О полезных ископаемых на уроке природоведения
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №10» г. Бикина
Конспект урока
по природоведению
5 класс
по теме: «Полезные ископаемые»
Выполнила:
учитель начальных классов
Трусова Елена Васильевна.
Конспект урока по природоведению 5 класс
Тема урока: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»
Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.
Задачи:
— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;
— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.
— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;
— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Наглядность: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Начнем урок с географической разминки:
1) Какую планету мы изучаем? (Земля)
2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)
3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)
4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? ( на ней есть жизнь)
5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная — атмосфера, водная — гидросфера, твердая — литосфера)
6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)
7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)
8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? ( горы)
9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)
10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)
11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)
12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).
13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.
14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)
3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.
К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Почему они ископаемые?
3. Почему они полезные?
4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.
-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?
— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?
4. Усвоение новых знаний.
Чтобы построить различные здания — жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.
Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.
Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.
Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.
Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.
Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).
Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).
Заполним схему:
строительные
жидкие
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
топливные
газообразные
рудные
Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.
К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.
Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).
В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.
Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.
— Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное — глину.)
5. ФИЗМИНУТКА «Диктант в ладоши».
Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, «диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
6. Закрепление
Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)
Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
Какие полезные ископаемые ты знаешь?
Для чего людям нужны полезные ископаемые?
Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?
Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?
Как используют собранный металлолом?
Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?
Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? ( …….,а живая природа — это то что дышит, питается, размножается)
— Так мы ответили на вопросы которые поставили в начале урока? :
1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.
2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.
3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.
7. Рефлексия.
Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.
— Что вам было уже известно?
— А какая информация оказалась для вас новой?
— О чем бы вы хотели узнать больше?
— На какие группы делятся все полезные ископаемые?
рудные
топливные
строительные Приведите примеры.
— Какие места добычи полезных ископаемых узнали?
рудник
шахта
карьер
скважина
— Выберите правильный ответ:
Полезные ископаемые — это:
а) продукт деятельности человека;
б) природные ископаемые, используемые человеком;
в) природные богатства, которые добывают из глубин земли;
г) природные богатства, добываемые на поверхности Земли.
— Полезными ископаемыми являются:
песок цемент
глина кирпич
бетон нефть асфальт
8. Итог
— Какую тему сегодня изучали?
— Что такое полезные ископаемые?
— Почему они ископаемые?
— Почему они полезные?
— Какой из этапов работы вам понравился больше всего?
— Может ли человек прожить без полезных ископаемых?
— Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?
— Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие — то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.
9. Домашнее задание
учебник стр. 24-27
Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.
Гранит: ___________________________________________________________.
Глина:____________________________________________________________.
Известняк:________________________________________________________.
Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется
Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.
1. горючее;
2. твердое;
3. жидкость;
4. тяжелее воды;
5. черного цвета;
6. желтого цвета;
7. хрупкое;
8. имеет запах;
9. сыпучее;
10. легче воды;
11. газообразное;
12. белого цвета;
13. пластичное;
14. плохо пропускает воду;
15. коричневого или белого цвета
Источник
Тема: Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.
Цель: раскрыть свойства горючих полезных ископаемых и их значение в жизни человека;
Задачи: 1. Формировать представление учащихся в ходе исследовательской
работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;
2. развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,
делать выводы;
3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,
ответственность к окружающей среде, любовь к природе и
бережному отношению к источниками ресурсов человечества.
Оборудование: учебник, тетрадь, ребусы, карточки для дом.задания, образцы горючих полезных ископаемых, , приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов, видеосюжет «Добыча каменного угля».
Ход урока.
ОРГ.МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.
— Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
2. ПОВТОРЕНИЕ.
-Отгадайте ребусы. (соль, золото, глина)
-Продолжите ряд слов…(песок, гранит, …..)
-Каким общим понятием можно объединить эти слова? Что это? (полезные ископаемые)
-Что такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности) СЛАЙД№1-
-Почему их так назвали «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?
-Где человек использует ГРАНИТ, ГЛИНУ, ПЕСОК, МРАМОР? (в строительстве)
-А где – железные и алюминиевые руды? (при изготовлении деталей и предметов из железа или алюминия)
3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.
-Мы продолжаем изучать полезные ископаемые.
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того чтобы вспомнить как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
–Правильно! (Геолог) СЛАЙД№2-