О полезных ископаемых на уроке природоведения

О полезных ископаемых на уроке природоведения thumbnail

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №10» г. Бикина

Конспект урока

по природоведению

5 класс

по теме: «Полезные ископаемые»

Выполнила:

учитель начальных классов

Трусова Елена Васильевна.

Конспект урока по природоведению 5 класс

Тема урока: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

Задачи:

— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Наглядность: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? ( на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная — атмосфера, водная — гидросфера, твердая — литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? ( горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания — жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).

Заполним схему:

строительные

жидкие

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

топливные

газообразные

рудные

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

Читайте также:  Есть ли полезное в молоке после года

Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

— Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное — глину.)

5. ФИЗМИНУТКА «Диктант в ладоши».

Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, «диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

6. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)

  • Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

  • Какие полезные ископаемые ты знаешь?

  • Для чего людям нужны полезные ископаемые?

  • Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

  • Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

  • Как используют собранный металлолом?

  • Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

  • Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? ( …….,а живая природа — это то что дышит, питается, размножается)

— Так мы ответили на вопросы которые поставили в начале урока? :

1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.

2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.

3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.

7. Рефлексия.

Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.

— Что вам было уже известно?

— А какая информация оказалась для вас новой?

— О чем бы вы хотели узнать больше?

— На какие группы делятся все полезные ископаемые?

рудные

топливные

строительные Приведите примеры.

— Какие места добычи полезных ископаемых узнали?

рудник

шахта

карьер

скважина

— Выберите правильный ответ:

Полезные ископаемые — это:

а) продукт деятельности человека;

б) природные ископаемые, используемые человеком;

в) природные богатства, которые добывают из глубин земли;

г) природные богатства, добываемые на поверхности Земли.

— Полезными ископаемыми являются:

песок цемент

глина кирпич

бетон нефть асфальт

8. Итог

— Какую тему сегодня изучали?

— Что такое полезные ископаемые?

— Почему они ископаемые?

— Почему они полезные?

— Какой из этапов работы вам понравился больше всего?

— Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

— Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

— Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие — то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

9. Домашнее задание

учебник стр. 24-27

Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.

Гранит: ___________________________________________________________.

Глина:____________________________________________________________.

Известняк:________________________________________________________.

Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется

Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.

1. горючее;

2. твердое;

3. жидкость;

4. тяжелее воды;

5. черного цвета;

6. желтого цвета;

7. хрупкое;

8. имеет запах;

9. сыпучее;

10. легче воды;

11. газообразное;

12. белого цвета;

13. пластичное;

14. плохо пропускает воду;

15. коричневого или белого цвета

Источник

Тема: Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

Цель: раскрыть свойства горючих полезных ископаемых  и их значение в жизни человека;

Задачи: 1. Формировать представление  учащихся в ходе исследовательской 

                 работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;

              2. развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, 

                    делать выводы;

             3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,

                  ответственность к окружающей среде, любовь к природе и 

                  бережному отношению к источниками  ресурсов человечества.

Оборудование: учебник, тетрадь, ребусы, карточки для дом.задания, образцы горючих полезных ископаемых, , приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов, видеосюжет «Добыча каменного угля».

Ход урока.

  1. ОРГ.МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

— Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

2. ПОВТОРЕНИЕ.

-Отгадайте ребусы. (соль, золото, глина)

-Продолжите ряд слов…(песок, гранит, …..)

-Каким общим понятием можно объединить эти слова? Что это? (полезные ископаемые)

-Что такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности) СЛАЙД№1-C:UsersAdminDesktop2_15.jpg

-Почему их так назвали «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?

Читайте также:  Полезные рецепты правильного питания с фото

-Где человек использует ГРАНИТ, ГЛИНУ, ПЕСОК, МРАМОР? (в строительстве)

-А где – железные и алюминиевые руды? (при изготовлении деталей и предметов из железа или алюминия)

3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

-Мы продолжаем изучать полезные ископаемые.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы вспомнить как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

–Правильно! (Геолог) СЛАЙД№2-C:UsersAdminDesktop�9de73c0df8427a3174490ffd780560b25a26d5b (1).jpg

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке побываете геологами. Вам предстоит самостоятельно исследовать некоторые свойства полезных ископаемых и записать их в таблицу:

НАЗВАНИЕ, СОСТОЯНИЕ, ЦВЕТ, ЗАПАХ, ТВЁРДОСТЬ, ХРУПКОСТЬ, СВОЙСТВО, ПРИМЕНЕНИЕ, УСЛОВНЫЙ ЗНАК.

— Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.

— Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Мы геологами станем

Да?-Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами.

Да?-Да! (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь(топают ногами)

Ее не проплывешь(плывут),

Ее не пролетишь(крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да?-Да! (хлопок над головой)

И так, в путь!

4. СООБЩЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих.

Назовем их, отгадав загадки.

  1. На кухне у мамы 

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ) – показать образец, заполнить таблицу.

  1. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть) — показать образец, заполнить таблицу.

3. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф) — показать образец, заполнить таблицу.

4.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь). — показать образец, заполнить таблицу.

— Какое общее свойство есть у нефти, газа, угля и торфа? (горят)

— Какое общее применение у них? (топливо)

-РАБОТА С ФИЗ.КАРТОЙ РОССИИ.

— Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о том, как добывают каменный уголь (СМ. ВИДЕО) (небольшая физ пауза, не вставая из-за парт – «потягуши»).

Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

– Как вы думаете, нужны нашей стране люди с такой профессией, как геологи?

– Так как наша страна развивается и богата полезными ископаемыми, нам конечно же нужны грамотные геологи.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – КАРТОЧКИ: Вставить пропущенные слова. Запомнить правила пользования газом.

Вставь пропущенные слова. Запомни правила пользования газом.

Нельзя оставлять включённой ________________________________________.

Это может привести к ______________________________. Если человек почувствовал запах газа, надо: выключить __________________________, быстро открыть ________________________ и скорее бежать на __________________________. Ни в коем случае нельзя зажигать ____________________ и включать ___________________________________.

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Источник

Тема: Повторение темы: «Что мы узнали о полезные ископаемые».

Цель урока: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.

Задачи урока:

  1. Закрепить и повторить знания учащихся о разнообразии полезных ископаемых, о необходимости их охраны и защиты, а также об охране окружающей среды;

  2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление.

  3. Воспитывать любовь к знаниям, уважение к людям труда, любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.Стадия побуждения.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Ребята, у нас сегодня обобщающая тема «Что мы узнали о полезных ископаемых», мы вспомним как много на нашей планете различных полезных ископаемых, на какие группы они делятся, где и как их добывают. (слайд 1)

II. Работа по теме урока.

Юрий Алексеевич Гагарин когда впервые увидел землю из иллюминатора космического корабля, был поражён её красотой. Я предлагаю вам на неё посмотреть. (слайд 2)

Наша земля очень богата. На ней можно увидеть – луга, поля, степи.

(слайд 3)

Но богатства есть не только на поверхности, но и в недрах нашей земли. Это полезные ископаемые. (слайд 4)

Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знайте. Для этого отгадайте загадки.

(слайд 5)

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

(слайд 6)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

Читайте также:  Что полезного заказать с алиэкспресс в

(слайд 7)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

(слайд 8)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

(слайд 9)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

(слайд 10)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

(слайд 11)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

(слайд 12)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

(слайд 13)

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются на слайдах.

— Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Что мы узнали о полезные ископаемые»

Что же такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые это все тела и вещества, которые люди добывают из земли, выкачивая или выкапывая их. (слайд 14) А полезными их называют за то, что они нужны, полезны для человека. Все полезные ископаемые можно разделить на несколько групп:

— строительные полезные ископаемые. (слайд 15) Из этих материалов делают цемент, кирпичи, плиты для стен и тротуаров.

— горючие полезные ископаемые. (слайд 16) Их используют в качестве топлива, а из нефти получают много различных горючих жидкостей: бензин, керосин, мазут, техническое масло. А так как на этой жидкости работает много техники (самолёты, вертолёты, автомобили) не зря нефть называют «чёрным золотом».

Ещё одна группа полезных ископаемых – руды. Что же такое руда?

Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют рудой.

Встречаются различные виды руд: железная, медная, оловянная. (слайд17)

Все полезные ископаемые можно разделить на три группы твердые, жидкие, газообразные. (слайд18)

В настоящее время люди с помощью машин добывают в большом количестве разнообразные полезные ископаемые. (слайд19)

Месторождения полезных ископаемых – это места, где они залегают.

(слайд20)

Как называют специалистов которые ведут разведку новых месторождений. (Геологи) (слайд21)

Существует два способа добычи полезных ископаемых – открытый и закрытый. (слайд 22) Специалисты отмечают эти районы на карте. Затем там для рабочих и их семей строят посёлки, завозят необходимую технику и оборудование. (слайд 23) На месте таких рабочих посёлков нередко возникают большие города, например

Поселок Кангалассы возник в 1929 г. как шахтерский поселок в 35 км., ниже по течению реки Лена от г. Якутска. Первоначально добыча угля осуществлялась штольнями с берега реки Лена. Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 30 октября 1957 года шахтерский поселок Кангалассы был отнесен к категории рабочих поселков.

Магнитогорск, основан в июне 1929 на месте казачьей станицы Магнитной как первый социалистический город на Урале. Начало городу положил рабочий посёлок, возникший на строительстве Магнитогорского металлургического комбината.

Апатиты в Географическом словаре Мурманской области (автор-составитель В.Г. Мужиков. Мурманск. 1996.), читаем: «Апатиты, город. Центр химической промышленности Мурманской области. Образован 7 июля 1966 г. Датой основания считается 1924 г., когда у ж/д станции возник колонизационный поселок Белореченский. В черту города вошли населенные пункты Белая Речка, Молодежный, Энергетик, ст. Апатиты и одноименный рабочий поселок.

Апати́т (от др.-греч. ἀπατάω «обманываю») — несколько минералов класса фосфатов, с общей химической формулой Ca10(PO4)6(OH,F,Cl)2.

Как правило, бледно-зеленоватого, голубого, желто-зелёного или розового цвета со стеклянным блеском.

Название минерала связано с тем, что он встречается в природе в разных видах, так что его часто путали с другими минералами (бериллом, диопсидом, турмалином).

(слайды 23-25)

В нашей стране постоянно ведутся поиски новых мест с залежами полезных ископаемых. Это делается потому, что старые постепенно истощаются. Однако не все из них сразу начинают разрабатывать, некоторые оставляют на будущее.

III. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по рабочим карточкам.

Рабочая карточка

1. Полезные ископаемые это все тела и ______________________, которые люди добывают из ________________, выкачивая или __________________

их.

2. Перечислить строительные полезные ископаемые:

а) ____________________________

б) ____________________________

в) ____________________________

г) ____________________________

д) ____________________________

3. Выделить из представленных полезных ископаемых – горючие полезные ископаемые:

каменный уголь, золото, торф, железная руда, нефть, медная руда, природный газ.

4. Закончить определение:

Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _________.

5. Перечислите виды руд:

__________________________

__________________________

__________________________

После выполнения работы проверяют (слайды 26 -30). За каждый правильный ответ ребята получают образцы полезных ископаемых.

IV. Подведение итога.

Подсчёт баллов, выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Узнать какие полезные ископаемые добывают в Тюменской области.

Источник