Общественное благо и его полезный эффект

Общественное благо и его полезный эффект thumbnail

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

История[править | править код]

Разделение общественного и частного блага восходит к Политике Аристотеля. Общественное благо является целью существования государства. Традицию Аристотеля продолжает Фома Аквинский выделяя «общее благо» (bonum commune).

Определение[править | править код]

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, общественный товар — это товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу[1].

Признаки общественного блага[править | править код]

  • признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;
  • признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
  • признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Примеры[править | править код]

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ.

  • Почти чистые общественные блага
    • маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет
    • обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность правового государства доступна всем, кто находится на его территории.
  • Перегружаемые общественные блага
    • общественный транспорт
    • дороги
  • Клубные блага / блага совместного потребления
    • библиотека
    • парковка

Спрос на общественные блага[править | править код]

Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего объема блага. Совокупный спрос определяется суммированием цен каждого потребителя при заданном объеме (вертикальное суммирование). Все потребители должны потреблять весь объем выпускаемого общественного блага.

Роль государства в обеспечении предложения общественных благ[править | править код]

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков;[2] а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

Государство должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами.
Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам неисключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.
В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается, прежде всего, социально значимых благ.

Примечания[править | править код]

Источник

Производство общественных благ является одной из самых важнейших функций государства.

Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.

На основе рыночной системы производятся товары индивидуального пользования. К общественным благам относятся такие блага, которые неделимы, то есть они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Полезность общественных благ в отличие от частных товаров имеет внешний потребительский эффект и распространяется больше чем на одного человека, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Поэтому, у частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет.

К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

Чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.

При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают свойствами неделимости и неисключения из потребления в ярко выраженной степени.

У смешанных общественных (квазиобщественных) благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Правительство обеспечивает людям множество товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. Пример смешанного блага – автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Другие пример – полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание. Эти услуги вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены. Но рыночная система не станет производить их в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.

Читайте также:  Чем полезны кедровые шишки и орехи

Государство должно иметь источники для оплаты общественных благ и программ перераспределения дохода. Таким источником для него являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д. Все уровни государства: муниципальный, региональный и федеральный собирают налоги для покрытия своих расходов. Налоги напоминают цену, которую мы платим за общественные блага, но налоги не добровольны. Каждый налог является предметом налогового законодательства, все мы обязаны платить, чтобы разделить затраты, на общественные блага.

Внешние (побочные) эффекты

Одна из ситуаций, в которой характеристики рынков не удовлетворяют критериям совершенной конкуренции – существование внешних эффектов, приводящих к недобровольным обменам затрат или выгод. Рыночные взаимоотношения строятся на добровольном обмене, при котором люди меняют товары или услуги на деньги. Но многие взаимодействия выходят за пределы рынка. Возникают ситуации, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара «перемещаются» к третьим лицам, то есть к сторонам, не являющимися непосредственными покупателями или продавцами. Это явление носит название внешних (побочных) эффектов или переливов ресурсов.

Внешние (побочные) эффекты делятся на положительные (приносящие дополнительные выгоды третьим лицам), либо отрицательные (приносящие третьим лицам дополнительные издержки).

Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные внешние эффекты.

Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, и озеленением порождают положительные внешние эффекты.

Внешние (побочные) эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных внешних эффектах, наоборот возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:

1) принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;

2) стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;

3) стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»;

4) государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.

Источник

Положительный и отрицательный внешние эффекты.

Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстернализм). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно — как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т.д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия. Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис. 34.1). Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компью

Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта:

Рис. 34.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта:

И — спрос (частная ценность); 5- предложение (частые издержки); Е- равновесная рыночная цепа; 5ии — социальные издержки; О — общественный оптимум производства

Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта:

Рис. 34.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта:

й — спрос (частная ценность); 5- предложение (частные издержки); Е- точка равновесия; 5ни — социальные издержки общества; О — общественный оптимум производства

теров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 34.2).

Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернетизацией внешних эффектов.

Читайте также:  Полезна ли вода из под осмоса

Влияние государства на внешние эффекты.

Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

  • 1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;
  • 2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;
  • 3) введя налоги Пигу (А. Пигу — английский экономист), которые имеют специальное назначение — нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;
  • 4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам прийти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок — рынок прав, которые можно продавать.

Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек — затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т.е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

Чистое общественное благо.

Внешние эффекты — не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

Вес блага можно разделить:

  • — на частные — исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;
  • чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);
  • промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников — своеобразных «зайцев» — людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

  • — национальная оборона;
  • — фундаментальные научные исследования;
  • — программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты — выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.

Источник

Внешние эффекты (экстерналии)— это воздействие экономических
субъектов, участвующих в данной сделке,
на третьих лиц, не принимающих участия
в сделке; факторы, которые не учитываются
при определении валового национального
продукта, но оказывают влияние на
благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные
внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты
(негативные экстерналии)
— это
негативное воздействие участвующих в
сделке экономических субъектов на
третьих лиц; это стоимость использования
ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут
быть результатом и производства, и
потребления товаров, обмениваемых на
рынке. Примером отрицательного внешнего
эффекта может выступать сброс отходов
производства в реку, используемую для
водозабора и/или для рыбной ловли и
купания. Чем больше объем сброса отходов
в реку, тем больше вред, наносимый
полезности, связанной с использованием
реки.

Положительные внешние эффекты
это благоприятные воздействия участвующих
в сделке экономических субъектов на
третьих лиц; это полезность, не отраженная
в ценах.

При положительном внешнем эффекте
предельная общественная полезность
превышает предельную индивидуальную
полезность.

В связи с тем, что извлекающие внешние
выгоды третьи лица не принимают участия
в заключении и совершении сделок с
данным товаром, их выгоды не берутся во
внимание при заключении таких сделок,
а устанавливающиеся на рынке равновесные
цены и количество отличаются от тех
величин, которые были бы получены при
подобном учете. Отсюда результатом
положительных внешних эффектов является
недостаточный выпуск и занижение цены
данного продукта, что приводит к снижению
эффективности экономики. Поэтому, чтобы
обеспечить эффективный объем выпуска,
необходим такой механизм, благодаря
которому третьи лица, использующие
внешний эффект, вносили бы свой вклад
в его получение и потребление. При этом
одна часть вклада третьих лиц направлялась
бы на снижение цены, уплачиваемой
потребителями, с тем чтобы стимулировать
рост их потребления, а другая часть
использовалась бы для компенсации
любого увеличения предельных издержек,
с тем чтобы поощрять производителей
увеличивать выпуск продукции.

Читайте также:  Полоскание солью ротовую полость полезно или нет

Общественные блага — блага,
выгода от пользования которыми неразделимо
распределена по всему обществу, независимо
от того, хотят или нет отдельные его
представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за
счет общего налогообложения, а не
покупаются отдельными потребителями
на рынке. Примером общественного блага
служит система национальной обороны,
поскольку касается всех и каждого в
равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ
существуют еще и общественные «антиблага»
— общественные блага, равномерно
налагающие издержки на группу людей.
Это нежелательные побочные продукты
производства или потребления: тепличный
эффект, при котором сгорание полезных
ископаемых угрожает глобальной переменой
климата; загрязнение воздуха, воды и
почвы отходами химической промышленности,
производством энергии или использованием
автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные
выбросы по причине испытаний ядерного
оружия; источение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и
чистые частные блага.

Чистое общественное
благо
— благо,
которое потребляется коллективно всеми
людьминезависимо
от того, платят они за него или нет.
Получение полезности от обеспечения
чистым общественным благом единственным
потребителем невозможно.

Чистое частное благо— благо,
которое можно разделить среди людей
так, что другим от этого не будет никакой
выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных
благ часто требует государственных
действий, то частные блага может
эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо
приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто
общественными, ни чисто частными.
Например, услуги полиции, с одной стороны,
представляют собой общественное благо,
а с другой, — раскрывая кражи со взломом,
они оказывают частную услугу конкретному
лицу.

Чистые общественные блага имеют две
основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают
свойством неизбирательности в потреблении,
означающим, что при данном объеме блага
его потребление одним человеком не
снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных
благ не обладает исключительностью в
потреблении, т. е. не является исключительным
правом. Это означает, что потребители,
не же-лающие платить за такие блага, не
могут быть лишены возможности их
потребления. Чистое общественное благо
невозможно выпускать «мелкими порциями»,
которые можно было бы распределить
через кассовый автомат.

Поскольку внешние эффекты
существуют в экономике длительное
время, к решению их проблем неизбежно
привлекается государство. Выделяют
следующие формы государственного
регулирования56.

Административно-командные
методы
, которые
сводятся к прямым запретам или требованиям
выполнения экономическими субъектами
определенных действий. Государственные
органы устанавливают уровни предельно
допустимых концентраций (ПДК) вредных
и токсичных веществ и объявляют их в
виде административных приказов.

Однако административно-командные методы
регулирования внешних эффектов не
приводят к оптимальному размещению
ресурсов.

Корректирующие налоги.
Корректирующий налог
(налог Пигу) — налог на выпуск товаров
или услуг, который поднимает предельные
индивидуальные издержки до уровня
предельных общественных издержек и
приводит к сокращению производства.

Корректирующие субсидии.
Корректирующие
субсидии — это платеж потребителям или
производителям товара, потребление
которого создает положительный внешний
эффект. Такие субсидии предназначены
для интернализации внешнего эффекта
посредством оказания такого понижающего
воздействия на цену потребления товара,
которое увеличит объем его производства
до эффективного уровня.

Общественное благо и его полезный эффект

Вопросы для закрепления:

    1. Дате определения социальной политики
      государства.

    2. Какие предприятия и организации
      относится к социальной сфере?

  1. Основные направления социальной
    политики.

  2. Показатели, определяющие доходы
    населения.

  3. Индекс потребительских цен, определение,
    формула расчета.

  4. Реальный доход, определение, формула
    расчета.

  5. Перечислите статьи доходов (из чего
    они формируются).

  6. Понятие уровень жизни.

  7. Что отражает прожиточный минимум?

  8. Понятие минимальная потребительская
    корзина.

  9. Минимальный уровень заработной платы.

  10. Кривая Лоренца, изобразите графически,
    дайте пояснения.

  11. Что можно рассчитывается при помощи
    коэффициента Джинни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник