Охрана горных пород минералов полезных ископаемых
Методическая разработка открытого урока.
Тема: «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:познакомить учащихся с горными породами, полезными ископаемыми и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: 1.Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов. 2.Познакомить с некоторыми видами минералов. Воспитательные: 1.Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира. 2.Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам. Развитие личности: 1.Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации). 2.Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.
Оснащение урока:
ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы, полезные ископаемые и минералы».
Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, дидактические карточки.
Ход урока
I. Организационный этап (1-2 минуты)
Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.
II. Этап мотивации (2-3 минуты)
Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.III. Этап повторения опорных знаний (3-5 минут) Для начала давайте повторим пройденный материал. У некоторых учащихся имеются дидактические карточки с заданиями (Приложение №1). Они работают с ними, остальные со мной. На доске имеются цветы, на обратной стороне которых находятся вопросы, я вам предлагаю ответить на них:
Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)
Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)
Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)
Из чего состоят все тела? (из веществ)
В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)
Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)
Молодцы!!!
III. Изучение нового материала (15мин) (беседа учителя с учащимися)
1. Сообщение темы и цели (слайд №2)
–Мы вспомнили, что такое тела и вещества и какими свойствами они обладают. Некоторые из них спрятаны в коробку и чтобы узнать, что там лежит, вы должны отгадать три загадки:
– Хотите узнать, что там лежит?
1) Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)
2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (уголь)
3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
– Мел, уголь, соль.
– Как их можно назвать одним определением? (горные породы, минералы, полезные ископаемые.)
– Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Горные породы, минералы, полезные ископаемые).
– Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов и что такое полезное ископаемое, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы.
Запишем определение (слайд 3): горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются, друг от друга по цвету, блеску, температуре, по плотности.).
Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры. Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 6.
Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 7). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 8.
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 9). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические. На слайде 10 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.
Большинство горных пород – в основном твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.
Мы выяснили, что такое горные породы и как они классифицируются, а теперь давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры). Молодцы!!!! Все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество. Минералы – это вещества, из которых состоят горные породы (слайд11).Некоторые минералы представлены на слайдах 12-14. Посмотрите, пожалуйста, все они отличаются друг от друга по цвету, по блеску, по форме.
И у нас остались полезные ископаемые…может, кто нибудь знает, что это такое? (Мнения учащихся).(Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек (слайд15)).
IV. Закрепление.(13 мин)
А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в мир камней (слайд 16).
Вы, наверное, заметили на столе коллекции с минералами. Мы будем рассматривать их, слушать сообщения и заполнять таблицу (слайд 17):
Название
Происхождение
Цвет
Плотность
Использование
гранит
(слайд18)
магматическое
Серый, розовый, красный, желтый
плотный
В строительстве, скульптуре.
Облицовочный материал
Мел
(слайд19)
осадочное
белый
мягкий
В сельском хозяйстве
Слюда
(слайд20)
метаморфическое
От бесцветного до черного, блеск
Тонкие пласты, чешуйчатые
Электро и радиотехника
Глина
(слайд21)
осадочное
От серого, коричневого до красного
рыхлый
В строительстве
Каменный уголь
(слайд22)
осадочное
От серого до черного
плотный
Твердое топливо
(после каждого сообщения учитель вместе с детьми проверяет правильность заполнения таблицы)
На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено (слайд23).
V. Этап подведения итогов урока (2-3 минуты)
Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: составить кроссворд на данную тему (слайд24).
(Приложение №1)
Задание №1
Каково внутреннее строение Земли?
Задание №2
Что представляет собой земное ядро?
Задание №3
Что представляет собой мантия?
Задание №4
Что такое тело? Привести 5 примеров тел.
Задание №5
Что такое вещество? Привести 5 примеров веществ.
Задание №6
Что такое явление? Привести 5 примеров явлений.
Источник
Слайд 1
Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна учитель биологии МБОУ «СОШ №7», г.Когалыма
Слайд 2
Земля состоит из ядра, ______, ______ ______. Ядро состоит в основном из никеля и ________. Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _________________________. Твёрдая верхняя оболочка Земли — _____ ______. Неровности земной поверхности называют _______. Земная кора состоит из _______ _______.
Слайд 3
Земля состоит из ядра, мантии, земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом . Земная кора состоит из горных пород .
Слайд 4
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.
Слайд 5
МЕЛ
Слайд 6
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже .
Слайд 7
ПЕСОК
Слайд 8
Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
Слайд 9
НЕФТЬ
Слайд 10
Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.
Слайд 11
ТОРФ
Слайд 12
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.
Слайд 13
ГЛИНА
Слайд 15
Узнать о внутренних оболочках Земли Познакомиться с разными группами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление
Слайд 16
Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы — это природные тела, из которых состоят горные породы. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 17
Горные породы магматические осадочные метаморфические
Слайд 18
Осадочные горные породы Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Мел Глина
Слайд 19
Магматические горные породы Магматические горные породы – это породы образовавшиеся из магмы при ее остывание и затвердевании. излившиеся базальт, андезит , липарит, пемза. габбро, диорит, гранит .
Слайд 20
Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Метаморфические горные породы мрамор кварцит глинистый сланец гнейс
Слайд 21
Метаморфические горные породы Мрамор Гнейс Яшма Глинистый сланец
Слайд 22
Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 23
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 24
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 25
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 26
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 27
Вопросы для повторения 1. Породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании………….. . магматические 2. Породы, формирующиеся на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов ………….. . осадочные 3. Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород … ……….. . метаморфические
Слайд 28
Стр. 56-61 Приготовить сообщения о полезных ископаемых , добываемых в ХМАО-Югре
Слайд 29
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник
Какое чудо — минерал,
Природы волшебство!..
Корнелиус Серл Хёлбат
Как вы уже знаете, Земля состоит из множества химических элементов – кислорода, азота, кремния, железа и т. д. Соединяясь между собой, химические элементы образуют минералы.
Минералы. Минералы — природные соединения элементов, образующиеся в результате физико-химических процессов. Всего известно около 4 тыс. минералов, изучением которых занимается наука минералогия. Минералы, состоящие из одного элемента, называются САмородными. К ним относятся золото (Аи), се ребро (Ag), алмаз (С), медь (Си), сера (S).
Горные породы. Данные породы представляют собой скопление одного или нескольких минералов. Мрамор, известняк, гипс состоят из одного минерала, а гранит, базальт – из нескольких. Всего в природе насчитывается около 1000 горных пород. В зависимости от происхождения – генезиса – горные породы подразделяются на три основные группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Скопления в недрах Земли минеральных соединений, таких как нефть, газ, руды, строительные материалы и пр., используемые человеком, называются полезными ископаемыми. Ещё на заре цивилизации люди нашли им применение: из глины и камней строили жилища и мостили дороги, каменный
уголь использовали для обогрева, из твёрдых кремней изготавливали наконечники для стрел и копий, расплавляя куски руды, получали металл и отливали оружие.
КАМЕННЫЙ ВЕК (4 ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н.Э.) Для своих жилищ древний человек использует камни и глину. Первые горные выработки Европе относятся именно к каменному веку. Стены каменных построек украшали росписями. Краску для этого люди научились добывать, растирая глину и горные породы. Например, в Китае красную краску называли «кровью дракона» и добывали из киновари, содержащей ртуть. Для ножей, скребков и наконечников древние люди использовали очень прочные кремневые осколки, которые примитивно обтачивали и даже шлифовали. БРОНЗОВЫЙ ВЕК ( 4 -1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н.Э.) В это время человек начал использовать металлы и в первую очередь ковкую, мягкую и податливую медь. Чтобы придать большую прочность изделиям, в медь добавлялись разные примеси (олово, серебро и свинец). Из этих сплавов, называемых бронзой, стали делать не только оружие и орудия труда, но и утварь и украшения, которые украшались самоцветными камнями — бирюзой, лазуритом, гипсом. Медь была залогом экономического могущества государств и предметом торговли, поэтому добыча металлов постепенно росла. Для этого требовались специальные знания, а значит, и специальные люди, которые обладали знаниями горного дела. Одни из самых древних медных рудников находятся в Египте и Междуречье. Добыча камня получила наибольшее развитие в Древнем Египте, где для строительства пирамид и городов требовалось огромное количество строительного материала. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (ПОСЛЕ 10 В. ДО Н.Э.) Человек начал широко использовать железные руды. Для выплавки железа — гораздо более прочного и долговечного металла, чем медь, — сооружались печи и кузницы. Появилась и новая специальность —кузнец. Железные руды разрабатывались очень широко на территории всей Европы, о чём и сегодня напоминают старые шахты и горные выработки. Но людей влекло не только железо. Практически промышленным способом велись разработки серебра, золота, олова, меди. Железный век — век рождения и активного развития горного дела. В это время зарождались основы геологических и минералогических знаний. По состоянию, в котором в природе находятся полезные ископаемые, их разделяют на жидкие, твёрдые и газообразные. С течением времени полезные ископаемые могут быть исчерпаны человеком, например, нефть, пласты железной руды, россыпи благородных металлов — золота, платины…К неисчерпаемым ресурсам относится вода, хотя проблема пресной чистой воды всё чаще и чаще встаёт перед человечеством. Когда полезный для человека компонент в недрах находится в концентрированном состоянии и его можно разрабатывать промышленно, это называют месторождением. Например, знаменитые Донбасс и Кузбасс — это Донецкий и Кузнецкий угольные бассейны, богатейшие месторождения угля. Без горючих полезных ископаемых — нефти, природного газа, угля, торфа — нет энергетики. Для любой страны они являются стратегическим сырьём. Их добыча ведётся с незапамятных времён.
ВОДА — САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ ЛЮДЯМ ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ
Вода служит источником всего живого на нашей планете, источник энергии, источник руд (так как содержит растворённые частицы разных минералов), может использоваться и в быту, и в медицине… Нет другого такого полезного ископаемого, в котором так нуждался бы человек. Без воды или в условиях её дефицита земли становятся высохшими и безжизненными. Сейчас 1/3 населения земного шара страдает от нехватки воды. Воды рек и морей не знают границ, и загрязнение их на территории или в акватории одной страны влечет отравление природы в других. Поэтому охрана водных ресурсов — первоочередная проблема для всех стран мира.
https://sites.google.com/site/estestvoznanie20102011/tema-6-gornye-porody-i-poleznye-iskopaemye
Источник
План – конспект урока
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
ФИО (полностью)
Пантанова Вера Петровна
Место работы
МбОУ МО Плавский район «Ново-Никольская СОШ» Должность
учитель географии.
Предмет
география.
Класс
5 класс.
Тема и номер урока
тема: Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № 2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Базовый учебник
География 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / (А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др. ); под ред. А.И.Алексеева; изд. «Просвещение» — М. 2012 (Полярная звезда).
8. Цель урока:
Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.
9. Задачи:
Образовательные. Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы», «полезные ископаемые»;
Развивающие. Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.
Планируемые результаты:
— личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
— метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
— предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему «Горные породы», работать с коллекцией горных пород.
Универсальные учебные действия:
— личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
— познавательные:извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
— коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока:
— изучение нового материала
11. Формы работы учащихся:
— индивидуально – групповая.
12. Необходимое оборудование:
— настенная карта, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка, презентация.
13. Структура и ход урока.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовностьк уроку. Психологический настрой на продуктивную работу и сотрудничество учащихся.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Формирование ответственного отношения к учению
Владение элементарными практическими умениями
Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний
– Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.) Вспомним внутреннее строение Земли. Слайд№3
Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.
— Что называется внутренними силами Земли?
— Какие процессы происходят под воздействием внешних сил? Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вспомнить уже известное и выполнить задания. Проверим домашнее задание.
Самостоятельная работа
на двойных листочках с копиркой.Земля состоит из ядра, ______, _______. Ядро состоит в основном из никеля и _______ . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _______ . Твёрдая верхняя оболочка Земли — ______ . Неровности земной поверхности называют ______. Земная кора состоит из ________ . Слайд№4,5
Учащиеся вспоминают изученный материал
Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
Владение географическими знаниями
Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний
Сообщение темы, постановка цели и задач урока
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:
— Наши знания о литосфере не совсем полные, что-то мы с вами еще упустили?
Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? Слайд№6 Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?
– Как по-другому можно назвать
камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)
Ответы учащихся.
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».Слайд№7 Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь.
Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
Владение географическими знаниями
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
Актуализация знаний
Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются живут и умирают ,как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают ? Почему у них такие разные свойства?
Проблема: Как свойства горных пород зависят от их происхождения? Слайд№8
Ставят цели: изучить происхождение горных пород и как от этого будут зависеть их свойства.
Формирование мотивации к обучению и познанию
.Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Введение новых знаний
Учитель обращается к учащимся:
— Ребята, Мы отправляемся в царство камней.
— Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?
Ответы учащихся.
— Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по ходу урока. Слайд№9
Учащиеся высказывают разные мнения.(Возникает проблемная ситуация)
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности
Умение работать с разными источниками географической информации, оформлять результаты работы в таблицы; анализировать собранную информацию;умение применять географические знаний в повседневной жизни
Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.
Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности
Учитель рассказывает о горных породах (Приложение 2) и одновременно показывает презентацию и заполняем таблицу. Затем сделаем выводы и результаты запишем в тетрадь. Слайд№10-24
Слушают сообщение учителя о магматических, осадочных, метаморфических горных породах. Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали, делают выводы, результаты записывают в тетрадь.
Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях
Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью
Физкультминутка
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой). Слайд№25
Зарядка окончилась, вы молодцы!
Поиск, открытие нового знания
Работа с коллекцией «Гранит и его части».
Держу я камень на ладони,
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.
– Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». У вас на столах есть кусочки гранита рассмотрите их.
Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым?
Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые,
блестящие – кварц, серые и красные –
полевой шпат.
– Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами.
Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.Слайд№26-28
— Ребята, а кто сможет мне назвать жидкие или газообразные горные породы.
Подсказки если не догадаются
На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички.
Без неё не поедет
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, кто же это?
– Какой вы можете сделать вывод?
Что такое горные породы?
Работают с разными источниками географической информации ( коллекциями и учебником);
выделяют главное, анализировать собранную информацию,
оформляют результаты работы в таблице;
формирование умения кратко излагать свои мысли устно,
способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии
Умение работать с коллекцией горных пород.
извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации,
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Практическая деятельность детей
Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.) Слайд№29
– Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).
Нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 3)Слайд№30
Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?
1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)
2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый,красный,желтый,белый. В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)
Учитель объясняет ход проведения практической работы.
Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы
Развитие умения выступать грамотно и доказательно, излагать свои мысли.
Умение видеть значимость своей работы.
Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии.
Оперирование знаниями в новых ситуациях
— А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?
— Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь, что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Слайд№31,32. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Слайд№37-41. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)
Наша Тульская область тоже богата полезными ископаемыми. Основное энергетическое богатство Тульской области — бурый уголь.Из железорудных запасов в области главными являются бурые железняки. Применение в различных отраслях народного хозяйства нашли каменная соль, гипс, карбонатные породы — известняки и доломиты, глины и суглинки, пески и песчано-гравийные смеси.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.
Учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми Тульской области и своей местности, заполняют таблицу «Полезные ископаемые Тульской области и их применение» Слайд№33-36
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии Тульской области, прививать любовь к родному краю.
Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Обобщение и систематизация знаний
Для обобщения материала учитель предлагает игру «В гостях у хозяйки Медной горы». Слайд№42
Задание: догадайся о какой горной породе идет речь? (см. приложение №4)
Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме
Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях
Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.
Рефлексия
Учитель предлагает закончить мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен….
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
Слайд№43
Творческое задание «Человек из горной породы»
— Представьте, что горная порода вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок. Слайд№44
Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.
Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
Владение основами географических знаний
Умение оценивать свои поступки и поступки других людей
Определение и разъяснение домашнего задания
Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.
Творческое задание: придумайте загадки о горных породах и минералах Слайд№45
Учащиеся записывают домашнее задание.
Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
Приложение № 1
Приложение № 2
Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.
А горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.
По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Магматические горные породы.
Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания.
В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.
Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит)
Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны базальт, андезит, липарит, пемза).
Запись в тетради.
Магматические горные породы
Глубинные
Излившиеся
Осадочные горные породы.
На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.
Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина)
Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль).
Органические породы обра