Общественно полезный и общественно вредный труд

Общественно полезный труд – когда интересы, которым подчинена та или иная деятельность совпадает с интересами общества

Общественно вредный труд — это деятельность, нарушающая баланс частных и общественных интересов в пользу частных, т.е. разрушительные тенденции берут верх над созидательными

Живой труд – это непосредственный труд людей

Прошлый труд – это овеществленный труд, средства производства (сырье, энергия, орудия труда, инструменты, пром. помещения)

Процесс труда – это органическое единство трех его основных элементов: труда, средств и предметов труда. Результатом процесса труда всегда является определенный продукт труда.

Различают социально-экономическое и технико-технологическое содержание труда.

Социально-экономическое содержаниехарактеризует степень и способ расходования рабочей силы, а также общественные отношения, в рамках которых осуществляется процесс труда. Способ расходования рабочей силы связан с соотношением затрат умственной и физической энергии, степенью профессионального мастерства, интеллектуальности труда, наличием в деятельности элементов творчества, мерой самостоятельности работников в труде, его напряженностью.

Технико-технологическое содержаниетруда выражает количественный и качественный состав трудовых функций, их соотношение и взаимосвязь. Отличительные особенности трудовых функций следует рассматривать как различия в профессии, уровне квалификации работников. Технико-технологическое содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте. На него могут влиять преобразования в технике, технологии, изменение предметов труда, особенности изготавливаемой продукции и т.д.

Труд характеризуется содержательностью– насыщенностью его умственной деятельностью и информативностью выполняемых производственных задач. Содержательность отражает уровень сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций и степень самостоятельности работника в трудовом процессе.

Характер трудавыражает отношение человека к своей трудовой деятельности, заданное системой производственных отношений.

Виды труда:

По способу осуществления

— умственный – в котором преимущественно используются духовные и психические силы человека;

— физический – используется преимущественно физическое напряжение и мускульная сила.

По конечному результату

— производительный – затраченный на производство материальных благ;

— непроизводительный — связанный с оказанием общественно полезных услуг и созданием духовных ценностей;

— сложный – требует специальных знаний, более высокого образования и соответствующего опыта, предполагает большую физическую и интеллектуальную активность человека в процессе труда;

— простой – не требует продолжительной подготовки или высшего образования и значительного физического или интеллектуального напряжения;

По степени творчества

— творческий – требует принятия нестандартных решений, творческого подхода;

— нетворческий – характеризуется отсутствием или незначительным объемом творческих функций.

Различия между отдельными видами труда относительны.

Демократический тип управления трудом означает полноценную гражданскую субъектность многих

Тоталитарный тип управления трудом означает узурпирование прав субъектности немногими

Директивный метод управления трудом означает воздействие управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс

Самоуправление как метод управления трудом — участники процесса сами принимают и исполняют решения, руководствуясь общественными реалиями (долг, совесть, высокая нравственность)

Государственные формы управления трудом — государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти

Договорные формы управления трудом – это совместные или скоординированные действия администрации предприятий, с одной стороны, и различных организаций трудящихся, с другой стороны

Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.

Трудовой процесс– это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда.

Социализация(обобществление) труда — это принадлежность трудовой деятельности к общественной системе, имеющей ту или иную организованность, структуру, способы поддержания единства и свободы действий в рамках системы.

Общественная организованность труда — это общественная форма его свершения, это требуемое обществом свойство приспособленности к деятельности в обществе

Гуманизация труда как направление улучшения качества трудовой жизни имеет своим результатом повышение степени удовлетворенности общественным трудом

Читайте также:  Что есть полезного в арбузе для беременных

Деградация труда имеет очевидную антигуманную направленность, противоречащую стратегическим общественным интересам

Патернализм как тип социально-трудовых отношений характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия

Солидарность как тип социально-трудовых отношений предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей

Субсидиарность как тип социально-трудовых отношений означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем

Дискриминация как тип социально-трудовых отношений это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений

Источник

«ПРИНЯТО»:

Управляющим советом

МОБУ Новобурейской школы № 3

Протокол № _____ от  ___________ года

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МОБУ Новобурейской школы № 3

№ _________   от _____________  года

«ПРИНЯТО»:

Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3

 Протокол №____ от _______________года

Положение

о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

— ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

— постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

— постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

—  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. 

Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.

1.3. Общественно-полезный труд обучающихся — составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет — с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.

1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.

1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).

2. Основные задачи

Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:

2.1.        Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.

2.2.        Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.

2.3.        Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.

2.4.        Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.

2.5.        Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.

3.        Содержание и организация общественно-полезного труда

3.1.        Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:

Читайте также:  Мед девясил полезные свойства и противопоказания

— учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

— единство учебной и воспитательной работы;

— общественно полезная направленность;

— творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:

— общественная работа — активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;

— дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;

— овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

— участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);

— генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);

3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.

3.4. В начальных классах допускается следующая работа:

— в 1классе — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;

— во 2-4 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;

— в 5 — 7 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;

— в 8, 9, 10, 11 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,

3.2.        В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:

— для обучающихся 1- 4 классов — не более 30 мин.;

— для обучающихся 5 -9 классов — не более 40 мин.;

— для обучающихся 10-11 классов — не более 60 мин.

3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.

3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.

3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.

3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.

3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:

— профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

— профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;

Читайте также:  Полезные свойства яиц для организма человека

-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

— проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);

— организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.

4. Общие требования безопасности

4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.

4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.

4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.

4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.

4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.

4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.

4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда

6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);

план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;

функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;

инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;

протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;

заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);

журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к 

общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я,________________________________________________________________

                                (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________

Приложение № 2

Заявление

обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я, __________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________ 

Источник