Общественно полезный труд как ведущая деятельность

Глава 4. Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Каждый возрастной период имеет свою ведущую деятельность. У маленьких детей — это игра, у школьников и студентов — учеба, у людей зрелого возраста — профессиональная деятельность и ведение домашнего хозяйства. Достигая социальной зрелости, человек осознает, что заботу об обеспечении своей жизни он должен взять на себя, а для этого он должен заняться трудом. С трудом связана значительная часть взрослой жизни человека. Если в 1900 г. в среднем взрослый человек посвящал трудовой деятельности 21 год, то в 1980 г. трудовой период составлял уже 37 лет, и в будущем он будет возрастать в связи с необходимостью повышения пенсионного возраста. Это создает определенные проблемы в связи с устареванием полученных в начале профессиональной карьеры знаний, так как производство не стоит на месте, развиваются технологии, требующие новых знаний и умений. Например, половина запаса знаний специалиста высокой квалификации в области компьютерной техники устаревает в течение 2–3 лет (Cross, 1981). Практически человек должен обучаться и совершенствоваться всю трудовую жизнь (Willis, 1987).

Ш. Бюллер предложила концепцию пяти стадий взрослой жизни человека, основываясь только на рассмотрении профессиональной жизни человека. Она выделяет следующие стадии: первая стадия (16–20 лет) предшествует профессиональному самоопределению; вторая стадия (16–20–25–30 лет) характеризуется поисками своего призвания и профессии; третья стадия — пора зрелости личности (охватывает период от 25 до 45–50 лет), ее основой является нахождение сферы применения своих сил, возможностей, в этот период происходит уточнение жизненных планов и их реализация, накопление жизненного опыта; четвертая стадия жизненного цикла наступает в возрасте от 45–50 до 65–70 лет, когда происходит завершение профессиональной деятельности; пятая стадия наступает после 65 лет и длится до завершения жизни, это период, в котором профессиональная деятельность сменяется общением.

Е. И. Степанова, 2000.

В бытовом сознании часто труд воспринимается как тяжелая необходимость, от которой неплохо было бы и избавиться. Отсюда и «работа не волк, в лес не убежит» и сказка про Емелю, лежащего на печи. Но действительно ли люди могли бы обойтись без труда и жить, как два генерала на необитаемом острове в сатирической сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»? Оказывается, не могут, и не только потому, что если они не будут трудиться, то умрут с голода. Для этого есть и другие, не менее важные, в том числе и психологические, причины: стремление к самоактуализации, к определенному статусу в обществе, к познанию себя и природы, к творчеству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,

3. Дошкольное детство. Игра как ведущая деятельность
Период дошкольного детства – возраст от трех до семи лет. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться во

Глава 3. БОГАТСТВО: ДАР ИЛИ ТРУД?
Мечтающий о богатстве надеется, что в один счастливый день состояние свалится с неба и сразу изменит жизнь, раскрасит ее радужными переливами. И не беда, что эти фантазии могут продолжаться всю жизнь. Главное — не само богатство, а

30. Социальные функции конфликта
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта:1) конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует

Глава 9
Труд разрушает планету

Величайшее проявление успеха человечества как вида — способность увеличивать всемирное производство товаров и услуг как минимум на 5 % в год. Беда в том, что становится очевидным: если мы продолжим в том же духе, мы, похоже, уничтожим

Глава 1 Труд умственный и труд физический
1. Проблемы взросления – это новые требования к самим себе. Это новые конфликты, новые, неведомые ранее притязанияГармония семейных отношений не означает отсутствия проблем и бесконфликтности.Напротив, чем ближе к идеалу, тем

Глава 1.
Труд и трудоголики
Что уж никак не может быть невротическим поведением, так это труд! Данное утверждение столь же правильно, сколь и глубоко ошибочно. На самом деле весь вопрос в том, чем этот труд мотивируется, что лежит в основе нашей неустанной деятельности? Если

Читайте также:  Формула расчета на налог полезных ископаемых

Глава первая ТРУД И ТРУДОГОЛИКИ
Что уж никак не может быть невротическим поведением, так это труд! Данное утверждение столь же правильно, сколь и глубоко ошибочно. На самом деле, весь вопрос в том, чем этот труд мотивируется, что лежит в основе нашей неустанной

Основные характеристики предмета исследования и его социальные функции
Учитывая, что безграмотных людей среди молодых ученых немало, надо признать, что написание диссертации является делом в целом полезным. Во время ее написания они читают книги и делают из них выписки,

Глава 5. Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены
В зрелом возрасте существенно изменяется семейная ситуация в жизни человека, которая связана с началом самостоятельной жизни, отходом от прежних родственных связей и созданием

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Глава 19
Терпение и труд все перетрут
Поговорка эта, конечно, справедливая. Но она больше касается вас, родителей, чем их, детей. Ваше терпение и труд воспитания по отношению к ним должны быть безграничны.Что же до самих детей, то труд они как труд не воспринимают. Труд для

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Труд как общественно-полезная деятльность

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 30.09.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

 
     Содержание.
     Введение…………………………………………………………………………………………..3

    Труд и его
    характеристика ……………………………………………………..5
    Роль в развитии
    человека и общества…………………………………………….9
    Заключение……………………………………………………………………………………..12
    Список 
    литературы………………………………………………………………………….14 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.
     Труд
(общественно-полезная деятельность).
Необходимые виды общественно-полезной
деятельности являются важнейшим фактором
социализации.
     В
условиях научно-технического прогресса 
и перехода экономики нашего государства 
на рыночные отношения выбор сферы 
трудовой деятельности становится особенно
проблематичным. С появлением рыночных
отношений возникает и рынок 
рабочей силы. Хозрасчетные государственные 
предприятия, колхозы и совхозы,
кооператоры и арендаторы будут 
принимать на работу наиболее квалифицированных 
и способных к выполнению трудовых
функций.
     Представления
о труде на уровне
обыденного сознания
можно в целом охарактеризовать
следующим образом. Многие люди связывают
труд с трудностью, с неизбежностью, хотя
иногда и с радостью, и с невозможностью
для себя оказаться без дела.
     В
сознании многих людей представления
о труде меняются в ходе
жизни
. У начинающих трудиться — много
радостных ожиданий и иллюзий по отношению
к труду, хотя у кого-то это перемешивается
с чувством страха перед трудовой самостоятельной
жизнью. Позже для многих наступает некоторое
разочарование и скепсис по отношению
к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно
формируется интерес и устойчивая склонность
к «своему» делу (человек «втягивается»
в свою работу). Перед пенсией и после выхода
на пенсию у многих людей отношение к труду
чаще положительное (вспоминают чаще «только
хорошее»), а значительная часть пенсионеров
переживают из-за своей бездеятельности…
     Тема 
труда издавна волнует лучшие
умы человечества:
     —
«Ничто так, как труд, не облагораживает
человека. Без труда человек не может соблюсти
свое человеческое достоинство» (Л.Н.
Толстой);
     —
«Свободный труд нужен человеку не сам
по себе, а для развития и поддержания
в нем чувства человеческого достоинства»
(К.Д. Ушинский);
     —
«Труд — это отец удовольствия»
(Стендаль);
     —
«Работа избавляет нас от трех великих
зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер);
     —
«Если хочешь, чтобы у тебя было мало
времени, то ничего не делай» (А.П. Чехов).
     Для
лучшего понимания труда с 
точки зрения социологии  мы рассмотрим
в свое работе труд как общественно 
полезную деятельность и его  роль
в развитии человека и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Труд,
    его характеристика
    и функции

     Труд 
есть сознательная, целесообразная, созидательная 
деятельность человека, направленная
на удовлетворение его материальных
и духовных потребностей, развивающая 
его физические и духовные сущностные
силы а также нравственные качества.
     Содержанием
трудового сознания является производственный
опыт: профессиональные знания, умения
и навыки. В него входят также 
личная заинтересованность и предприимчивость,
понимание общественного значения
личного долга и ответственности 
каждого за результаты труда, активное
и творческое отношение к нему;
стремление труженика к утверждению 
принципа социальной справедливости;
эмоциональное, нравственное и эстетическое
отношение к труду.
     Развитое 
трудовое сознание способствует формированию
в человеке трудолюбия, его нравственных
черт, умение соотносить свои потребности 
и формы их удовлетворения с объемом 
и качеством личного труда.
     Если 
соотносить понятия:
труд, учеба, игра, отдых
, то надо помнить
о том, что труд — это, прежде всего, целесообразная
продуктивная деятельность, имеющая свой
определенный результат. Хотя при более
пристальном анализе оказывается, что
и игра, и учеба также имеют свой специфический
результат, поэтому сложно провести четкую
границу между этими понятиями. 
     Крайне 
важны для нас взгляды
на природу труда К.
Маркса
, положившие основу не только
современному пониманию трудовой деятельности,
но и ставшие во многом основой для развития
отечественных представлений о человеческой
деятельности в более широком плане (Маркс, Энгельс, Ленин,
1984). В целом,
основные характеристики труда К. Маркса
сводятся к следующему:

      Это целенаправленная
      деятельность («пчела, выстраивающая
      свои замечательные соты, всегда уступает
      даже самому плохому архитектору, поскольку
      она действует инстинктивно, у нее нет
      осознанной цели»).
      Труд носит
      предметный характер (в самом общем плане
      — труд воздействует на «природу»).
      Труд носит
      орудийный характер: рабочий (в своем сознании)
      отделяет себя от условий, хотя в реальном
      процессе труда этого разделения не происходит;
      вещественные условия — это в самом общем
      виде — средства труда, т.е. тот предмет,
      которым он воздействует на материал;
      «предмет, которым человек овладевает
      непосредственно… становится средством
      труда, органом, который он присоединяет
      к органам своего тела, удлиняя таким образом,
      вопреки библии, естественные размеры
      последнего»…(мы еще познакомимся с
      более «современными» подходами,
      где также говорится о продолжении человеческих
      способностей в средствах труда, но уже
      с использованием иных терминов — «органопроекция»
      и «объектопроекция» — см. тему 6).
      Труд (как
      деятельность) материализуется в предмете
      труда: из формы деятельности труд переходит
      в форму бытия, в форму предмета; изменяя
      предмет, труд изменяет свою собственную
      форму, т.е. преобразует самого (трудящегося)
      человека.
      Труд носит
      общественный характер (поскольку в труде
      человек «подчиняется чужой воле»,
      то и к результатам своего труда он относится
      как к «чужому результату»… «так,
      труд отрицаемый как изолированный труд,
      на самом деле является утверждаемым общественным
      или комбинированным трудом»).

     Если,
по К. Марксу, «труд опредмечивается
в капитале», а, по Э. Фромму, главной
особенностью трудящегося человека становится
его «идентичность своему делу» (ощущение
этой идентичности), то все-равно остается
открытым вопрос: каковы же смыслы трудовой
деятельности, которые во многом и определяют
труд конкретного человека. 
          Перспективным здесь представляется выделение
такого понятия, как «чувство
(или ощущение) собственной
значимости»
, которое возникает
у человека в результате успешного выполнения
какого-то определенного дела, в частности,
в результате успешного труда (Пряжников, 2000). Только успешно создавая
что-то, человек осознает себя в качестве
настоящего субъекта, а также осознает
улучшение самого себя, ведь известно,
что, улучшая окружающий мир, мы улучшаем
и себя в этом мире. Еще К. Маркс говорил,
что «главным результатом труда являются
не производимые товары, а сам человек
в его общественных отношениях». Причем
способствует такому развитию человека
в труде не всякая работа, а только такая,
которая позволяет максимально раскрыть
и развить таланты, заложенные в каждом
человеке, только при возможности осуществляться
гармоничному развитию, понимаемому как
сменяющие друг друга формы трудовой деятельности,
не дающие человеку превращаться в узкого,
ограниченного лишь рамками своей деятельности
специалиста, в «профессионального
кретина» (или в «профессионального
идиота»), как достаточно образно и эмоционально
характеризовал «узких специалистов»
К. Маркс.
     Трудовая 
деятельность к тому же имеет ряд 
функций, а именно:
     —
Утилитарно-практическая функция направлена
на создание материальных и духовных ценностей
человека.
     —
Развивающая функция в условиях рыночного
хозяйствования тесно связана с политехническим
обучением, овладением смежными профессиями,
с повышением в рабочих специальностях
удельного веса творческого интеллектуального
труда.
     —
Воспитательная функция заключается в
развитии и закреплении в ходе трудового
процесса общественно ценных качеств
и свойств личности, нравственно-эстетического
отношения к жизни и деятельности.
     Функции
труда определяют главные функции 
трудового сознания.
      Общественно полезная
деятельность человека имеет и свои мотивы,
то есть повод, причину, объективную необходимость
что-то сделать, побуждение к какому-либо
действию. Н.
М. Воловская
отмечает, что трудовое
поведение работника характеризуется
мотивационным ядром, включающим в себя
три основные группы мотивов: мотивы обеспечения,
мотивы признания и мотивы престижа. Мотивы
обеспечения связаны с оценкой совокупности
материальных средств, необходимых для
обеспечения благополучия работника и
членов его семьи (ориентация на заработок).
Мотивы признания состоят в стремлении
реализовать в труде свои потенции. Мотивы
престижа выражаются в стремлении реализовать
свою социальную роль, принять участие
в общественно значимой деятельности.
     Способом 
сформировать мотив у работника 
является создание ему таких обстоятельств 
или условий, при которых возникает 
возможность удовлетворения его 
актуальных потребностей посредством 
трудовой деятельности.
     Каждая деятельность
получает  результат. Результаты трудовой
деятельности человека зависят не только
от уровня развития его профессиональных
качеств, физических возможностей человека
и степени обеспеченности рабочего
места средствами производства, но
и от того, как человек относится 
к своему труду. Отношение
к труду характеризует стремление человека
максимально проявлять свои физические
и интеллектуальные силы, использовать
свои знания и опыт, способность для достижения
определенных количественных и качественных
результатов. Удовлетворенность результатом
труда – это степень, с которой хорошо
выполненная работа и полученный результат
приводят к получению работником удовлетворения
и сопровождаются положительными эмоциями.
Получаемые высокие результаты труда
являются источником внутренней мотивации
и приводят работника к удовлетворению
от труда. Поэтому мотивация является
определяющей в формировании отношения
к труду, и формирует определенное трудовое
поведение. Удовлетворенность результатом
свидетельствует о том, что работник влияет
на содержание труда, то есть вносит необходимые
изменения для получения желаемого результата.
Работник воспринимает полученные результаты
и признает их как свой успех, получая
внутреннее удовлетворение и повышая
самооценку, что способствует развитию
самоуважения и уверенности работника
в своих силах.

    Роль
    в развитии человека
    и общества

     Труд —
целесообразная, формально материальная
(прямо-фиксируемый — физический труд) и
нематериальная (косвенно-фиксируемый —
умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная
на удовлетворение потребностейиндивида
и
общества. Также «труд» — деградационная
деятельность человека в малоразвитых
цивилизациях (то есть использующих труд
человека), системах (в том числе политических)
приводящая к умственной и социальной
отсталости в развитии человеческих индивидов,
низведении человека до функционала машины,
винтика в системе.
     В
процессе труда человек опосредует,
регулирует и контролирует обмен 
между собой и природой. Изменяя в процессе
труда природные условия своей жизни,
человек изменяет и свою собственную природу,
развивает свои творческие
силы
и способности.
Труд представляет собой как способ отчуждения
человека от природы, так и форму связи
человеческого общества с природой.
     В историческом
материализме

труд рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный
способ человеческой жизни, как «клеточка»
всего многообразия форм отношения человека
к миру. В процессе целенаправленной трудовой
деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных
им орудий
труда
преобразует предмет
труда
в необходимый
ему продукт. Продукт
труда
обусловлен
спецификой предмета (материала), уровнем
развития орудий, целью и способом его
осуществления.
     Дальнейшее 
развитие общества в значительной мере
зависит от совершенствования орудий
труда и производственных отношений.
Эти характеристики труда существенным
образом отличают характер человеческой
деятельности от инстинктивного поведения
животных. Развитие общества и человека
теперь напрямую связано с совершенствованием
орудий труда. Производство орудий труда —
процесс коллективный, который является
его важнейшим, определяющим признаком.
     В
труде и посредством труда 
удовлетворяются все потребности 
человека. Труд становится основным способом
самоутверждения человека в мире. Трудовая
деятельность, таким образом, есть основополагающий,
сущностный признак человека и общества.
В труде совершенствуются физические
и духовные качества человека, формируются
собственно человеческие культурные потребности.
Таким образом, в труде создаются не только
продукты потребления, но и сам деятель,
субъект труда — человек. В этом плане
с полным основанием можно сказать — «труд
создал человека».
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник