Общественно полезная деятельность 5 класс фгос
Муниципальное образовательное учреждение
«Салабайкасинская основная общеобразовательная школа»
Чебоксарский район Чувашская Республика
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общественно – полезная деятельность
«Помогайка».
5 -7 класс
Григорьева Лилия Николаевна
2017-2018 г
Чебоксары, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа «Помогайка» разработана и предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
— приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
— создание условий для самореализации;
— интеграция личности в национальную культуру;
— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главными задачами данной программы являются:
— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
— активизация общественно значимой деятельности учащихся;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Виды деятельности и предполагаемые формы работы:
- Практическое занятие
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Организации круглых столов, диспутов
- Проведение фотосессии
- Репортажи, интервью
- Акции
- Лекции
- Просмотр видео и слайдов
- Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Программа рассчитана на :
5-7 классы- 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.
Содержание программы
для 5-7 классов (34 часа)
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Требования к уровню подготовки
В результате реализации программы обучающиеся:
— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой
— знают несколько видов комнатных растений;
— знают пословицы о труде
— знают особенности труда обслуживающего персонала школы
— знают способы ухода за комнатными растениями;
— знают правила бережного отношения к книгам
— знают правила личной гигиены
— выполняют правильный полив, очистку листьев;
— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
Универсальные учебные действия,
которыми должен овладеть обучающийся 5-7 класса
Личностные:
- принимает и выполняет правила школьной жизни;
- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
- проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
- ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
- принимает учебную задачу под руководством учителя;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимает элементарный план действий при работе в группе;
- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составляет элементарный план действий при работе в группе;
- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
- эмоционально рефлексирует свои действия;
- готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
- отличает новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеет элементарными навыками чтения информации;
- сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
- выполняет работу практического действия под руководством учителя;
- использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
- умеет выделять существенные признаки;
- способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
- действует по аналогии;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
- соблюдает нормы речевого этикета;
- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
- готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
- умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 5-7 классы
№ | темы | Дата |
1 | Беседа «Кто для нас трудится». | |
2 | Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
4 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
5 | Коллективная работа «Я — дежурный по классу». | |
6 | Коллективная работа «Я — дежурный по столовой». | |
7 | Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни». Наблюдение за оформлением школьных клумб. | |
8 | Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ. | |
9 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи». | |
10 | Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки». | |
11 | «Книжкина больничка». | |
12 | Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у Мойдодыра». | |
13 | Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику». | |
14 | Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников». | |
15 | Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов. | |
16 | Акция «Покормите птиц зимой». | |
17 | Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о труде). | |
18 | Беседа «Живи, цветок». | |
19 | Уход за комнатными растениями (правильный полив). | |
20 | Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка). | |
21 | Конкурс «Самое аккуратное рабочее место». | |
22 | Уход за комнатными растениями (уход за листьями). | |
23 | Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ. | |
24 | Оформление стенгазеты «Я — мамин помощник». | |
25 | Операция «Чистая школа». | |
26 | Акция «Книжки — малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек. | |
27 | Акция «Покормите птиц весной». | |
28 | Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка. | |
29 | «Книжкина больничка». | |
30 | Изготовление поделок к акции «Дари добро». | |
31 | Операция «Чистый двор». | |
32 | Операция «Послушная метелка». | |
33 | Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения». | |
34 | Подведение итогов. |
Источник
Выступление на городском методическом объединении
учителей области «Искусство»
Гончарова Гитанна Станиславовна
МБОУ «СОШ №45» г.Новоуральска
29.08.2014
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта состоит в ориентировании педагогов и лицеистов на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивного сотрудничества, взаимодоверия и взаимоуважения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящий проект направлен на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Предполагаемые результаты реализации проекта (внеурочной деятельности)
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.
Принципы организации ВУД в школе:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Условия организации внеурочной деятельности
Количество часов учебного плана;
Форма организации занятий отличная от урочной;
Связь с урочной деятельностью;
Выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;
Часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку;
Виды деятельности
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
Техническое творчество
Трудовая (производственная) деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Туристско-краеведческая деятельность.
Система внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д. Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в лицее организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.
Источник