Общественно полезный труд в школе протоколы

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МОУ СОШ № 19

от 07.04.2017 г. протокол №  6

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОУ СОШ № 19

от 14.04. 2017 г. № 181 

Положение

об организации общественно-полезного труда

обучающихся  в МОУ СОШ № 19

1.Общие положения

1.1. Детский труд в МОУ СОШ № 19 может существовать в различных формах.

1.2. Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в

МОУ СОШ № 19 (далее — ОО), являются: 

  • п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.;
  • постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
  • постановление Минтруда России от 07.04.1999 г. №7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • cанитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков»;
  • инструкции по охране труда;
  • принципы государственной политики в области образования:

-гуманистический характер образования,

-общечеловеческих ценностей, 

-жизни и здоровья человека,

-свобода развития личности.

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • Устав ОО;
  • локальные акты ОО.

1.3. В соответствии с нормативно — правовыми актами РФ  привлечение обучающихся, воспитанников в ОО без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено.

1.4. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (протокол родительского собрания  от 16.03.2017. № 2), совета обучающихся  (протокол от 16.03.2017. № 2) и  общего трудового коллектива   МОУ СОШ № 19 (протокол от 17.03.2017 г. №3).

  1. Роль труда в воспитании обучающихся

2.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. 

2.2. Труд есть сознательная, целесообразная,  созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы, а также нравственные качества. 

2.3. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. 

2.4. Важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем. 

2.5. Общественно-полезный труд – составная часть учебно – воспитательного процесса.

  1. Цели и задачи общественно-полезного труда

3.1. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках ОО, является развитие у учащихся совокупности общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты. 

3.2. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом

возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение следующих задач: 

  • сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
  • обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;
  • воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психологические и физические качества личности;
  • воспитать нравственное отношение учащихся к социально значимой общественной деятельности.

3.3. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты,
  • умело планировать работу,
  • правильно использовать различную техническую документацию,
  • добиваться высокого качества работы,
  • экономить время,
  • беречь материалы и инструменты.

3.4. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознательного отношения к труду. 

3.5. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

  1. Добровольность участия ребенка в трудовой деятельности

 4.1. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность.

Участие в труде школьников может быть только добровольным.

При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных представителей). 

4.2. Право ОО на привлечение ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также в определенных пределах   закрепляется в заявлении родителей (законных представителей) обучающихся (приложение 1). 

4.3. При наличии у ученика противопоказаний привлечение его к общественно — полезному труду запрещено.

  1. Общественно-полезный труд в ОО

5.1. Общественно-полезный труд предусматривает привлечение учащихся:

— 2 — 5 классов к самообслуживанию на своем рабочем месте (приготовление принадлежностей  к уроку), в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов) и столовой (убирают за собой посуду), уборка закрепленной за классом территории вокруг ОО (во время субботника в соответствии с возрастом: уборка листвы или мелкого мусора), изготовление сувениров, кормушек  и другая посильная помощь; 

— 6 — 11 классов к уборке в классе, самообслуживанию в столовой (убирают за собой посуду), уборке закрепленных участков ОО (во время генеральной уборки: мытье школьной мебели)  и закрепленной за классом территории вокруг ОО (во время субботника в соответствии с возрастом: уборка листвы, мелкого мусора), ремонт книг в библиотеке, приготовление помещений к проведению внеклассных мероприятий (украшение елки, развешивание бумажных плакатов, шаров, гирлянд), оформление выставок рисунков, плакатов; 

— 5 — 11 классов к дежурству по ОО (следят за порядком на переменах – на определенных постах, убирают бумажный мусор в конце перемены, помогают   раздеться  ученикам начальной школы, проверяют наличие сменной обуви, соответствие одежды «Положению о стиле одежды обучающихся» обучающегося у учащихся 5-11 классов), по столовой (уборка тарелок, стаканов, ложек, вилок в отведённое место, расстановка табуретов);

Читайте также:  Чем полезна для нашего здоровья ржаной хлеб

— 5 — 10 классов к учебно — трудовой практике в течение 5 дней в летние каникулы: мелкий ремонт мебели (подкручивание болтов, гаек у столов и стульев), оформление стендов, озеленение внутренних помещений школы, полив комнатных растений, благоустройство цветников, посадка, прополка, полив растений, рыхление почвы на пришкольном участке, как практическое применение знаний предмета биологии и природоведения);

— старше 14 лет (оплачиваемая работа в трудовых бригадах по благоустройству и ремонту в летний период – по договору через Центр труда и занятости г. Подольска).

5.2. Организация общественно-полезного труда   школьников в ОО возлагается на педагога-организатора, в классе  – на классного руководителя. 

5.3. Допустимая продолжительность работ   на пришкольном участке составляет:

  • для учащихся 7-11 лет – 15 минут в день, но не более 1 часа в неделю;
  • для учащихся 12-13 лет – 60 минут;
  • для учащихся 14 лет и старше – 3 часа.
  • Через каждые 40 минут работы устраиваются регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха.
  1. Охрана труда

6.1. Руководитель ОО организует общественно – полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда (Приложение № 2).

6.2. Обучающиеся допускаются к участию в общественно — полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по ТБ с регистрацией в журнале установленной формы, после учебных занятий, в рабочей одежде.

6.3. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными Роспотребнадзором, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы  для подростков), а также в эпидемиологическом отношении, в ночное время и в праздничные дни.

6.4. При несчастных  случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно-полезного труда, им оказывается срочная медицинская помощь, ведётся  расследование  несчастного случая.

6.5. Контроль обеспечения здоровых и безопасных условий общественно-полезного труда школьников осуществляет заместитель директора по безопасности.

6.6. Ответственность за жизнь и безопасность обучающихся во время организации общественно – полезного труда несет преподаватель, работающий непосредственно с обучающимися.

Приложение 1

Форма

заявления родителей на согласие

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Директору

МОУ СОШ № 19

Имбер Ж. Б.

Я, ________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителей)

родитель (законный представитель) обучающегося __________ класса муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  № 19»

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

даю согласие на привлечение моего ребенка  к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью. Оставляю за собой право отозвать данное заявление в любое время.

Срок  действия согласия: с 1 сентября по 31 августа (текущего учебного года).

Фамилия__________________________ (подпись)_____________  Дата ________________   

Приложение 1

Форма

заявления родителей на согласие

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Директору

МОУ СОШ № 19

Имбер Ж. Б.

Я, ________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителей)

родитель (законный представитель) обучающегося __________ класса муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  № 19»

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

даю согласие на привлечение моего ребенка  к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью. Оставляю за собой право отозвать данное заявление в любое время.

Срок  действия согласия: с 1 сентября по 31 августа (текущего учебного года).

Фамилия__________________________ (подпись)_____________  Дата ________________   

Приложение 2

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную

         

Характер работы, показатели тяжести труда

Предельно допустимая масса груза в кг

 

Юноши

Девушки

 

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены

3

3

4

4

2

2

3

3

Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

        

— постоянно (более 2 раз в час)

6

7

11

13

3

4

5

6

— при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)

12

15

20

24

4

5

7

8

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены:

        

— подъем с рабочей поверхности

400

500

1000

1500

180

200

400

500

— подъем с пола

200

250

500

700

90

100

200

250

Примечания. 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

  1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
  2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

для юношей 14 лет — 12 кг, 15 лет — 15 кг, 16 лет — 20 кг, 17 лет — 24 кг;

для девушек 14 лет — 4 кг, 15 лет — 5 кг, 16 лет — 7 кг, 17 лет — 8 кг.

Источник

ГБОУ  школа №332

           Рассмотрено:                                    Согласовано:                                     Утверждаю:

           На заседании МО                            зам.директора по УВР                     Директор ГБОУ СОШ №332

           Протокол №____                             _____________________                    Красюк С.И..

           От «   »  ___________2012г.            _____________________                     __________________

_____________________                «  »______________2012г.              «   »______________2012г.

Читайте также:  Кому полезны тыквенные семечки при диабете

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

Общественно – полезная деятельность «Помогайка».

Класс 1 «В»

Учитель: Емельяненко М.В.

2012-2013 учебный год

Санкт — Петербург , 2012 г.

Пояснительная записка

Программа «Помогайка» разработана и  предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго  поколения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

—  приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

—  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

—  создание условий для самореализации;

—  интеграция личности в национальную культуру;

—  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.  Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.

                                                    Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

                                              Главными задачами данной программы являются:

— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;

— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;

— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы          и     самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;

— активизация общественно значимой деятельности учащихся;

— формирование здорового образа жизни;

— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего,  труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

В лицее дети могут  принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном  участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые   практические   навыки.

Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.

    Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.

    Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Виды деятельности и предполагаемые формы работы:

  1. Практическое занятие
  2. Конструирование из разных материалов
  3. Рисование с натуры и по воображению
  4. Лепка по воображению
  5. Игровые программы
  6. Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
  7. Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
  8. Коллективные разработки
  9. Экскурсии
  10. Встречи с интересными людьми
  11. Организации круглых столов, диспутов
  12. Проведение фотосессии
  13. Репортажи, интервью
  14. Акции
  15. Лекции
  16. Просмотр видео и слайдов
  17. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.

                  Программа рассчитана на 135 часов:

                  1 класс- 33 часа (1 час в неделю)

                  2 класс- 34 часа (1 час в неделю)

                  3 класс- 34 часа (1 час в неделю)

                  4 класс- 34 часа (1 час в неделю)

Содержание программы

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
  1. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь  заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.

4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Читайте также:  Чем полезен капустный салат с морковью

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.

Содержание программы

для 1 класса (33 часа)

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.

4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Требования к уровню подготовки

             В результате реализации программы обучающиеся:

— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой

— знают несколько видов комнатных растений;

— знают пословицы о труде

— знают особенности труда обслуживающего персонала школы

— знают способы ухода за комнатными  растениями;

— знают правила бережного отношения к книгам

— знают правила личной гигиены

— выполняют правильный полив, очистку листьев;

— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

Универсальные учебные действия,

которыми должен овладеть обучающийся  1 класса

Личностные:

  1. принимает и выполняет правила школьной жизни;
  2. соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
  3. проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;
  4. ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

 •    знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

  1. принимает  учебную задачу под руководством учителя;
  2. учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  3.  принимает  элементарный  план действий при работе в группе;
  4. определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
  5. составляет элементарный  план действий при работе в группе;
  6. переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
  7. вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  8. вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  9. оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
  10. эмоционально рефлексирует свои действия;
  11. готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  1. отличает новое от уже известного под руководством учителя;
  2. устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
  3. владеет элементарными навыками чтения информации;
  4. сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
  5. выполняет работу практического действия под руководством учителя;
  6. использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
  7. умеет выделять существенные признаки;
  8. способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
  9. устанавливает последовательность основных событий в тексте;
  10. действует по аналогии;
  11. проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  1. вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;
  2. соблюдает  нормы речевого этикета;
  3. оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает  правила работы в паре;
  4. готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством  учителя);
  5. умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
  6. понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
  7. умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 1 класс

дата

темы

1

 Беседа «Кто для нас трудится».

2

 Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

3

 Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

4

 Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей.

5

 Коллективная работа «Я — дежурный по классу».

6

 Коллективная работа «Я — дежурный по столовой».

7

 Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни».  Наблюдение за оформлением школьных клумб.

8

 Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ.

9

 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи».

10

 Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки».

11

 «Книжкина больничка».

12

 Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у  Мойдодыра».

13

 Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику».

14

 Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников».

15

 Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов.

16

 Акция «Покормите птиц зимой».

17

 Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о    труде).

18

 Беседа «Живи, цветок».

19

 Уход за комнатными растениями (правильный полив).

20

 Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка).

21

 Конкурс «Самое аккуратное рабочее место».

22

 Уход за комнатными растениями (уход за листьями).

23

 Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ.

24

 Оформление стенгазеты «Я — мамин помощник».

25

 Операция «Чистая школа».

26

 Акция «Книжки — малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек.

27

 Акция «Покормите птиц весной».

28

 Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка.

29

 «Книжкина больничка».

30

 Изготовление поделок к акции «Дари добро».

31

 Операция «Чистый двор».

32

 Операция «Послушная метелка».

33

 Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения».

Источник