Общественно полезный труд в 4 классе планирование
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»
_________ Н.М. Радьков
«__» ______________ 20__г.
Рабочая программа
«Общественно полезный труд»
3-4 классы
Составитель:
Базылева Анна Григорьевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Общественно полезный труд.
Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются:
формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю во втором полугодии ( 18 часов) начиная с 3 класса.
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, овощных культур
Участие в экологических праздниках.
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора, агрогородка.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
— протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
— соблюдение порядка чистоты в классе;
— уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
— размножение комнатных растений, овощных культур;
— выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.
4. Волонтерская работа.
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и сельской библиотеки.
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам — нашу заботу»
3. Участие в благотворительных акциях
4. Санитарный день в кабинете
Ожидаемые результаты.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Каляндарна-тэматычнае планаванне факультатыўнага курса «Грамадска-карысная праца»
3 клас
п/п
Тэма занятка
Колькаць гадзін
Дата
1
Навучанне правілам бяспечных паводзін
1
2
Догляд пакаёвых раслін
1
3
Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”
1
4
Асаблівасці дагляду за пакаёвамі раслінамі
1
5
Рамонт падручнікаў, кніг
2
6
Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”
1
7
Выраб закладак для кніг
1
8
Догляд пакаёвых раслін
1
9
Пасеў насення на расаду
1
10
Уборка класса
1
11
Пікіраванне насення
1
12
Догляд насення
2
13
Уборка тэрыторыі школы
2
14
Рамонт падручнікаў, кніг
1
15
Уборка класа
1
Источник
Программа внеурочной деятельности «Общественно –полезная деятельность»
Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №2
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению
« Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
- Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области — региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
А также авторской программы Е.В.Мишневой
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
— воспитание бережного отношения к окружающей среде;
— выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
— формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Данный курс в 4 классе рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Результаты изучения курса ( личностные , предметные, метапредметные)
Личностные УУД
— ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные УУД:
-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;
-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
— систематизировать основополагающие элементы научного знания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
— целеполагание;
— волевая саморегуляция;
-коррекция;
— оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
-умение структурировать знания;
— смысловое чтение;
— выделение и формулирование учебной цели;
— планирование деятельности для достижения результата.
Коммуникативные УУД:
— умение выражать свои мысли;
— разрешение конфликтов, постановка вопросов;
— планирование совместной деятельности;
— управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Перспективно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||||||||||||
1 2. | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | |||||||||||||
3. 4. | Уборка пришкольного участка. Сбор листьев для гербария. | |||||||||||||
5. | Выставка «Чудеса природы» | |||||||||||||
6. | Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» | |||||||||||||
7. | Сбор желудей и шишек, каштанов | |||||||||||||
8. | Генеральная уборка класса. | |||||||||||||
9. | Путешествие в страну «Золотая осень» | |||||||||||||
10 11. | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | |||||||||||||
12 13. | Операция «Осень без дыма!»( листовки, рисунки, беседы) | |||||||||||||
14. | Изготовление открыток к празднику «Мама! Нет слова дороже! | |||||||||||||
15. | Беседа «Кем я буду?» | |||||||||||||
16. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
17. | Акция добра (Подарки детям из центра «Надежда») | |||||||||||||
18. | Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» | |||||||||||||
19. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | |||||||||||||
20. | Изготовление елочных игрушек | |||||||||||||
21. | Сбор макулатуры. | |||||||||||||
22. | Ремонт библиотечных книг | |||||||||||||
23. | Дарим подарки малышам (д/с №1) | |||||||||||||
24. | Коллективное панно «Наши защитники» | |||||||||||||
25. | «Рыцарский турнир» | |||||||||||||
26. | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». | |||||||||||||
27. | Открытки-самоделки к 8 Марта | |||||||||||||
28. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
29. | «Моя любимая бабушка»( готовим подарки) | |||||||||||||
30. | КВН «Птицы – наши друзья» | |||||||||||||
31. | Акция «Сделай скворечник» | |||||||||||||
32. | «Субботник» уборка школьной территории . Озеленение территории. | |||||||||||||
33. | Открытки-самоделки «Спасибо тебе , солдат!» | |||||||||||||
34 35 | «Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке). Экскурсия на природу. | |||||||||||||
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Источник
Общественно
полезный
труд
Наиболее
специфичным для коррекционной школы
методом воспитания чувства долга и
ответственности служит приучение
школьников к трудовой деятельности.
Систематическое участие школьников в
общественно полезном труде (ОПТ), детальная
мотивированная оценка его результатов
приучат к выполнению порученного задания.
К
специфическим задачам этапа обучения 1 — 4
классов относятся: изучение индивидуальных
трудовых возможностей школьников и
формирование у них готовности к
деятельности в условиях мастерских
профессионального обучения. Необходимо
формирование ряда организационных умений и
навыков, например, необходимо научить
школьников не мешать друг другу во время
работы, не отвлекаться на посторонние дела.
Они должны научиться правильно и быстро
надевать спецодежду, убирать на рабочих
местах, подметать пол и т.п., то есть
овладеть теми конкретными умениями, на
формирование которых не имеет смысла
тратить учебное время в дальнейшем
обучении.
Примерный
план по ОПТ в 1 классе
Четверть | Мероприятия |
1 | 1. 2. |
2 | 1. 2. |
3 | 1. 2. 3. |
4 | 1. 2. |
Примерный
план по ОПТ во 2 классе
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. 2. 3. |
Октябрь | 1. 2. 3. 4. |
Ноябрь | 1. 2. 3. |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. |
Январь | 1. 2. 3. |
Февраль | 1. 2. 3. 4. |
Март | 1. 2. 3. |
Апрель | 1. 2. 3. 4. |
Май | 1. 2. 3. |
Примерный
план по ОПТ в 3 классе
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. 2. 3. 4. 5. |
Октябрь | 1. 2. 3. 4. 5. |
Ноябрь | 1. 2. 3. 4. 5. |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. 5. |
Январь | 1. 2. 3. 4. 5. |
Февраль | 1. 2. 3. 4. 5. |
Март | 1. 2. 3. 4. 5. |
Апрель | 1. 2. 3. 4. 5. |
Май | 1. 2. 3. 4. 5. |
Примерный
план по ОПТ в 4 классе
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. 2. 3. 4. |
Октябрь | 1. 2. 3. 4. |
Ноябрь | 1. 2. 3. 4. |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. |
Январь | 1. 2. 3. |
Февраль | 1. 2. 3. 4. |
Март | 1. 2. 3. |
Апрель | 1. 2. |
Май | 1. 2. 3. |
Источник