Общественно полезные практики что это такое

Общественно полезные практики что это такое thumbnail

28.02.2013

Культурные и общественно-полезные практики как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 Мушкетова Надежда Васильевна

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Современный  период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. 90 –е гг. прошлого столетия в России были обусловлены быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [1]. Сфера образования призвана решить эти проблемы и обеспечить духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося. В современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи наша школа выстраивает партнерские отношения с разными субъектами социализации: семьей, ЦДО, домом культуры «Кристалл», городской библиотекой им. А.П. Гайдара, дворцом Молодежи г. Екатеринбург, спортивным комплексом «Здоровье», СМИ (газета «Знамя Победы  и др.) Я, как воспитатель, составляю свою программу воспитательной работы с обучающимися своего класса. В классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, есть опекаемые, а также дети – инвалиды. 

Воспитательная работа включает 6 направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному,  воспитание ценностного отношения к природе,  труд и творчество, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Выбор направлений основан на национальном воспитательном идеале и базовых национальных ценностях [2].

В школе введен общественно – полезный труд с целью формирования трудовых навыков и умений обучающихся. Учащиеся в течение учебного года занимаются следующими видами общественно – полезного труда:

·        Генеральная уборка класса

·        Оформление наглядности и дидактических пособий для уроков

·        Озеленение кабинета

·        Изготовление поделок для выставок и праздников.

Формы организации общественно – полезного труда: трудовой десант по уборке территории, акция «Птицам – нашу заботу!» (изготовление кормушек), изготовление игрушек на городскую ёлку,  участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»;  посев рассады,  уход за комнатными растениями,  сбор листьев и семян,  ремонт книг;  конкурс рисунков и сочинений «Школа, в которой я учусь», «Моя бабушка – супер»;  изготовление праздничных костюмов и декораций к праздникам,  оформление классной комнаты к 1 сентября и Новому году,  благоустройство участка (клумбы), экскурсии в природу (сбор лекарственных трав),  проекты «Наши руки не для скуки»;  дежурство по школе, классу и в столовой.

                       Культурная практика

Нравственное направление можно разделить на блоки:

· «Познаем себя». В этом блоке я провожу беседы: добро и зло, мир добрых дел, люди среди людей, спеши делать добро.

· «Учимся жить в окружающем мире». Мероприятия: воля, литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости», «Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть», привычки и поступки,  проект «Птицы – наши друзья».

· «Какой я человек». Беседы: обида, зависть, пунктуальность, я – патриот своей страны., проект «Творчество К.И.Чуковского».

· «Мое место в жизни». Беседы: семья, моя родословная, семейные традиции,   одиночество, мое место в жизни «Кем я хочу стать?», наркотики, алкоголь, сигареты [3].

 Гражданско – патриотическое направление осуществляю в следующих формах: беседы: государственный флаг России, Россия – многонациональное государство, я – гражданин России, Москва – столица нашей родины и т.д.; знакомство с памятниками культуры,  календарно – обрядовые фольклорные праздники,  мои права и обязанности,  проект «Города – герои»,  посещение музеев города,  конкурс чтецов, посвященный дню героев Отечества;  конкурс рисунков «Я – нет! Скажу войне!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»;  оформление альбомов «Герои Отечества»,  конкурс патриотической песни «Россия – родина моя!»,  встречи с ветеранами и интересными людьми.

Внеклассные мероприятия занимают важное место в жизни младших школьников. Они помогают детям раскрыть свои способности, реализовать особенности и пристрастия, обрести уверенность в себе, учат неформально общаться со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:

[1] Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.

[2] Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

[3] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога, М. ВАКО, 2007.

1.     Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М. Просвещение, 2011.

2.     Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. М. ВАКО, 2012.

3.     Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2012.

    Количество показов: 2994

    Источник

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Стрелихинская средняя общеобразовательная школа

    Согласовано:

    _______________2019 г.

    Зам.директора по ВР Быкова Г.Ю.

    Утверждено:

    Приказ № от

    Директор МБОУ Стрелихинская СОШ

    Черенкова С.Е.

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    общественно-полезные практики

    Учитель: Сотова Светлана Юрьевна

    первая квалификационная категория

    с.Матвеевское

    2019 год

    Пояснительная записка.

    Сегодня уже никому не нужно доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Понятие социализации трактуется по-разному. Первое определение: адаптация к существующим социальным условиям. Второе определение: перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

    Общественно – полезные практики ( социальное творчество) — высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на созидание и преобразование социальных отношений и общественного бытия. Общественно – полезные практики включают в себя и трудовую (производственную деятельность).

    Речь идёт о труде, в котором мальчики и девочки производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причём значимый не только для них, но и для других людей.

    Общественно-полезные практики это симбиоз социального творчества и трудовой деятельности.Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей трудовой деятельности.

    Характеристика программы.

    Программа общественно-полезных практик состоит из 5 разделов: «Помогите птицам», «Красота у школы», «Красота в школе», «Люди и судьбы», «Юные журналисты».

    «Помогите птицам»: знакомство с видами зимующих в нашей местности птиц и их рационом питания, заготовка корма на зиму, сушка и хранение, подкормка разных видов птиц зимой у школы и возле своих домов.

    «Красота у школы»: сбор семян цветковых растений, произрастающих на клумбах школы, посильный вклад школьников в облагораживание территории школы, экономическая составляющая (сбор семян экономит средства школы),

    хозяйственное отношение школе.

    «Красота в школе»: трудовая деятельность, направленная на формирование внимательного отношения к школьному имуществу, художественно-эстетического вкуса, хозяйственного отношения к школе.

    «Люди и судьбы»: подготовка поздравлений к различным праздникам, формирующая внимательное отношение к людям, живущим рядом с ребёнком, желание сделать приятное близким, желание позаботиться о незнакомых людях, нуждающихся в заботе и внимании.

    «Юные журналисты»: выпуск стенгазет, подводящих итоги работы по данным направлениям. Развитие умения анализировать свою работу, делать выводы, планировать работу, видеть и презентовать результаты своего труда.

    Место практик в учебном плане.

    Работа по программе общественно-полезных практик включена во внеурочную деятельность в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

    Ценностные ориентиры курса.

    Общественно-полезные практики разработаны на основе принципов:

    -востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;

    -участие школьника в планировании, личном самоопределении, постановку цели для себя лично и для группы в целом;

    -коллективно распределённый характер деятельности;

    -образовательное сопровождение всей работы (подход, основанный на знании);

    КТД:

    -делаем жизнь интереснее,

    -ищем помощников,

    -привлекаем ребят к планированию,

    -предлагаем сделать выбор,

    -оказываем помощь.

    5. Результаты работы.

    Первый уровень результатов: участие ребёнка в социально-значимых делах не под давлением взрослого человека, а под воздействием мотивации, причём методами морального мотивирования, т.е. бесплатно.

    Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к ценностям нашего общества нацелена на коллективное творческое дело. В связи с данным положением дети:

    приобретают шанс пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности,

    имеют возможность ощутить на себе бремя ответственности за взятое на себя или порученное товарищами дело,

    являются организаторами своей жизни в школе, а не маленькими иждивенцами.

    Третий уровень результатов: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.

    6.Тематическое планирование.

    № занятия

    Название раздела

    Тема занятия

    Планируемые результаты

    Дата

    1

    Помогите птицам

    Знакомство с видами птиц, зимующих в нашей местности. Их рацион питания.

    Обучающиеся научатся:

    -помогать зимующим птицам,

    -узнавать зимующих птиц;

    -понимать необходимость в оказании помощи тем, кто в ней нуждается;

    -осуществлять трудовую деятельность по сбору и хранению семян и плодов растений для подкормки птиц зимой;

    -вовремя и постоянно кормить зимующих птиц.

    2

    Заготовка семян растений для подкормки птиц зимой.

    3

    Заготовка плодов растений для подкормки птиц зимой.

    4

    Заготовка плодов и семян растений для подкормки птиц зимой.

    5

    Подкормка птиц.

    6

    Красота у школы

    Ознакомление с видами семян цветковых растений. Правила их заготовки и хранения.

    Обучающиеся научатся:

    -собирать и хранить семена цветковых растений, высевая их весной и высаживая рассаду на клумбы, ухаживая за рассадой;

    -ценить труд других людей и оценивать красоту, созданную руками человека;

    -рационально вести хозяйство.

    7

    Сбор семян цветковых растений.

    8

    Сбор семян цветковых растений.

    9

    Заготовка земли для рассады цветковых растений.

    10

    Посев и уход за рассадой цветковых растений.

    11

    Высадка рассады на клумбы.

    12

    Уход за высадками.

    13

    Люди и судьбы

    Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей из Высоковского дома-интерната для престарелых и инвалидов к празднику «День пожилого человека».

    Обучающиеся научатся:

    -изготавливать собственными руками подарки, приносящие радость близким людям;

    -оказывать знаки внимания и заботиться о людях, которые нуждаются во внимании и заботе;

    -принимать активное участие в художественной самодеятельности, осознано отбирать материал для выступлений;

    -добывать информацию о людях и судьбах;

    -ценить и дорожить историческим прошлым страны и своей семьи;

    -трудиться не за деньги, а потому, что хочется быть полезным обществу.

    14

    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта ко «Дню пожилого человека».

    15

    Изготовление поздравительных открыток для учителей к празднику «День учителя».

    16

    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День учителя».

    17

    Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери».

    18

    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День Матери».

    19

    Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Победы».

    20

    Уборка территории обелиска Победы.

    21

    Изготовление венка к обелиску Победы.

    22

    Изготовление открыток ко Дню Защитников Отечества.

    23

    Красота в школе

    Комнатные растения. Условия, необходимые для роста и развития.

    Обучающиеся научатся:

    -ухаживать за комнатными растениями;

    -ценить красоту комнатных цветов;

    -хозяйственному, внимательному отношению к окружающему миру.

    24

    Уход за комнатными растениями школы.

    25

    Пересадка комнатных растений школы.

    26

    Рыхление комнатных растений школы.

    27

    Юные журналисты

    Подготовка выпуска стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц.

    Обучающиеся научатся:

    -анализировать результаты своего труда;

    -презентовать результаты своего труда общественности;

    -собирать материал для стенгазеты;

    -оформлять стенгазету;

    -оценивать важность выполненной работы;

    -понимать нужность и гордиться проделанной работой.

    28

    Выпуск стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц.

    29

    Подготовка выпуска стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека».

    30

    Выпуск стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека».

    31

    Подготовка выпуска стенгазеты №3. Праздник «День Победы».

    32

    Выпуск стенгазеты №3. Праздник «День Победы.

    33

    Подведение итогов общественно-полезной деятельности. Презентация на родительском собрании.

    Источник

    Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

    Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

    Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

    — воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

    — ценностное и творческое отношение к учебному труду;

    -трудолюбие;

    -элементарные представления о различных профессиях;

    -первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

    -первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

    — мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

    Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

    Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

    Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

     Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

     На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

        Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

        Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

       Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

        Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

        Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

                  Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                            1 класс

    Протереть своевременно классную доску.

    Протереть своевременно парты.

    Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

    Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

    Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

    Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

    Сделать и повесить кормушки для птиц.

    Выполнить обязанности санитара, старосты.

                            2 класс

    То же, что  в I классе, и дополнительно:

    Уход за цветами.

    Заведование шкафом.

    Дежурство в столовой.

    Уборка комнаты после труда.

    Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

    Ремонт пособий.

    Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                           3 класс

    То же, что во II классе, и дополнительно:

    Уход за цветами в зале.

    Организация классной библиотеки.

    Шефство над учащимися I класса.

    Забота о больных товарищах.

    Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                           4 класс

    То же, что в III классе, и дополнительно:

    Уход за цветами в школе.

    Шефство в I и II классах.

    Мытье полов, дверей и панелей в классе.

    Участие в санитарной комиссии по школе.

    Работа в составе совета дружины.

                         5 класс

    То же, что в IV классе, и дополнительно:

    Шефство в I, II и III классах.

    Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

    Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

    Украшение школы к праздникам.

    Помощь слабым ученикам.

                         6 класс

    То же, что в V классе, и дополнительно:

    Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

    Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

    Помощь в уборке школы.

    Помощь в столовой.

    Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

    Мытье панелей в школе.

    Уборка снега около двора.

                         7-9 классы

    То же, что в  VI классе, и дополнительно:

    Уход за садом.

    Посадка деревьев и цветов на своих участках.

    Починка парт, столов, стульев.

    Организация уголка по подготовке к экзаменам.

    Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

    Сбор утильсырья.

    Шефство над пенсионерами.

         Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

        Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

    Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

    -Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

    Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

    Источник