О каком полезном ископаемом говорят земляная смола

Олимпиада по окружающему миру для 4 класса

Фамилия, имя _________________________________Класс ________

1. Ответь на вопросы:

  1. К какой группе растений относится банан?
    _____________________________________________________________
  2. Что делит Землю на Северное и Южное полушария?
    _____________________________________________________________
  3. Кого в старину на Руси называли «запечным соловьём»? _____________________________________________________________
  4. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна — Ангара. Что это за озеро? _____________________________________________________________
  5. Кто поет под водой? _____________________________________________________________
  6. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?

_____________________________________________________________

  1. Какое животное спит вниз головой?

_____________________________________________________________

  1. Назовите листопадное хвойное дерево

_____________________________________________________________

  1. Кто может пить ногой?

_____________________________________________________________

  1. Пингвин — птица или нет?

_____________________________________________________________

2. Выбери букву правильного ответа.

  1. Почему по мере передвижения с юга на север природа меняется?

а) Изменяется продолжительность дня.

б) Беднеет растительность.

в) Беднеет животный мир.

г) Изменяется количество влаги и тепла.

  1. Что позволяет кузнечику спасаться от врагов?

а) Он выделяет едкую жидкость.

б) У него есть жало.

в) Его тело по форме напоминает листья растений.

г) Его тело окрашено под цвет  травы.

  1. Какие грибы появляются ранней весной?
    а) маслята;

б) сыроежки;

в) сморчки;

г) опята.

  1. Какая рыба вьёт гнездо?
    а) карп;

б) колюшка;

в) карась;

г) камбала.

  1. Укажите особенность, которая характеризует растения тундры:

а) Низкорослые.

б) Требовательны  к почве;

в) Длинные корни.

  1. О каком полезном ископаемом говорят: «греческий огонь», «земляная смола»?
    а) газ;

б) нефть;

в) каменный уголь.

  1. Для изображения горы Эльбрус на карте тебе потребуются:

             а) ручка,

             б) цветные карандаши,

             в) циркуль,

             г) линейка,

             д) цветная бумага.

  1. Когда Земля находится ближе к Солнцу?
    а) летом;

б) зимой;

в) весной;

г) осенью.

  1. Оползни – это …

а) Ветер большой разрушительной силы.

б) Поток смеси вода, песка и грязи.

в) Скользящее смещение участков земной поверхности вниз по  

    склону под действием собственного веса

  1. Медуза – это живое существо, потому что она:

            а) плавает в морях,

            б) размножается,

            в) питается,

            г) может находиться только в воде,  

    д) дышит.

3. В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:

а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника;  __________________________________________________________________

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; __________________________________________________________________

в) традесканция, ландыш, колеус, бегония;  __________________________________________________________________

г) дуб, клён, лиственница, берёза. __________________________________________________________________

4. Подберите  пары подходящих слов и соедините их стрелками:

планета

Солнце

материк

Земля

сторона горизонта

Россия

страна

Москва

столица

Евразия

село

Север

город

Михайловское

звезда

Самара

5. Рассмотри портреты. Прочитай текст приглашений и впиши имя приглашённого.

Кутузов

Михаил Илларионович

Аленин

Ермак Тимофеевич

Гагарин

Юрий Алексеевич

Жуков

Георгий Константинович

Невский Александр Ярославович

Кузьма Минин

Дмитрий Михайлович Пожарский

Донской

Дмитрий Иванович

Рокоссовский

Константин Константинович

Владимир Мономах

  1. Приглашается смелый, мужественный полководец, спасший в XIII веке православную Русь от крестоносцев.                               __________________________________________________________
  2. Приглашается смелый, мужественный полководец, князь, выигравший в XIV веке битву на Куликовском поле, после которой Русь, порабощённая татаро — монголами, приподнялась с колен.                                __________________________________________________________
  3. Приглашается казак, благодаря военному походу которого в XVI веке к России присоединены огромные территории Сибири.                    __________________________________________________________
  4. Приглашаются, нижегородский купец, собравший народное ополчение, и князь, возглавивший его. Благодаря им, Россия в XVII веке вновь стала единым и независимым государством.   ___________________________________________________________
  5. Приглашается фельдмаршал, главнокомандующий русской армией, герой Отечественной войны 1812 года, уничтоживший Великую наполеоновскую армию.                                                    ___________________________________________________________
  6. Приглашается маршал Советского Союза, который  руководил обороной Москвы, командовал Ленинградским фронтом, разработал план контрнаступления под Сталинградом и Курском, командовал войсками в ходе Берлинской операции и принял парад Победы в Москве.                                           ___________________________________________________________
  7. Приглашается советский гражданин, первый человек на Земле, совершивший 12 апреля 1961 года полёт в космос.                                  ___________________________________________________________

6. Какая из цепей питания указана правильно?
а) сосна – дятел – жук-короед;
б) слизни – капуста – жаба;
в) рожь – мышь – змеи – орлы.

Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь — лисы», люди уничтожат лис?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

7. Решение экологических задач.

  1. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки — красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найдите ошибки в экологическом очерке, используя свои наблюдения в природе.

Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Назовите праздники хантов и мансий, связанные с названием животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКОНЧИВ РАБОТУ, ПРОВЕРЬ ЕЁ!

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДЕ!

Источник

                                                                                                                         Работу выполнила

учитель начальных классов

МОУ ОСОШ №2

Шаповалова Алла Николаевна

Олимпиадные задания

по окружающему миру

в 4 классе

( школьный тур)

                                  п. Орловский  

Ростовской обл.

2010-2011 уч.год

Задания школьного тура олимпиады по окружающему миру

для выпускных классов начальной школы

20. . ..- 20… учебный год

Ученик(ца) 4__ класса МОУ СОШ № _________________________________

__________________________________________________________________

Задание 1

Выберите правильный ответ и обведите кружком соответствующую букву.

1.     Какие грибы появляются ранней весной?

а) маслята;       б) сыроежки;        в) строчки;         г) опята.

         2. Какого обитателя водоёмов называют санитаром?

а) бобра;       б) щуку;       в) карася;         г) ондатру.

        3. Что представляет собой банановое дерево?

а) высокое дерево;       б) кустарник;        в) трава.

    4. Днём похожа на тростник,

         По ночам ревёт как бык.

а) сова;       б) выпь;        в) филин;             г) кулик.

      5. Какая рыба вьёт гнездо?

а) карп;       б) колюшка;        в) карась;         г) камбала.

   6. Когда Земля находится ближе к Солнцу?

а) летом;       б) зимой;        в) весной;         г) осенью.

   7. О каком полезном ископаемом говорят: «греческий огонь», «земляная смола»?

а) газ;       б) нефть;        в) каменный уголь.

 8. Какое полезное ископаемое заставляет нас скользить на мокрой тропинке?

а) слюда;       б) вода;        в) нефть.

 9. Является ли стебель частью побега?

а) да;       б) никогда;        в) иногда.

10. Клубень картофеля – это…

а) стебель;       б) корень;        в) плод.

Задание 2

Решите экологическую задачу.

1.     У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Прутья тальника обглоданы с одной стороны, весной они оживут. А кора самого крупного ствола объедена вкруговую. Эта талина засохнет. Почему заяц «рубит сук на котором сидит»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.     Зайцы и кролики – близкие родственники. Однако их детишки сильно разнятся. Чем и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.     Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название закрепилось. Что это за растение, и зачем ему такая «защита»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Из трёх предлагаемых списков выберите один, в котором находятся организмы из одного сообщества. Назовите это сообщество.

а) Сосна, келест-сосновик, брусника, кубышка_______________________.

б) Ель, кедровка, соболь, брусника, сыроежка. _______________________

в) Сосна, пушица, вех ядовитый, борец, ондатра.______________________

Задание 4

Найдите и подчеркните ключевое слово среди данных. Вычеркните лишнее слово, которое не подходит к ключевому.

а) Низменность, возвышенность, гора, плоскогорье, рельеф.

б) Склон, возвышенность, подошва, холм, вершина.

в) запад, горизонт, север, масштаб, юг, восток.

Задание 5

Ответьте на вопросы.

1. Почему кошки часто умываются?_________________________________

2. Почему опавшими осенними листьями не питаются дикие животные (кроме почвенных)? ________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему у дуба кривые ветви? ________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Бывает ли лето в январе? Докажите._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Узнайте лекарственное  растение по описанию.

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток.

_______________________________________________________________

Задание 7

Объясните поговорку «Где щуки нет, там ёрш – хозяин».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Подчеркните названия насекомых.

Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.

Источник

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку

для выпускных классов начальной школы

2009-2010 учебный год

Ученик(ца) 4__ класса МОУ СОШ № 9_________________________________

__________________________________________________________________

1.     Какие слова можно передать каждой транскрипцией? (6 баллов)

    [у ч , и ц а ] — _____________________________________

    [с й , э х а т , ] — ___________________________________

    [с т о к ] — ________________________________________

    [ш ы т ,] — ________________________________________

2. Данные слова произнесите в обратном порядке, чтобы получилось новое слово. Запишите полученные слова. (3 балла)

К о д — _____________________________________________

Ш е й — ____________________________________________

Л ё н — _____________________________________________

3. Расставьте ударение в словах: (8 баллов)

     Звонишь, торты, столяр, хвоя, пихта, красивее, шофёр, свекла.

     4. Разберите слова по составу: (6 баллов)

          Обезумить, сортировщик, въехал, засветло, меня, дубок

     5. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание? (3 балла)

     а) коров;       б) домов;        в) столов;         г) голов;     д) подков.

   6. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? (3 балла)

     а) палисадник; б) камыш; в) заслонка; г) посёлок;   д) укротитель.

   7. Распределите слова на группы, учитывая различное употребление мягкого знака. (9 баллов)

       Отрежь, семья, огорчить, шаль, печь, вьюга, стоишь, мысль, льётся.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Отгадайте шараду. (2 балла)

Мой корень – синоним сраженью,

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь под землёй.

__________________________________________________________________

9. Жили-были дед да баба. Занимались они огородничеством. Имена старухи, деда, названия их жилища и того, что они сеяли, читается одинаково справа налево и наоборот. Найдите эти слова. (4 балла)

Дед ____________________.

Баба ___________________.

Жилище ________________.

Растение ________________.

10. Объясните значение фразеологизмов одним словом. (5 баллов)

Мозолить глаза — __________________________________________

Прикусить язык — __________________________________________

После дождичка в четверг — _________________________________

Лясы точить — _____________________________________________

У чёрта на куличках — ______________________________________

11. Подберите к слову по одному синониму. (5 баллов)

Пейзаж — ___________________________________________________

Душистый — _________________________________________________

Торжество — _________________________________________________

Вещи — _____________________________________________________

Лиловый — __________________________________________________

12. Подберите к группе из трёх существительных одно прилагательное, подходящее по смыслу (6 баллов)

Ёж, взгляд, куст — _____________________________________________

Шаль, ночь, душа — ____________________________________________

Взгляд, знак, характер — ________________________________________

13. Какое из этих слов по смыслу существенно отличается от остальных?          (2 балла)

     а) буран; б) ураган; в) вьюга; г) метель;   д) пурга.

14. Подчеркните в тексте все безударные гласные, проверяемые ударением, а не проверяемые ударением – двумя чертами. (9 баллов)

Дремлет чуткий камыш.

Тишь – безлюдье вокруг.

Куст заденешь плечом –

На лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

                                         (Н. Никитин)

15.Из букв данного слова составьте все возможные слова.

    КАЛЕНДАРЬ (4 слова – 1 балл)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания школьного тура олимпиады по окружающему миру

для выпускных классов начальной школы

2009-2010 учебный год

Ученик(ца) 4__ класса МОУ СОШ № 9_________________________________

__________________________________________________________________

Задание 1

Выберите правильный ответ и обведите кружком соответствующую букву.

1.     Какие грибы появляются ранней весной?

а) маслята;       б) сыроежки;        в) строчки;         г) опята.

     2. Какого обитателя водоёмов называют санитаром?

а) бобра;       б) щуку;       в) карася;         г) ондатру.

    3. Что представляет собой банановое дерево?

а) высокое дерево;       б) кустарник;        в) трава.

    4. Днём похожа на тростник,

         По ночам ревёт как бык.

а) сова;       б) выпь;        в) филин;         г) кулик.

      5. Какая рыба вьёт гнездо?

а) карп;       б) колюшка;        в) карась;         г) камбала.

   6. Когда Земля находится ближе к Солнцу?

а) летом;       б) зимой;        в) весной;         г) осенью.

   7. О каком полезном ископаемом говорят: «греческий огонь», «земляная смола»?

а) газ;       б) нефть;        в) каменный уголь.

 8. Какое полезное ископаемое заставляет нас скользить на мокрой тропинке?

а) слюда;       б) вода;        в) нефть.

 9. Является ли стебель частью побега?

а) да;       б) никогда;        в) иногда.

10. Клубень картофеля – это…

а) стебель;       б) корень;        в) плод.

Задание 2

Решите экологическую задачу.

1.     У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Прутья тальника обглоданы с одной стороны, весной они оживут. А кора самого крупного ствола объедена вкруговую. Эта талина засохнет. Почему заяц «рубит сук на котором сидит»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.     Зайцы и кролики – близкие родственники. Однако их детишки сильно разнятся. Чем и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.     Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название закрепилось. Что это за растение, и зачем ему такая «защита»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Из трёх предлагаемых списков выберите один, в котором находятся организмы из одного сообщества. Назовите это сообщество.

а) Сосна, келест-сосновик, брусника, кубышка_______________________.

б) Ель, кедровка, соболь, брусника, сыроежка. _______________________

в) Сосна, пушица, вех ядовитый, борец, ондатра.______________________

Задание 4

Найдите и подчеркните ключевое слово среди данных. Вычеркните лишнее слово, которое не подходит к ключевому.

а) Низменность, возвышенность, гора, плоскогорье, рельеф.

б) Склон, возвышенность, подошва, холм, вершина.

в) запад, горизонт, север, масштаб, юг, восток.

Задание 5

Ответьте на вопросы.

1. Почему кошки часто умываются?_________________________________

2. Почему опавшими осенними листьями не питаются дикие животные (кроме почвенных)? ________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему у дуба кривые ветви? ________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Бывает ли лето в январе? Докажите._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Узнайте лекарственное  растение по описанию.

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток.

_______________________________________________________________

Задание 7

Объясните поговорку «Где щуки нет, там ёрш – хозяин».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Подчеркните названия насекомых.

Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.

Задания школьного тура олимпиады по математике

для выпускных классов начальной школы

2009-2010 учебный год

Ученик(ца) 4__ класса МОУ СОШ № 9_________________________________

__________________________________________________________________

1. Покупатель купил 15 голубых конвертов и 10 конвертов с марками. На 5 голубых конвертах были марки. Сколько конвертов купил покупатель? (1 балл)

2. Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью данных песочных часов? (1 балл)

3. Утроенное число на 15 больше того же удвоенного числа. Чему равно это число? (3 балла)

4. из палочек сложили три неверных равенства. Переложите в каждом равенстве по одной палочке так, чтобы равенства были верными:

XII + IX = II            X = VII – III                    VI – VI = XI

(3балла, по 1 баллу за каждое равенство)

5. По углам пруда растут четыре старых дуба. Как увеличить пруд, сохранив квадратную форму, не трогая старых дубов? Причём дубы должны стоять у берегов нового пруда. (3 балла: 1 балл за сохранение квадрата, 1 балл за увеличение площади, 1 балл за расположение дубов на границе нового пруда)

6. Поставь знаки и скобки, если надо:    (4 балла – по 0,5 балла за одно равенство)

9…9…9.=2              9…9…9.=162           

9…9…9.=10            9…9…9.=0       

9…9…9.=90            9…9…9.=72           

9…9…9.=9              9…9…9.=729

7. В трёх домах живёт 924 человека. В первом доме – в два раза больше, чем во втором, а во втором – в два раза больше, чем в третьем. Сколько человек живёт в каждом доме? (4 балла)

8. На окружности взяли несколько точек. Через каждые две точки провели прямые. Всего получилось 10 прямых. Какое наименьшее количество точек нужно взять? (4 балла)

9. В одном классе учатся тои мальчика: Чернов, Белов, Рыжиков. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой брюнет (чёрный), а третий рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из трёх учеников? (5 баллов)

10. Проведите две замкнутые ломаные линии из трёх звеньев, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы каждая точка лежала хотя бы на одной линии (5 баллов)

11.Какое число означает каждая буква? (8 баллов)

                В А Г О Н

            +  В А Г О Н

             С О С Т А В

12. От пристани одновременно в одном направлении отчалили пароход и катер со скоростями соответственно 24 км/ч и 15 км/ч. Через 4 часа пароход сел на мель. Снявшись через некоторое время с мели, он догнал катер через час. Сколько времени простоял пароход на мели? (8 баллов)

13 Суммы чисел в ромбах подчиняются некоторой закономерности. Найдите её и докажите справедливость вашего предположения. (9 баллов)

   1                                         1                                              1

 2 2                                    2   2                                          2 2

   3                                   3    3   3                                     3   3 3

                                           4   4                                     4   4   4   4

                                             5                                           5   5   5

                                                                                             6 6

                                                                                               7

Источник