Общественно полезная практика я и общество
Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
Источник
11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 58
ул. Майская, 19 а, тел.33-17-69; 48-37-48
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
протокол № 1 от «29» августа 2017 года.
Руководитель методического объединения
__________________________Ю.Г. Кузьмина
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от «29» августа 2017 года
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 58
____________В.Л. Самойлюк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШЕФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(общественно-полезная практика)
для 6 А класса
основного общего образования
Учитель: Юлия Геннадьевна Кузьмина
Хабаровск
2017
1.Пояснительная записка.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Общественно-полезная практика может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Цели:
— Инициировать и развить подростковое добровольческое движение.
— Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
— Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования учащихся.
— Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
— Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
— Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Формы организации учебных занятий:
Шефская деятельность:
Организация и проведение игр, конкурсов, мастер-классов и соревнований; организация и участие в акциях; организация концертных программ, театральных представлений; уборка и благоустройство территории школы и др.
Рекламная деятельность:
Создание презентаций, листовок, буклетов; организация и проведение тематических бесед, лекториев; помещение материалов на школьный сайт; выступления школьной агитбригады и др.
Спонсорская помощь
Организация благотворительных акций; сборы одежды, канцелярских принадлежностей, игрушек и др.
2.Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы «Общественно-полезная практика» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в различных социально-значимых акциях.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа «Общественно-полезная практика» рассчитана на учащихся шестого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы курса, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
— в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
— в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
— в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью социальных организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
— коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что общественно-полезная деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе общественно-полезной деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность «Общественно-полезная практика» рассчитана на один учебный год.
Личностные результаты освоения программы «Общественно-полезная практика»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Общественно-полезная практика» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
— расширении круга структурирования материала;
— умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
— обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
— умении организовывать волонтёрскую деятельность;
— способности оценивать результаты общественно-полезной деятельности собственной и одноклассников.
3.Содержание курса:
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи
Уровень
Особенности возрастной категории
Действия педагога
1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять окружающую реальность
Педагог должен поддержать стремление учащихся к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению)
2 уровень
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Потребность в выражении своего отношения к происходящему, потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается
Педагог должен инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества
3 уровень
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Педагог ставит цели конкретного социального действия и включает детей в некоторую активность. Педагогическое сопровождение реализуется на уровне обеспечения понимания происходящего и «сопереживания».
Во время проведения социально-образовательного проекта педагог обеспечивает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и переход ребёнка к осуществлению самостоятельного общественного действия
4.Тематическое планирование
Введение (5 часов)
1
Вводное занятие. Распределение поручений.
1
06.09
Расширение круга приёмов составления разных типов плана;
умений планировать и организовывать волонтёрскую деятельность;
2-3
Составление плана работы на год.
2
13.09
20.09
Работать над формированием коммуникативной компетентности;
Взаимодействовать в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе волонтерской деятельности.
4-5
История общественно-полезных практик в России и мире.
Акция «Ветеран живёт рядом»
2
27.09
04.10
Развивать коммуникативные качества — лёгкость вступления в межличностное общение, инициативу на начальном этапе взаимодействия; получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; взаимодействовать в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе занятий
Экологическое направление (7 часов)
6-7
Экологическая защита, помощь животным природным заказникам и заповедникам.
2
11.10
18.04
Развивать коммуникативные качества — лёгкость вступления в межличностное общение, инициативу на начальном этапе взаимодействия;
Получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
Взаимодействовать в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе занятий
8
Субботник «Мы за чистоту!»
1
25.10
9
Участие в акции по сбору макулатуры « Листок»
1
08.11
10
Участие в экологической операции « Кормушка»
1
15.11
11
Участие в экологической акции «В помощь пернатым друзьям»
1
22.11
12
Участие в конкурсе листовок «Сохрани лес живым»
1
29.11
Мероприятия ЗОЖ (9 часов )
13
Участие в акции «Конфета за сигарету».
1
06.12
Развивать коммуникативные качества — лёгкость вступления в межличностное общение, инициативу на начальном этапе взаимодействия; получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; взаимодействовать в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе занятий.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам в процессе участия в акциях.
14
Создание листовок «Безопасное поведение на дорогах».
1
13.12
15
Участие в операции «Осторожно – гололед!»
1
20.12
16
Участие в акции «Безопасный новый год!»
1
27.12
17
Участие в акции « Дыши легко и живи свободно»
1
17.01
18
Создание социальной рекламы « Твоё здоровье в твоих руках»
1
24.01
19
Участие акции в «Чистые руки»
1
31.01
20
Разработка буклета ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее»
1
07.02
21
Флэш – моб «Здоровая семья – здоровая Россия».
1
14.02
Духовно-нравственное направление (11 часов)
22
Участие в акции «Посылка воину»
1
21.02
Выработка умения работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
Оказывать моральную поддержку детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Оказывать адресную помощь разного рода ветеранам и инвалидам, пожилым людям.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; Вырабатывать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Вырабатывать способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Оказание адресной помощи пожилым людям, инвалидам, ветеранам
23
24
Поздравительная акция
«Открытка ветерану»
2
28.02
07.03
25
26
«Когда мамы дома нет»
Выставка рисунков
«Я помогаю дома».
2
14.03
21.03
27
Санитарный день в кабинете
1
04.04
28
29
Гагаринский урок «Космос – это мы»
2
11.04
18.04
30
Субботник «Приведём школьный двор в порядок!»
1
25.04
31
Участие в акции «Ветеран живет рядом»
1
02.05
32
Участие в акции «Я помню, я горжусь»
1
16.05
33
«Праздник улицы Майской»
1
23.05
Подведение итогов (1 час)
34
Сбор «Чему мы научились?».
1
30.05
Подведение итогов выполнения общественных поручений
5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Программа «Общественно-полезная практика» рассчитана на один учебный год. Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание сценариев и т.д.
При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке листовок, видеороликов, сообщений и т.п.
Список литературы
Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 432 с.: ил. – (Серия «Психологи России).
Бочаров В. В. Антропология возраста [Текст]: Учебное пособие /В. В. Бочаров. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2001. – 196 с.
Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. – М., 2007. – с. 224.
Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
Мухина В.С. Проблемы генезиса личности [Текст] /В. С. Мухина. – М., 1985.Обухова О. Ф. Возрастная психология [Текст] / О. Ф. Обухова. — М.,1997.
Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
Проблема индивидуальности в психологии [Текст] / Под ред. проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского.ун-та, 1993. – 122 с.
Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 256 с.
Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.: ил.
Источник