Общественно полезный труд в детском доме
Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».
К.Д. Ушинский
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.
Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких — то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.
Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада.
Одним из важных методов в воспитании положительного отношения к труду мне кажется можно считать игровой.И не важно сколько лет ребенку (в детском доме в основном дети от 7 -18 лет) игра всегда остается для детей интересна и занимательна.
В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение и мастерство.
Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.
Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, воспитателям нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».
Задача педагогического коллектива — научить детей всему тому, что потребуется после выхода из детского дома, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.
Основным направлением воспитания трудового сознания у воспитанников детского дома должно стать — профпросвещение. Профессиональное просвещение должно носит общеформирующий характер, что предполагает предоставление детям общих сведений о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов.
Главное, как мне кажется – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии — это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности.
Выбор профессии, свободная ориентация в многообразии современных производств и профессий, навыки и умения взаимодействовать с людьми и коллективом — все это должно быть заложено в каждом воспитаннике. Покидая детский дом, ребенок должен иметь творчески мыслящую умную голову и умелые руки.
Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием — убрать постель, накрыть стол, убрать со стола, помыть посуду…. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.
«Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь рабство!» М. Горький.
Задачами воспитания трудовой активности в детском доме, да и в обучении детей в целом — является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда.
Воспитание трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание детей к труду, это особенно необходимо в условиях детского дома, так как в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал (повара, работники по обслуживанию зданий, швея, прачка) поэтому в этих условиях в двойне необходимо пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у детей чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.
Все компоненты трудового воспитания детей должны осуществляться поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: Сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение детей к трудовой деятельности, развить творческие способности воспитанников.
Для развития трудовой активности также можно использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.
Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей важно увидеть, как производится та или иная продукция, а также и иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Это способствует и развитию образной памяти у детей, и формирует положительную направленность к труду.
Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего.
В своей работе я выделяю несколько этапов формирования любви и потребности в труде у ребенка, на которые хотел бы обратить внимание:
Подробнее я хочу раскрыть этапы содержание трудового воспитания.
Первый этап — ознакомительный — начинается с момента, когда к нам в семью приходят дети, мы учим их бережному отношению к детскому дому с самого первого дня. Показываем множество поделок, рисунков, оформленные спальни – все, что сделано руками таких же детей. Стараемся заинтересовать вновь прибывших в ручном труде. Основные мероприятия: беседа — знакомство «Наша семья»; игра — беседа «Лентяев не держим»; «Глаза боятся, а руки делают», игра «Для каждого мастера – своя забота!»
Почти все дети приходят в детский дом, не имея навыков по уходу за собой. И следующийвторой этап – деятельный — заключается в организации «собственного» труда. Девизом этого этапа становятся слова Леонардо да Винчи: «Счастье достается тому, кто много трудится».
Прежде всего приучаем к аккуратному исполнению санитарно-гигиенических норм ухода за одеждой и обувью. Правильно заправить постель, гладить вещи, делать мелкий ремонт своих вещей, стирать.
Мелкие вещи (плавки, носки, носовые платочки), даже первоклашки учатся стирать самостоятельно. А если нужно пришить пуговицу — для этого не нужно бежать к швее, а следует попробовать самому или обратиться к старшим в семье.
В этих делах хорошо оправдывает себя система шефства старших над младшими. Эти, кажущиеся мелочи, имеют воспитательное значение, вырабатывают собранность, чувство собственного достоинства, ответственность за другого человека.
Постоянные напоминания о том, что это твой дом, и от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших и основных компонентов трудового воспитания. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства в столовой, по комнате, по коридору или по лестничной площадке. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, проветрить помещение, помочь почистить картофель на кухне и т.д. Все эти простые вещи учат делать работу осознанно, с пониманием сути своих действий. Основные мероприятия: Внесение прибывшего в список дежурств по семье, комнате. Профилактические беседы по поводу гигиены, самообслуживанию. Введение системы шефства и поручений (старшие помогают младшим, выбирается глава семьи, следящий за исполнением правил и норм).
Натретьем этапе — поисковый или пробный, когда ребенок постепенно входит в коллектив имеет собственные дела, мы спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего дома, чем ты хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, секций, познакомиться с работой в компьютерном классе, подыграть на шумовых инструментах в духовом оркестре, попробовать спеть в микрофон, под музыкальное сопровождение, выделяем склонность и интерес ребенка к чему-либо. В то же время закрепляем за ним обязанности в семье (полив и уход за цветами) часть территории (клумба, кустарник и т.д.) за которым, как объясняем, так необходим уход.
Нам близко мнение, что труд — это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, услышать, почувствовать. И труд вовсе не способность, что — либо сделать, а сама деятельность, которую также можно увидеть, потрогать, услышать и почувствовать.
В выработке многих умений и навыков, в повышении интереса к различным видам искусства, технике и техническому творчеству имеет участие детей в различных кружках. В нашем детском доме работают кружки различного профиля такие, как вокальный, есть духовой оркестр, оркестр народных инструментов, танцевальный коллектив, кружок «Домоводство», кружок декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки», ИЗО, индивидуальные занятия по овладению музыкальными инструментами, кружок с изучением казахского и английского языков, «Медиа центр», секции по футболу, баскетболу, волейболу, теннису, настольные игры. Мы создаем множество возможностей проявить себя, предлагаем альтернативу противоправным делам, ребенку остается лишь сделать выбор.
Масса конкурсов, фестивалей, концертов для шефов, все, где может воспитанник саморазвиваться и самореализовываться. Воспитанник на сцене чувствует свою значимость, нужность людям, верит в свои силы, чувствует себя уверенно и в жизни, общителен, культурен. Те, кто приезжает в гости к нам в дом, постоянно удивляются, как дети умеют слушать, ценить творчество других. А ведь это потому, что сами дети занимаются, они понимают, как трудно овладеть игрой или вокалом, сколько нужно заниматься на инструменте, когда можно погулять или посмотреть телевизор.Основные мероприятия: ознакомление ребенка со всеми возможными занятиями; диагностирование возможностей и личных желаний ребенка.
Следующийчетвертый этап – диалого — регулятивный — открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением. Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.
В этом году администрация детского дома объявили конкурс «Лучший ученик четверти», приз – 10000 тенге, уже за первую и вторую четверти победительницей стала Морева Анастасия, ученица 7 класса. Научить распоряжаться ими правильно еще одна не менее важная задача каждого воспитателя.Воспитатель наблюдает и корректирует правильное отношение к деньгам и контролирует распределение расходов. Основные мероприятия: На этом этапе мы предлагаем каждому ребенку на совете семьи, который проходит каждую пятницу поделиться своими достижениями за неделю: «Мои успехи и достижения»; «На что бы ты потратил денежные средства», которые наглядно отразят и достижения и адекватность распределения денег.
Шестой этап – контролирующий — характеризуется комплексом мероприятий по стимуляции потребности у детей к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни и стремлению к разумному распределению денежных средств. Основные мероприятия: Беседы, ролевые игры, просмотр фильмов о профессиях, встречи с людьми — представителями различных сфер деятельности.
Таким образом, рассмотрев различные методы, приемы и этапы формирования трудовой активности у детей детского дома можно сделать следующий вывод:
Необходимо постоянно, систематически использовать различные методы и приемы для повышения трудовой активности воспитанников.
Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности:
1. Воспитанник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу детского дома (работа на участке, оформление детского дома, ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение двора).
2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд. Но если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать по принуждению, неохотно.
3. Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
4. Труд воспитанника должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью будут заниматься им дети.
5. Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если все указанные условия будут соблюдаться, то труд для детей станет весьма привлекательной деятельностью, будет вызывать у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности, составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.
Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь ввиду, что труд не только средство создания материальных ценностей, но и мощный фактор формирования внутреннего мира человека, его нравственных убеждений. «Тело, сердце и ум человека требуют труда».
Литература.
Интернет — ресурсы
Гуламов Г. » Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся» // Сов. «педагогика», 1991 г.
Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед. сочинения в 8т.,т.4.
Мудрость тысячелетий/ автор-сост. В. Балязин. – М: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 304с.
Источник
Василиса Рогожина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Особенности трудового воспитания в условиях детского дома
Труд для воспитанников детского дома – важнейшее средство социализации. Поэтому система воспитания в детском доме организована таким образом, что его воспитанники овладевают навыками в различных видах деятельности, всё должно сформировываться в детском доме. Воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно сделать. Дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретают навыки и умения, которые им необходимы в дальнейшей самостоятельной жизни.
Задачи трудового воспитания:
1) воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления
оказывать им посильную помощь;
2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование,
постепенное расширение содержания трудовой деятельности, овладение
умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе;
3) воспитание у детей личностных качеств (привычки к трудовому усилию,
ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять
участие в труде);
4) воспитаниенавыков организации своей и общей работы: умение готовить
заранее все необходимое, убирать на место использованные инструменты
после окончания труда, приводить в порядок место работы;
5) формирование положительных взаимоотношений между детьми в
процессе труда: умения работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата,
доброжелательно оценивать труд товарищей, проявлять заботу о
товарище, оказывать ему помощь.
Программа дошкольного образования содержит образовательную область (труд,которая направлена на достижение цели: развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.
В старшем дошкольном возрасте (5 –6 лет)приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детейэлементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового трудазначительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
В старших группах особенность хозяйственно-бытового трудасостоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень.
Старшие дети угощают малышей выращенными овощами, в детском доме готовить овощные блюда нужно совместно с детьми, например, можно приготовить салат «Винегрет».
Ручной труд осуществляется в старших группах.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Труд детей дошкольного возрастаорганизуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
Поручение дает воспитателювозможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить.
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле.
Поручения становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.
Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младших группах в процессе выполнения поручений дети приобретают навыки, необходимые для накрывания на стол, становятся более самостоятельны при выполнении работы.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем.
Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.
В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня.
Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.
Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо.
Оборудования и материалы для организации труда детей
Каждая группа обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование.Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т. д.
Индивидуальный подход
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3—4 лет могут выполнять работу в течение 10—15 мин., 5—7 лет — 20—30 мин.
Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского дома. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
При всех видах трудовой деятельности у детей обогащается словарь, дети учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова. Обозначающие внешние признаки предметов и признаки действия. Слово помогает ребёнку в познании всех сторон трудовой деятельности. Различные виды трудовой деятельности способствуют развитию речи. При организации различных видов деятельности создаются проблемные ситуации, что способствует появлению речевой активности, вызывает у ребёнка желание больше общаться посредством речи и способствует установлению тесного контакта между детьми и педагогом.
Источник