Общество весьма полезно и в высшей степени
Прочитай текст и выполни задания. Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. (Б. Спиноза (1682—1677), нидерландский мыслитель) 1) Озаглавь текст. 2) В чём, по мнению Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека? 3) Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека? 4) Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. 5) Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. Объясни, как ты понимаешь эту мысль. | |
Просмотров: 2945 | Добавил: Oleg74 (05.05.2017) (Изменено: 05.05.2017) |
Всего ответов: 2 | |
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 2 Порядок вывода комментариев: Forget 1) Озаглавь текст. Для чего необходимо общество? 2) В чём, по мнению Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека? По мнению Б. Спиноза значимость общества для человека – это взаимопомощь, т.к. один человек в этой жизни один со всем не справится. Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. 3) Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека? Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. 4) Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. Например, художник или писатель не смогут написать научные труды, человек, всю жизнь работающий в офисе и проживающий в городе, не смог бы накосить сена или вырастить огород, архитектор не может лечить, он не врач, таких примеров достаточно много. 5) Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. Объясни, как ты понимаешь эту мысль. Изучая искусство и науку, возможно обогатиться духовно, благодаря науке мы познаем много: факты, термины, что-то неизведанное и т.д., так мы развиваемся умственно, искусство же позволяет расслабиться, пребыть в своих мечтах и возможно в совершенно другом мире. V_V 1) Озаглавь текст. Значимость общества для человека. 2) В чем, по мнению Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека? Желание оказывать друг другу помощь. 3) Какие факты являются основанием мнения Б.Спинозы о значимости общества для человека? Не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии сделать то, в чем он нуждается, один. 4) Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. Например, мы едим хлеб. Но для этого его посеяли, вырастили, собрали, испекли и продали в магазине. 5) Б.Спиноза подчеркивал, что искусства и науки в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. Объясни, как ты понимаешь эту мысль. Именно это обогащает душу человека, учит его доброте, милосердию и человеколюбию. | |
Источник
Цель урока: познакомить учащихся с проблемами, возникающими при определении сущности общественных отношений; дать представление о современном понимании понятия «общество».
Основные понятия: духовная близость, историческая память, общественные отношения, общая история, общий язык, общество, признаки общества.
План урока:
1. История развития научных представлений об обществе.
2. Сущностные признаки общества.
3. Общее и различия между понятиями «общество», «государство», «стран а».
Целесообразно урок по данной теме провести с использованием различных приемов обучения: лекции (первая часть урока); проблемной дискуссии (вторая часть урока). Организация учащихся на уроке индивидуально-групповая.
В начале урока необходимо отметить, что философские споры о сущности общества продолжаются уже более двух тысяч лет и данная проблема не обусловлена сугубо научным интересом, а имеет большое практическое значение, поскольку человек — существо социальное и может вести полноценную жизнь только в среде себе подобных. Следовательно, разгадать сущность общества, т. е. причины, связывающие людей в некое единое целое, механизмы взаимоотношений между людьми, занимающими разное социальное положение, означает гарантировать само существование общества, обеспечение его стабильности и возможности решать многие насущные проблемы.
Далее рекомендуем подробнее остановиться на истории изучения проблемы общественных отношений.
Как известно, о классовом делении общества, методах его управления, принципах общественной справедливости размышляли философы разных стран и народов начиная с VI в. до н. э.
Рассказ о решении этой проблемы в Новое и Новейшее время можно начать с чтения отрывка из «Богословско-политического трактата» одного из самых интересных философов Нового времени — нидерландского мыслителя Б. Спинозы.
Дополнительные материалы
«Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое для поддержания жизни.
<…> Люди, живущие с варварами без гражданственности, ведут жалкую, почти скотскую жизнь, однако они и то немногое, жалкое и грубое, что есть у них, не приготовляют себе без взаимной помощи, какова бы она ни была. Теперь, если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах, но, безусловно, довольствовалось бы обучением людей истинным правилам морали, дабы люди совершенно добровольно и от всей души делали то, что истинно и полезно. Но человеческая природа устроена совсем иначе. <…> Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей».
Закончив чтение отрывка, необходимо выделить проблемы, обозначенные философом, записав их на доске. Это позволит учащимся проследить, как проблемы общественного развития решались другими учеными Нового и Новейшего времени (лучше, если учитель сделает это вместе с учащимися).
Основные идеи, высказанные Б. Спинозой:
1. Общество необходимо для выживания людей.
2. Существование общества — результат взаимодействия и взаимопомощи людей.
3. Для того чтобы общество существовало, необходима власть силы и законы.
4. Сила власти и законов нужна потому, что люди неразумны, большинство из них не может добровольно следовать «истинным правилам морали».
Далее учитель может предложить школьникам, объединившись в группы, обобщить основные идеи данного отрывка и сформулировать свой вывод (руководствуясь рассуждениями Б. Спинозы) о том, что такое общество. На эту работу не стоит отводить более 1—2 минут. Выводы, сделанные школьниками, рекомендуем обсудить, скорректировать и записать на доске. Формулировка ответа может быть следующей: «По мнению Б. Спинозы, люди объединяются в общество для выживания, которое может быть обусловлено только взаимопомощью. Так как люди неразумны и не следуют истинным правилам морали, то для сохранения общества необходима сила власти и законы».
После этого учитель предлагает учащимся во время объяснения нового материала зафиксировать в тетради (простым карандашом) идеи ученых XIX—XX вв. о причинах существования общества и о силах, его связывающих.
Данную работу советуем выполнять в таблице «Изучение общества в Новое и Новейшее время».
Изучение общества в Новое и Новейшее время
Ученый | Взгляды данного ученого на то: | Какие идеи высказал этот ученый, которых не было у Спинозы | |
зачем необходимо общество | что связывает индивидов в обществе | ||
Закончив объяснение, учитель обращает внимание учащихся на необходимость проверить свои записи, сделанные в таблице на уроке при выполнении домашнего задания и внесении необходимых исправлений.
Далее начинается работа над второй частью плана урока «Сущностные признаки общества». Для повышения интереса и активизации интеллектуальной деятельности можно предложить учащимся выполнить задание 9 из «Практикума». На эту работу советуем отвести не более 30 секунд для индивидуальной работы и около 2 минут для обсуждения общего варианта ответа. По окончании заслушивается группа, справившаяся с заданием первой, другим группам предлагается выступить при наличии у них расхождений, дополнений или при несогласии.
Однако обсуждение данного задания не следует затягивать, оно должно занять не более 5 минут. Учителю не следует вмешиваться в обмен мнениями и тем самым подсказывать правильный ответ, гак как правильность выполнения задания выявится в процессе индивидуальной работы учащихся при разборе подзаголовка «Так что же создает общество?» § 14.
Завершить урок рекомендуем пояснением учителя, касающимся соотношения понятий «общество», «страна» и «государство». Здесь необходимо отметить, что общество появилось раньше остальных, и на протяжении нескольких тысячелетий человечество не знало других социальных образований. Как известно, первые государственные образования возникли только около трех тысяч лет назад как результат длительного культурного развития. Понятие «страна», в свою очередь, синонимично понятию «государство», но имеет более емкое культурно-историческое или социально-экономическое, нежели строго политическое, содержание. Оно включает понятия «народ», «нравы», «обычаи», «язык», особенности общества и служит для «обозначения политического, национального, социального и культурного государственно организованного сообщества с акцентом на его географическом (пространственном) положении в мире или отдельном регионе» (подробнее см.: Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 366).
В заключение урока (при наличии времени) можно предложить учащимся выполнить ряд заданий из «Практикума».
Источник
Таблица
1. Взаимоотношения общество/государство/страна.
Общество | Государство | Страна | |
Образование | + | ||
Недра | + | ||
Прокуратура | + | ||
Народ | + | ||
Армия | + | ||
Социология | + | ||
Семья | + | ||
Законодательство | + | ||
Природа | + | ||
Хоккей | + | ||
Безработица | + | ||
Транспорт | + | ||
Профсоюз | + | ||
Территория | + | ||
Пресса | + | ||
Энергетика | + |
-
„Общество весьма полезно и в высшей степени
необходимо не только для того, чтобы
обезопасить жизнь от врагов, но и для
сбережения многих вещей». Б. Спиноза.
Какие
основные потребности людей удовлетворяет
общество? Какое из многочисленных
определений понятия „общество» представляется
вам наиболее точным и практичным? Почему?
Для
удовлетворения своих потребностей
человек вступает в определенные
отношения с обществом, с природой,
с другими членами семьи. Когда
физиологические потребности и потребности
в безопасности удовлетворены, человек
будет нуждаться в эмоциональных отношениях
с людьми, в занятии достойного места в
своей группе, и он будет интенсивно добиваться
достижения этой цели.
Мировосприятие
и мироотношение личности4
– понимание и отношение личности к окружающему
миру, человеческому обществу, ценности
своей жизни, восприятие окружающего социального
бытия, необходимости самореализации
и самоутверждения в обществе. Это мир
в сознании человека и понимание себя
в мире и смысла своей жизни, система потребностей
личности, её мотивация на достижение
самореализации и самоутверждения. Согласно
классификации А. Маслоу можно выделить
три группы основных потребностей удовлетворяющих
социумом:
1) социальные
потребности (потребности в понимании,
причастности к какой-либо группе, привязанности
и поддержке);
2) статусные
потребности (потребность в уважении,
самоуважении, личных достижениях, компетентности,
признании);
3) потребности
самовыражения (потребность в реализации
своих потенциальных возможностей и росте
как личности).
Таким
образом, происходит социализация индивида5
– это процесс включения личности в
систему общественных связей и отношений,
овладение и принятие общественно приемлемых
форм поведения, норм, ценностей, в результате
чего личность становится полноправным
членом общества. Подразумевается, что
в процессе социализации происходит превращение
изначально асоциального субъекта в социальную
личность. Благодаря социализации люди
учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать
друг с другом. Социализация идет повсеместно
и непрерывно в процессе своего физического
и психологического развития.
Понятие
„общество» имеет многочисленные определения,
такие как общество – это6:
1)
совокупность всех видов взаимодействия
и форм объединения людей, которые
сложились исторически;
2)
исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма
социальных отношений;
3)
группа лиц, объединенных общими
морально-этическими нормами;
4)
объединение людей, в результате
которого, т.к. это единение, всё
всестороннее возможное пространство
общества становится общественной,
т.е. общей для этих людей и
их потомков, собственностью;
Наиболее
точным и практичным определением данного
понятия, на мой взгляд, представляется,
что общество — это исторически сложенное
единение людей, имеющих общие интересы
и ценности, так как считаю, что именно
такая формулировка в полной мере отражает
системные параметры, характеризующие
общество как социальную систему.
6.Методы
сбора социологический информации. Заполните
таблицу. Поясните.
Общественная
жизнь постоянно ставит перед
человеком множество вопросов, ответить
на которые можно лишь с помощью научного
исследования, в частности социологического.
В широком смысле социологическое исследование
— это специфический вид систематической
познавательной деятельности, направленной
на исследование социальных объектов,
отношений и процессов с целью получения
новой информации и выявления закономерностей
общественной жизни на основе теорий,
методов и процедур, принятых в социологии.
В более узком смысле социологическое
исследование представляет собой систему
логически последовательных методологических,
методических и организационно-технических
процедур, подчиненных единой цели: получить
точные и объективные данные об изучаемом
социальном объекте, явлении или процессе.
Иными словами, социологическое исследование
— это специфическая разновидность социальных
(обществоведческих) исследований (их
«ядро»), рассматривающая общество
как целостную социокультурную систему
и опирающаяся на особые методы и приемы
сбора, обработки и анализа первичной
информации, которые приняты в социологии.
Согласно этому, в таблице 2 предоставлены
методы сбора социологической информации,
преимущества и недостатки каждого из
методов, а также сфера его возможного
применения.
Таблица
2. Методы сбора социологической информации.
Методы | Преимущества | Недостатки | Сферы возможного применения |
Прямое наблюдение | а) непосредственность восприятия; б)возможность в)получение г)возможность д)полученная е) оперативность ф) применим как | а)невозможность контролировать ход исследования; б)сложность в)необъективность г) | а) маркетинг; б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) производство; е) общественные ж) информационные з)финансы; и) здравоохранение; к) т.д.. |
Анализ документов | а) относительная объективность получаемой информации; б) возможность в) позволяет г) отсутствие влияния д) высокая степень е) возможность получения | а) сложности отбора источников информации в связи с их специализацией по функциональному признаку, часто не совпадающему с задачами исследования; б) трудоемкость в) необходимость | а) маркетинг; б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) производство; е) общественные ж) информационные з)финансы; и) здравоохранение; к) т.д.. |
Анкетирование | а) возможность в быстрые сроки охватить довольно большие группы людей, что позволяет выявить целевую аудиторию; б) относительная | а) проблема выборки; б) проблема экстраполяции | а) маркетинг; б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) т.д.. |
Интервью | а) позволяет выявить индивидуальные мнения респондентов, особенности; б) позволяет в) возможность | а) возможность влияния личных особенностей интервьюера, его поведения на ход интервью и содержание ответов; б) трудоемкость в) возможность | а) маркетинг; б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) производство; е) общественные ж)финансы; з) здравоохранение; и) т.д.. |
Экспертная оценка | а)оперативность получения требуемого решения; б)разностороннего в)комплексный охват | сложность организации экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать непринужденную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоотношений. | методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения событий в настоящем, так и для целей прогнозирования. |
Эксперимент | а) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления; б) четко учитывать в) количественно г) изменять одни | а) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий; б) аналитичность в) осложняющая роль | применяется в естественных науках, но сфера экспериментирования в социологии достаточно ограничена. |
Список
использованных источников.
Литература
- Смелзер Н. Социология / Под ред.
В.А. Ядова.
— М.: Феникс, 1994. — 688 с. - Лукьянов,
В.Г. Социология:
учебное пособие /
В.Г. Лукьянов, В.С. Лялин, И.С.
Урсу. – СПб.: Знание, 2010. – 480 с. - Фролов С.С.
Социология. Учебник. Для
высших учебных заведений.
М.: Наука, 1994 —
256 с.
Интернет
ресурсы
- https://ru.wikipedia.org
- https://www.advance-mr.ru/articles/shirkov/stratif.htm
Источник