Общественно полезные практики что это такое
28.02.2013
Культурные и общественно-полезные практики как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Мушкетова Надежда Васильевна
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. 90 –е гг. прошлого столетия в России были обусловлены быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [1]. Сфера образования призвана решить эти проблемы и обеспечить духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося. В современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи наша школа выстраивает партнерские отношения с разными субъектами социализации: семьей, ЦДО, домом культуры «Кристалл», городской библиотекой им. А.П. Гайдара, дворцом Молодежи г. Екатеринбург, спортивным комплексом «Здоровье», СМИ (газета «Знамя Победы и др.) Я, как воспитатель, составляю свою программу воспитательной работы с обучающимися своего класса. В классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, есть опекаемые, а также дети – инвалиды.
Воспитательная работа включает 6 направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание ценностного отношения к природе, труд и творчество, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Выбор направлений основан на национальном воспитательном идеале и базовых национальных ценностях [2].
В школе введен общественно – полезный труд с целью формирования трудовых навыков и умений обучающихся. Учащиеся в течение учебного года занимаются следующими видами общественно – полезного труда:
· Генеральная уборка класса
· Оформление наглядности и дидактических пособий для уроков
· Озеленение кабинета
· Изготовление поделок для выставок и праздников.
Формы организации общественно – полезного труда: трудовой десант по уборке территории, акция «Птицам – нашу заботу!» (изготовление кормушек), изготовление игрушек на городскую ёлку, участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»; посев рассады, уход за комнатными растениями, сбор листьев и семян, ремонт книг; конкурс рисунков и сочинений «Школа, в которой я учусь», «Моя бабушка – супер»; изготовление праздничных костюмов и декораций к праздникам, оформление классной комнаты к 1 сентября и Новому году, благоустройство участка (клумбы), экскурсии в природу (сбор лекарственных трав), проекты «Наши руки не для скуки»; дежурство по школе, классу и в столовой.
Культурная практика
Нравственное направление можно разделить на блоки:
· «Познаем себя». В этом блоке я провожу беседы: добро и зло, мир добрых дел, люди среди людей, спеши делать добро.
· «Учимся жить в окружающем мире». Мероприятия: воля, литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости», «Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть», привычки и поступки, проект «Птицы – наши друзья».
· «Какой я человек». Беседы: обида, зависть, пунктуальность, я – патриот своей страны., проект «Творчество К.И.Чуковского».
· «Мое место в жизни». Беседы: семья, моя родословная, семейные традиции, одиночество, мое место в жизни «Кем я хочу стать?», наркотики, алкоголь, сигареты [3].
Гражданско – патриотическое направление осуществляю в следующих формах: беседы: государственный флаг России, Россия – многонациональное государство, я – гражданин России, Москва – столица нашей родины и т.д.; знакомство с памятниками культуры, календарно – обрядовые фольклорные праздники, мои права и обязанности, проект «Города – герои», посещение музеев города, конкурс чтецов, посвященный дню героев Отечества; конкурс рисунков «Я – нет! Скажу войне!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; оформление альбомов «Герои Отечества», конкурс патриотической песни «Россия – родина моя!», встречи с ветеранами и интересными людьми.
Внеклассные мероприятия занимают важное место в жизни младших школьников. Они помогают детям раскрыть свои способности, реализовать особенности и пристрастия, обрести уверенность в себе, учат неформально общаться со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
[1] Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
[2] Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
[3] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога, М. ВАКО, 2007.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М. Просвещение, 2011.
2. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. М. ВАКО, 2012.
3. Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2012.
Количество показов: 2994
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стрелихинская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: _______________2019 г. Зам.директора по ВР Быкова Г.Ю. | Утверждено: Приказ № от Директор МБОУ Стрелихинская СОШ Черенкова С.Е. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общественно-полезные практики
Учитель: Сотова Светлана Юрьевна
первая квалификационная категория
с.Матвеевское
2019 год
Пояснительная записка.
Сегодня уже никому не нужно доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Понятие социализации трактуется по-разному. Первое определение: адаптация к существующим социальным условиям. Второе определение: перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Общественно – полезные практики ( социальное творчество) — высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на созидание и преобразование социальных отношений и общественного бытия. Общественно – полезные практики включают в себя и трудовую (производственную деятельность).
Речь идёт о труде, в котором мальчики и девочки производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причём значимый не только для них, но и для других людей.
Общественно-полезные практики это симбиоз социального творчества и трудовой деятельности.Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей трудовой деятельности.
Характеристика программы.
Программа общественно-полезных практик состоит из 5 разделов: «Помогите птицам», «Красота у школы», «Красота в школе», «Люди и судьбы», «Юные журналисты».
«Помогите птицам»: знакомство с видами зимующих в нашей местности птиц и их рационом питания, заготовка корма на зиму, сушка и хранение, подкормка разных видов птиц зимой у школы и возле своих домов.
«Красота у школы»: сбор семян цветковых растений, произрастающих на клумбах школы, посильный вклад школьников в облагораживание территории школы, экономическая составляющая (сбор семян экономит средства школы),
хозяйственное отношение школе.
«Красота в школе»: трудовая деятельность, направленная на формирование внимательного отношения к школьному имуществу, художественно-эстетического вкуса, хозяйственного отношения к школе.
«Люди и судьбы»: подготовка поздравлений к различным праздникам, формирующая внимательное отношение к людям, живущим рядом с ребёнком, желание сделать приятное близким, желание позаботиться о незнакомых людях, нуждающихся в заботе и внимании.
«Юные журналисты»: выпуск стенгазет, подводящих итоги работы по данным направлениям. Развитие умения анализировать свою работу, делать выводы, планировать работу, видеть и презентовать результаты своего труда.
Место практик в учебном плане.
Работа по программе общественно-полезных практик включена во внеурочную деятельность в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Ценностные ориентиры курса.
Общественно-полезные практики разработаны на основе принципов:
-востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;
-участие школьника в планировании, личном самоопределении, постановку цели для себя лично и для группы в целом;
-коллективно распределённый характер деятельности;
-образовательное сопровождение всей работы (подход, основанный на знании);
КТД:
-делаем жизнь интереснее,
-ищем помощников,
-привлекаем ребят к планированию,
-предлагаем сделать выбор,
-оказываем помощь.
5. Результаты работы.
Первый уровень результатов: участие ребёнка в социально-значимых делах не под давлением взрослого человека, а под воздействием мотивации, причём методами морального мотивирования, т.е. бесплатно.
Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к ценностям нашего общества нацелена на коллективное творческое дело. В связи с данным положением дети:
—приобретают шанс пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности,
—имеют возможность ощутить на себе бремя ответственности за взятое на себя или порученное товарищами дело,
—являются организаторами своей жизни в школе, а не маленькими иждивенцами.
Третий уровень результатов: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.
6.Тематическое планирование.
№ занятия | Название раздела | Тема занятия | Планируемые результаты | Дата |
1 | Помогите птицам | Знакомство с видами птиц, зимующих в нашей местности. Их рацион питания. | Обучающиеся научатся: -помогать зимующим птицам, -узнавать зимующих птиц; -понимать необходимость в оказании помощи тем, кто в ней нуждается; -осуществлять трудовую деятельность по сбору и хранению семян и плодов растений для подкормки птиц зимой; -вовремя и постоянно кормить зимующих птиц. | |
2 | Заготовка семян растений для подкормки птиц зимой. | |||
3 | Заготовка плодов растений для подкормки птиц зимой. | |||
4 | Заготовка плодов и семян растений для подкормки птиц зимой. | |||
5 | Подкормка птиц. | |||
6 | Красота у школы | Ознакомление с видами семян цветковых растений. Правила их заготовки и хранения. | Обучающиеся научатся: -собирать и хранить семена цветковых растений, высевая их весной и высаживая рассаду на клумбы, ухаживая за рассадой; -ценить труд других людей и оценивать красоту, созданную руками человека; -рационально вести хозяйство. |
7 | Сбор семян цветковых растений. | ||
8 | Сбор семян цветковых растений. | ||
9 | Заготовка земли для рассады цветковых растений. | ||
10 | Посев и уход за рассадой цветковых растений. | ||
11 | Высадка рассады на клумбы. | ||
12 | Уход за высадками. | ||
13 | Люди и судьбы | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей из Высоковского дома-интерната для престарелых и инвалидов к празднику «День пожилого человека». | Обучающиеся научатся: -изготавливать собственными руками подарки, приносящие радость близким людям; -оказывать знаки внимания и заботиться о людях, которые нуждаются во внимании и заботе; -принимать активное участие в художественной самодеятельности, осознано отбирать материал для выступлений; -добывать информацию о людях и судьбах; -ценить и дорожить историческим прошлым страны и своей семьи; -трудиться не за деньги, а потому, что хочется быть полезным обществу. |
14 | Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта ко «Дню пожилого человека». | ||
15 | Изготовление поздравительных открыток для учителей к празднику «День учителя». | ||
16 | Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День учителя». | ||
17 | Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери». | ||
18 | Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День Матери». | ||
19 | Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Победы». | ||
20 | Уборка территории обелиска Победы. | ||
21 | Изготовление венка к обелиску Победы. | ||
22 | Изготовление открыток ко Дню Защитников Отечества. | ||
23 | Красота в школе | Комнатные растения. Условия, необходимые для роста и развития. | Обучающиеся научатся: -ухаживать за комнатными растениями; -ценить красоту комнатных цветов; -хозяйственному, внимательному отношению к окружающему миру. |
24 | Уход за комнатными растениями школы. | ||
25 | Пересадка комнатных растений школы. | ||
26 | Рыхление комнатных растений школы. | ||
27 | Юные журналисты | Подготовка выпуска стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц. | Обучающиеся научатся: -анализировать результаты своего труда; -презентовать результаты своего труда общественности; -собирать материал для стенгазеты; -оформлять стенгазету; -оценивать важность выполненной работы; -понимать нужность и гордиться проделанной работой. |
28 | Выпуск стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц. | ||
29 | Подготовка выпуска стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека». | ||
30 | Выпуск стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека». | ||
31 | Подготовка выпуска стенгазеты №3. Праздник «День Победы». | ||
32 | Выпуск стенгазеты №3. Праздник «День Победы. | ||
33 | Подведение итогов общественно-полезной деятельности. Презентация на родительском собрании. |
Источник
Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
Источник