Общественно полезный труд для детей инвалиды
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства
с отклонениями в умственном развитии №1»
Комитета по социальной политике
СООБЩЕНИЕ
Тема: «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья »
Подготовила воспитатель: Гладык Т.Р.
Заслушано на заседании МО
Дата 27апреля 2016г.
г. Санкт-Петербург
2016
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации.
Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. Одним из важнейших аспектов социализации личности является социализация в процессе трудового обучения, именно успешность трудового обучения определяет достойный уровень решения проблемы социализации.
Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует трудовую деятельность человека.
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.
При организации труда ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида необходимо учитывать ряд факторов. Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни.
При организации труда руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера. Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель — формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
А также задачи:
— развитие трудовых навыков;
— включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
— воспитание положительного отношения к труду.
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формами трудового воспитания являются:
— индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
— коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
— групповая (утренники, праздники на тему труда)
Особое внимание в данной работе будет уделено релаксационному подходу.
Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания связано множество проблем. И одной из таких проблем является низкая мотивация детей к труду. Причина возможно в системе, выстроенной по принципу необходимости обезопасить ребенка-инвалида от возможных трудностей.
Успех социализации ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида с помощи модели трудового воспитания, во многом зависит от профессионализма педагогов, психологов и вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс, и их взаимодействия.
Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми имеющие ограниченные образовательные потребности. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии, в том числе, и со сложной структурой дефекта, должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении КГН, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.
Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек. Это должно происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую.
Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети со сложной структурой дефекта имеют возможность к более лёгкому овладению «полезными» приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике. Все режимные моменты планируются на основе постепенного включение детей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения:
· поддерживать и поощрять стремление ребёнка к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;
· формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;
· учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т.п.);
· узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т.п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать;
· формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;
· учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;
· выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
· закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.;
· воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;
· развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;
· формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т.п.;
· учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишку, зайчика и т.п.), усаживание куклы за стол и её кормление, мытьё рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развёрнутым полотенцем, мытьё куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развёрнутым полотенцем и т.п.;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т.п.)
На начальных этапах коррекционно-развивающей работы, пока ребёнок ещё не имеет определённого опыта, например, в одевании верхней одежды на прогулку, действуем совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность, по принципу «рука в руке». По мере, того, как ребёнок овладевает отдельными действиями, появляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую со взрослым.
Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
При работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети — сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Литература:
1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.:
Дрофа, 2007. – 213 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические
основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных
презентаций для повышения эффективности занятий.
5. Сборник материалов научно-практической конференции: Использование приемлемых технологий в процессе воспитания детей с овз.
Санкт- Петербург, 2011.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3 – М.: Наука, 1983, , с. 451.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1984.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1974.
Головина Т.Н. О графических навыках у детей-олигофренов/Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1972.
Грошенков И.А. О путях усиления коррекционного воздействия занятий по рисованию на развитие учащихся вспомогательной школы/Эстетическое воспитание во вспомогательной школе//Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В, Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М: Изд. Центр Академия, 1999.
Дети с отклонениями развития (отграничение олигофрении от сходных состояний)./Под ред. М.С. Певзнер. – М.:. Просвещение, 1966.
Дефектология: Словарь-справочник./Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1988.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Владос, 1994.
Коррекционная педагогика./Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Владос, 2000.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1990.
Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. – М.: Академия, 1999.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.
Маллер А.Р. Дети с ограниченными возможностями. – М.: Владос, 1996.
МаллерА.Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков // Изучение личности аномаль_ного ребенка: Тез. докладов конференции. М.: Педагогика, 1977. С. 72—73.
Отбор детей во вспомогательную школу. – М.: Просвещение, 1980.
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997//Вестник образования. – 1992. — № 11.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка/А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушаков; сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985.
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1983.
Источник
Трудовое воспитание – это, образно говоря,
гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно…
Нет и быть не может воспитания без труда и вне труда,
потому что без труда во всей его сложности человека
нельзя воспитать
В.А. Сухомлинский
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей с особыми образовательными потребностями, базой для развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.
Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту, профориентации учащихся. Воспитательная работа призвана способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильное отношение к труду, у ребёнка с ОВЗ, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных ВР по трудовому направлению — привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются. Но при этом роль классного руководителя и воспитателя необходимо сводить к курированию всего процесса через формирование стойкой мотивации у воспитанников к познавательной деятельности в данной области. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду, к людям труда разных профессий, результатам их деятельности.
Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция неэффективной интеграции таких детей в общество.
Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, нуждаются в особых методах и приёмах организации трудовой деятельности.
Формирование навыков самообслуживания, социально — бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Создание единого воспитательного пространства в классе для решения этих задач является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий, дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению знаний, умений и навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду.
Цель воспитательной работы по трудовому направлению — воспитание учащихся с особыми образовательными потребностями через привитие навыков самообслуживающего труда, способствующего социально-трудовой адаптации, помощь в их самоопределении и самореализации в современном гражданском обществе.
Задачи трудового воспитания в коррекционной школе:
- формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду;
- восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
- формирование положительных качеств личности;
- формирование потребности учиться как основы стабильности будущей жизни;
- формирование основ умственного и физического труда;
- развитие системы трудовых компетенций по уходу за собой, классной комнатой, закрепленной территорией школьного двора, в творческой деятельности;
- развитие творческих способностей в решении трудовой задачи;
- воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
- воспитание самостоятельности, умения довести начатое дело до конца;
- воспитание ответственности за результаты своей деятельности.
Наряду с этими задачами на занятиях по трудовому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанников. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений:
- ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;
- предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;
- контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.
Воспитательный процесс основан на следующих принципах:
Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов.
Принцип коррекционной направленности: направлен на корректировку недостатков психофизического развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей обучающихся.
Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе мероприятий.
Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов.
Принцип коррекционной направленности: направлен на исправление недостатков психофизического развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей обучающихся.
Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе занятий.
Воспитательная работа по трудовому направлению обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметные результаты
Предметными результатами курса является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Трудового воспитание реализуется через следующие направления деятельности воспитанников:
1. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Программой предусмотрен физический труд в классной комнате и на пришкольных участках, клубные часы, чтение художественной литературы о труде, трудовых буднях и подвигах людей, творческие занятия, мастер-классы, встречи с людьми разных профессий, посещение выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, индивидуальные трудовые проекты, экскурсии на предприятия города.
2. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Также каждый ученик имеет возможность отрабатывать трудовые навыки, осваивать новые техники, пробовать себя в разных профессиях
3. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа на пришкольном участке, на территории школы по ее благоустройству, по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; дежурство по классу и школе; изготовление творческих изделий с участием в выставках разного уровня; участие в «субботниках» по благоустройству территории школы создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке.
4. Бытовой самообслуживающий-труд направленный на удовлетворение бытовых потребностей коллектива, каждого его члена за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд воспитанников включает в себя: уборку постели; стирку мелких вещей личного пользования; уборку помещений от пыли; чистку собственных вещей и обуви; уход за цветами, озеленение школьной территории; ремонт школьной мебели; создание в классной комнате уюта.
При реализации данного направления трудового воспитания следует привлекать родителей учащихся. Для этого программа предусматривает мероприятия совместной деятельности педагога, учащихся и родителей.
В процессе реализации внеурочной работы осуществляется коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Программа предусматривает воспитание у учащихся стойкой мотивации к труду, уважение к людям труда, умение работать в коллективе при выполнении трудового задания.
В подтверждение вышесказанного хочу обратиться к опыту великого педагога Антона Семеновича Макаренко. Его педагогика гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание, по словам Макаренко, должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию. Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.
И закончу словами Антона Семёновича: «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. И поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Источник