Общественно полезный труд в школе протоколы
ПРИНЯТО педагогическим советом МОУ СОШ № 19 от 07.04.2017 г. протокол № 6 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ СОШ № 19 от 14.04. 2017 г. № 181 |
Положение
об организации общественно-полезного труда
обучающихся в МОУ СОШ № 19
1.Общие положения
1.1. Детский труд в МОУ СОШ № 19 может существовать в различных формах.
1.2. Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в
МОУ СОШ № 19 (далее — ОО), являются:
- п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.;
- постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
- постановление Минтруда России от 07.04.1999 г. №7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- cанитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков»;
- инструкции по охране труда;
- принципы государственной политики в области образования:
-гуманистический характер образования,
-общечеловеческих ценностей,
-жизни и здоровья человека,
-свобода развития личности.
-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- Устав ОО;
- локальные акты ОО.
1.3. В соответствии с нормативно — правовыми актами РФ привлечение обучающихся, воспитанников в ОО без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено.
1.4. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (протокол родительского собрания от 16.03.2017. № 2), совета обучающихся (протокол от 16.03.2017. № 2) и общего трудового коллектива МОУ СОШ № 19 (протокол от 17.03.2017 г. №3).
- Роль труда в воспитании обучающихся
2.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа.
2.2. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы, а также нравственные качества.
2.3. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения.
2.4. Важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.
2.5. Общественно-полезный труд – составная часть учебно – воспитательного процесса.
- Цели и задачи общественно-полезного труда
3.1. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках ОО, является развитие у учащихся совокупности общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
3.2. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом
возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение следующих задач:
- сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
- обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;
- воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психологические и физические качества личности;
- воспитать нравственное отношение учащихся к социально значимой общественной деятельности.
3.3. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:
- правильно содержать рабочее место и инструменты,
- умело планировать работу,
- правильно использовать различную техническую документацию,
- добиваться высокого качества работы,
- экономить время,
- беречь материалы и инструменты.
3.4. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознательного отношения к труду.
3.5. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
- Добровольность участия ребенка в трудовой деятельности
4.1. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность.
Участие в труде школьников может быть только добровольным.
При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных представителей).
4.2. Право ОО на привлечение ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также в определенных пределах закрепляется в заявлении родителей (законных представителей) обучающихся (приложение 1).
4.3. При наличии у ученика противопоказаний привлечение его к общественно — полезному труду запрещено.
- Общественно-полезный труд в ОО
5.1. Общественно-полезный труд предусматривает привлечение учащихся:
— 2 — 5 классов к самообслуживанию на своем рабочем месте (приготовление принадлежностей к уроку), в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов) и столовой (убирают за собой посуду), уборка закрепленной за классом территории вокруг ОО (во время субботника в соответствии с возрастом: уборка листвы или мелкого мусора), изготовление сувениров, кормушек и другая посильная помощь;
— 6 — 11 классов к уборке в классе, самообслуживанию в столовой (убирают за собой посуду), уборке закрепленных участков ОО (во время генеральной уборки: мытье школьной мебели) и закрепленной за классом территории вокруг ОО (во время субботника в соответствии с возрастом: уборка листвы, мелкого мусора), ремонт книг в библиотеке, приготовление помещений к проведению внеклассных мероприятий (украшение елки, развешивание бумажных плакатов, шаров, гирлянд), оформление выставок рисунков, плакатов;
— 5 — 11 классов к дежурству по ОО (следят за порядком на переменах – на определенных постах, убирают бумажный мусор в конце перемены, помогают раздеться ученикам начальной школы, проверяют наличие сменной обуви, соответствие одежды «Положению о стиле одежды обучающихся» обучающегося у учащихся 5-11 классов), по столовой (уборка тарелок, стаканов, ложек, вилок в отведённое место, расстановка табуретов);
— 5 — 10 классов к учебно — трудовой практике в течение 5 дней в летние каникулы: мелкий ремонт мебели (подкручивание болтов, гаек у столов и стульев), оформление стендов, озеленение внутренних помещений школы, полив комнатных растений, благоустройство цветников, посадка, прополка, полив растений, рыхление почвы на пришкольном участке, как практическое применение знаний предмета биологии и природоведения);
— старше 14 лет (оплачиваемая работа в трудовых бригадах по благоустройству и ремонту в летний период – по договору через Центр труда и занятости г. Подольска).
5.2. Организация общественно-полезного труда школьников в ОО возлагается на педагога-организатора, в классе – на классного руководителя.
5.3. Допустимая продолжительность работ на пришкольном участке составляет:
- для учащихся 7-11 лет – 15 минут в день, но не более 1 часа в неделю;
- для учащихся 12-13 лет – 60 минут;
- для учащихся 14 лет и старше – 3 часа.
- Через каждые 40 минут работы устраиваются регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха.
- Охрана труда
6.1. Руководитель ОО организует общественно – полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда (Приложение № 2).
6.2. Обучающиеся допускаются к участию в общественно — полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по ТБ с регистрацией в журнале установленной формы, после учебных занятий, в рабочей одежде.
6.3. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными Роспотребнадзором, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении, в ночное время и в праздничные дни.
6.4. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно-полезного труда, им оказывается срочная медицинская помощь, ведётся расследование несчастного случая.
6.5. Контроль обеспечения здоровых и безопасных условий общественно-полезного труда школьников осуществляет заместитель директора по безопасности.
6.6. Ответственность за жизнь и безопасность обучающихся во время организации общественно – полезного труда несет преподаватель, работающий непосредственно с обучающимися.
Приложение 1
Форма
заявления родителей на согласие
на привлечение ребенка к общественно-полезному труду
Директору
МОУ СОШ № 19
Имбер Ж. Б.
Я, ________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителей)
родитель (законный представитель) обучающегося __________ класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19»
____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося)
даю согласие на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью. Оставляю за собой право отозвать данное заявление в любое время.
Срок действия согласия: с 1 сентября по 31 августа (текущего учебного года).
Фамилия__________________________ (подпись)_____________ Дата ________________
Приложение 1
Форма
заявления родителей на согласие
на привлечение ребенка к общественно-полезному труду
Директору
МОУ СОШ № 19
Имбер Ж. Б.
Я, ________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителей)
родитель (законный представитель) обучающегося __________ класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19»
____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося)
даю согласие на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью. Оставляю за собой право отозвать данное заявление в любое время.
Срок действия согласия: с 1 сентября по 31 августа (текущего учебного года).
Фамилия__________________________ (подпись)_____________ Дата ________________
Приложение 2
Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную
Характер работы, показатели тяжести труда | Предельно допустимая масса груза в кг | |||||||
Юноши | Девушки | |||||||
14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | |
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: | ||||||||
— постоянно (более 2 раз в час) | 6 | 7 | 11 | 13 | 3 | 4 | 5 | 6 |
— при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) | 12 | 15 | 20 | 24 | 4 | 5 | 7 | 8 |
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены: | ||||||||
— подъем с рабочей поверхности | 400 | 500 | 1000 | 1500 | 180 | 200 | 400 | 500 |
— подъем с пола | 200 | 250 | 500 | 700 | 90 | 100 | 200 | 250 |
Примечания. 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.
- В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
- При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:
для юношей 14 лет — 12 кг, 15 лет — 15 кг, 16 лет — 20 кг, 17 лет — 24 кг;
для девушек 14 лет — 4 кг, 15 лет — 5 кг, 16 лет — 7 кг, 17 лет — 8 кг.
Источник
ГБОУ школа №332
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО зам.директора по УВР Директор ГБОУ СОШ №332
Протокол №____ _____________________ Красюк С.И..
От « » ___________2012г. _____________________ __________________
_____________________ « »______________2012г. « »______________2012г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общественно – полезная деятельность «Помогайка».
Класс 1 «В»
Учитель: Емельяненко М.В.
2012-2013 учебный год
Санкт — Петербург , 2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Помогайка» разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
— приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
— создание условий для самореализации;
— интеграция личности в национальную культуру;
— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главными задачами данной программы являются:
— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
— активизация общественно значимой деятельности учащихся;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
В лицее дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Виды деятельности и предполагаемые формы работы:
- Практическое занятие
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Организации круглых столов, диспутов
- Проведение фотосессии
- Репортажи, интервью
- Акции
- Лекции
- Просмотр видео и слайдов
- Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс- 33 часа (1 час в неделю)
2 класс- 34 часа (1 час в неделю)
3 класс- 34 часа (1 час в неделю)
4 класс- 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.
Содержание программы
для 1 класса (33 часа)
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Требования к уровню подготовки
В результате реализации программы обучающиеся:
— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой
— знают несколько видов комнатных растений;
— знают пословицы о труде
— знают особенности труда обслуживающего персонала школы
— знают способы ухода за комнатными растениями;
— знают правила бережного отношения к книгам
— знают правила личной гигиены
— выполняют правильный полив, очистку листьев;
— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
Универсальные учебные действия,
которыми должен овладеть обучающийся 1 класса
Личностные:
- принимает и выполняет правила школьной жизни;
- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
- проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
- ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
- принимает учебную задачу под руководством учителя;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимает элементарный план действий при работе в группе;
- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составляет элементарный план действий при работе в группе;
- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
- эмоционально рефлексирует свои действия;
- готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
- отличает новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеет элементарными навыками чтения информации;
- сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
- выполняет работу практического действия под руководством учителя;
- использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
- умеет выделять существенные признаки;
- способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
- действует по аналогии;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
- соблюдает нормы речевого этикета;
- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
- готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
- умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 1 класс
дата | № | темы |
1 | Беседа «Кто для нас трудится». | |
2 | Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
4 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
5 | Коллективная работа «Я — дежурный по классу». | |
6 | Коллективная работа «Я — дежурный по столовой». | |
7 | Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни». Наблюдение за оформлением школьных клумб. | |
8 | Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ. | |
9 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи». | |
10 | Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки». | |
11 | «Книжкина больничка». | |
12 | Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у Мойдодыра». | |
13 | Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику». | |
14 | Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников». | |
15 | Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов. | |
16 | Акция «Покормите птиц зимой». | |
17 | Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о труде). | |
18 | Беседа «Живи, цветок». | |
19 | Уход за комнатными растениями (правильный полив). | |
20 | Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка). | |
21 | Конкурс «Самое аккуратное рабочее место». | |
22 | Уход за комнатными растениями (уход за листьями). | |
23 | Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ. | |
24 | Оформление стенгазеты «Я — мамин помощник». | |
25 | Операция «Чистая школа». | |
26 | Акция «Книжки — малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек. | |
27 | Акция «Покормите птиц весной». | |
28 | Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка. | |
29 | «Книжкина больничка». | |
30 | Изготовление поделок к акции «Дари добро». | |
31 | Операция «Чистый двор». | |
32 | Операция «Послушная метелка». | |
33 | Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения». |
Источник