О полезных растениях и травах детям
Загадки для детей 8-10 лет о лекарственных растениях, полезных травах
Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти
Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования. Загадки можно использовать в летнем лагере во время дождя.
Цель: активизация знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
Учить детей концентрировать внимание, мобилизовать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос. Развивать смекалку.
Разгадывая вместе с детьми загадки, родители или учителя могут рассказать о лечебных свойствах этих растений, о том, как собирают эти растения.
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!
Лечебные растения — как они выглядят, где их достать, как собрать, что вообще мы знаем о них? А давайте просто познакомимся с ними с помощью загадок! Это простая и несложная игра, где вы сможете проверить свои знания о природе, умение наблюдать и замечать.
Загадки о лекарственных растениях
1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка — ч…, отгадай.
Чабрец
Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.
2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», —
Громко скажет нам …
Укроп
Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.
3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Калина
Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.
4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, …
Петрушка
В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.
5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это — …
Лук
Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.
6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
Боярышник
Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.
7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать…
(Картошка).
Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый…
(Одуванчик)
Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
Одуванчик
9. Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок…
Кабачок
Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.
10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
Шиповник
Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.
11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
( Женьшень).
Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдром хронической усталости, для восстановления организма.
12. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Крапива
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива).
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
Полынь
14.Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам — беда.
Что в огороде?
Лебеда
Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: «Беда, беда!»
Что в огороде?
Лебеда
В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 — перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.
14. Путника друг, всем знаком, скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.
Путника друг, всем знакомый, многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство тут же, на тропке у ног.
Подорожник
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Подорожник.)
В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
15.Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой?
Чертополох
16.Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная…
Душица
17.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой…
Зверобой
18.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах..
Мята
19. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка?
Чистотел
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
(Чистотел)
21. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом…
Медуница
22. Расправит свой ажурный листик
Король всех трав…
Тысячелистник
23. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
Липа
24. У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики сизые,
Словно бы в инее.
Можжевельник
25. Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик)
26. . На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он — салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.
Пастушья сумка
27. Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
Ландыш майский
28. Он «любит — не любит» ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем.
Ромашка лекарственная
29. В поле ржи у речки быстрой
Разбросало небо искры.
Это в поле у реки
Голубеют
[/b] Васильки[/b]
Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его
Василёк
30. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Рябина
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
31. В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след —
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.
Пижма
С древности известно, что листочки пижмы девушки носили при себе, чтобы никакой беды не случилось, даже желания загадывали, поэтому в народе ее еще окрестили «приворот-трава».
А еще пижма — оберег-трава. Сам Петр I советовал всем дворянам посадить ее у входа в жилище, «дабы уберечь проживающих от плохих приходящих». То есть, с какими бы мыслями к вам ни шел человек, все свои плохие помыслы он оставит за порогом вашего дома.
Пижму бальзамическую советуют сажать в огороде, рядом с домом. Пижма бальзамическая приносит хозяевам успокоение и радость.
Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава — сорняк,
Не пригодится нам никак —
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о природе с ответами для детей 6-9 лет
Загадки о природе для детей 5-9 лет
Загадки о зиме для детей с ответами
Логические задачки
Похожие статьи:
Загадки про одежду и обувь с ответами
Загадки про птиц с ответами
Загадки про рыб с ответами
Загадки про транспорт с ответами
Загадки для детей с ответами
Источник
Татьяна Величко
День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке»
Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни.
Задачи:
образовательные:
1. Познакомить с лекарственными растениями, растущими у нас на участке (3-4 вида).
2. Учить узнавать и правильно называть одуванчик, подорожник, мяту и ромашку.
3. Расширить знания о пользе растений, их целебных свойствах, о взаимосвязи растительного мира и человека.
4. Познакомить с пчелами – друзьями растений.
развивающие:
1. Развивать внимание, речевую активность, обогащать словарный запас.
2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность.
2. Развивать любознательность.
воспитательные:
1. Вызывать желание участвовать в мероприятии;
3. Воспитывать бережное отношение к растениям, приносящим пользу человеку и животным.
Оборудование:
• краски, карандаши, бумага;
• пластилин;
• картинки — изображения подорожника, ромашки, мяты, одуванчика;
• лейки для полива;
• семена, косточки от ягод.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, объяснение, игра, показ, художественное слово.
Утро.
Игры на развитие мелкой моторики. Конструирование из семян.
Цель: Развивать мелкую моторику, укреплять пальцы рук, развивать зрительно-моторную координацию посредством выкладывания изображения цветка из семян.
Беседа «Необычные травы».
Цель: Рассказать детям о растениях, которые приносят пользу: подорожнике, ромашке, одуванчике и мяте. Познакомить детей с изображением этих растений.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, демонстрация лекарственных растений, растущих у нас на участке.
Дети узнали, что у подорожника – целебные листья: они заживляют ссадины и ранки.
У мяты – полезные листья, стебельки и цветки; настой из них успокаивает.
Одуванчик – кладезь витаминов; используют и листья, и цветки. Из листьев делают салат, а из цветков – даже варят варенье!
Ромашка спасает от простуды.
Дидактическая игра «Кто найдёт растение по названию?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.
Ход игры: воспитатель называет одно из изображенных на карточках лекарственных растений, например, подорожник. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.
Чтение художественной литературы: (на выбор)
1. Онегов А. С. «Тропинка полевая»
2. Крюкова Т. «Лесная аптека»
3. Анишина Н «Азбука лечебных трав»
Прогулка
Наблюдение за лекарственными растениями на участке.
Рассмотреть внешний вид растений: листья, цветки, стебли; отметить запах. Научить отличать растения друг от друга.
Труд в природе.
Продолжать учить ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю. Формировать желание помогать взрослым в уходе за цветником.
Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к …. (растению) беги»
Цель: упражнять детей в быстром нахождении растения по названию.
Ход игры: Воспитатель называет лекарственное растение и говорит: «Раз, два, три к. беги». Ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.
Игра «Семечко, бутон, цветок»
Цель: развивать слуховое внимание, двигательную активность.
Ход игры: Воспитатель рассказывает, что из семечка вырастает растение, появляется бутон, затем – цветок. По сигналу воспитателя дети превращаются в семечко, затем бутон и цветок.
Семечко — дети сидят на корточках, руками прикрыв колени;
Бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;
Цветок – дети расправляют руки в стороны, поднимают голову вверх.
Вторая половина дня
Беседа по ОБЖ «Подорожник – первый помощник»
Цель: Закрепить знания о лекарственном растении, рассказать, как можно оказывать себе элементарную помощь.
Самостоятельная художественная деятельность «Нарисуй цветок».
Цель: Формировать интерес к изодеятельности, создать условия для выражения своих впечатлений при создании рисунка. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета.
Коллективная работа «Пчелки – лучшие друзья растений»
Цель: Формировать интерес к лепке. Учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, объединять получившиеся работы в коллективную композицию. Вызывать радость от получившейся работы.
Театрализованная деятельность. Игра – пантомима «Травки — помощники»
Развивать пантомимические навыки, имитацию движений по тексту.
Подорожник
Вырос подорожник, (Встаем на носочки, руки вверх)
Листья как ладошки, (Показываем ладошки)
К ранке осторожно (Движения по тексту)
Приложу на ножке.
Одуванчик
Вырос одуванчик (Встаем на носочки, руки вверх)
Желтый сарафанчик (Показываем сарафанчик)
Цветочки и листья (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)
Вылечат быстро. (Большой палец вверх)
Ромашка
На лужок мы пойдем, (Движения по тексту)
И ромашек соберем.
Заварим в чашке
Цветки ромашки.
Выпьем настой,
Простуда – долой.
Мята
Душистая мята
Пахнет приятно. (Нюхаем растение)
Цветочки, листочки (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)
Полезны, ребята.
Может помочь (Имитируем сон)
Спать спокойно всю ночь.
Источник
Агеева Анастасия Геннадьевна
Ознакомление детей с окружающим миром. «Царство растений. Травы»
Дата: 27.01.17
Цель: Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
Задачи :
1. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений: травы;
2. Расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист, используя модели и исследовательскую деятельность;
3. Развивать диалогическую речь
4. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы.
Методы и приемы:
•наглядные:
•словесные:
• практические.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация».
Оборудование и материалы: кроссворд, аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковский, картинки с изображением трав, модель строения травы.
Предварительная работа: наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях
Словарная работа: стебель, пырей ползучий, корень, лист.
Ход ОД
Структурные компоненты
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Вводная часть
I. Организационный момент
-Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?
— А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вопросы для кроссворда:
1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой, Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
3. Я на дерево похож,да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)
4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)
5. Зеленую подружку на
Новый год зимой Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)
7.) Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый. (Василек)
8. Что за дерево,скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина
-Да
Зовут
II. Основная часть -Мы уже беседовали с вами о растениях.
-Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства.
-Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна — как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово.
-А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений, и мы будем исследователями государства трав.
Травы — первые растения, которые просыпаются весной.
-Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав также много, как и деревьев, кустарников.
-Давайте рассмотрим травы, которые растут у нас на участке
-Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день.
-Его имя — пырей ползучий. А знаете, откуда такое название?
-Его корни словно расползаются под землей, бла-годаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории.
-Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он — желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних живот-ных.
-А вот всем вам хорошо известный клевер.
-Эта трава — ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы.
-Он обладает интересным свойством, благодаря ко-торому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.
Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.
А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов.
-Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.
-Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое, — подорожник.
-Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник рас-пространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подо-рожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подо-рожника помогает при простуде и кашле.
Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своёнеобычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха», а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикос-новении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.
Это поистине уникальная трава — крапива, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд.
-А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.
Физминутка «Цветы»
Раз – два — три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой)
Влево качнулись — низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).
-Мы рассмотрели различные травянистые растения, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав.
-Из чего состоит травянистое растении? (рассматривание модели строения травы).
-Травянистое растение имеет корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами
-Для чего нужен стебель?
-Для чего нужны листья?
-Для чего нужен цветок?
-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
— Можем ли сказать что все эти части растения важны ему?
Растения — это живая или неживая природа?
-Докажите, что это живая природа
— Что нужно растению для жизни?
— Что дает растениям Солнце?
— Зачем нужна растениям Вода?
— Откуда растения берут воду?
-А как вы думаете, для чего растениям ветер?
— Чтобы растения выросли им необходимо Солнце, вода, почва, ветер
— Деревья
-Кустарники
-держит листья и цветок
-листьями растение дышит)
-В нём образуются семена и плоды
-Да
— живая
-дышат, растут, размножаются, питаются, умирают
-свет, тепло, вода, почва, ветер -свет и тепло
-питание
-Из почвы
— размножение
III. Заключительная часть III. Подведение итогов
На этом наше исследование трав подошло к концу.
-Понравилось вам исследовать травы?
-Что интересного узнали?
-Всем спасибо! Мне понравилось как вы сегодня активно работали.
-да
Источник