О аллах дай мне полезные знания
اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي وَزِدْنِي عِلْمًا
«Аллахумма, принеси мне пользу посредством того, чему Ты научил меня, и научи меня тому, в чём польза для меня, и добавь мне знания» [аль-Хаким, 1879; Тирмизи, 3599; Ибн Маджа, 251, 3833; Сильсиля сахиха, 3151].
Эту мольбу мы знаем из Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что он не раз обращался к Всевышнему Господу с этой мольбой. Важно отметить, что испрашивание полезного знания встречается далеко не в одной мольбе.
Обращаться к Нему с подобными мольбами побуждает нас Сам Всевышний Аллах в Своей Книге: «Скажи: “Господи, добавь мне знания!”» (сура 20 «Та ха», аят 114).
В хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречаются и другие дуа, посвящённые испрашиванию полезного знания, а также испрашиванию пользы через приобретённое знание. Это свидетельствует о важности полезного знания и необходимости его приобретения, и указывает на то, сколь важное место отводится знанию в нашей религии.
«Аллахумма, принеси мне пользу посредством того, чему Ты научил меня». В этой мольбе нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы видим испрашивание рабом у Господа обретения пользы через дарованное Им знание, поскольку возможно и такое, что знание у человека будет, но пользы оно ему не принесёт. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас взывать к Всевышнему таким образом: Господи, я прошу Тебя сделать полезными для меня те знания, которые я приобретаю, и помочь мне поступать в соответствии с ними и делать всё это искренне ради Тебя, а не в корыстных, мирских целях, не ради обретения материальных благ и не напоказ людям. Ведь назначение полезного знания — помочь своему обладателю правильно и усердно поклоняться Всевышнему Аллаху и исповедовать религию должным образом. Это знание призвано сделать благими слова и дела своего обладателя, внешне и внутренне.
«и даруй мне знание, которое принесёт мне пользу». А в другой версии говорится: «посредством которого Ты принесёшь мне пользу». Под полезным знанием подразумевается религиозное знание, то есть знание об Аллахе, Его именах и качествах, а также о Его велениях и запретах. Как обретёт спасение и преуспеяние тот, кто ничего не знает ни о своём Господе, ни о Его Пророке (мир ему и благословение Аллаха), ни о Его Книге, ни о своих обязанностях перед Ним? И как можно правильно поклоняться Ему без знания? Ведь чтобы поклонение принималось Всевышним, оно должно сопровождаться правильным, искренним намерением, а также соответствовать Корану и Сунне. А как добиться этого соответствия тому, кто не изучает Коран и Сунну и отказывается от приобретения полезного знания?.. Таким образом, это знание, приносящее пользу в обоих мирах. Оно помогает своему обладателю обрести счастье земное и вечное.
«и добавь мне знания». То есть добавь знания к тому полезному знанию, которое я уже приобрёл и которое Ты уже даровал мне. Полезное знание — милость и дар Всевышнего, ибо оно становится помощью и облегчением для Его рабов в этом мире и должно способствовать также их благополучию в мире вечном. Всевышний Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) испрашивать у Него добавления именно знания, а не чего-то иного, потому что приумножение полезных знаний возвышает верующего и влечёт за собой благие, богоугодные поступки, поскольку знание — путь к действию.
Таким образом, эта мольба учит нас не только просить у Господа миров помощи в приобретении полезного знания, но и самим создавать причины для того, чтобы наше желание приобрести это знание осуществилось. Иными словами, мы должны искать способы обретения полезного знания и изучать религию в соответствии со своими возможностями, используя для этого доступные нам средства, которых так много в наше время.
Сегодня приобретение полезного знания — это не только классические исламские учебные заведения и медресе при мечетях. В двадцать первом веке на помощь мусульманину приходят и дистанционное обучение, и лекции, и книги, в том числе и электронные, и интернет с различными аудио- и видеоматериалами. И долг каждого из нас — изучать религию по мере своих возможностей, пользуясь надёжными источниками. И с позволения Всевышнего наши усилия в сочетании с искренними мольбами принесут прекрасные плоды.
Источник
Всевышний Аллах говорит:
…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!»(«Та ха», 114).
В хадисе говорится:
سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَتَعَوَّذُوا بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَع
«Просите у Аллаха полезного знания и молите, чтобы Он защитил вас от знания, не приносящего пользы»[1].
Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после таслима[2] на утренней молитве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَرِزْقًا طَيِّبًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً
«Аллахумма инни ас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ризкан таййибан ва ‘амалян мутакаббалян» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято»)[3].
Малик сказал: «Знание и мудрость – это свет, которым Аллах направляет того, кого пожелает, а не владение многочисленными вопросами мусульманского права».
Он также сказал: «Факих не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского права, а к пониманию религии Аллах приводит, кого пожелает».
Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Тому, кто учится ради лика Аллаха и вечной жизни, Аллах дает то знание, в котором он нуждается».
Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают, погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху, просьбы приумножить благо и не лишать его».[4]
Искатель знания! Не забывай произносить следующие слова мольбы:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ
«Аллахумма инни а‘узу бика мин ‘илмин ля йанфа‘» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от бесполезного знания») [5].
اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي ، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي ، وَزِدْنِي عِلْمًا
«Аллахумма инфа‘ни бима ‘аллямтани уа ‘аллимни ма йанфа‘уни уа зидни ‘ильман» («О Аллах! Сделай знание, которому Ты меня научил, полезным для меня и научи меня тому, что принесет мне пользу, и приумножь мои знания»).[6]
«Искатель знания! Удвой свое стремление (к знанию) и обратись к Аллаху с мольбами и покорностью. Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, когда затруднялся прокомментировать какой-нибудь аят из Корана, часто обращался к Аллаху со словами мольбы и говорил: “О Аллах! О тот, кто научил Адама и Ибрахима, научи меня! О тот, кто разъяснил Сулейману, разъясни мне!”, – и ему открывалось (значение аята)».[7]
[1] Достоверный хадис, который передали Ибн Маджа (3843) и др. со слов Джабира. См. «ас-Сахиха» (1511).
[2] Таслим – приветствие, произносимое в конце молитвы.
[3] Достоверный хадис, который передал Ибн Маджа (925). См. «Сахих Ибн Маджа» (753).
[4] Аль-ахлак ва-с-сийар. С. 75: Дар аль-фатх.
[5] Передал Муслим (2722) со слов Зейда ибн Аркама.
[6] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (3599) и Ибн Маджа (251) со слов Абу Хурайры. См. «Сахих Ибн Маджа» (203).
[7] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 42.
«Уникальное пособие для ищущих знания»
Ибн Раджаб
Источник
ШАРХ ХАДИСА УММ САЛЯМЫ
«О АЛЛАХ. ПОИСТИНЕ, Я ПРОШУ У ТЕБЯ ПОЛЕЗНОГО ЗНАНИЯ, БЛАГОГО УДЕЛА И ТОГО ДЕЛА, КОТОРОЕ БУДЕТ ПРИНЯТО»
Лекцию ведет: уважаемый ученый, преподаватель в мечети Пророка и Исламском Университете г. Медины:
шейх Абдур-Разза́к аль-Бадр (да сохранит его Аллах)!
1 ЧАСТЬ
«С именем Аллаха Всемилостивого (и) Милостивейшего!
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и Ему каемся! Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от плохих деяний. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет с него, а кого Он собьет, того никто не наставит! Я свидетельствую, что нет бога, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей; и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его, его род и всех его сподвижников. А затем:
Сегодняшняя лекция будет краткой, и будет она посвящена хадису, который приводит Ибн Маджа и Имам Ахмад, да помилует их Аллах, а также другие ученые от матери правоверных, Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка ﷺ которая сказала: «Посланник Аллаха, ﷺ, после того, как заканчивал утренний намаз, говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый день после завершения утреннего намаза, обращался к Всевышнему Аллаху с этой великой и многозначной мольбой: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!» В другой версии говорится: «…и праведного дела». И принятые деяния — и есть праведные!
О дорогой брат! Если ты, задумаешься над этой великой мольбой, с которой Посланник Аллаха, ﷺ, ежедневно после утреннего намаза взывал к Аллаху, то найдешь (и поймешь), что она использовалась в самое подходящее время, так как утро — это самое начало дня. И насколько величественно то, что мусульманин начинает свой день с обращения к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог ему в этих трех вещах: в полезных знаниях, благом пропитании и праведных или принятых деяниях!
Также, если ты задумаешься над этими тремя вещами, то найдешь, что именно они являются ежедневными целями каждого мусульманина! У мусульманина каждый день три цели – обрести полезные знания, заработать благое пропитание и совершить праведные деяния. И если ты попытаешься придумать для мусульманина другую (четвертую) цель, то не найдешь ее, за пределами этих трех (так как ее не существует): и эта мольба объединяет в себе все цели мусульманина! И эта мольба приходит в самом начале дня, когда человек вспоминает свои ежедневные цели, и обращается к Всевышнему Аллаху за помощью в выполнении этих целей! И в мольбе этой содержится польза с двух сторон: с одной стороны, (это мольба) уже в самом начале дня ограничивает ежедневные цели человека и определяет их. Как говорят, что человек, определяющий свои цели изначально, — ближе к успеху. Если человек хочет сделать что-то, то ему следует определить свои цели заранее, что относится к причинам, приводящим к успеху в этих делах! Его цели должны четко стоять перед ним, должны быть определены и намечены! А тот, кто бесцельно плывет по течению, не имея четких целей и ясного видения, — быстро запутается, и все его дела накопится перед ним, и, возможно, он (никогда), ничего не добьется. Итак, первое здесь — это разграничение, определение целей!
А с другой стороны, (великая польза в том) что, ты обращаешься к Всевышнему Аллаху с мольбой и просьбой о помощи и содействии в выполнении этих целей, (уже) в самом начале дня!
И так будет повторяться каждый день: мусульманин будет обращаться к Всевышнему Аллаху в начале дня, прося у Него помощи в достижении этих великих и славных целей!
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал это дуа с упоминания «полезного знания»! Это ясно указывает на то, что знания предшествуют остальному, и с них все начинается! Именно поэтому Пророк ﷺ начал со знания, мир ему и благословение от Аллаха! В этом дуа содержится указание на то, что знания стоят впереди деяний! Как сказал Всевышний Аллах: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Сура «Мухаммад» 19 аят.) Всевышний Аллах начал со знаний прежде деяний! Со знаний все начинается, и поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, первыми упомянул их, а только потом – деяния и пропитание. Также это указывает на то, что правильность деяний и наличие благого пропитания основываются на полезных знаниях! Посредством знаний человек может отличить благое пропитание от скверного, а праведные деяния – от неправедных! А если человек не будет обладать полезными знаниями, которыми он сможет различать между делами, то не сможет он отличить благое пропитание от скверного, и плохие деяния от праведных! Не сможет ничего различить без знаний! Поэтому знания заслуживают быть упомянутыми перед деяниями, и заслуживают того, чтобы человек проявлял заботу о них (приобретая и получая их)! В (жизни) мусульманина, знания заслуживают особого внимания и заботы! А если же человек будет зарабатывать пропитание, не основываясь на знания, и совершать деяния без знаний, то его положение можно описать словами ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, да помилует его Аллах: «Кто поклоняется Аллаху без знаний, (совершая дела, не обладая знанием), приносит больше вреда, чем пользы!»
https://vk.com/video-74185212_171632131
https://vimeo.com/140750598
2 ЧАСТЬ
«… В (жизни) мусульманина, знания заслуживают особого внимания и заботы! А если же человек будет добывать свое пропитание, не основываясь на знания, и совершать деяния без знаний, то его положение можно описать словами ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, да помилует его Аллах: «Кто поклоняется Аллаху без знаний, (совершая дела, не обладая знанием), приносит больше вреда, чем пользы!»
Также нам здесь можно извлечь такую пользу: в данной мольбе обращается внимание на то, что человек должен каждый день уделять время знаниям! Более того, знания должны быть у него на первом месте! И также это означает, что человек должен каждый день получать какую-либо долю полезных знаний! Не должно пройти ни одного дня, в котором он не получил никаких полезных знаний! Ведь хадис указывает на это, так как ты каждый день говоришь: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!»
Ученые говорят: «Это – мольба, а мольба обуславливает создание причин». И, если ты скажешь: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!»,– то необходимо тебе после этого предпринимать действия для воплощения этого в жизнь. Ты должен (начать) ходить на уроки, посещать лекции, читать книги, повторять какие-то вопросы и так далее. Нужно использовать любые пути для получения знаний! За мольбой (обязательно) следуют причины! Но если человек начал свой день, и с утра, после утреннего намаза, сказал: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!», — а потом пошел спать до обеденной молитвы — «зухра»! Положил свою голову на подушку.… То, как он получит знания? Через подушку? Нет, ничего он не получит! Поэтому необходимо делать что-то, чтобы обрести полезные знания! Он должен сказать: «О Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний»,– и изучать; сказать: «О Аллах! Я прошу у Тебя благого удела»,– и пойти работать, искать пропитание! Необходимо прикладывать усилия и создавать причины. И поэтому было сказано:
«Ты хотел бы стать таким обладателем знания, который вёл бы споры без устали, (и отвечал на все вопросы без усилий и труда)!
Но каждый сходит с ума по-своему! (Желая того, чего желает, думая и делая по-своему)!
И не даётся заработок без трудностей, которые встречаются!
То, что же тогда говорить про знания?! Тогда как можно обрести знание так просто?!»
То есть, человек обязан создавать причины, недостаточно просто просить и уповать, нужно просить, и совершать причины!
Поэтому, в этой мольбе содержится великая польза: необходимо приобретать знания каждый день! Почему? Потому что, мы каждый день, следуя нашему Пророку, ﷺ, обращаемся к Аллаху с этой великой мольбой!
Поэтому нельзя допустить того, чтобы мусульманин в какой-либо из дней не изучил ничего нового, не узнал какой-то вопрос, новое положение, не посетил урока, не прочитал книгу! А если человек проведет свой день без какой-либо пользы для своей религии, то это – беда! Если бы человек размышлял об этом бедствии! Некоторые предшественники, несмотря на их сильное усердие и великое старание в получении знаний, плакали, если солнце зашло, не потому что они не получили ничего из знаний за весь день, а потому что получили меньше, чем требовали от себя в этот день! (А что же сказать про нас?!)
«И когда люди душой стары, их тела устают от того, что они таковы!»
Так каково же тогда, когда души порочны или слабы?! Итак, в хадисе содержится великая польза! Указание на то, что каждый мусульманин должен ставить знания на первое место и заботиться об их получении, искать их и не лишать себя ежедневной доли знаний, посещать уроки, читать книги, а также использовать современные способы получения знаний, таких как прослушивание кассет (аудио, видео) и так далее…
Сказал Пророк ﷺ: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!» «Прошу у Тебя Полезного Знания!» В этом указание на то, что знания бывают двух видов: полезные и вредные.
• Аллах сказал в (суре «Аль-Бакара»): «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой». Это – вредные знания, которых на сегодняшний день очень много!
• А полезные знания помогают человеку и приносят ему пользу. В мольбе знание определено, как полезное: «О Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний!» Более того, в некоторых дуа Пророк, ﷺ, прибегает к Аллаху от бесполезных знаний, от тех знаний, которые не приносят пользу (ни в этой жизни, ни в Следующей)!
Он говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания!» Под полезными знаниями здесь имеются в виду те знания, которые принесли пользу тому, кто их изучил. Ведь бывает так, что знания сами по себе – полезные, но они не приносят пользу изучившему их. Поэтому также дуа с которым Пророк, ﷺ, взывал к Аллаху: «О Аллах! Дай мне пользу в том, чему Ты меня научил!» Иногда бывает, что знания полезны сами по себе, но их обладатель не пользуется ими! Поэтому нужно просить у Аллаха полезных знаний, полезных изначально и приносящих пользу их обладателю, прибавляющих человеку праведности и богобоязненности, и приближающих его к правильному пути и к Аллаху, и помогающих добиться Его довольства!»
https://vk.com/video-74185212_171632132
https://vimeo.com/140750634
3 ЧАСТЬ
«…..Нужно просить у Аллаха полезных знаний, полезных самих по себе и приносящих пользу их обладателю, прибавляющих человеку праведности и богобоязненности, и приближающих его к правильному пути и к Аллаху, и помогающих добиться Его довольства!
После упоминания «полезных знаний», Пророк ﷺ сказал: «…и благого удела»,– то есть, я прошу у Тебя, о Аллах — благого пропитания!
Здесь также содержится побуждение к добыванию благого пропитания каждый день, при этом обращаясь к Аллаху, чтобы Он облегчил это! И когда мусульманин просит: «… благого удела», он понимает, что пропитания (тоже) бывает двух видов: благое и скверное, запрещенное. Пища бывает двух видов, питье бывает двух видов и одежда бывает двух видов, — благое и скверное! Поэтому человек должен отличать благое от скверного, чтобы его еда, питье и одежда была только благой! Пророк, ﷺ, упомянул в своем хадисе «покрытого пылью человека с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу: «О Господи, о Господи!»,– однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ!?» Поэтому некоторые предшественники говорили: «Очисть свою еду (от запретного) сделав ее благой, — и на твою мольбу будет отвечено!» И, когда он просит у Аллаха благого пропитания, он имеет в виду, чтобы Аллах отдалил его от всех запретных способов заработка, таких, как ложь, ростовщичество, запретные сделки так далее. Избавление от всего этого содержится в словах: «…благого пропитания»
Затем Пророк закончил эту мольбу словами: «…и праведных деяний»,– или, в другой версии: «… и принятых деяний» Праведные деяния – это все деяния, которые узаконены Всевышним Аллахом. Праведное деяние обладает двумя признаками:
1. Оно совершается только ради Всевышнего Аллаха;
2. Оно соответствует Сунне.
И если деяние подходит под оба описания, то Аллах примет его от совершившего его. Поэтому праведные дела, которые совершались только ради Аллаха, и соответствовали Сунне Посланника Аллаха, ﷺ, будут приняты! Всевышний Аллах не принимает деяния, не являющиеся праведными, а праведное дело, это то, которое совершалось только ради Него, и было правильным (соответствовало Сунне)! И мы упоминали слова Фудайля ибн ‘Ияда, да помилует его Аллах, который сказал, что слово «лучше» в аяте: «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»,– значит «дело, совершенное с наивысшей степенью «Ихласа» и наиболее правильное». Ему сказали: «О, Абу ‘Али! Что значит: «с наивысшей степенью «Ихласа» и наиболее правильное»?» Он ответил: «Если деяние совершено только ради Аллаха, но оно не правильно, то оно не будет принято; и если оно было правильным, но совершено не ради Аллаха, то оно не будет принято, пока не станет правильным, и не будет совершаться только ради Аллаха! Деяние с «Ихласом» — это то, что посвящено только Аллаху, а правильное – это то, что соответствует Сунне!»
Это, о, братья, – великая мольба; поэтому тот, кто использует ее, то пусть делает это еще чаще, а тот, кто не знал ее, и или знал, но не использовал, то пусть поймет ее важность, величие ее смысла, и свою нужду в ней каждый день! И каждый день, после утренней молитвы, обращайся к Аллаху с этой великой мольбой: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела, и (совершение такого) дела которое будет принято!» Закончим на этом, и Аллах знает лучше!»
https://vk.com/video-74185212_171632133
https://vimeo.com/140750647
Источник