Общественно полезный труд в 4 классе планирование

Общественно полезный труд в 4 классе планирование thumbnail

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»

_________ Н.М. Радьков

«__» ______________ 20__г.

Рабочая программа

«Общественно полезный труд»

3-4 классы

Составитель:

Базылева Анна Григорьевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Общественно полезный труд.

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами являются:

  • формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю во втором полугодии ( 18 часов) начиная с 3 класса.

Организуется два вида общественно полезного труда:

  1. труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.

  2. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.

Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.

Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание занятий.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов, овощных культур

Участие в экологических праздниках.

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора, агрогородка.

3. Работа для школы.

Дежурство по школе, классу:

— протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

— соблюдение порядка чистоты в классе;

— уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

— размножение комнатных растений, овощных культур;

— выращивание цветочно-декоративных растений;

Изготовление дидактических материалов;

Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.

4. Волонтерская работа.

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и сельской библиотеки.

Формы организации общественно-полезного труда

1.      Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.      Акция «Птицам — нашу заботу»

3.      Участие в благотворительных акциях

4.      Санитарный день в кабинете

Ожидаемые результаты.

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Каляндарна-тэматычнае планаванне факультатыўнага курса «Грамадска-карысная праца»

3 клас

п/п

Тэма занятка

Колькаць гадзін

Дата

1

Навучанне правілам бяспечных паводзін

1

2

Догляд пакаёвых раслін

1

3

Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”

1

4

Асаблівасці дагляду за пакаёвамі раслінамі

1

5

Рамонт падручнікаў, кніг

2

6

Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”

1

7

Выраб закладак для кніг

1

8

Догляд пакаёвых раслін

1

9

Пасеў насення на расаду

1

10

Уборка класса

1

11

Пікіраванне насення

1

12

Догляд насення

2

13

Уборка тэрыторыі школы

2

14

Рамонт падручнікаў, кніг

1

15

Уборка класа

1

Источник

Программа внеурочной деятельности «Общественно –полезная деятельность»                        

Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов

МКОУ Бобровская СОШ №2

                             Пояснительная записка

              Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по  направлению

             « Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  — региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

А также авторской  программы Е.В.Мишневой

Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 Задачи: 

— воспитание бережного отношения к окружающей среде;

—  выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

— формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой   деятельности;

— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 

—  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 Данный курс  в 4 классе рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)

 Результаты изучения курса ( личностные , предметные, метапредметные)

 Личностные УУД

— ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 Предметные УУД:

-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;

-делать выбор  при поддержке других участников группы и педагога;

— систематизировать основополагающие элементы научного знания.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

— целеполагание;

— волевая саморегуляция;

-коррекция;

— оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

-умение структурировать знания;

— смысловое чтение;

— выделение и формулирование учебной цели;

— планирование деятельности для достижения результата.

 Коммуникативные УУД:

— умение выражать свои мысли;

— разрешение конфликтов, постановка вопросов;

— планирование совместной деятельности;

— управление поведением партнера: контроль, коррекция.

                 Перспективно – тематическое  планирование

№ п/п

                   Тема

   Дата

1

2.

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

3.

4.

Уборка пришкольного участка.

Сбор листьев для гербария.

5.

Выставка «Чудеса природы»

6.

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

7.

Сбор желудей и шишек, каштанов

8.

Генеральная уборка класса.

9.

Путешествие в страну «Золотая осень»

10

11.

 Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

 Выставка «Мы  творим  чудеса!»

12

13.

Операция «Осень без дыма!»( листовки, рисунки, беседы)

14.

Изготовление открыток  к празднику

 «Мама! Нет слова дороже!

15.

Беседа «Кем я буду?»

16.

 Генеральная уборка класса

17.

Акция  добра (Подарки детям из центра «Надежда»)

18.

Беседа «Птицы –наши друзья!»

Операция «Кормушка»

19.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков –открыток  « С новым годом!»

20.

Изготовление елочных игрушек

21.

Сбор макулатуры.

22.

 Ремонт библиотечных книг

23.

Дарим подарки малышам (д/с №1)

24.

Коллективное панно «Наши защитники»

25.

«Рыцарский турнир»

26.

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

27.

 Открытки-самоделки  к 8 Марта

28.

   Генеральная уборка класса

29.

«Моя любимая бабушка»( готовим подарки)

30.

 КВН «Птицы – наши друзья»

31.

Акция «Сделай скворечник»

32.

«Субботник» уборка  школьной территории .

Озеленение территории.

33.

Открытки-самоделки «Спасибо тебе ,  солдат!»

34

35

«Мы-  юные садоводы»( работа на пришкольном участке).

Экскурсия на природу.

                                    Литература

 1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

Источник

Общественно
полезный
труд

     Наиболее
специфичным для коррекционной школы
методом воспитания чувства долга и
ответственности служит приучение
школьников к трудовой деятельности.
Систематическое участие школьников в
общественно полезном труде (ОПТ), детальная
мотивированная оценка его результатов
приучат к выполнению порученного задания. 

Общественно полезный труд в 4 классе планирование   
К
специфическим задачам этапа обучения 1 — 4
классов относятся: изучение индивидуальных
трудовых возможностей школьников и
формирование у них готовности к
деятельности в условиях мастерских
профессионального обучения. Необходимо
формирование ряда организационных умений и
навыков, например, необходимо научить
школьников не мешать друг другу во время
работы, не отвлекаться на посторонние дела.
Они должны научиться правильно и быстро
надевать спецодежду, убирать на рабочих
местах, подметать пол и т.п., то есть
овладеть теми конкретными умениями, на
формирование которых не имеет смысла
тратить учебное время в дальнейшем
обучении.

Примерный
план по ОПТ в 1 классе

Четверть

Мероприятия

1

1.
Беседа о дежурстве по классу. Практикум-дежурство
по классу

2.
Протирание пыли с парт, подоконников,
батарей, классной доски

2

1.
Оказание помощи в поддержании чистоты
школьного двора

2.
Удаление мусора, остатков растений,
сухих веток и т.д.

3

1.
Уход за комнатными растениями (полив,
рыхление почвы)

2.
Размножение комнатных растений

3.
Самообслуживание дома. Помощь родителям.
Сервировка стола

4

1.
Изготовление дидактического материала

2.
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

 Примерный
план по ОПТ во 2 классе

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.
Уход за комнатными цветами (пересаживание,
рыхление почвы)

2.
Уборка школьного двора

3.
Рыхление приствольных кругов деревьев и
кустарников

Октябрь

1.
Уборка школьного двора (подмести листья,
собрать мусор)

2.
Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

3.
Влажная уборка классной комнаты

4.
Работа в «зимнем саду» (уход за
растениями)

Ноябрь

1.
Протирание пыли с парт, подоконников,
батарей, классной доски

2.
Изготовление кормушек

3.
Сухая чистка одежды щеткой

Декабрь

1.
Вывешивание кормушек, подкормка птиц

2.
Мытье стен и дверей классной комнаты

3.
Изготовление геометрического материала

4.
Уход за комнатными растениями (полив,
рыхление почвы)

Январь

1.
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

2.
Посадка лука на зелень

3.
Подкормка зимующих птиц

Февраль

1.
Изготовление учебных пособий

2.
Работа в «зимнем саду» (уход за
растениями, за животными, за птицами)

3.
Мелкий ремонт учебников и книг

4.
Мытье парт, подоконников, батарей в
классной комнате

Март

1.
Мелкий ремонт книг и журналов из
библиотеки

2.
Влажная уборка классной комнаты

3.
Пересадка и размножение комнатных
растений

Апрель

1.
Рыхление приствольных кругов деревьев и
кустарников

2.
Удаление мусора, остатков растений в
школьном дворе

3.
Экскурсия в магазин. Покупка хлеба.

4.
Посев цветочно-декоративных растений

Май

1.
Уборка школьного двора

2.
Уход за цветочно-декоративными
растениями

3.
Экскурсия в столовую. Сервировка стола

  Примерный
план по ОПТ в 3 классе

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.
Заготовка семян древесных и
кустарниковых пород

2.
Перекопка почвы, разравнивание почвы на
пришкольном участке

3.
Посадка и посев цветочных растений

4.
Работа по благоустройству школьного
двора

5.
Протирание пыли с парт, подоконников,
батарей, классной доски

Октябрь

1.
Уборка школьного двора (подмести листья,
собрать мусор)

2.
Работа в «зимнем саду» (уход за
растениями)

3.
Работа по благоустройству школьного
двора

4.
Мелкий ремонт мебели (закручивание
болтов в стулья)

5.
Генеральная уборка класса

Ноябрь

1.
Уход за комнатными растениями

2.
Мелкий ремонт учебников и книг

3.
Работа в «зимнем саду» (уход за
растениями)

4.
Работа по благоустройству школьного
двора

5.
Мелкий ремонт мебели

Декабрь

1.
Работа по очистке школьной территории
от снега

2.
Уход за комнатными растениями

3.
Протирание пыли с парт, подоконников,
батарей, классной доски

4.
Мелкий ремонт книг и журналов

5.
Изготовление поделок к Новому году

Январь

1.
Мелкий ремонт мебели

2.
Протирание пыли с парт, подоконников,
батарей, классной доски

3.
Работа в «зимнем саду» 

4.
Подкормка зимующих птиц

5.
Работа по очистке школьной территории
от снега

Февраль

1.
Работа в «зимнем саду» (уход за
растениями, за животными, за птицами)

2.
Подкормка зимующих птиц

3.
Мелкий ремонт учебников и книг

4.
Работа по очистке школьной территории
от снега

5.
Уход за комнатными растениями

Март

1.
Работа по благоустройству школьного
двора

2.
Изготовление поделок к празднику женщин

3.
Протирание пыли с парт, подоконников,
батарей, классной доски

4.
Уход за комнатными растениями

5.
Мелкий ремонт мебели

Апрель

1.
Удаление мусора, остатков растений в
школьном дворе

2.
Уход за комнатными растениями

3.
Перекопка почвы, разравнивание почвы на
пришкольном участке

4.
Посев цветочных растений

5.
Мелкий ремонт мебели

Май

1.
Уборка школьного двора

2.
Уход за комнатными и овощными
культурами

3.
Работа в «зимнем саду» 

4.
Выращивание цветочно-декоративных
растений

5.
Генеральная уборка класса

  Примерный
план по ОПТ в 4 классе

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.
Вводное занятие, посвященное живой
природе

2.
Экскурсия на природу (сбор репейника)

3.
Сбор плодов, семян

4.
Работа по благоустройству школьного
двора

Октябрь

1.
Перекопка и выравнивание почвы

2.
Влажная уборка классной комнаты

3.
Уход за кустарниками и подготовка их к
зиме

4.
Уход за «зимнем садом»

Ноябрь

1.
Уход за комнатными растениями

2.
Изготовление кормушек из пакетов

3.
Сбор рябины (для подкормки зимующих птиц)

4.
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

Декабрь

1.
Изготовление кормушек из картона

2.
Изготовление кормушек из
полиэтиленовых бутылок

3.
Изготовление кормушек из фонеры в
школьной мастерской

4.
Развешивание кормушек на деревьях

Январь

1.
Проращивание семян для витаминной
подкормки

2.
Раскладывание корма по кормушкам

3.
Работа по очистке школьной территории
от снега

Февраль

1.
Подкормка зимующих птиц

2.
Генеральная уборка класса

3.
Поделки к празднику 23 февраля

4.
Уход за растениями в классной комнате

Март

1.
Уборка клеток, поилок, кормушек в зимнем
уголке

2.
Изготовление поделок к празднику 8 марта

3.
Генеральная уборка класса

Апрель

1.
Проращивание лука

2.
Подготовка почвы к посеву овощных
культур, посадка капусты, помидоров

Май

1.
Посадка цветочно-декоративных растений

2.
Высадка овощных культур на пришкольном
участке

3.
Генеральная уборка класса

 

Источник