Общественно полезный труд в школе интернате

Общественно полезный труд в школе интернате thumbnail

ОКОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области

Проектная работа

«Трудовое воспитание младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната»

Выполнила: воспитатель

Спевакова Марина Николаевна

2018 г.

В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Дети, выросшие вне семьи, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию.

В основу организации воспитательной работы специальной (коррекционной) школы-интерната положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, разработанная Л.С.Выготским . Суть концепции: в каждом ребенке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которым наделила его природа. Но для этого воспитатель должен организовать свою работу постоянно ориентируясь на учет психофизических особенностей личности каждого ребенка. В целях наиболее эффективного построения воспитательного процесса следует ориентироваться также на психологическую теорию деятельностного подхода к развитию личности ребенка ,разработанную А.Н. Леонтьевым, которая нашла свое выражение в личностно-ориентированной педагогике, ставящей своей целью развитие личности каждого ребенка с его недостатками, проблемами, комплексными дефектами.

Одной из основных целей специальной(коррекционной) школы-интерната является подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.

Одним из направлений реализации является – трудовое воспитание, которое ставит своей целью формирование трудовых знаний, умении и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Задачи:

Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

Развивать трудовое умение, планировать и организовывать свою работу.

Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувства долга и ответственности.

Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Трудовую деятельность можно разделить на 4 основных вида:

самообслуживание

хозяйственно-бытовой труд

ручной труд

общественно-полезный труд.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.

Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями.

Самообслуживание-это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать это без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Понятно,что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой.

Следующий вид трудовой деятельности хозяйственно- бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на территории школы- интерната, помощь взрослым в организации режимных моментов.

Большую роль в трудовом воспитании играет ручной труд.

Ручной труд развивает конструктивные умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Ручной труд направлен на обучение детей работы с различными материалами.

Еще большее значение придается общественно- полезному труду.

Следует отметить, что для повышения интереса и активности воспитанников с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Наши дети в большой степени нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются в мертвый груз, если специально не научить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно-полезной работы.

Наиболее эффективными формами организации труда является:

Совместный труд

Дежурства

Поручения

При отборе содержания труда совместной деятельности необходимо наличие следующих условий:

  • труд должен быть интересен для детей и в то же время жизненно значим;

  • объем труда должен быть допустимым с общепедагогической точки зрения;

  • в нем должна целесообразно выступать необходимость совместной деятельности с разделением функций между детьми и взрослыми.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в школе. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимость ,формируется уважительное отношение к людям труда. При организации трудовой деятельности обеспечивалось всестороннее развитие детей, формирование жизненно необходимых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности. Совместный коллективный труд(прежде всего в природе) способствует активизации физических сил и умственной деятельности детей, доставляя им радость, позволяя ощущать себя значимыми и компетентными.

Основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей заключается в следующем:

  • подчеркивание общественной значимости труда;

  • все виды труда и их содержание должны соответствовать возрастным возможностям детей;

  • строгое соблюдение норм нагрузки выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

  • постепенное расширение самостоятельности детей;

  • создание благоприятной психологической атмосферы, формируя у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

  • направление внимания и усилий детей на качественное выполнение трудовой деятельности.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются:

  • объяснение

  • показ

Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрения, использование поэтических текстов, песен, потешек, пословиц, чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с интеллектуальными нарушениями, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Читайте также:  Смогу быть полезен или смогу быть полезным

Слайд 3:

Радость труда – могучая

воспитательная сила.

В годы детства – ребенок

должен глубоко переживать

это благородное чувство.

В.А. Сухомлинский.

Слайд 4:

Цель проекта:

Показать участникам проекта значение труда в жизни человека

Формирование положительного отношения к труду у детей младшего школьного возраста.

Слайд 5-6:

Задачи проекта:

Образовательные:

— знакомство детей с различными профессиями;

— показать необходимость труда в жизни человека;

-систематизировать и закреплять имеющиеся знания.

Развивающие:

-развитие потребности в творческом труде;

-развитие связной речи, обогащение словарного запаса;

— развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремленность.

Воспитательные:

-воспитание отношения к труду как к высшей ценности в жизни;

-прививать уважение и любовь к труду и людям труда;

-воспитание ответственности за порученное дело;

-способность расширению представлений о разных видах труда;

-cпособствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности.

Слайд 7-9:

Актуальностьпроекта:

В младшем школьном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности.Трудовая подготовка для детей с интеллектуальными нарушениями даже более значимы, чем для нормально развивающихся воспитанников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность детей с интеллектуальными возможностями, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.

Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.

Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности.

Труд для детей с интеллектуальными нарушениями имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Слайд 9:

Участники проекта: дети младшего школьного возраста , воспитатель.

Направленность развития деятельности:

— познавательная;

— игровая;

-трудовая.

Тип проекта: образовательный, информационно — творческий, групповой.

Продолжительность проекта: 6 месяцев

Результат: открытое занятие « Труд человека кормит, а лень портит».

Слайд 10:

Этапы проекта:

1.Определение темы проекта.

2.Составление плана-схемы проекта.

3.Работа с текстом.

4.Распределение ролей.

5.Подбор костюмов для инсценировки сказки «Колосок».

6.Первичная репетиция.

7.Индивидуальные занятия с детьми.

8.Отработка проблемных частей.

9.Изготовление реквизитов, декораций, костюмов.

10.Проведение занятия по теме: «Труд человека кормит, а лень портит».

11.Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Пути реализации проекта

изготовление декораций к инсценировке, костюмов сказочных персонажей, атрибутов ;

организация выставки рисунков.

Слайд 11:

Деятельность воспитателя:

1.Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых.

2.Создание конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.

3.Беседы с детьми о труде взрослых, о разнообразии профессий.

4.Чтение с детьми художественной литературы.

5.Прогулки, экскурсии с познавательной целью.

6.Разучить с детьми разные виды игр.

7.Чтение стихотворений о труде.

8.Подготовка декораций, костюмов, атрибутов.

9.Оформление комнаты для проведения занятий.

Слайд12:

Деятельность детей:

1.Чтение художественной литературы.

2.Рассматривание картинок, иллюстраций.

3.Беседы.

4.Сюжетно-ролевые игры.

5.Рисование на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту?».

6.Экскурсии.

7.Практические занятия.

8.Различные виды трудовой деятельности.

Предполагаемый результат:

-осознание учащимися, что приобретаемые навыки труда пригодятся им в жизни;

-личностная заинтересованность в результатах своего труда;

— понимание необходимости трудиться для достижения успеха;

— осознания важности каждой профессии.

Слайд 13-15:

План – схема работы по реализации проекта

1 этап: подготовительный

1.Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых.

2.Создание конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.

2 этап:

основной

1..Беседы с детьми о труде взрослых, о разнообразии профессий:

-«Сделал дело-гуляй смело»;

-«Мои поручения — как я их выполняю»;

-«Мои обязанности в группе»;

«Труд в жизни знаменитых людей»;

-«Профессии выпускников нашей школы»;

-«Как победить собственную лень»;

-«Трудолюбие – черта русского человека»

2.Чтение с детьми художественной литературы:

— К.Чуйковского «Доктор Айболит», беседа о профессии ветеринара;

-С.Я.Маршака «Кем быть?

3.Прогулки, экскурсии с познавательной целью.

-экскурсия в кабинет швеи;

-экскурсия в школьную столовую.

4.Практические занятия по рисованию на тему: «Кем я хочу стать, когда вырасту?».

5.Совместный уход за растениями в групповой комнате.

6.Конкурсы, общешкольные дела:

Выставка – смотр поделок «Это мы можем сделать сами»;

Операция «Живи – книга».

7.Трудовой десант (сезонная помощь в уборке школьной территории).

8.Чтение и разучивание стихотворений о труде, о профессиях.

3 этап:

заключительный

Проведение занятия, подведение итога занятия, анализ.

Слайд 16:

План работы по подготовке к занятию:

«Труд человека кормит, а лень портит»

1.Распределение ролей к сказке «Колосок».

2..Подбор костюмов для инсценировки сказки «Колосок».

Читайте также:  Полезные рецепты для сердца и сосудов

3.Разучивание игры приветствия «Друг».

4.Повторить пословицы и поговорки о труде.

5.Разучивание стихотворений о труде, профессиях.

6.Первичная репетиция.

7.Индивидуальные занятия с детьми.

8.Отработка проблемных частей.

9.Изготовление реквизитов, декораций, костюмов.

10.Проведение занятия по теме: «Труд человека кормит, а лень портит».

11.Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Слайд 17-18:

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющей вызвать проблему и применить усилия для ее решения: в комнате появился сказочный персонаж «Почемучка», у которого в портфеле находилось письмо с вопросами и заданиями. Было разработано решение проблемы: ответить на все вопросы «Почемучки» и выполнить все его задания.

Слайд 18-25:

Результат проекта:

В результате совместной деятельности (воспитателя и детей), дети расширили свой кругозор о труде, о труде взрослых, познакомились с новыми профессиями.

Разгадали кроссворд о профессиях, прочитали наизусть выученные стихотворения о труде, о разных профессиях, играли в дидактическую игру «Продолжи пословицу», в ходе которой, закрепили знания пословиц о труде, инсценировали сказку «Колосок»( проанализировали и сделали вывод, что необходимо очень много трудиться для достижения хорошего результата и очень важно преодолеть лень)

Я считаю, что предполагаемый результат был достигнут:

-дети осознали, что приобретаемые навыки труда пригодятся им в жизни;

— появилась личностная заинтересованность в результатах своего труда;

— осознали важность каждой профессии.

Слайд 26:

Спасибо за ВНИМАНИЕ!

Источник

ирина огурцова
Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются умения и навыки.

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им нравственные качества.

Трудовое воспитание не теряет своей актуальности на протяжении столетий, многие мыслители, педагоги интересовались проблемами данного направления воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»

Трудовому воспитанию в школе большое внимание уделяли А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Они считали, что труд должен быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим.

В нашей школе, как и в других российских школах, сложилась определённая система трудового воспитания, которая реализуется через непосредственно учебный, производственный и общественно полезный труд.

По мнению К. Д. Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.

Другой вид детского труда – производительный. Это уроки труда, СБО. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом, поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.

И третий вид детского труда – общественно полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.

Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением зрения часто отстает от своих сверстников.

Вот они, наши трудяги, усталые, но довольные. Это мы в 6 классе.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

С первых же дней поступления ребенка в школу наши дети вовлекаются в жизнь и дела нового коллектива, приучаются к труду, с согласия родителей, разумеется. Так как наши дети особенные, с нарушением зрения, труд для них должен быть посильным, ведь некоторые перенесли операции на глазах, а у некоторых детей искусственный хрусталик, что значительно сокращает физические нагрузки, наклоны, резкие движения и т. д.

Труд начинается с самообслуживания.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Часто в семье детей не приучают к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Ребята с 1 класса учатся заправлять постели, так как в нашей школе предусмотрен дневной сон для 1 и 2 классов, следить за порядком в тумбочках и шкафах. В столовой дети относят за собой на мойку грязную посуду и вытирают столы.

Простейшей формой включения ребят в коллективную деятельность является дежурство.

Читайте также:  Овсянка по утрам полезно или вредно

Дежурство рассматривается в педагогической литературе как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, но в связи с тем, что школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе, дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления.

Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать, в чем состоит содержание их деятельности. Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы.

Вот так мы ухаживаем за цветами в классе, ребята знают, что поливать цветы часто и помногу нельзя, они могут погибнуть.

Общественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернате

А также мы учимся мыть парты.

Общественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернате

Вечером дежурные готовят доску к завтрашнему учебному дню.

Общественно полезный труд в школе интернате

Чтобы трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду условий:

1. Чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

2. Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

3. Радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;

4. Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;

5. Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

6. В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

Начиная с 5 класса, ребята начинают дежурить по школе. В учебное время – это дежурство на этажах, дежурные записывают нарушителей порядка, затем на линейке отмечают особо отличившихся. В столовой дежурный класс накрывает столы в обед и на ужин, расставляет приборы, затем следит за тем, чтобы столы после еды оставляли чистыми. Ребята очень любят дежурство по школе, они чувствуют свою значимость, становятся более ответственными. А также свои классы дети моют самостоятельно. Назначены двое дежурных, один – подметает, другой моет пол. Учимся отжимать и полоскать тряпку, собирать мусор в совок.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, в нашей школе разработана система поощрения: объявление благодарностей на линейке, вручение грамот и т. д. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

С 1 класса наши учащиеся принимают участие в субботниках по уборке пришкольной территории, часто вместе с родителями. За каждым классом закрепляется часть территории, которую класс убирает и сдает свою работу. Каждый год участок меняется, он становится больше и сложнее.

Вот наш первый небольшой участок, который ребята убирали с огромным энтузиазмом.

Общественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернате

Вдоль аллеи, ведущей к главному входу, мы высадили цветы — разного вида хосты, и каждую осень подстригаем пожелтевшие листья, чтобы и осенью все выглядело красиво и эстетично.

Общественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернате

А вот в 7 классе нам достался участок побольше, с пожухлой травой и листьями, убирать его оказалось не так просто, но все мы дружно справились и получили на линейке благодарность.

Общественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернатеОбщественно полезный труд в школе интернате

Вот так дружно выходим на субботник, часто по инициативе самих ребят.

Общественно полезный труд в школе интернате

Наш Гоша на масленицу в этом году сам напек блины и угощал всех одноклассников.

Общественно полезный труд в школе интернате

Это является предметом гордости всего нашего классного коллектива.

Общественно полезный труд в школе интернате

Ну а после уборки территории можно заняться творчеством. Вот такая красотка наша Саша!

Общественно полезный труд в школе интернате

Трудовое воспитание школьником может осуществляться в следующих формах:

индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

групповая (утренники, праздники на тему труда).

Наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж – применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда.

Индивидуальные поручения учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих способностей.

Кружки также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии, развивать творческое отношение к труду.

И конечно же, трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве усилий семьи и школы.

Желаю всем педагогам успеха в труде, удачи!

Спасибо всем за внимание!

Источник