

https://vk.com/video-74185212_171632133
https://vimeo.com/140750647

Источник