О вкусной и полезной пище для детского сада
ПРОЕКТ
«О полезной и вкусной пище»
Старший дошкольный возраст
МБДОУ №22
автор проекта: Ирина Анатольевна Гладких,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Красноярск
2015г
Актуальность
Научные исследования показывают, питание является базовым фактором, определяющим здоровье нации. Питание – один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья ребёнка. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы возросло в связи с увеличением потока информации, приводит к необходимости ответственного подхода к режиму питания современных детей.
Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Дошкольный период — это время когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармонического развития. Питание представляется собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития детей.
Однако, при анкетировании семей воспитанников старшей группы, были выявлены достаточно серьезные нарушения в организации питания детей в семье, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко — к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды — насильственное кормление детей, уговоры. Со слов родителей, только у 8% из них дети охотно едят все виды пищи, 37% детей едят выборочные блюда, употребляют вредные для организма продукты (газированные напитки, сладости, чипсы), 35% страдают сниженным аппетитом, нередко отказываются от еды в установленное время.
Таким образом, анкетирование выявило, что многие родители уделяют недостаточно внимания вопросам правильного питания.
Из всех звеньев системы образования именно в дошкольных учреждениях созданы все условия для правильного полноценного питания детей. Однако, условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования потребностей в здоровой пище.
И порою усилия дошкольного учреждения не имеет положительного эффекта, если в семье не уделяется внимания вопросам здорового питания.
Только комплексный подход к проблеме может обеспечить организацию здорового питания детей.
Не менее острой проблемой является осознание родителями конкретной проблемы здорового питания ребенка, а также понимание и принятие основного положения оздоровительно-профилактических мероприятий – «здоровый ребенок в здоровой семье», так как только осознанное включение родителей в оздоровительное питание детей может обеспечить эффективность мероприятий.
Цель проекта: сформировать представление у детей о здоровой пище.
Задачи проекта:
— расширить знания детей о продуктах здорового и не здорового питания;
— уточнить, обогатить знания о пользе витаминов, о том как витамины влияют на организм человека;
-обеспечить пропаганду здорового питания;
— формировать привычку культуры приема пищи;
— мотивировать родителей (законных представителей) детей к правильному питанию как основы для укрепления своего здоровья
Гипотеза: Мы предполагаем, что в ходе реализации образовательного проекта, у детей, родителей (законных представителей) будет сформировано представление о вкусной и полезной пище, культуре еды.
Принципы:
- Научности;
- Преемственности;
- Доступности;
- Индивидуализации;
- Комплексность и интегрированность.
Этапы проекта:
- Аналитико — диагностический.
- Основной
- Рефлексивно — диагностический
Технологии — оборудование, используемое в проекте:
— фотоаппарат, USB, компьютер, принтер, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, интерактивная доска;
— материалы на печатной основе: энциклопедическая и научно – популярная, методическая литература, детские познавательные журналы, методическое пособия «Питание и здоровье», демонстрационные материалы.
— дидактические и развивающие игры, игровые наборы, принадлежности для занятий продуктивными видами деятельности, наборы для ручного труда, бросовые и природные материалы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I этап — подготовительный | ||
Участники проекта | Задачи этапа | Средства решения, мероприятия |
Дети | Выявить уровень представлений детей о вкусных и полезных продуктах, о витаминах, о продуктах, вредных для здоровья; о необходимости беречь здоровье в осенний период, укреплять здоровье, занимаясь спортом и физкультурой. | Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов: 1.Что мы знаем? 2. Что мы хотим узнать? 3. Что для этого необходимо сделать? |
Родители | Выявление уровня знаний и интересов родителей «О вкусной и здоровой пище» с помощью «метода трех вопросов». | Анкетирование |
II этап – основной | ||
Дети | Изучение с детьми темы «О вкусной и здоровой еде»: Что мы едим? Полезные продукты. Вредные продукты. Как готовится еда? Как проверить пригодность продуктов? Как еду сделать «красивой» и аппетитной? | Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми по изучению темы: познавательно-игровая деятельность с использованием технических средств обучения, беседы, чтение художественной литературы; изготовление муляжей фруктов, овощей и др. для сюжетно-ролевых игр, художественная деятельность детей, театрализованная деятельность; сочинение загадок, сказок «Путешествие Витаминки», «Путешествие в страну Полезных продуктов»; Дидактические игры: «Что, где растет?»; «Какой витамин спрятался в этих продуктах»; «Вредно – полезно»; «Витамины на грядке»; «Правильная покупка», «Угадай на вкус» и др. викторины «Путешествие в страну Здоровья», «Азбука витаминов». экспериментальная деятельность «Вулкан» (с шипучими и газированными напитками), продуктивная деятельность «Портреты витаминов» (рисование), «Полезный завтрак» (лепка). оформление плакатов «Внимание микробы!»; игровая деятельность «Сервировка стола», «Поход в магазин»; |
Родители | Работа с родителями по теме: Правильное питание, здоровый образ жизни. Организация питания детей дома. Рацион детей, меню. Влияние питания на здоровье детей и взрослых (полезные и вредные продукты). Любимые блюда семьи. | Практикум с родителями «Еда без вреда — питаемся правильно и вкусно» (презентация, дегустация блюд). Наглядная информация: «Здоровье на тарелке», Азбука здоровья», «Овощи и фрукты на вашем столе», фото-выставки «Чудо с огорода»; индивидуальные консультации, практикумы «Еда без вреда – питаемся правильно и вкусно» |
III этап — заключительный | ||
Дети | Создание книг «О вкусной и здоровой пище» | Творческая презентация книг «О вкусной и здоровой пище». Обмен опытом. |
Родители | Обобщение семейного опыта в организации здорового питания | Презентация семейных проектов «Любимое блюдо нашей семьи»; «Украшение домашних блюд». |
Предполагаемые результаты осуществления проекта:
— систематизация знаний воспитанников, родителей, педагогов по организации правильного питания;
— создание книг «О вкусной и здоровой пище» с рецептами полезных, вкусных блюд для практического использования в семьях воспитанников нашего детского сада;
— создание устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;
— раскрытие потенциальных возможностей семьи в формировании представления о здоровом питании и развитии потребности в здоровом образе жизни у детей;
-обмен семейным опытом в воспитании культуры здорового образа жизни;
-формирование положительной самооценки ребенка, устойчивой положительной «Я-концепции».
Источник
Людмила Пушкина
Беседа «Вкусная здоровая пища»
Беседа «Вкусная здоровая пища»
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Цель: продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к своему питанию, расширять знания о полезной и вредной пище, витаминах.
Задачи:
• Закреплять знания о полезных веществах, витаминах, содержащихся в разных продуктах;
• Развивать наблюдательность, память логическое и образное мышление, находчивость;
• Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;
• Продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.
Социализация – развивать коммуникативные навыки детей, умение сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Развивать у детей логическое мышление, память, внимание.
Материал:
Плакаты, иллюстрации с продуктами питания, корзинка с овощами и фруктами, карточки с изображением продуктов питания, содержащих витамины, углеводы, жиры; мяч.
Словарная работа:
Здоровая полезная пища, углеводы, жиры, белки, минеральные вещества.
Д/игры: «Где найти витамины?», «Овощи в погреб», «Фрукты, ягоды в компот, джем».
Заучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла…»,пословицы и поговорки о еде: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами», «Ешь побольше – говори меньше», «Ешь калачи да поменьше лепечи», «Когда я ем, я глух и нем»
Чтение стихотворений: Г. Сапгира «Аппетит», А. Масленникова «Рыбий жир», Л. Зильбарга «Очень важно есть за завтраком овсянку…»,
Д. Харриса «Очень- очень вкусный пирог», Ю. Тувим «Овощи».
Экскурсия на кухню детского сада.
Сюжетно-ролевая игра «Готовим вкусный обед для друзей».
Ход занятия:
В группе развешаны плакаты с изображением продуктов, содержащих те или иные полезные вещества.
В-ль: Ребята, давайте подойдем к столу, на котором стоит корзинка, и посмотрим, что в ней находится. (Дети называют фрукты и овощи, которые находятся в корзинке).
Игра: «Рассортируй»
Цель: уточнить представления детей о вкусовых качествах овощей и фруктах их признаках и свойствах.
Предполагаемые варианты игры:
1. Найдите в корзине фрукты и овощи, которые вы когда-либо пробовали, расскажите, какие они на вкус (дети выполняют задание).
2. Разложите фрукты и овощи на три группы
— что едят только сырым (редис, огурец, лимон, орехи)
— что едят только вареным (картофель, баклажан, кабачок, фасоль, чечевица)
— что едят и сырым и вареным (болгарский перец, морковь, свеклу, помидор, лук, горох, яблоко, груша, ягоды).
3. Разложите овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому.
4. Разложите овощи и фрукты от самого светлого до самого темного.
5. Разложите овощи и фрукты от самого мягкого к самому твердому.
6. Разложите овощи и фрукты от самого любимого к самому нелюбимому.
Дети выполняют задания, озвучивая свои действия словесным сопровождением.
Психогимнастика.
Цель: выражение психоэмоционального и психофизического состояния.
Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий виноград, очень горячее запеченное яблоко, вкусную и невкусную пищу.
Краткая беседа с рассматриванием продуктов питания на плакатах
В-ль: ребята, сегодня мы с вами опять поговорим о вкусной здоровой пище. Для чего человеку нужна пища? У каждого из вас есть любимые блюда, назовите их (дети называют). Почему вы их любите (Дети: потому, что они вкусные). Но не вся вкусная пища – здоровая пища. А что значит здоровая полезная пища? (Дети: это та пища, которая нам приносит пользу)
В-ль: Правильно, пища, которая приносит здоровье вашему растущему организму.
Показывая на плакаты с продуктами,воспитатель продолжает: «В продуктах питания содержатся вещества, необходимые нам с самого рождения. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Все они нужны для нормального развития человека. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Д/игра «Где найти нужные вещества и витамины?»
Цель: уточнение знаний детей о витаминах и веществах, содержащихся в продуктах питания.
Дети отбирают карточки с изображением продуктов, в которых находится
Белок (рыба, молочные продукты, мясо, бобовые); углеводы (хлеб, крупы, овощи, фрукты); жиры (молочные продукты, мясо, растительные масла, орехи); витамин С (капуста, шиповник, смородина, клюква, петрушка, витамин В (печень, мясо, хлеб, молоко, сыр, творог, яйцо, витамин А (зеленый лук, морковь, красные овощи).
В-ль: Молодцы!
Д/игра «Кто знает, тот дальше продолжает»
Цель: расширять знания детей о значимости витаминов и питательных веществ для детского растущего организма.
В-ль: а сейчас, чтобы вспомнить для чего нам нужны эти вещества и витамины, поиграем в другую игру. (В-ль начинает, дети заканчивают).
В-ль: белки нам нужны для того…
Ребенок: чтобы мы росли крепкими и здоровыми.
Углеводы нам нужны….
– Для того, чтобы мы росли сильными.
Продукты, содержащие витамины, для чего нам нужны?
Ребенок: чтобы наш организм боролся с заболеваниями, наше сердце и кровеносные сосуды работали в полную силу, без сбоев.
Этюд
Цель: развитие образно-пластического творчества детей.
превращение в продукт, содержащий жиры, углеводы, белки, витамины. (Дети мимикой, жестом и движениями изображают, а воспитатель угадывает, что это за продукт.)
Игра «Я знаю»
Цель: расширять знания детей о блюдах, изготавливаемых из различных продуктов питания.
В-ль, передавая мяч ребенку, начинает предложение, ребенок, принимая мяч, заканчивает.
— Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи, пироги…
— Я знаю такое блюдо из овощей: пюре, рагу, запеканка…
— Я знаю такое блюдо из мяса: котлеты, фрикадельки, отбивные…
— Я знаю блюда,приготовленные из молочных продуктов: каши, супы, суфле…
— Я знаю, без чего котлеты будут не вкусными: без лука, специй…
— Я знаю, с чем каша будет вкуснее: с маслом, фруктами, овощами …и т. д.
Вывод:
В-ль: ребята, мы с вами убедились, что питаться нужно не только вкусно, но и полезно. Мы должны с вами помнить, что не все то полезно, что вкусно.
Источник
Малышева Анна Леонидовна
Конспект занятия «Полезная и вредная еда»
Конспект занятия в старшей группе «Полезная и вредная еда»
Полезная и вредная еда.
Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.
Задачи:
Образовательные: — расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека, формировать представление о правильном питании,познакомить с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
Развивающие: — развивать умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
Воспитательные: — воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своём здоровье, воспитывать положительное отношение к полезным и отрицательное отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Предварительная работа: рассматривание изображений продуктов питания;беседа на тему: «Какая еда полезна»; чтение пословиц о здоровье; чтение рассказов о еде.
Демонстрационный материал:
предметные картинки с изображением продуктов питания.
Раздаточный материал:
картинки продуктов питания, сигналы зеленого и красного, конверт.
Вводная часть. Ребята, я рада видеть вас в «Школе здоровья».Давайте повторим девиз нашей школы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».
Дети садятся на стульчики полукругом лицом к доске.
А тему занятия, ребята, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1.Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
2. С фермы к нам в бидонах мчится? Мы ответ нашли легко — Это просто… (молоко).
3. С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый. (апельсин).
Как можно назвать все эти отгадки, что это? (Продукты питания). Сегодня мы поговорим о здоровой пище, и научимся выбирать полезные продукты питания.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила на занятие Карлсона. Но что-то его долго нет. (Воспитатель подходит к окну,на подоконнике лежит записка с сообщением: «Ребята, извините пожалуйста, не могу к вам прийти у меня сильно болит живот».)
Дети как вы думаете почему у Карлсона заболел живот? (Ответы детей)
— Знаете, я тоже думаю, что из-за неправильного питания приключилась такая беда с Карлсоном.
Беседа
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Как вы думаете, какие продукты нужно употреблять, чтобы быть здоровым и сильным? (Ответы детей) Правильно, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их? (В них есть полезные вещества, витамины).
Пища должна быть разнообразной. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.А вот и наши витаминки:
Витамин А
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Воспитатель: Витамины, как солдаты
охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней.
Кроме полезных и натуральных продуктов есть такие, которые содержат различные вредные вещества, химические добавки и могут принести вред здоровью человека, а особенно ребёнка. Это жирная, острая пища, чипсы, сухарики, газированные напитки, жевательные конфеты.
Дети, скажите а каши полезны?Давайте сварим кашу.
1,2,3 Кашу нам горшок вари
Мы внимательными будем-
Ничего не позабудем
Наливаем молоко (выходит молоко в центр)
Мы внимательными будем-
Ничего не позабудем
Сыпем соль
Мы внимательными будем-
Ничего не позабудем
Сыпем сахар
Мы внимательными будем-
Ничего не позабудем
Насыпаем мы крупу
Каша варится пых-пых(2)
Для друзей и для родных.
Предлагаю вам поиграть в игру «Светофорчик здоровья». Я показываю картинки с изображением продуктов питания, если они вредные – поднимаете красный сигнал, а если полезные — зелёный.
А давайте с вами поиграем в игру если я буду говорить про полезную еду, вы это подтверждайте и отвечайте на вопрос «Да», если про неполезную — отвечайте «Нет».
• Каша — вкусная еда, это нам полезно?
-Лук зеленый есть всегда, вам полезно, дети?
-В луже грязная вода, пить ее полезно?
• Щи — отличная еда, щи — полезны детям?
• Мухоморный суп всегда, есть полезно детям?
-Фрукты — просто красота! это нам полезно?
• Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки?
-Овощей растет гряда, овощи полезны?
-Сок, компот на обед, пить полезно детям?
-Съесть мешок большой конфет — это вредно, дети?
Воспитатель: Лишь полезная еда, на столе у нас всегда!
А раз полезная еда — Будем мы здоровы? Дети (хором): Да!
Игра «Узнай, на вкус» — дети закрывают глаза, им дают кусочки свежих овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко, банан, мандарин, лимон
и др.)и предложить определить на вкус: «Что ты съел?»
Рефлексия игра «Берем интервью»
Вопросы к гостям и детям:
• Что понравилось сегодня на занятии?
• Что было самым интересным?
• Назовите пожалуйста «полезные» продукты для детского организма?
• Назови «вредные» продукты для детского организма?
Воспитатель. Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддаётся болезни. А хорошее настроение и улыбка — как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки. Доброго вам всем здоровья!
САМОАНАЛИЗ
Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.
Задачи:
Образовательные: — расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека, формировать представление о правильном питании,познакомить с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
Развивающие: — развивать умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
Воспитательные: — воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своём здоровье, воспитывать положительное отношение к полезным и отрицательное отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами по программе для данного возраста детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности.
Использование физминутки в середине занятия помогло детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение. Дети зарядились положительными эмоциями.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия я старалась использовать разнообразные и интересные задания. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде рефлексии.
Я считаю, что поставленные мною программные задачи в ходе занятия были решены.
Источник