Общественно полезный труд в детском до
Василиса Рогожина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Особенности трудового воспитания в условиях детского дома
Труд для воспитанников детского дома – важнейшее средство социализации. Поэтому система воспитания в детском доме организована таким образом, что его воспитанники овладевают навыками в различных видах деятельности, всё должно сформировываться в детском доме. Воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно сделать. Дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретают навыки и умения, которые им необходимы в дальнейшей самостоятельной жизни.
Задачи трудового воспитания:
1) воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления
оказывать им посильную помощь;
2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование,
постепенное расширение содержания трудовой деятельности, овладение
умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе;
3) воспитание у детей личностных качеств (привычки к трудовому усилию,
ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять
участие в труде);
4) воспитаниенавыков организации своей и общей работы: умение готовить
заранее все необходимое, убирать на место использованные инструменты
после окончания труда, приводить в порядок место работы;
5) формирование положительных взаимоотношений между детьми в
процессе труда: умения работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата,
доброжелательно оценивать труд товарищей, проявлять заботу о
товарище, оказывать ему помощь.
Программа дошкольного образования содержит образовательную область (труд,которая направлена на достижение цели: развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.
В старшем дошкольном возрасте (5 –6 лет)приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детейэлементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового трудазначительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
В старших группах особенность хозяйственно-бытового трудасостоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень.
Старшие дети угощают малышей выращенными овощами, в детском доме готовить овощные блюда нужно совместно с детьми, например, можно приготовить салат «Винегрет».
Ручной труд осуществляется в старших группах.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Труд детей дошкольного возрастаорганизуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
Поручение дает воспитателювозможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить.
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле.
Поручения становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.
Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младших группах в процессе выполнения поручений дети приобретают навыки, необходимые для накрывания на стол, становятся более самостоятельны при выполнении работы.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем.
Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.
В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня.
Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.
Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо.
Оборудования и материалы для организации труда детей
Каждая группа обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование.Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т. д.
Индивидуальный подход
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3—4 лет могут выполнять работу в течение 10—15 мин., 5—7 лет — 20—30 мин.
Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского дома. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
При всех видах трудовой деятельности у детей обогащается словарь, дети учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова. Обозначающие внешние признаки предметов и признаки действия. Слово помогает ребёнку в познании всех сторон трудовой деятельности. Различные виды трудовой деятельности способствуют развитию речи. При организации различных видов деятельности создаются проблемные ситуации, что способствует появлению речевой активности, вызывает у ребёнка желание больше общаться посредством речи и способствует установлению тесного контакта между детьми и педагогом.
Источник
Елена Степанова
Доклад на педсовете «Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию»
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда,а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
1. Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников детского дома должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.
Тщательно отбирая виды труда, и его содержание мы учитываем специфику воспитанников. Обязательно их возрастные и индивидуальные особенности, их потребности, интересы, мотивы.
Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого в условиях детского дома, просто нельзя обойтись (уборка помещений, ремонтные работы, ремонт одежды, глажка белья). Участие воспитанников в таком труде, разумно организованном, убеждает их в общественной необходимости такого труда. У них вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу; укрепляется воля; развивается сила, выносливость; воспитывается чувство долга.
2. Доступность. Другим важным требованием к организации детского труда является обеспечение его посильности и доступности. Выполнение требования посильности и доступности труда, не означает, что работа воспитанников не должна быть связана с преодолением известных трудностей и сложностей.Но здесь важно чувство меры: чрезмерное усложнение труда приведет к потере интереса у детей и нежеланию трудиться, чрезмерное его облегчение – превратит труд в игру, и он во многом утратит свои воспитательные и реабилитационные возможности. В идеале же содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей.
3. Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.
Определяя трудовое задание воспитаннику или группе детей, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а воспитанникам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского дома). Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.
4. Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников должен быть достаточно длительным и систематическим. Лишь тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.
5. Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы воспитателя. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще.Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по детскому дому; отражение трудовых успехов воспитанников в письменных благодарностях. Награждение подарками, организация для особо отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.
6. Наглядность. Дети и подростки обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском доме регулярно организуются выставки детских работ, с приглашением посторонних людей и людей, использующих произведенные детьми и подростками предметы (рамки для картин, отремонтированную мебель, рукоделие, выпечку и др.).
Труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей. Работа должна быть разнообразной и интересной. Труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение. Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности. Способствовать сплочению коллектива и общей заинтересованности в результатах труда.
В квартире при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности учебная, самообслуживание, общественно-полезная.
Учебная деятельность.
Задачи:
1. Формировать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания.
2. Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
3. Развивать мышление, умственные способности.
Во время учебной деятельности, подход к детям индивидуальный. У кого-то нужно только проверить домашнее задание, с кем-то надо выполнять вместе, а у кого-то надо проверить только дневник. Более способным воспитанникам, поручаю проверить домашнее задание у детей помладше.
Трудности бывают с выполнением устных предметов. С детьми вместе читаем текст, потом стараемся ответить на вопросы, ответы ищем в тексте, потом прочитываем текст еще раз. Результат от такой работы есть, воспитанники хотят узнать что-то новое, чего нет в учебнике.
Труд по самообслуживанию.
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
2. Воспитывать самостоятельность, следить за внешним видом.
3. Развивать познавательные интересы детей.
Систематически проводятся беседы:
«Средства для гигиены тела»;
«Уход за волосами»;
«Правильно ли мы чистим зубы?»
«Крема для рук и лица».
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания.
Большое значение придается общественно-полезному труду.
Задачи:
1. Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу. (работа в кружках).
3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Проводились беседы:
«От кого зависит уют в квартире»;
«Уход за различными видами обуви»;
«Глажка вещей. Что означают значки на одежде»;
«Уход за различными видами одежды»;
«Подготовка вещей в лагерь».
Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела — не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Не важно кем станет воспитанник, когда вырастет (поваром, столяром, маляром) — умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, любят выполняют поручения взрослых. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не только привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Проводя занятия беседы по трудовому воспитанию, у воспитанников формируется самостоятельность, мы в то же время воспитываем чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если воспитаннику не удается, что-либо сделать, мы стараюсь его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалим за старание.
Учим детей со стороны видеть свою работу, предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Источник