Они представлены такими полезными ископаемыми как
Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.
Определение и классификация полезных ископаемых
Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).
Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)
Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.
Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.
Рудные полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).
Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)
Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.
Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)
Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.
Магматические и метаморфические полезные ископаемые
Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).
Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)
Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.
О добыче алмазов в Якутии
Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).
Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)
Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.
Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.
Рис. 10. В.С. Соболев (Источник)
В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.
Рис. 11. Л.А. Попугаева (Источник)
Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.
Добыча полезных ископаемых
Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),
Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)
либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).
Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)
Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.
Рис. 7. Бурение скважины (Источник)
Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.
Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)
Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.
О нефти и газе Западной Сибири
Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).
Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)
Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км2 (рис. 13).
Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)
Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).
Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)
Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.
Рис. 15. Город Сургут (Источник)
Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).
Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)
Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.
Домашнее задание
- Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
- Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
- Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
Список литературы
- География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
- География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
- Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Tepka.ru (Источник).
- E-ng.ru (Источник).
- Geographyofrussia.com (Источник).
Источник
Ñáîðíèê » À çíàåòå ëè âû? Ñòàòüè äëÿ äåòåé».
Äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñåãîäíÿøíèé íàø ðàññêàç áóäåò íà òàêóþ èíòåðåñíóþ òåìó, êàê íåîáû÷íûå è î÷åíü öåííûå ñîêðîâèùà, êîòîðûå, êàçàëîñü áû íà ïåðâûé âçãëÿä, ñîâåðøåííî íå ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ íè÷åãî öåííîãî. Íî, ýòî òîëüêî íà ïåðâûé âçãëÿä. À åñëè âû óçíàåòå îá ýòîì ïîäðîáíåé, òî ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî áîãàòà íàøà çåìëÿ. È èíîãäà íåñìåòíûå áîãàòñòâà íàõîäÿòñÿ ÷óòü ëè íå ïðÿìî ó íàñ ïîä íîãàìè. È ðå÷ü ñåãîäíÿ ïîéäåò î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, äðóãèìè ñëîâàìè, î áîãàòñòâàõ, ÷òî íàõîäÿòñÿ â íåäðàõ íàøåé çåìëè.
Ñàìî ïîíÿòèå «ïîëåçíûå èñêîïàåìûå», îçíà÷àåò ðàçëè÷íûå ìèíåðàëüíûå è îðãàíè÷åñêèå îáðàçîâàíèÿ çåìíîé êîðû, ñîñòàâ è ñâîéñòâà êîòîðûõ ïîçâîëÿþò èñïîëüçîâàòü èõ â ñôåðå êàêîãî-ëèáî ïðîèçâîäñòâà. Íàïðèìåð, â êà÷åñòâå ðàçíîãî ñûðüÿ äëÿ çàâîäîâ è ôàáðèê, èëè ïðîñòî, êàê òîïëèâà. À íàçûâàþòñÿ îíè èñêîïàåìûå, ïîòîìó ÷òî èõ èçâëåêàþò èç çåìëè. Ðàçëè÷àþò òâ¸ðäûå, æèäêèå è ãàçîîáðàçíûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå.
Ñàìûå îñíîâíûå — ýòî ãîðþ÷èå. Òàêèå, êàê íåôòü, ïðèðîäíûé ãàç, òîðô è óãîëü. Áåç íèõ ÷åëîâå÷åñòâî ïðîñòî íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå òåïëî, óþò, ãîðÿ÷àÿ åäà. Òàê æå íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå ìàøèíû è ìíîãîå äðóãîå, áåç ÷åãî ñîâðåìåííîìó ÷åëîâåêó ïðîñòî íåâîçìîæíî îáîéòèñü. À ÷òîáû ïðèâåñòè â äâèæåíèå ñàìîëåòû, ìàøèíû, ïîåçäà è êîðàáëè íåîáõîäèìî ãîðþ÷åå — áåíçèí è êåðîñèí. È òóò ïðèõîäÿò íà ïîìîùü áîãàòñòâà çåìëè, âåäü ðàçëè÷íîå òîïëèâî äåëàþò èç íåôòè, êîòîðóþ äîáûâàþò èç íåäð çåìëè. À ïðèðîäíûé ãàç, êîòîðûé âûêà÷èâàþò èç ãëóáèííûõ íåäð çåìëè, ïðîéäÿ ïî ãàçîïðîâîäàì, ïîïàäàåò â íàøè êâàðòèðû è îáîãðåâàåò è «êîðìèò» ëþäåé. Îãðîìíóþ ïîëüçó ïðèíîñèò è äîáû÷à êàìåííîãî óãëÿ, êîòîðûé øèðîêî èñïîëüçóþò â ìåòàëëóðãèè, õèìèè è ýíåðãåòèêå. À âîçíèê êàìåííûé óãîëü èç î÷åíü äðåâíèõ ëåñîâ è ðàñòåíèé, êîòîðûå åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä ïîãèáàëè ïîä íàòèñêîì áóðü è ïàäàëè íà äíî ðåê è áîëîò. È òàê îíè ïðåññîâàëèñü ìèëëèîíû ëåò, è çàëåæè êàìåííîãî óãëÿ íàõîäÿòñÿ î÷åíü ãëóáîêî ïîä çåìëåé.
Òàê æå ê î÷åíü âàæíûì èñêîïàåìûì îòíîñÿòñÿ ðóäû ÷¸ðíûõ, öâåòíûõ è áëàãîðîäíûõ ìåòàëëîâ. Îíè ïðîñòî íåçàìåíèìû â ñîâðåìåííîé íàóêå è òåõíèêå. Ðàçâå ìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, íàïðèìåð, ñîâðåìåííóþ ìåäèöèíó, â êîòîðîé ó âðà÷à-õèðóðãà íåò íèêàêèõ èíñòðóìåíòîâ? À òå æå àâòîìîáèëè, ñàìîëåòû, êîðàáëè, æåëåçíûå äîðîãè, ðàçëè÷íûå ñòàíêè èçãîòàâëèâàþò èç ðàçíûõ ìåòàëëîâ: æåëåçà, ñâèíöà, òèòàíà, íèêåëÿ, ìåäè. À äðàãîöåííûå ìåòàëëû, òàêèå êàê çîëîòî, ñåðåáðî è ïëàòèíà, èñïîëüçóþòñÿ ÷åëîâåêîì íå òîëüêî äëÿ èçãîòîâëåíèÿ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, íî è øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ â ñîâðåìåííîé íàóêå è ìåäèöèíå.
Ñëåäóþùèé âèä ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ — ãèäðîìèíåðàëüíûå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðàçëè÷íûå ïîäçåìíûå ìèíåðàëüíûå è ïðåñíûå âîäû. Î ïîëüçå ìèíåðàëüíûõ âîä èçâåñòíî ñ äðåâíèõ âðåìåí. À âàæíîñòü âîäû äëÿ æèçíè ÷åëîâåêà ïðîñòî íåâîçìîæíî îöåíèòü.
À ðàçâå ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ñîâðåìåííîå îáùåñòâî áåç òàêèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê ñòðîèòåëüíûå ìàòåðèàëû? Îíè íàçûâàþòñÿ íåðóäíûå. Ýòî èçâåñòíÿê, ïåñîê, ãëèíà, ðàçëè÷íûå ñòðîèòåëüíûå êàìíè, ãðàíèò è ìíîãîå äðóãîå. Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå îêàçûâàþò îãðîìíîå âëèÿíèå íà íàøó æèçíü. Íàïðèìåð, èç ñïåöèàëüíî ïåñêà äåëàþò ñòåêëî, êîòîðîå ïðîñòî íåçàìåíèìî â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, è äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ïîñóäû, ðàçëè÷íûõ ïðèáîðîâ, îêîííûõ ñòåêîë è ìíîãîãî, î÷åíü íåîáõîäèìîãî äëÿ íàóêè è òåõíèêè. Òàê æå øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ãîðíîõèìè÷åñêîå ñûðü¸: àïàòèò, ôîñôàòû, ìèíåðàëüíûå ñîëè, áàðèò, áîðàòû.
Ñëåäóþùèé âèä íåçàìåíèìûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ýòî êàìíåñàìîöâåòíîå ñûðü¸. Ê íèì îòíîñÿòñÿ òàêèå êðàñèâûå ñàìîöâåòû, êàê: ÿøìà, ðîäîíèò, àãàò, îíèêñ, õàëöåäîí, ÷àðîèò, íåôðèò, àìåòèñò è ìíîãèå äðóãèå. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, êðàñèâûõ ïðåäìåòîâ, ñòàòóýòîê, ïîñóäû, ýëåìåíòîâ ìåáåëè. À òàê æå è äðàãîöåííûå êàìíè: àëìàç, èçóìðóä, ðóáèí, ñàïôèð, òîïàç. À çíàåòå ëè âû, ÷òî áðèëëèàíòû — î÷åíü êðàñèâûå è äîðîãèå êàìíè, èñïîëüçóåìûå â êà÷åñòâå óêðàøåíèé, ýòî ñïåöèàëüíî îáðàáîòàííûå êðèñòàëëû óãëåðîäà, — àëìàçû. Ñàìè ïî ñåáå, àëìàçû — î÷åíü íåâçðà÷íûå, ìóòíûå êàìíè. Ñâåðêàþùèì ÷óäîì èõ äåëàåò ìàñòåð-þâåëèð, êîòîðûé ñíà÷àëà ýòîò êàìåíü ðàçðåçàåò, ïîòîì øëèôóåò è ïðèäàåò îãðàíêå. Îáû÷íî, êàæäûé áðèëëèàíò èìååò ïî 58 è áîëåå ãðàíåé, áëàãîäàðÿ ÷åìó êàìíè ñâåðêàþò âñåìè öâåòàìè ðàäóãè. Íî èñïîëüçóþòñÿ êðèñòàëëû àëìàçîâ íå òîëüêî, êàê óêðàøåíèÿ. Âåäü, àëìàç — ýòî ñàìîå òâåðäîå âåùåñòâî, ñîçäàííîå ïðèðîäîé. Ïîÿâèëèñü àëìàçû äàâíûì-äàâíî, åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä, êîãäà â íåäðàõ çåìëè áóøåâàëè ðàñïëàâëåííûå âåùåñòâà. Ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð è îãðîìíîãî äàâëåíèÿ, ìîëåêóëû óãëåðîäà ñïðåññîâàëèñü è ïðåâðàòèëèñü â ïðîçðà÷íûå êðèñòàëëû àëìàçîâ. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ýòî íåçàìåíèìûé ìàòåðèàë â ñîâðåìåííîé íàóêå, â ñàìûõ ñîâðåìåííûõ òåõíîëîãèÿõ è â êîñìè÷åñêîé òåõíèêå. È îáðàáîòàòü àëìàç ìîæíî òîëüêî ïðè ïîìîùè äðóãîãî àëìàçà, òàê êàê íè îäèí äðóãîé ìàòåðèàë íå ñïîñîáåí ïðîòèâîñòîÿòü òâåðäîñòè ýòîãî êàìíÿ.
Î ïîëüçå è öåííîñòè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ÷åëîâå÷åñòâó èçâåñòíî î÷åíü äàâíî. Êîíå÷íî, ñåãîäíÿøíÿÿ òåõíèêà ïîçâîëÿåò áåç îñîáîãî òðóäà äîáûâàòü èç ãëóáèí çåìëè åå íåñìåòíûå ñîêðîâèùà — ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. À âåäü, ðàíüøå ëþäÿì ïðèõîäèëîñü âðó÷íóþ êîïàòü è øàõòû, è ðóäíèêè, è ãëóáîêèå êîëîäöû. Î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñòàðèííûõ ñêàçîê è ëåãåíä. Âñå ìû â äåòñòâå ñëûøàëè çíàìåíèòóþ ñêàçêó î õîçÿéêå ìåäíîé ãîðû.  ýòîé ñêàçêå ïèñàòåëü Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Áàæîâ î÷åíü æèâîïèñíî îïèñàë êðàé ìåñòîðîæäåíèé Óðàëüñêèõ ñàìîöâåòîâ, â ÷àñòíîñòè, êðàñèâîãî çåëåíîãî ìàëàõèòà. Ïîìíèòå, êàê òðóäèëñÿ ïî ñþæåòó ýòîé ñêàçêè Äàíèëà-ìàñòåð, ñîçäàâàÿ íåîáû÷íîé êðàñîòû êàìåííûé öâåòîê â ïåùåðå ãëóáîêî ïîä çåìëåé, â çàòî÷åíèè ó õîçÿéêè ìåäíîé ãîðû, êîòîðàÿ óìåëà ïðåâðàùàòüñÿ â ÿùåðêó? Åñëè êîìó-òî èç âàñ åùå íå èçâåñòíà òàêàÿ ñêàçêà, — îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå. Ýòî î÷åíü ïîçíàâàòåëüíàÿ èñòîðèÿ î ñèëå ëþáâè è ñèëå íàñòîÿùåãî ìàñòåðñòâà ðóê ÷åëîâåêà. À òàê æå, îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå ÷åøñêóþ ñêàçêó î Ñîëåíîì ïðèíöå, â êîòîðîé ðàññêàçûâàåòñÿ, êàê íà ñàìîì äåëå, îêàçûâàåòñÿ, íåçàìåíèìà äëÿ ÷åëîâåêà ñàìàÿ îáû÷íàÿ ñîëü. À ñêàçêà ïðî Ïèòåðà-óãîëüùèêà ïîâåñòâóåò î òîì, ÷òî íóæíî îáÿçàòåëüíî öåíèòü òî, ÷òî èìååøü, îñîáåííî, åñëè ýòî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü è âåðíîñòü. Âïðî÷åì, îá ýòîì ïîâåñòâóþò ìíîãèå ñêàçêè. Òîëüêî î ÿíòàðå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ëåãåíä è ñêàçîê. Ñàìàÿ èçâåñòíàÿ ïðî ìîðñêóþ áîãèíþ Þðàòå, ïîëþáèâøóþ ïðîñòîãî ðûáàêà, çà ÷òî Çåâñîì áûë ðàçðóøåí åå ïîäâîäíûé ÿíòàðíûé çàìîê. Íî ñàìîì äåëå, ÿíòàðü — ýòî îêàìåíåâøàÿ ñìîëà î÷åíü äðåâíèõ äåðåâüåâ, âîçðàñò êîòîðîé íàñ÷èòûâàåò äåñÿòêè ìèëëèîíîâ ëåò, à ïî ñâîåé êðàñîòå óêðàøåíèÿ è ïîäåëêè èç ÿíòàðÿ íå óñòóïàþò äîðîãèì äðàãîöåííûì êàìíÿì.
Íå âîçìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü æèçíü ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, íå îáëàäàé îí òàêèìè áîãàòñòâàìè, êàê ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. Íî ñàìîå áîëüøîå áîãàòñòâî, ýòî íàøà çåìëÿ. Åñëè ëþäè áóäóò öåíèòü è îáåðåãàòü ïðèðîäó, áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê ñâîåé çåìëå, òî è îíà â îòâåò âñåãäà îäàðèò ëþäåé ñâîèìè íåñìåòíûìè ñîêðîâèùàìè, êîòîðûå îíà ùåäðî ñîçäàëà â ñâîèõ íåäðàõ.
Источник
Видеоурок посвящен теме «Природно-ресурсный потенциал Латинской
Америки». Из урока вы узнаете о
природно-ресурсном потенциале региона, познакомитесь с основными ресурсами,
которыми богаты различные территории Латинской Америки. Преподаватель расскажет
вам о странах-лидерах по обеспеченности различного вида ресурсами. Кроме того,
в конце урока представлен интересный дополнительный материал, посвященный
гербам стран Латинской Америки, экологии и гуано.
Тема: Латинская Америка
Урок: Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки
1. Введение
Латинская Америка обладает огромными запасами природных ресурсов, как исчерпаемыми, так и неисчерпаемыми.
2. Минеральные ресурсы Латинской Америки
Латинская Америка обеспечена практически всеми известными видами минерального сырья, по многим из них она выделяется среди других регионов мира. Здесь встречаются самые необычные сочетания полезных ископаемых на сравнительно небольших территориях.
На территории Латинской Америки имеются крупные запасы ниобия, лития, бериллия, молибдена, меди, серы, сурьмы, серебра, бокситов, нефти и пр.
Богатство и разнообразие полезных ископаемых Латинской Америки объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территории. С кристаллическим фундаментом Южно-Американской платформы и складчатым поясом Кордильер и Анд связаны бассейны и месторождения руд черных и цветных металлов, особенно железной руды, лития, молибдена, меди, никеля, олова, а также золота и ceребра, которые в первую очередь привлекали испанских конкистадоров. А в краевых и межгорных прогибах этого пояса образовались крупные залежи нефти и природного газа.
Рис. 1. Тектоническая карта Южной Америки и Панамского перешейка (Источник)
Крупнейшие в регионе нефтегазоносные бассейны нaxoдятся в Венесуэле и Мексике, а также в Эквадоре и Колумбии. В Венесуэле это бассейн Маракайбо, расположенный в межгорной впадине, выходящей к Карибскому морю. Нефть здесь залегает как на суше, так и в пределах акватории озера Маракайбо. По некоторым данным, Венесуэла занимает 2-е место в мире по запасам нефти, уступая только Саудовской Аравии. В Мексике она также залегает и на суше, и на шельфе Мексиканскогo залива.
Рис. 2. Добыча нефти в Венесуэле (Источник)
Латинская Америка богата и бокситами, образование которых связано с латеритной корой выветривания, а также со многими нерудными полезными ископаемыми, особенно с селитрой и серой. Наиболее крупными запасами бокситов обладают Бразилия, Ямайка, Суринам, Венесуэла.
Особенно богаты рудными полезными ископаемыми Анды. Уникальный оловянный пояс протянулся через Анды Боливии, Перу и прилегающие районы Бразилии. С оловянными месторождениями соседствуют залежи сурьмы (Боливия). Наиболее крупными ресурсами свинцово-цинковых руд располагают Перу и Мексика. В этих так называемых мезотермальных глубинах отлагались в основном руды меди и полиметаллов. Эти месторождения характеризуются очень богатыми скоплениями руды. Яркий пример подобного типа представляет собой известное месторождение Серр-де-Паско в Перу. Кроме того, в Андах есть большие запасы серебра, меди и других металлов.
Рудные полезные ископаемые Анд:
1. Медные.
2. Оловянные.
3. Железные.
4. Свинцово-цинковые.
5. Вольфрамовые.
6. Сурьмяные.
7. Молибденовые.
8. Благородных металлов.
В Латинской Америке протягивается медный пояс (Перу, Чили, Эквадор, Колумбия). 2/3 всех запасов меди приходится на Чили. В этой стране экспорт меди – одна из главных статей дохода.
Рис. 3. Добыча меди в Чили (Источник)
Крупные запасы селитры находятся в пустыне Атакама.
Драгоценные камни добывают в Колумбии (изумруды), Перу, Бразилии.
Крупные угольные месторождения находятся в Бразилии и Колумбии.
Очень богата Латинская Америка железными рудами высокого качества. Важнейшие месторождения приурочены к метаморфизованным породам докембрийского континентального щита Южной Америки. На внеконкурентном первом месте – Бразилия. Одно из крупнейших в мире месторождений железной руды – 18 млрд т – это Каражас в штате Пара, которое, по предварительным оценкам, вдвое превосходит весь рудный потенциал штата Минас-Жерайс, где в настоящее время находятся практически все остальные эксплуатируемые месторождения. Кроме того, крупными запасами железных руд обладают Боливия и Мексика.
Рис. 4. Железная руда Бразилии (Источник)
3. Земельные, водные ресурсы Латинской Америки
Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением eгo преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Благоприятны агроклиматические ресурсы, однако в отдельные гoды губительное влияние на сельское хозяйство оказывает проникновение холодных воздушных масс с юга. К тому же гoдовое распределение осадков добавляет к этой картине свои важные коррективы, и наряду с зонами избыточного увлажнения (Амазония) в Мексике, Чили, Аргентине есть районы, где необходимо искусственное орошение. К тому же именно для Латинской Америки характерно периодическое повторение такой природной катастрофы, как явление Эль-Ниньо, которое связано с аномальным потеплением обычно довольно прохладных прибрежных поверхностных вод Тихого океана.
По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии.
4. Лесные, агроклиматические ресурсы Латинской Америки
Огромное богатство Латинской Америки – ее леса, которые занимают более 1/2 всей территории региона. Неслучайно Латинская Америка из космоса представляется зеленым континентом. По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения Латинская Америка занимает первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. Очень богат и разнообразен также животный мир региона.
Рис. 5. Карта лесных ресурсов мира (Источник)
В целом природные условия на большей части территории Латинской Америки благоприятны для жизни людей и их хозяйственной деятельности. Однако во многих случаях они используются недостаточно рационально, а порой и варварски.
5. Гербы
Животный и растительный мир Латинской Америки интересен и разнообразен. Многие представители живой природы отображены на гербах стран региона.
Рис. 6. Герб Венесуэлы , Рис. 7. Герб Уругвая
6. Экология
В связи с активным использованием природных ресурсов перед странами Латинской Америки стали возникать серьезные экологические проблемы. В первую очередь это касается уничтожения лесов, животных, деградации почв.
7. Гуано
Гуано — разложившийся в условиях сухого климата помёт морских птиц. Гуано активно используется в хозяйственной деятельности многих территорий Латинской Америки, в том числе как удобрение.
Домашнее задание
Тема 10, П. 1
1. В чем особенности размещения минеральных ресурсов в Латинской Америке?
2. Приведите примеры стран Латинской Америки и характерные для них ресурсы.
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.
2. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.
3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.
4. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.
5. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
6. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.
8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.
9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.
10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.
11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.
12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Федеральный портал Российское Образование (Источник).
3. Ege.yandex.ru (Источник).
4. 5ballov.qip.ru (Источник).
5. School.xvatit.com (Источник).
Источник