Окружающий мир 3 класс 2 часть полезные ископаемые
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Тема: Полезные ископаемые.
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4.
Слайд1
II. Сообщение темы и целей урока.
-Отгадайте загадки:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
7.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
8.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
10.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».
Слайд 2
III. Работа по теме урока.
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.
Слайд 3-7
Железная руда. Свойства, цвет, использование.
Слайд 8-10
Нефть
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Слайд 11-13
Гранит
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Слайд 14-15
Каменный уголь
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Слайд 16-18
Известняк
Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
Слайд 19- 22
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Техническая керамика — большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Слайд 23
Проверь себя.
Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5.
Д/з стр.27 №4,6.
Источник
Тема: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства
Планируемые результаты:
Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Форма урока: урок-исследование
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, карточки «да, можно», «нет, нельзя», презентация, оборудование для опытов, чашки Петри, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши, карты Московской области, листочки для синквейна
Ход урока:
1. Организационный момент
— Что у меня в руках? (Сундучок.)
— Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)
— Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?
1) Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
2) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3) Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
4) Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк.)
— Да, это песок, глина, гранит, известняк.
— Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка? (Геологи.)
— Как вы думаете, интересно работать геологами?
— Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.
2. Постановка проблемы урока
— Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?
— Покажите карточки – «да, можно» или «нет, нельзя». Это будет главный вопрос нашего урока. В конце урока мы вернёмся к нему.
3. Знакомство с новым материалом
— В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)
— А почему они называются полезными?
— Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.
Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)
— Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.
— Запишите определение в тетрадь на с. 24.
4. Работа в группах
— Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в 8-ми группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4 — образцы полезных ископаемых, а также картинка — условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого _________________________________
Твёрдое или жидкое ____________________________________________
Цвет _________________________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________
Прозрачное или непрозрачное ___________________________________
Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________
— За столами 5, 7, 8 сидят группы информаторов. Они изучают дополнительную информацию о полезных ископаемых, подчеркивают важное, затем нам сообщают.
5. Выступление каждой группы
Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Песок
Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.
Гранит
Гранит — очень плотная горная порода, образованная тремя минералами — полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.
Известняк
Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.
— Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)
— Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.
6. Физкультминутка
Путь его тяжёл и долог
Ищет залежи геолог.
С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»
Потрудились — отдохнём:
Встанем глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение изучения темы
Отдохнули?
Продолжим работу.
У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.
Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)
— Каким способом добываются полезные ископаемые?
— Полезные ископаемые добывают по-разному: одни — в карьерах (открытых котлованных), другие — в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Презентация
Закрепление изученного материала
А какие полезные ископаемые добывают в Московской области? (Работа по картам.)
Известняк
Известняк раньше добывали в поймах рек Пахра, Москва и широко применяли в строительстве — стены древнего Кремля, а также множество монастырей и церквей были сделаны из этого материала.
Песок
Разработка песка в песчаных карьерах ведется на территории практически всей области (г. Дзержинский; г. Котельники — кирпичный завод). Цветовая палитра песка в Подмосковье очень разнообразна — от белого, до черных песков юрского периода. Темпы добычи песка в области не снижаются по сей день, спрос на песок всегда актуален — ведется многочисленное строительство и промышленных объектов, и частных домов, и поселков, и высотных домов.
Глина
Применение глины тоже достаточно широко. И в Московской области есть несколько видов глины — основные из них — кирпичная и гончарная. Самое известное месторождение глины в Подмосковье — это Гжель. В этом городе с давних времен развит народный промысел — изготовление посуды и роспись в определённом стиле.
Другие ископаемые
В небольшом количестве в Московской области также встречаются поделочные камни. Близ города Воскресенка — небольшие залежи фосфатов.
Кластер
А теперь всё обобщим и заполним таблицу «Полезные ископаемые».
Полезные ископаемые
Полезное ископаемое
Изображение
Условное обозначение
Песок
Глина
Гранит
Известняк
Тест
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
1. Месторождение – это …
А) карьеры
В) горные породы
С) места залегания полезных ископаемых
2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
А) врачи
В) геологи
С) строители
3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина
В) гранит, торф
С) каменный уголь, поваренная соль
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды
В) каменный уголь, природный газ
С) графит, сера
5. Основные свойства гранита:
А) в виде крупинок, сыпучий
В) белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется углекислый газ)
С) зернистый, твёрдый и прочный.
6. Какое полезное ископаемое используется для изготовления стекла?
А) песок
В) глина
С) известняк
7. Мел – это разновидность:
А) гранита
В) известняка
С) ракушечника
8.Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
А) они опасны для здоровья
В) запасы их не безграничны, их пополнить нельзя
С) они красивы
Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
(Самопроверка по мультимедийному проектору).
— Поставьте себе оценку: если все восемь правильных ответов – поставьте «8»,
А теперь закрасьте звёздочку соответствующим цветом.
7
6
5
4
3
Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.
Молодцы!
9. Итог урока
Сегодня мы с вами попробовали быть геологами, которые изучают полезные ископаемые в лаборатории.
Что мы называем полезными ископаемыми?
Где их применяют?
— Для чего добывают полезные ископаемые? (Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.)
Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых, которые мы сегодня изучали? (Ответы детей.)
Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.
10. Синквейн
— Геологи не только занимаются поиском и изучением полезных ископаемых, они еще и большие романтики. Прошу вас сочинить нерифмованное пятистишье – синквейн – со словом «ископаемые».
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
11. Домашнее задание
— Прочитайте в учебнике на с. 61, 62, подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых; выясните, какие полезные ископаемые добывают в Люберецком районе.
— Спасибо за урок!
Источник