Описание полезного ископаемого 4 класс торф
Урок-проект по окружающему миру
Горючие полезные ископаемые
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск
Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
Задачи: формирование представлений учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.
Предметные результаты
Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать способы их добычи, владеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Личностные:
— развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
— способствовать развитию умения работать в группе;
— способствовать расширению словарного запаса детей;
— умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— высказывать своё предположение;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий..
Познавательные:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
— формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;
— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.
Коммуникативные:
— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;
— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.
— принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки с загадками, образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика» учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы, карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.
Ссылки:
Нефть — https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/77/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html
Газ — https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/51/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html
Торф — https://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_22_22.php
Каменный уголь — https://www.doklad-na-temu.ru/iskopaemye/kamennyi-ugol.htm
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная работа.
Я предлагаю вам Ситуацию выбора:
• Новый материал объяснит учитель.
• Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.
— Какой вариант вы выбираете?
Слайд –
Действительно,
Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.
Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).
2. Введение в тему урока
Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.
ГЕ , , Г (открыть шторку)
— Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)
— Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)
– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ», вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.
3.Актуализация знаний
— Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)
— Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)
– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)
4. Составление плана работы.
— Наш урок сегодня пройдет в форме урока-проекта.
— Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.
5.Постановка проблемы
Слайд — Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)
Слайд — Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.
Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.
— Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес… — где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще использовать в качестве топлива?)
Слайд Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?
— А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.
У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).
1 группа — Росли на болоте растения – Стали топливом и удобрением (торф) | 3 группа – Без нее не побежит |
2 группа – Он черный, блестящий, | 4 группа – На кухне у мамы |
6. Проверка групп — зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости
— Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)
Слайд — появляются все 4 ПИ
— Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.
Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)
7. Формулирование темы урока
Слайд — Сформулируйте тему проекта — горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)
— Какие задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?
Вам помогут вопросы
Слайд
Какие … ? (свойства и значение для человека)
Как…? (добывают, обозначают на карте)
Где ..? (добывают, применяют)
Нужно ли ….?
— Какие источники информации нам помогут ответить на эти вопросы?
Слайд — В проведении исследовательской работы вам поможет маршрутный лист.
Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.
8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).
Слайд — Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.
Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.
9. Представление результатов исследования
Слайд — Давайте послушаем и посмотрим на результаты ваших исследований, остальные учащиеся по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.
Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.
На доске постепенно заполняется таблица:
Характеристика ПИ | Каменный уголь | Торф | Нефть | Природный газ |
— Сегодня мы попробовали быть геологами.
— Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?
10. Работа с физической картой на интерактивной доске
Слайд — Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.
(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)
11.Проблема: (охрана ГПИ)
— Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.
— О какой проблеме идет в нем речь?
Просмотр видеоролика.
— Какая проблема была затронута в сюжете?
(нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)
— Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?
— Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).
— Давайте вспомним, как они образовались? (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)
— Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?
(подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)
— Какие меры по охране ПИ вы можете предложить? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)
– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?
(Находить новые виды топлива и источники энергии)
12. Домашнее задание
— Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.
— А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и прославляют своим трудом наш край.
13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью теста «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.
- Торф – жидкое полезное ископаемое
- Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
- Нефть добывают из скважин
- Бензин получают из нефти.
- Торф используется в строительстве
- Каменный уголь образовался из растений.
14. Рефлексия (в группах)
— Подведём итог нашего урока. Каждый из вас внес определенный вклад в исследовательскую работу, подумайте, какие трудности вам встретились, что понравилось больше всего. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету как участника проекта.
Заполнение анкет по участию в проекте.
Заслушивание нескольких ребят.
— Какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?
— Какие трудности встретились во время выполнения проекта?
— Спасибо всем за работу, наш урок окончен.
АНКЕТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА
Имя участника проекта | |
Напиши, какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом? | |
Чему ты научился? | |
Что получилось лучше всего? | |
Какие трудности встретились во время выполнения проекта и как я их преодолевал (пытался преодолевать)? | |
Оцени свое участие в работе над проектом? | |
Оцени своё отношение к проекту по предложенным шкалам (подчеркни нужные слова) | Выполнение проекта считаю: Приятным неприятным Однообразным разнообразным Интересным скучным Желательным нежелательным Легким трудным Нужным ненужным Беспокойным спокойным Простым сложным Непонятным понятным Полезным бесполезным |
Свойства________________________________
Состояние (твердое или жидкое) | |
Цвет | |
Плотное, рыхлое, сыпучее, запах | |
Легче или тяжелее воды | |
Горючесть | |
Добыча (открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина) | |
Применение (составить схему на листке) | |
Условное обозначение на карте (нарисуйте) |
!!!!! После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.
__________________________________________________________________
Свойства________________________________
Состояние (твердое или жидкое) | |
Цвет | |
Плотное, рыхлое, сыпучее, запах | |
Легче или тяжелее воды | |
Горючесть | |
Добыча (открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина) | |
Применение (составить схему на листке) | |
Условное обозначение на карте (нарисуйте) |
!!!!! После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
Слои полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
5 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
6 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
7 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
8 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
9 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
10 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
11 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
12 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
13 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
14 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
15 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
16 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
17 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
18 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
19 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-448374
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: » Полезные ископаемые. Торф»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Что такое торф?
Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением отмерших частей деревьев, кустарников, трав и мхов, в условиях повышенной влажности и ограниченного доступа кислорода. Содержит 50—60 % углерода.
3 слайд
Описание слайда:
Торф по условиям образования делится на:
4 слайд
Описание слайда:
состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовательных к пище и воде.
состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовательных к пище и воде.
5 слайд
Описание слайда:
К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощи и древесные породы.
К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощи и древесные породы.
6 слайд
Описание слайда:
Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. На переходных болотах растут сфагновые и зеленые мхи (низинные и верховые), осока, пушица, багульник и др.
Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. На переходных болотах растут сфагновые и зеленые мхи (низинные и верховые), осока, пушица, багульник и др.
7 слайд
Описание слайда:
Добыча торфа
8 слайд
Описание слайда:
Применение торфа
Применение торфа
9 слайд
Описание слайда:
Торф под микроскопом
10 слайд
Описание слайда:
ОПЫТ № 1
Что легче торф или песок?
11 слайд
Описание слайда:
ОПЫТ № 2
Тонет ли торф?
12 слайд
Описание слайда:
Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и песка.
Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и песка.
13 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-939625
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник