Общественно полезный труд в школе 9 класс

Методические  рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

   Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является  важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

  Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

  Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

охрана окружающей среды;

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

  В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

 Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

 Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.  

 В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

Читайте также:  Чем полезна информатика в жизни человека

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

Источник

Дата

Название

Класс

02.09.2019-07.09.2019

Трудовой десант «Зеленый патруль»

Трудовой десант «Чистый дворик»

09.09.2019-14.09.2019

Акция «Каждой вещи свое место»

Доброе дело «Сдай макулатуру – спаси дерево»

16.09.2019-21.09.2019

Трудовая акция «Самый чистый класс»

Трудовая акция «Чисто в школе и вокруг»

23.09.2019- 28.09.2019

Трудовой десант «Сбор листьев для гербария»

Трудовой десант «Уютный школьный двор»

30.10.2019-05.10.2019

Трудовой десант «Книжная мастерская»

Операция «Отходы в доходы»

07.10.2019-12.10.2019

Трудовой десант «Зеленый десант по комнатным растениям»

Акция «За чистоту школьной территории»

14.10.2019-19.10.2019

Трудовой десант «Сохраним книгу» (ремонт книг)

Операция «Обелиск» (благоустройство памятников воинской славы)

21.10.2019-26.10.2019

Трудовой десант «Влажная уборка классной комнаты»

Экологическая акция «Школа наш родной дом, сделаем ее чище и красивее»

28.10.2019-02.11.2019

Конкурс «Самый уютный классный кабинет»

Доброе дело «Подкормим птиц»

04.11.2019-09.11.2019

Доброе дело «Поможем братьям нашим меньшим»

Трудовой десант «Чистота спасет мир»

11.11.2019-16.11.2019

Трудовой десант «Протирание пыли с парт, подоконников, классной доски»

Акция «Очистим планету от мусора»

18.11.2019-23.11.2019

Доброе дело «Сдай макулатуру – спаси дерево»

Трудовой десант «Чистота спасет мир»

25.11.2019-30.11.2019

Акция «Птицам – нашу заботу»

Доброе дело «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек)

02.12.2019-07.12.2019

Акция «Скоро, скоро Новый год» (праздничное оформление класса)

09.12.2019-14.12.2019

Трудовой десант «Изготовление елочных игрушек»

Акция «В городе снегопад» (очистка дорожек)

16.12.2019-21.12.2019

Трудовой десант «Уход за комнатными растениями»

Акция «Рождественский сувенир»

23.12.2019-28.12.2019

Акция «Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»

Акция «Гололед, гололед, гололедица» (посыпание дорожек)

30.12.2019-04.12.2019

Трудовой десант «Книжная мастерская»

Доброе дело «Сдай макулатуру – спаси дерево»

2 полугодие

06.01.2020-10.01.2020

Трудовой десант. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

Акция «Поможем пернатому другу» (укрепление кормушек в школьном дворе)

3-4

5-11

13.01.2020-17.01.2020

Акция «Добрая зима для птиц»

Трудовой десант «Чистота спасет мир»

3-4

5-11

20.01.2020-24.01.2020

Операция «Книжка заболела» (ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке)

3-11

27.01.2020-31.01.2020

Беседа «Мой друг — режим»

Акция «Чистота в школе и вокруг»

3-4

5-11

03.02.2020-07.02.2020

Трудовой десант. Уход за растениями.

Экологическая акция «Сдай батарейку – сохрани природу!»

3-4

5-11

10.02.2020-14.02.2020

Доброе дело «Поможем братьям нашим меньшим»

3-4

5-11

17.02.2020-21.02.2020

Доброе дело. Поздравительная открытка к 23 февраля

Операция «Обелиск»

3-4

5-11

24.02.2020-28.02.2020

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Доброе дело «Ветеран живет рядом»

3-4

5-11

02.03.2020-06.03.2020

Доброе дело. Открытки-самоделки «8 марта»

Акция по раздельному сбору мусора «Сохраним планету вместе»

3-4

5-11

09.03.2020-13.03.2020

Трудовой десант. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки

Трудовой десант «Поможем природе проснуться»

3-4

5-11

16.03.2020-21.03.2020

Трудовой десант. Влажная уборка классной комнаты

Акция: «Детство –территориячистого города»

3-4

5-11

23.03.2019-28.03.2019

Акция «Птичья столовая» (подкормка птиц)

Экологическая акция «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

3-4

5-11

30.03.2019-04.03.2019

Доброе дело «сдай макулатуру – спаси дерево!» 

Акция «Книжная мастерская»

3-4

5-11

06.04.2020-11.04.2020

Доброе дело «Поможем братьям нашим меньшим» (сбор корма для бездомных животных)

3-11

13.04.2020-18.04.2020

Акция «Подари книгу библиотеке»

Трудовой десант «Чистый двор»

3-4

5-11

20.04.2020-25.04.2020

Трудовой десант.Посев цветочно-декоративных растений

Акция «Посади своё дерево»

3-4

5-11

27.04.2020-02.05.2019

Трудовой десант.Мытье парт, подоконников в классной комнате

Доброе дело «Ветеран живет рядом»

3-4

5-11

04.05.2020-08.05.2020

Доброе дело «Поздравим ветерана!» (изготовление поздравительных открыток своими руками)

Операция «Обелиск»

3-4

5-11

11.05.2020-16.05.2020

Трудовой десант. Уход за цветочно-декоративными растениями Доброе дело «сдай макулатуру – спаси дерево!»

3-4

5-11

18.05.2020-23.05.2020

Акция «Книжка заболела»

Акция «Наш чистый цветущий участок»

3-4

5-11

25.05.2020-29.05.2020

Конкурс «Самый уютный класс»

Операция «БУНТ» (большая уборка нашей территории )

3-4

5-11

Источник

Методические  рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

   Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является  важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Читайте также:  Чем полезный грецкий орех и как его принимать

  Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

  Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

охрана окружающей среды;

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

  В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

 Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

 Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.  

 В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

Читайте также:  Чем полезна термальная вода для детей

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

Источник

Аннотация к учебному предмету «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» 5–9 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования БМАОУ СОШ № 10, Примерной программы учебного предмета «Технология», включенной в Примерную основную образовательную программу основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15).

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» включает разделы:

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного предмета с указанием форм и видов учебной деятельности;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Изучение курса «Сельскохозяйственный и ОПТ» в БМАОУ СОШ № 10 направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Учебный предмет «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса, изучается в 5-9 классах. Количество часов, отводимых на изучение – 9 часов в каждой классе.

Программой предусмотрено проведение летних практических работ:

♦ 5 класс — 20;

♦ 6 класс — 20;

♦ 7 класс — 25;

♦ 8 класс — 30;

Аннотация к учебному предмету «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» 5–11 класс

Рабочая программа по сельскохозяйственному и общественно-полезному труду (ОПТ) составлена для 5-11 классов на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Кальней В. А. «Трудовое обучение в сельской школе. Сельский дом и семья» — М.: Просвещение, 2016 с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Изучение курса «Сельскохозяйственный и ОПТ» в БМАОУ СОШ № 10 направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • приведение примеров, подбор аргументов;
  • формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Количество часов, отводимых на изучение – 9 часов в каждой классе.

Программой предусмотрено проведение летних практических работ:

♦ 5 класс — 20;

♦ 6 класс — 20;

♦ 7 класс — 25;

♦ 8 класс — 30;

♦ 10 класс – 40.

Источник