Общественно полезная деятельность для 1 класса
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Внеурочная деятельность – это не отнюдь не механическая добавка к основному образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Главное -при этом-это осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма полноты и цельности образования
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезная деятельность . Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
Цель курса — воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
-формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека — «один для всех и большинство работают для одного»;
-расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
-воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
-формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
-воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой;
-развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти — как образной, эмоциональной, двигательной, так и словесно логической; развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений. В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастания, сроков посева. В программе содержание направлено на более раннее знакомство детей с элементами агротехники, сельскохозяйственной техники, профессиями сельского хозяйства; значительное время отводится занятиям сельскохозяйственного труда, где школьники знакомятся с правилами выращивания цветочно-декоративных растений.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность
К специфическим задачам этапа обучения 1 — 4 классов относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Необходимо формирование ряда организационных умений и навыков, например, необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок.
Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Выступление на тему:
Внеурочная деятельность по направлению «Общественно-полезная деятельность в 1 классе»
Источник
ГБОУ школа №332
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО зам.директора по УВР Директор ГБОУ СОШ №332
Протокол №____ _____________________ Красюк С.И..
От « » ___________2012г. _____________________ __________________
_____________________ « »______________2012г. « »______________2012г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общественно – полезная деятельность «Помогайка».
Класс 1 «В»
Учитель: Емельяненко М.В.
2012-2013 учебный год
Санкт — Петербург , 2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Помогайка» разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
— приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
— создание условий для самореализации;
— интеграция личности в национальную культуру;
— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главными задачами данной программы являются:
— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
— активизация общественно значимой деятельности учащихся;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
В лицее дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Виды деятельности и предполагаемые формы работы:
- Практическое занятие
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Организации круглых столов, диспутов
- Проведение фотосессии
- Репортажи, интервью
- Акции
- Лекции
- Просмотр видео и слайдов
- Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс- 33 часа (1 час в неделю)
2 класс- 34 часа (1 час в неделю)
3 класс- 34 часа (1 час в неделю)
4 класс- 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.
Содержание программы
для 1 класса (33 часа)
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Требования к уровню подготовки
В результате реализации программы обучающиеся:
— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой
— знают несколько видов комнатных растений;
— знают пословицы о труде
— знают особенности труда обслуживающего персонала школы
— знают способы ухода за комнатными растениями;
— знают правила бережного отношения к книгам
— знают правила личной гигиены
— выполняют правильный полив, очистку листьев;
— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
Универсальные учебные действия,
которыми должен овладеть обучающийся 1 класса
Личностные:
- принимает и выполняет правила школьной жизни;
- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
- проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
- ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
- принимает учебную задачу под руководством учителя;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимает элементарный план действий при работе в группе;
- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составляет элементарный план действий при работе в группе;
- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
- эмоционально рефлексирует свои действия;
- готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
- отличает новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеет элементарными навыками чтения информации;
- сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
- выполняет работу практического действия под руководством учителя;
- использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
- умеет выделять существенные признаки;
- способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
- действует по аналогии;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
- соблюдает нормы речевого этикета;
- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
- готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
- умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 1 класс
дата | № | темы |
1 | Беседа «Кто для нас трудится». | |
2 | Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
4 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
5 | Коллективная работа «Я — дежурный по классу». | |
6 | Коллективная работа «Я — дежурный по столовой». | |
7 | Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни». Наблюдение за оформлением школьных клумб. | |
8 | Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ. | |
9 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи». | |
10 | Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки». | |
11 | «Книжкина больничка». | |
12 | Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у Мойдодыра». | |
13 | Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику». | |
14 | Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников». | |
15 | Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов. | |
16 | Акция «Покормите птиц зимой». | |
17 | Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о труде). | |
18 | Беседа «Живи, цветок». | |
19 | Уход за комнатными растениями (правильный полив). | |
20 | Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка). | |
21 | Конкурс «Самое аккуратное рабочее место». | |
22 | Уход за комнатными растениями (уход за листьями). | |
23 | Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ. | |
24 | Оформление стенгазеты «Я — мамин помощник». | |
25 | Операция «Чистая школа». | |
26 | Акция «Книжки — малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек. | |
27 | Акция «Покормите птиц весной». | |
28 | Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка. | |
29 | «Книжкина больничка». | |
30 | Изготовление поделок к акции «Дари добро». | |
31 | Операция «Чистый двор». | |
32 | Операция «Послушная метелка». | |
33 | Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения». |
Источник