Объекты не связанные с добычей полезных ископаемых

Объекты не связанные с добычей полезных ископаемых thumbnail

Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Инструкция по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденная постановлением Минприроды России и Госгортехнадзора России от 25 марта 1999 г. № 18/241, устанавливает порядок оформления горных отводов и определения их границ в тех случаях, когда предоставляются лицензии на пользование недрами в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории России, в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.

Предварительные границы горного отвода для указанных целей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России. Уточненные границы устанавливаются после рассмотрения технического проекта на строительство и эксплуатацию подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, который прошел в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензионные документы в качестве их неотъемлемой составной части.

Не допускается строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, или за пределами этих границ. Использование отработанных горных выработок или участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в пределах горного отвода, предоставленного для разработки месторождения полезных ископаемых, осуществляется на условиях лицензии на пользование недрами. В случаях получения самостоятельной лицензии на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, горноотводный акт, выданный для разработки месторождения, подлежит переоформлению, а на предоставленные в пользование отработанные горные выработки или участок недр оформляется самостоятельный горноотводный акт. При переоформлении горноотводного акта из горного отвода, предоставленного

1 БНЛ. 1999. № 20.

для разработки месторождения полезных ископаемых, исключаются горные выработки или участок недр, используемые для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть участка недр, геологическая информация о которой прошла государственную экспертизу.

При определении границ горного отвода учитываются зоны сдвижения горных пород, проектные контуры подземного сооружения, границы безопасного веления горных и взрывных работ, зоны округов горно-санитарной охраны, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр, земной поверхности и окружающей среды в связи с геологическим изучением и использованием недр. В случае захоронения в установленном порядке вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод границы горного отвода определяются в пределах той части недр, в которой может быть обеспечена их локализация в строго определенных границах.

Границы горных отводов для захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод определяются с учетом ограничений, установленных I радостроительным кодексом РФ на использование территорий для градостроительной деятельности (санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны и т. д.). Не допускается включать в границы горного отвода участки недр, эксплуатация подземных сооружений на которых создает угрозу гюрчи месторождения полезных ископаемых или безопасности людей. Предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат, а уточненные его границы — в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке.

Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект состоит из пояснительной записки и графических материалов. Для того, чтобы получить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, пользователь недр представляет в орган Госгортехнадзора России письмо (заявку), проект горного отвода а также копии следующих документов: лицензии на пользование недрами, включая приложения к ней; заключения государственной экспертизы проекта на строительство и эксплуатацию подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, и документов его согласования с соответствующими органами, в том числе заключения государственной экологической экспертизы.

Вопросы использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулируются и на уровне субъектов Федерации. I ак, Закон Калужской области от 30 ноября 1998 г. № 26-03 “О недропользовании на территории Калужской области” (с изм. от 21 июня 1999 Г.) устанавливает порядок предоставления участков недр регионального и местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 29)[1].

В Калужской области подлежат лицензированию виды деятельности, связанные с пользованием участками недр регионального и местного значения, которые предоставляются для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. К таким участкам недр относятся:

подземные и открытые горные выработки всех видов, пригодные для размещения объектов различного назначения; естественные полости (пещеры), перспективные для использования; участки недр, которые могут быть использованы для создания подземных хранилищ газа в пористых пластах;

участки недр, которые могут использоваться для размещения твердых бытовых отходов, радиоактивных, вредных и токсичных веществ и отходов производства, а также для искусственного пополнения запасов подземных вод.

К объектам различного назначения, упомянутым выше и размещаемым в горных выработках и естественных полостях (пещерах), относятся сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, требующие при строительстве и эксплуатации обеспечения устойчивости к внешним воздействиям и надежности функционирования: производства высокой точности, в том числе обеспечивающие научные исследования; объекты транспортного и энергетического назначения, путепроводы и коллекторы глубокого заложения, тоннели и т. д.; объекты оборонного и иного специального назначения, в том числе обеспечивающие научные исследования для целей обороны, защитные сооружения гражданской обороны; хранилища га- зонефтепродуктов; склады длительного хранения продовольственных и промышленных товаров, иной продукции и материалов, в том числе обеспечивающие создание и хранение запасов на особые периоды и другие объекты и сооружения, решение о лицензировании которых принято правительством Калужской области или администрацией района, города совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр.

Закон определяет условия пользования участками недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 30). Пользование участками недр в этих целях, например для строительства нефте- и газохранилищ, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию, закачки сточных вод и иных нужд, может быть предоставлено только после государственной экспертизы геологический информации. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

регламентированы в соответствии с заключениями государственной геологической и экологической экспертизы максимально возможные величины сброса (закачки) вод и их качества, объемы захоронения и концентраций вредных веществ с учетом возможности активизации неблагоприятных геологических процессов;

компенсировано негативное воздействие в зоне влияния эксплуатации проектируемых сооружений на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию существующих инженерных сооружений путем выполнения комплекса защитных мероприятий и возмещения причиненного ущерба в денежной или натуральной форме;

организованы при необходимости санитарно-защитные зоны; обеспечено ведение горно-экологического мониторинга; определены условия сопутствующего извлечения подземных вод и их использования.

Пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, без утвержденного технического проекта запрещается. Проект вступает в силу при наличии согласования федеральных органов управления государственным фондом недр и государственного горного надзора или их территориальных подразделений при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

Закон Тюменской области “О недрах” (ст. 2) регулирует вопросы лицензирования и предоставления горных отводов для захоронения жидких отходов производства (кроме радиоактивных). Захоронение жидких отходов производится в недрах при наличии соответствующего экологического обоснования, если их обезвреживание и утилизация на поверхности земли технически и технологически не обеспечивают требований природоохранительного законодательства[2].

Для захоронения жидких отходов могут использоваться проницаемые пласты, если они не содержат воду, используемую в народном хозяйстве и представляющую практическую ценность в перспективе, и доказана невозможность поступления вод этих пластов на поверхность земли, а также в другие эксплуатируемые или пригодные для эксплуатации водоносные горизонты. Закачка в недра сточных вод должна сопровождаться мероприятиями по предупреждению новообразования или длительного сохранения в пластовых условиях высокотоксичных подвижных флюидов; пластового расселения спорообразующих патогенных микроорганизмов; сверхнормативного снижения вместимости поглощающих скважин.

Лицензия на пользование недрами в целях захоронения жидких отходов производства выдается территориальным органом Минприроды России и администрацией Тюменской области по заявке предприятия, производящего сброс жидких отходов. Условием подачи заявки является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы по экологическому обоснованию принятого способа захоронения жидких отходов. Лицензия выдается на срок не более 20 лет и предусматривает выполнение работ в два этапа.

На первом этапе сроком не более трех лет участок недр имеет статус геологического отвода, что дает право на ведение работ по геологическому изучению недр с целью выбора пластов, пригодных для захоронения в них жидких отходов. Геологическое изучение включает бурение, опробование и опытную эксплуатацию скважин, в том числе в режиме нагнетания. Проект на геологическое изучение недр согласовывается с Госгортехнадзором России и проходит государственную экологическую экспертизу в территориальном органе Минприроды России. Сборы за согласование лицензионного соглашения не взимаются.

На втором этапе при положительном результате геологического изучения, подтвержденного экспертизой, участку недр придается статус горного отвода, что дает право осуществлять закачку в недра жидких отходов в соответствии с проектом их закачки. До придания участку недр статуса горного отвода захоронение жидких отходов в недра запрещается.

Участок недр получает статус горного отвода для захоронений на основании представленного недропользователем проекта, который должен содержать:

обоснование выбора пласта (пластов) для закачки, объем захо- роняемых жидких отходов по годам, количество нагнетательных и наблюдательных скважин, описание их конструкции, расчет давлеиия нагнетания, прогноз продвижения жидких отходов с учетом гравитационной деформации, мероприятия по контролю за герметичностью колонн и ликвидации обнаруженной негерметичности, а также по мониторингу подземных вод в нластеколлекторе и соседних водоносных горизонтах, в том числе по контролю за пластовым давлением в них;

обоснование комплекса наземного оборудования и наземных сооружений, обеспечивающих безопасное ведение работ, выбора местоположения полигона заказчика и организации санитарно-защитных зон вокруг него и других наземных сооружений, входящих в комплекс;

оценку воздействия на окружающую среду в течение всего срока действия лицензии и мероприятия по безопасному ведению работ.

Экспертизу проекта захоронения жидких отходов проводят в пределах своей компетенции территориальный орган Минприроды России, Тюменский округ Госгортехнадзора, и Тюменская станция санэпидемнадзора. За экспертизу проекта захоронения жидких отходов взимаются сборы в соответствии с действующими нормативными актами.

Заключения экспертизы после уплаты недропользователем сборов передаются в территориальный орган Минприроды России и прилагаются к лицензии. Предельный срок проведения экспертизы — один месяц со дня поступления проекта в каждую из перечисленных организаций, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. По результатам экспертизы определяется участок недр, представляемый пользователю в виде горного отвода. 1 ра- ницы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) включаются в лицензию в качестве се неотъемлемой составной части. I раница горного отвода должна охватывать прогнозируемую зону загрязнения.

В пределах горного отвода, выделенного для захоронения жидких отходов, геологоразведочные работы другими предприятиями могут производиться только при согласовании с недропользователем — владельцем лицензии.

Источник

Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012
АС ДВО от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014
ФАС ЗСО от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013
ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013
  от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014
ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013
АС СЗО от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014
ФАС СЗО от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013
ФАС УО от 20.05.2014 № Ф09-2698/14
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу №А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 №Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу №А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу №А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу №А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу №А14-79/2013.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012
ФАС МО от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014
ФАС УО от 25.06.2014 № Ф09-3963/14
ФАС ВВО от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012
ФАС ВВО от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012
ФАС ПО от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу №А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 №Ф09-6513/14).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 №ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 №845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 №Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ №564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ №1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ №1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу №А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

* * *

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Источник