О полезных ископаемых в начальной школе

О полезных ископаемых в начальной школе thumbnail

Нэлли Журавель
Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

— названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;

уметь:

— составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.

Задачи урока:

-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

— поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

— способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.

– На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».

– Кого из наземных жителей вы знаете?

– А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.

– Каких подземных жителей вы знаете?

3. Изучение нового материала

– Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.

1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. С буквой Т пирог он с кремом,

С буквой Ф он кормит почву

И отапливает домик. (Торф)

– Как, одним словом назвать эти вещества?

– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.

Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.

– Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.

Значит, можно сказать, что полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.

– Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,

и проверим наши предположения.

– Наше предположение верно.

– Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение

в хозяйственной деятельности человека».

– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек

их применяет.

– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.

– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.

– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.

– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,

их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге

и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.

В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.

Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.

R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь

ПVNЕJLGС WQО К

RГYЛ IИJН А

SGLТFОWРQФ

ГZVNР W АUI Н D И NZSТ

(вывешиваются на доску)

– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много

их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.

– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных

на карте.

Песок 18

Нефть 5

Торф 22

Глина 23

Гранит 1

– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные

по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.

Отчет групп

– Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)

«Это интересно»

– В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.

– Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем

в следующей части нашего исследования.

4. Закрепление изученного материала.

– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

Все участвуют в работе.

Все друг другу помогают.

Споры решаются мирным путем.

Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)

– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

– А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.

– Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.

– А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.

– Существует три способа добычи полезных ископаемых:

скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.

шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.

карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.

Читайте также:  Полезные свойства и маски из куркумы

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться

к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома

вы продолжите работу по этой теме.

5. Домашнее задание.

• Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.

Дополнительно (по желанию учащихся)

• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.

• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»

6. Подведение итогов.

– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности

на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.

1 2 3 4 5

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

– Какое слово получилось? УСПЕХ

Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)

6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

6. Рефлексия.

– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите

и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).

Источник

hello_html_2a535f21.jpghello_html_m2998f022.jpg

Проект

«Полезные ископаемые»

hello_html_m6a4ca4cd.jpg

Содержание:

  • Что такое полезные ископаемые?

  • Что такое месторождение?

  • Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

  • Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

  • Загадки о полезных ископаемых.

  • Охрана полезных ископаемых

hello_html_m6e03e274.jpg

hello_html_4e4da5cd.jpgПолезные ископаемыеэто вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Месторожденияприродные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.

Поиском месторождений занимаютсягеологи.

Геологияэто наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)

  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)

  • Камнесамоцветное сырье  (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).

  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )

hello_html_m4dcaf0.jpgВ России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.

Отдельные виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые

Применение

Месторождения

Каменный уголь

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, 

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны

Нефть и газ

 Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Газ

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Горючие сланцы

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Торф

Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Железные руды

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Гранит

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Известняк

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Песок

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. 

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? 
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят 
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?

Глина. 
2.Бела, кристаллическая, твердая порода, 
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
Мрамор. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 
Железо. 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» 
каменного угля. 
Торф. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого 
переводится как «зернистый»? 
Гранит. 
7. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
Мел. 
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — 
мел, мрамор. 
Известняк. 
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. 
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой  природе. Многие из них

образовались из остатков живых  организмов, которые  были на Земле миллионы лет назад. 

Существует тесная связь между живой и   неживой природой и   человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к  добыче полезных  ископаемых не по –   хозяйски, то они   могут совсем исчезнуть!

hello_html_d2aba29.jpg

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Жубатова Гульнара Советовна

Класс: 3 б

УМК:«Школа России»

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2013г., стр. 46 -50

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника « Чему учит экономика»

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2013г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2.

3.Атлас-определитель: “От Земли до неба”.

4.коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

3.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5.Карточки для работы в группе, парах.

6.Оценочный лист ( оценивали свою работу в группе)

Технологическая карта урока

Читайте также:  Чем полезен чай из шиповника беременным

Образовательная: познакомить учащихся с  полезными ископаемыми, определить их свойства, применение и способы добычи.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, анализировать, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитание ответственности за результат своего труда; интереса к предмету, учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Основные термины и понятия

Полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта, скважина.

Личностные результаты

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Метапредметные результаты

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра взаимодействии, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы:

словесный, практический, поисковый.

Формы работы:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии:

групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений. 

Этапы

урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организационный этап

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? Во!

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения.

2 этап: Актуализация знаний.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

— Посмотрите на слайд 1. Что вы видите?

(планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Слайд 2,3. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку?

Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…

Правильно!

А знаете ли вы кто такие геологи?

Слайд 4(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить.

— Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать?

— Расскажите, что составляет основу экономики?

— От чего зависит успех труда в экономике?

— О какой основе экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? 

— Что относится к природным богатствам? 

— Молодцы ребята, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит, что прошлую тему вы хорошо усвоили!

Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами.

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Геолог

Предположение детей.

2- 3 ученика выполняют тест.

« Экономика»

(Природные богатства, труд.)

(От здоровья и образования )

(Без природных богатств).

(воздух, вода, полезные ископаемые, почва, животные, растения.)

3 этап: Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

— А каких именно вы определите сами, отгадав загадки.

1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже .Слайд 5

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Слайд 6

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. Слайд 7

Дети отгадывают загадки.

Песок

Глина

Природный газ

— Как можно назвать все отгадки одним словосочетанием?

-Как вы думаете о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

Открывает название темы на слайде 8

Ребята, давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

— Как вы думаете, что мы можем узнать о полезных ископаемых?

1. Что такое ….

2. Какие ….

3. Как люди ….

4.Как их

5. Как нужно …

Выдвигают свои предположения.

Полезные ископаемые.

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Ставят цель в виде плана вопросов, на которые нужно найти ответ в процессе деятельности.

1.Что такое « Полезные ископаемые»?

2. Какие полезные ископаемые бывают?

3. Как люди используют полезные ископаемые?

4. Как их добывают?

5.Как нужно относиться к полезным ископаемым?

4 этап: Открытие новых знаний (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: научатся различать важнейшие полезные ископаемые; познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.

Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Ребята, из каких двух слов состоит наша тема?

— Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Слайд 9

Как вы думаете , от какого слова произошло слово

« ископаемые»?

— А почему они полезные?

-Полезные для кого?

— Молодцы.

— Как вы думаете?

-Что такое полезные ископаемые?

Затрудняетесь ответить?

Проверим наши предположения.

Прочитаем по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 46).

Полезные ископаемые – это…. Слайд 10

— Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и проведем физкультминутку.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов

«полезные» и «ископаемые».

Варианты детей

( От слова « копать», доставать, извлекать.) или то что выкопали.

(Приносят пользу человеку, необходимые , нужные.)

Читают водную статью в учебнике.

Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Физкультминутка

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Отдохнули?

– Продолжим работу.

Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

1.Практическая работа

Работа в группах поискового характерас раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

Читайте также:  Чем и кому полезна пророщенная кукуруза

2. Обмен информацией (представитель группы у доски)

В мире существует много разных видов полезных ископаемых.

Сейчас я предлагаю вам познакомится поближе с некоторыми полезными ископаемыми.

— Каждое полезное ископаемое обладает свойством.

Сейчас вы займетесь изучением свойств полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах и проводить исследовательскую работу.

— На столах лежит образец полезного ископаемого

(у каждой группы свой образец) .

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое и определить его название с помощью учебника, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник с .46- 47 , атлас-определитель

«От земли до неба», карточка – помогайка.

Результаты исследования будете заносить в таблицу. Даю время на исследование и запись результатов 4-5 минут. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаете руку.

Учитель контролирует и направляет работу групп.

Проверка.

— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Мы расскажем о…..

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы

-железная руда (слайд 12)

Из железной руды выплавляют металлы, делают станки, рельсы, автомобили, части самолетов, тракторы, трубы.

Учитель дополняет ответы о каждом полезном ископаемом.)

Знакомятся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

Ребята у каждого полезного ископаемого есть свой условный знак обозначающий его месторождение на карте.

hello_html_301fa428.png— гранит ( слайд 13)

Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

hello_html_51c3d52e.png-известняк ( слайд 14 )

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

нефть (слайд 15)

Нефть — черного цвета, жидкое полезное ископаемое. Ее называют «черным золотом». Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

каменный уголь (слайд 16)

Углем отапливают жилье, из каменноугольной смолы получают лекарство.

Главное свойство каменного угля — хорошо горит, выделяя много тепла.

О каких полезных ископаемых  мы узнали?

В каком состоянии бывают полезные ископаемые ?

глина — твердое

известняк

нефть – жидкое

гранит

железная руда

каменный уголь

природный газ – газообразное слайд 17

Для чего используют полезные ископаемые?

-Какие группы полезных ископаемых по их применению можно выделить? Слайд 18

-Молодцы, хорошо справились с заданиями.

Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Ребят, как должен человек использовать полезные ископаемые, чтобы они не исчезли?

Сейчас ребята будете оценивать свою работу в группе.

Заполните оценочные листы.

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Молодцы.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Класс делится на 5 групп.

Вспоминают правила поведение в группе. слайд 11.

Дети определяют свои роли в группе.

Карточка-помогайка.

1. Название полезного ископаемого.

2. Состояние (твердое или жидкое)

3. Цвет

4. Где используют — это полезное ископаемое.

Каждой группе дается полезное ископаемое:

1-я группа – железная руда

2- группа – гранит

3- я группа – известняк

4 –группа – нефть

5 группа — каменный уголь

Выполняют самостоятельную работу в группе — исследуют полезное ископаемое с помощью карточки, учебника и атласа – определителя.

Каждая группа представляет свои наблюдения.

При ответах групп познакомить учащихся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

знакомятся с условными знаками.

Слушают вопросы учителя.

(Дети перечисляют)

Классифицируют полезные ископаемые по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).

Классифицируют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия).

Полезные ископаемые нужны все.

Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

С каждой группы по одному ученику.

У: Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

3.Знакомство со способами добычи полезных ископаемых.

4.Работа по карточкам ( в парах).

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их используют.

Что еще мы можем узнать ?

– Как добывают полезные ископаемые?

— Сейчас ребята вы будете геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых.

В этом вам поможет учебник с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

— С какими способами добывания полезных ископаемых вы познакомились? слайд 19,20,21

Карточки на доске способы добычи.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему?

– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание. Слова были разделены на 3 группы, но Муравьишка – Вопросик их нечаянно перепутал.

— Ваша задача разделить полезные ископаемые 3 группы.

Какие добывают на шахте, карьерах, из скважин?

Оцениваем работу пар.

Поднимите руки у какой пары получилось все правильно.

— Замечательно справились с заданием.

Как вы думаете, в нашей области есть месторождения полезных ископаемых?

– Какими полезными ископаемыми богата наша Оренбургская область?

Природный газ, нефть, асбест и т.д

Показывает на карте , какие полезные ископаемые добываются в Оренбургской области)слайд 22

Слушают учителя.

Чтение фрагмента текста учебника (с. 48).

Месторождения – это места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Ответы учеников.

Открытый и закрытый.

(карьер, шахта ,скважина или буровые установки.)

В шахте может произойти обвал

Шахтеры.

в шахте – уголь, руду;

в карьере — гранит, известняк;

в скважине – нефть, природный газ.

Ответы детей.

Знакомятся с картой полезных ископаемых Оренбургской области.

5этап: Закрепление.

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, обобщение и закрепление полученных.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит черный, хрупкий

каменный уголь зернистый,прочный

известняк черная,твердая

железная руда белый,твердый

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.  А теперь переверните листики. Нарисуйте звездочку и закрасьте красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Продолжаем самостоятельную работу тетради.

Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 30 № 5. Соедините стрелками на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка и ли скважина.

Проверьте работу с соседом по парте.

Выборочное оценивание учителя.

Поднимите руки. Кто выполнил задание верно.

Самостоятельная работа.

(Самопроверка по мультимедийному проекту) слайд 23

Поднимают карточки.

Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

Проверяют задание, выполненное соседом по парте.

Оценивают его работу.

6 этап: Подведение итогов урока.

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деят