Олимпиады по географии по полезным ископаемым

Олимпиады по географии по полезным ископаемым thumbnail

Олимпиады по географии для учеников с 5 по 11 класс. Вы можете
принимать участие до тех пор, пока вас не устроит результат. Оформите
наградной документ с дипломом всего за 80 руб. Ваш учитель получит
диплом в подарок.

Олимпиада по географии

Наша планета одновременно большая и очень маленькая. Современный мир открыт для всех, нет никаких ограничений на путешествия, развитие кругозора, расширение практических знаний о мире. Но, для того, чтобы успешно осваивать мир и заниматься любимым делом, необходимо иметь множество знаний в различных дисциплинах. Одна из таких важных наук – это география.

Нельзя считать себя образованным человеком, не имея хотя бы базовых знаний в этой науке. Без них сложно или даже невозможно ориентироваться на карте и местности, нельзя разобраться в маршруте, а если отдалиться от практического использования, то без специальных знаний невозможно даже понять, где находится какая страна, город или местность.

Но география – это значительно больше, чем просто знание расположения континентов, морей и конкретных государств. Эта наука изучает множество взаимосвязанных компонентов: климат, полезные ископаемые, строение рельефа, политическое и экономическое строение, население, транспорт и промышленность, многое другое.

При таком разнообразии тем становится понятно, что изучение этой дисциплины должно быть глубоким и всеобъемлющим. Чтобы получить отличные результаты, уровень своих знаний нужно регулярно проверять и контролировать. Лучше всего в этом поможет прохождение нашей олимпиады по географии.

Как это сделать

Все задания ориентированы на курс обучения, проводимого в каждом классе школы, где изучается такая дисциплина. Школьники могут выбирать задание своего класса или ориентироваться на сложность вопросов. При хорошем уровне знаний никто не может запретить пройти тесты для класса выше или же попробовать свои силы сначала на более простых вопросах, основанных на уже пройденном материале.

В олимпиаде по географии используется по 10 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ, выбирая его из нескольких предложенных вариантов. Это не так легко сделать, потому что потребуются не просто знания по предмету, но и смекалка, сообразительность, уверенность в себе.

После прохождения всех вопросов результат будет доступен сразу же. После этого школьник, успешно справившийся с программой, может получить документальное подтверждение своего достижения – диплом. Для этого нужно заполнить заявку на получение диплома в электронном виде (PDF) и заплатить символические деньги – 80 рублей за оформление документа.

Наличие диплома поднимет самооценку и подтвердит высокий уровень знаний, поможет выявить недочеты в обучении и устранить их. Это связано с тем, что вопросы для тестирования построены совершенно иначе, чем привычные школьные контрольные работы.

Источник

В России в настоящее время проводится более 700 олимпиад школьников. Самая масштабная — Всероссийская олимпиада школьников. Она проходит ежегодно и охватывает 24 предметные олимпиады для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, которые реализуют образовательные программы среднего общего образования.

Самый первый этап – школьный, который олимпийцы этого года уже миновали. Сейчас проходит муниципальный этап олимпиады, и уже утвержден график проведения регионального этапа. Заключительный, национальный этап, определит среди олимпийцев самых трудолюбивых, способных и талантливых.

Всероссийская олимпиада по географии проводится с 1992 года. Несмотря на то, что в первом этапе соревнований может участвовать любой учащийся 5–11 класса, независимо от успеваемости, – на плечи учителей ложится большая ответственность. Как выбрать и как воспитать будущего чемпиона?

Корпорация «Российский учебник» публикует серию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. О том, что необходимо знать для успешного участия в соревновании по географии, нам рассказал заведующий кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ Алексей Наумов.

Как подготовить школьников к олимпиаде по географии

География остается «полевой» наукой, поэтому участники соревнования должны быть готовы к работе на местности. Таким образом, подготовка должна иметь как теоретическую, так и практическую составляющие. Умение применить теоретические знания в конкретных обстоятельствах на определенной территории крайне важно, поскольку география в современном мире становится все более практически ориентированной областью научного знания, необходимой для решения многих злободневных проблем и повседневных задач. Также школьники должны обладать географической эрудицией.

Многолетний опыт проведения заключительного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии, а также подготовки команд России к международным географическим соревнованиям позволяет назвать следующие основные слагаемые успешной подготовки участников этих олимпиад:

  • Географическая эрудиция определяет 20-30% от максимальной итоговой оценки за все туры/раунды. Сюда входит знание географической номенклатуры, физической и политической карты мира, регионов, стран; основных параметров географических объектов (высоты гор, длины рек, солености морей и т.д.); состава флоры и фауны материков и стран мира; основных статистических данных о населении стран, людности городов, валовом сборе сельскохозяйственных культур, объёмах добычи полезных ископаемых; названий и особенностей этносов, распространения религий; местоположения памятников природы, истории и культуры (в первую очередь, из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО).

  • Теоретическая подготовка – это 40% от максимальной итоговой оценки. Здесь важно понимание основных географических закономерностей (основ общего землеведения, геологии и геоморфологии, климатологии и метеорологии, географии населения и хозяйства, и т.д.). Умение объяснять географические явления, моделировать географические процессы и применять теоретические знания на практике.

  • Полевые навыки – это 40% от максимальной итоговой оценки. Здесь важно ориентироваться на местности, вести маршрутные наблюдения, фиксировать результаты, картировать территорию по маршруту (составлять кроки, строить карты с использованием имеющихся картографических основ). Также важно умение анализировать отмеченные на маршруте изменения в характере местности, интерпретировать результаты маршрутных наблюдений и их анализа (составлять логические схемы, строить графики), прогнозировать пространственно-временную динамику объектов и явлений по результатам маршрутных наблюдений.

Читайте также:  Полезные рецепты салатов из вареной свеклы

Требования к олимпиадным задачам

Задачи должны быть увлекательными. Вместе с тем, их содержание должно основываться на классических научных концепциях и по возможности учитывать новейшие достижения географической науки. Как показывает отечественный и зарубежный опыт проведения географических олимпиад, в условия задач необходимо включать как можно больше карт и иллюстраций: схем, фотографий, изображений ландшафтов и географических объектов, людей и памятников архитектуры. Широкие возможности для этого открывает огромное количество существующих справочных и информационных материалов, а также, в частности, программа Google Earth.

Не лишним будет ознакомиться с заданиями международной и Всероссийской географических олимпиад за прошлые годы. Но не надо ограничиваться только этими заданиями.

Полезным для составления своих задач может оказать перечень основных умений и навыков (в оригинале – «командных терминов» (Command Terms)), подготовленный комитетом Международного географического союза по географической олимпиаде. Согласно этому перечню, в задании могут использоваться следующие «командные термины»:

  • Проанализируйте: разделите условие на содержательные блоки и по отдельности объясните тенденции, аномалии и взаимосвязи.

  • Рассчитайте: проведите необходимые вычисления.

  • Начертите, нарисуйте: постройте график, схему, карту, в том числе, используя имеющиеся в условии статистические и иные данные.

  • Отметьте: на графике, схеме, карте отметьте определенные элементы и подпишите их.

  • Определите на карте: найдите на карте объект, определите его координаты, охарактеризуйте особенности географического положения.

  • Определите: назовите объект, процесс.

  • Опишите: охарактеризуйте особенности, например, размеры, форму, строение, местоположение определенной формы рельефа.

  • Дополните: добавьте к описанию недостающие детали.

  • Объясните: дайте характеристику причин (последствий) описанного явления.

  • Выделите: определите основные причины, особенности.

  • Оцените: охарактеризуйте значение (ценность) определенного явления (процесса, тенденции), сопоставив преимущества и недостатки; оцените перспективы, дайте прогноз.

  • Сошлитесь на: приведите данные и/или источники информации, на основании которых вы сделали выводы.

Полезные советы

В отличие от заключительного этапа (регионального), где надо полностью представлять весь объем школьной информации курса географии, на первом этапе достаточно, чтобы человек просто географией интересовался глубже, чем в обычной школьной программе. А главное для тех, кто хочет заниматься географией – это очень хорошее знание карты. Для этого дома у школьника должен обязательно быть географический атлас. Даю подсказку: из последних, которые появлялись на прилавках, самый хороший по качеству карт и по объему информации — «Географический атлас офицера».

Хорошо, если есть возможность повесить на стену карту России (Общегеографическая карта) и карту полушарий, отдельные карты регионов. Общая рекомендация, которую я даю школьникам, достаточно проста: чтобы составить у себя полную географическую картину мира, надо привыкнуть всю информацию, которую получаешь об окружающем мире – взрыв случился что-то открыли, пустили, закрыли – сразу представлять на карте.

Если рассуждать о роли нового федерального госстандарта при подготовке к олимпиаде, то, по моему мнению, олимпиада – это все-таки соревнование для людей более продвинутых или приподнявшихся в данных стандартах. Но прежде всего олимпиада нацелена на то, чтобы выявить стандартные знания. А дальше возникают следующие дополнительные компоненты: умение логически мыслить, увязывать факты, выстраивать их в логические цепочки; географическая эрудиция. Ни в одном учебнике нет необходимого объема информации о городах, странах, морях и океанах и т.д. Да и в принципе такая задача стоять не должна. Задача учебников – сориентировать школьника в том, как ему дополнить базовые знания школьной программы.

Есть такая тема сегодняшнего дня – приблизить задания олимпиад к жизни. По поводу соответствия жизни – это вопрос сложный, безумно философский. Вы спросите любого ученого, выдающегося академика, насколько наука современная отвечает на все вопросы жизни. Если человек не шарлатан, то он ответит, что полного идеала не бывает никогда. Тем не менее, да, на олимпиадах такое направление есть. Задания олимпиад, особенно то, чем приходится заниматься на заключительных этапах, региональном, – все равно стараются составить так, чтобы они были связаны, насколько это возможно, с жизнью, с какими-то проблемами, сюжетами жизни – экологическими, политическими и экономическими. Это важно, потому что это интересный и хороший побудительный мотив для олимпиадников.

Читайте также:  Имбирь полезные свойства для женщин как хранить

В этом году олимпиаде по географии 27 лет. Первая Всесоюзная олимпиада прошла в 1991 г. в Крыму. Победители Всероссийской олимпиады по географии представляют нашу страну на международных соревнованиях – Международной олимпиаде по географии (iGEO) и Всемирном географическом чемпионате «National Geographic». Основой для развития Всероссийской олимпиады по географии стал опыт проведения олимпиады школьников в МГУ имени М.В. Ломоносова, которая проходит с 1950-х гг.


Список литературы:

  1. География. Олимпиады. / Авт.-сост. А.С. Наумов. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с.

  2. Кунха С.Ф., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиадам по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –223 с.

  3. Наумов А.С. Всероссийская олимпиада школьников по географии: итоги 20-летия. // География в школе, 2011, №2. С. 26-34

  4. Наумов А.С. Итоги международной олимпиады по географии 2012 года. // География в школе, № 2, 2013. С. 36-39.

  5. Наумов А.С., Соколова Д.В. Теоретические задачи Всероссийской олимпиады по географии. // География в школе, 2011, №2, с.35-44 6. Naumov A. The All-Russian Geography Olympiad. // International Research in Geographical and Envirionmental Education. 2007, Vol.16, No3. P.283-292.

  6. https://www.geoolympiad.org/fass/geoolympiad/previous.shtml

  7. https://promotinggeog.geo.ntnu.edu.tw/iGeo%20Command%20terms%202013.pdf

  8. https://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_participant&action=task&Itemid=6789

Источник

Пришло время познакомиться с новыми источниками знаний. Книги и сайты для подготовки советует Анна Белик, победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Книги

Романова Э., Алексеева Н., Аршинова М. Физическая география
материков и океанов в 2 томах, Максаковский В. П. География. Экономическая
и социальная география мира. 10 класс. Изучение географии, как и в школьной
программе, начинается со знакомства с двумя основным ее направлениями –
географией физической и экономической. Поэтому рекомендую эти два источника.

Неклюева Н., Душина И., Раковская Э. География. Справочник
для старшеклассников и поступающих в вузы. Этот справочник в свое время
был мне очень полезен, поскольку во всероссных вопросах очень много именно
справочных знаний.

После знакомства с, так сказать, основами, можно переходить
к более специальным разделам. Тут я перечислю сразу несколько источников.

Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А.
Гидрология.Достаточно подробный учебник, рассказывающий о различных водных
объектах на Земле и процессах, с ними происходящих. Учебник рассчитан на
студентов профильных специальностей, поэтому содержит много формул, которые
может и не пригодятся в школьные годы, но дадут общее понимание о физике водных
объектов.

Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. Книга
о климате Земли в прошлом и настоящем. Содержит много элементов физики, что
несколько усложняет восприятие, но не уменьшает полезность этого учебника.

Геннадиев А. Н., Глазовская М. А. География почв с основами
почвоведения. Замечательный учебник, начинающийся базовыми знаниями о
почвах и заканчивающийся географическими закономерностями их распределения.
Позволяет не только усвоить саму географию почв, но и понять, почему она именно
такая, от чего зависит и как изменяется.

Рычагов Г. И. Общая геоморфология. Один из лучших
учебников по геоморфологии: здесь собраны основные сведения о рельефе и
рельефообразующих процессах, раскрыты основные понятия. Большое внимание
уделено склоновым процессам, а также геоморфологическим процессам, происходящим
на дне Мирового океана.

Божок А. П., Харченко А. С. Топография с основами геодезии. Книга
о правилах создания топографических карт и проведении топографической съемки.
Содержит также некоторые вводные, базовые понятия.

Абдурахманов Г. М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г., Огуреева
Г. Н. Биогеография. Биогеография тесно связана с актуальной в наше время
экологией, поэтому учебник будет полезен не только географам, но и экологам, и
биологам. Учебник описывает основные природные сообщества моря и суши.

Алексеев А. И., Колосов В. А. Социально-экономическая
география России. Хороший учебник по социально-экономической географии,
затрагивающий обширный круг проблем, начиная с социально-экономической
географии отдельных регионов и заканчивая почти философским вопросом: «Европа
или Азия?». Также касается некоторых аспектов геополитики.

Перечисленные выше источники – это серия, по которой учится
1 курс МГУ. Эти учебники углубляются в отдельные разделы географии. Они весьма
детальны, так что далеко не все встретится в олимпиадах, но несомненно будет
полезно для изучения географии вообще. И несколько облегчит жизнь тем, кто
после 11 класса пойдет в университеты на географические специальности.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории
географических открытий. На всеросе по географии неизменно много вопросов
по истории, поэтому знать ее весьма полезно.

Читайте также:  Травы полезные для кожи при псориазе

Жюль Верн. «Открытие земли», «Мореплаватели XVIII века»,
«Путешественники XIX века». Из интересного. Более исторического, чем
географического. Это не фантастика!

Интернет-ресурсы

Федеральная
служба государственной статистики. Сайт не слишком удобен в обращении, но
вся наиболее свежая и актуальная информация по социально-экономическим
показателям в России – здесь.

Карты всего
мира. Здесь – топографические карты на весь мир.

Библиотека
географа. Паблик ВКонтакте, содержащий 2000 различных учебников.

Экологический
центр «Экосистема». Справочник о природе России и мира.

Физико-географический атлас мира. Физико-географический
атлас мира, 1964.

Источник

Ссылка на пост: https://vk.com/postolymp?w=wall-72709087_15804/all
Автор поста: https://vk.com/id172198531

Давненько не было данной рубрики, поэтому решил, скомпановав как смог, предложить свои советы по подготовке к Всероссу по географии в #ПСТО_материалы

Начну пожалуй с структуры распределения баллов.
На региональном уровне в сумме можно получить 100 баллов: 50 за теоретический тур (5 заданий по 10 баллов), 30 за тест и 20 за практический тур, т.е. работу с картой.
На заключительном этапе сумма баллов 200: 100 за теорию (будет предложено 6 заданий из которых надо выбрать для решения 5, за каждое задание 20 баллов), 70 за полевой тур и 30 баллов за тест. Причем, если регион проходит в 2 дня (1 день теория, 2 день практический тур и тест), то Всеросс в 3 дня, по дню на тур.
Насчет аппеляций сразу скажу. По новому положению, аппеляцию могут на заключительном этапе только удовлетворить или отклонить, урезать баллы права не имеют. Если на некоторых предметах это не соблюдалось, то на гео все было четко с этим, поэтому смело идите на аппеляцию на заключительном туре, если есть хоть малейшая надежда на поднятие баллов.

К сожалению (или к счастью) на регионе очень важна удача. Тот же тест 30% баллов дает( на заключительном этапе 15%), а там вообще что угодно может быть. Надо поднатаскаться географических тестов каких-нибудь московских и питерских вузовских олимпиад. Вопросы иногда попадаются оттуда, но редко конечно, и навык решения тестов набивается. Слишком много над этим сидеть не стоит ибо рандом. Еще, помимо удачи, очень важна общая эрудиция. При ответе в теоретическом туре стоит писать все что угодно, разумеется не отходя сильно от темы. Если ты знаешь какой-то факт, но не знаешь стоит его писать или не стоит, то я бы написал. Еще один аспект который на олимпиадах мне помогает, это умение расслабиться. Перед смертью не надышишься и задания все равно не угадаешь, поэтому не стоит ботать в ночь олимпиады, да и накануне тоже я не ботаю особо. Лучше расслабиться, абстрагироваться, чтобы голова была свежая. Если только чувствуешь, что какую-то тему надо повторить особо, повтори, т.к. возможно это интуиция подсказывает. Но это особенности каждого, тут как тебе удобнее.

По теории. Тут и на регион и на Всеросс не сильно отличается подготовка. Только ее интенсивность. Можно начать с легкого — задачи части С ЕГЭ. Они не сложные, но помогают повторить некоторые факты, простые навыки. Можно прорешать задания прошлых лет, на Всеросс особенно. Они конечно не повторятся, но по крайней мере примерный уровень заданий будет понятен. Хотя тут тоже год на год не приходится. Всякие вузовские олимпиады и прочее порешать. Из материалов мне понравился учебник за 10 класс Домагацких, Алексеевский. Без обилия воды и по делу. За другие классы не скажу про эту линию, а те по которым занимался не очень. Возможно стоит этих авторов посмотреть за другие классы, здесь не знаю. Так же, естественно знать атласы. За 8 и 9 классы лучше издания Дрофа, за 10 у меня был «Новосибирское картографическое издательство», нормальный, но полагаю Дрофа не хуже. Так же есть отличное издание небольших журнальчиков по отраслям России. К сожалению не помню название издательства, но я в поиске, как найду, дополню этот пост. В Атласах знать все вынесенные отдельно аспекты. Это энергетика России, промышленнсть, металлургия, полезные ископаемые, все крупные географические объекты, факты из разряда «самые-самые», народы, языки, республики, округа и т.п., очертания регионов, климат прикидывать по крайней мере где какой, типы почв. Затем тоже самое, но уже по миру. Так же не помешает знание приборов для измерения. Естественно карту мира знать, по слепой карте ориентироваться где какая страна, столица, какие там форма правления, гос. устройство, язык, религия. Знать основные океанические течения. Так же следует отработать задачи на время и часовые пояса, на положение Земли по отношению к Солнцу.

Источник