Определите по карте тектоника полезные ископаемые

Определите по карте тектоника полезные ископаемые thumbnail



1. По карте «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251) определите, какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие закономерности в их размещении можно выявить?

Недра нашей страны богаты огромными запасами полезных ископаемых, по многим из которых Россия занимает первые места в мире. В частности Россия обладает огромными запасами нефти и природного газа, угля, никеля, калийными солями, золотом, вольфрамом, оловом, кобальтом, молибденом, цинком, свинцом и др. Общая закономерность залегания полезных ископаемых такова: большинство рудных полезных ископаемых сосредоточено на территории гор, в то время как на равнинах залегают топливные полезные ископаемые.

2. Выберите верный ответ. В районах платформ, где близко к поверхности расположен их фундамент, добывают: а) нефть и природный газ; б) каменный уголь; в) металлические руды.

Ответ: В.

3. Как образуются россыпные месторождения?

Россыпные месторождения встречаются в местах, где наземная металлосодержащая порода подвергается атмосферному воздействию, а образовавшиеся обломки породы смываются реками в моря. Там они «сортируются» течением, волнами, приливами и отливами таким образом, что тяжелые металлические частицы скапливаются, образуя залежи минерального песка. Они обычно принимают форму прибрежных отложений, но там, где изменялся уровень моря, они могут присутствовать и вне материкового шельфа. При добыче ценных ископаемых из песка его поднимают драгами и просеивают, отделяя металлические компоненты.

4. Где в России сосредоточены месторождения угля, нефти и газа?

Основные месторождения природного газа расположены в районе севера Западной Сибири; месторождения нефти имеются в центральной части Западной Сибири, Поволжье, в предгорьях Северного Кавказа, на острове Сахалин; Месторождения угля сосредоточены в Печерской низменности, около Кузнецкого Алатау, в Средней Сибири. В целом самым «богатым» регионом, наиболее обеспеченным минеральными топливными ресурсами, является Западная Сибирь.

5. Какие территории и почему связаны в России с землетрясениями и вулканизмом?

Показателем активности земной коры выступают землетрясения и вулканизм. Эти явления возникаю в результате столкновения, подныривания или раздвижения литосферных плит. Си-ла и частота землетрясений на территории России особенно явно проявляется в горах Кавказа, При¬байкалья и Забайкалья, Камчатки, Сахалина, Курильских островов. Кавказ – один из районов России повышенной сейсмической активности. Действующие и потухшие вулканы расположе¬ны на крайних восточных рубежах России – Камчатке и Курильских островах – крае вулканов.

6. Какое утверждение о полезных ископаемых России является верным? а) Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях. б) Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ. в) Самые главные топливно-энергетические ресурсы — горючие сланцы и торф.

Ответ: А.

7. Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых:

Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?

8. В ресурсах Интернета или в библиотеке найдите книгу А. Е. Ферсмана «Воспоминания о камне». Прочитайте полностью главу «Карта». Обсудите в классе, помог ли поэтический рассказ о геологической карте лучше понять тему о недрах Земли.

«Воспоминания о камне» – не учёный труд и не научно-популярная книга в обычном смысле этого слова: это, если можно так выразиться, научная лирика, одинаково замечательная и в смысле глубины истинно поэтического чувства, и в смысле изящества формы. Книга А.Е. Ферсмана помогла понять те области знании, которые были нам малоизвестны. Живой рассказы автора очень удачно объясняет процессы, происходящие в недрах Земли, отлично дополняет общие представления о тематике полезных ископаемых.

Источник

Рельеф

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Впишите географические названия на карте зарубежной Европы.
Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Впишите географические названия на карте зарубежной Европы.
Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия известных рек.
Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия известных рек.
Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Полезные ископаемые

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Большие и малые страны

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 3

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Отметьте местоположение и подпишите названия пяти микрогосударств Европы.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Субрегионы

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Определите, какие параметры субрегионов Европы сравниваются на приведенных диаграммах.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Административно-территориальное устройство

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Формы государственного правления

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Европейский союз

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Нарисуйте сухопутную границу между Россией и Европейским союзом.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

НАТО в Европе

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Нарисуйте сухопутную границу между Россией и странами НАТО в Европе.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Распад Югославии

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Подпишите названия независимых государств, образовавшихся после распада Югославии, и их столиц.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Определите по карте тектоника полезные ископаемые   

Нарисуйте границу между Косово и остальной частью Сербии.

Укажите государства, которые признали независимость Косово.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Источник

1. По карте «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251) определите, какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие закономерности в их размещении можно выявить?

Недра нашей страны богаты огромными запасами полезных ископаемых, по многим из которых Россия занимает первые места в мире. В частности Россия обладает огромными запасами нефти и природного газа, угля, никеля, калийными солями, золотом, вольфрамом, оловом, кобальтом, молибденом, цинком, свинцом и др. Общая закономерность залегания полезных ископаемых такова: большинство рудных полезных ископаемых сосредоточено на территории гор, в то время как на равнинах залегают топливные полезные ископаемые.

2. Выберите верный ответ. В районах платформ, где близко к поверхности расположен их фундамент, добывают: а) нефть и природный газ; б) каменный уголь; в) металлические руды.

Ответ: В.

3. Как образуются россыпные месторождения?

Россыпные месторождения встречаются в местах, где наземная металлосодержащая порода подвергается атмосферному воздействию, а образовавшиеся обломки породы смываются реками в моря. Там они «сортируются» течением, волнами, приливами и отливами таким образом, что тяжелые металлические частицы скапливаются, образуя залежи минерального песка. Они обычно принимают форму прибрежных отложений, но там, где изменялся уровень моря, они могут присутствовать и вне материкового шельфа. При добыче ценных ископаемых из песка его поднимают драгами и просеивают, отделяя металлические компоненты.

4. Где в России сосредоточены месторождения угля, нефти и газа?

Основные месторождения природного газа расположены в районе севера Западной Сибири; месторождения нефти имеются в центральной части Западной Сибири, Поволжье, в предгорьях Северного Кавказа, на острове Сахалин; Месторождения угля сосредоточены в Печерской низменности, около Кузнецкого Алатау, в Средней Сибири. В целом самым «богатым» регионом, наиболее обеспеченным минеральными топливными ресурсами, является Западная Сибирь.

5. Какие территории и почему связаны в России с землетрясениями и вулканизмом?

Показателем активности земной коры выступают землетрясения и вулканизм. Эти явления возникаю в результате столкновения, подныривания или раздвижения литосферных плит. Си-ла и частота землетрясений на территории России особенно явно проявляется в горах Кавказа, При¬байкалья и Забайкалья, Камчатки, Сахалина, Курильских островов. Кавказ – один из районов России повышенной сейсмической активности. Действующие и потухшие вулканы расположе¬ны на крайних восточных рубежах России – Камчатке и Курильских островах – крае вулканов.

6. Какое утверждение о полезных ископаемых России является верным? а) Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях. б) Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ. в) Самые главные топливно-энергетические ресурсы — горючие сланцы и торф.

Ответ: А.

7. Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых:

в районах платформ где близко к поверхности расположен их фундамент

8. В ресурсах Интернета или в библиотеке найдите книгу А. Е. Ферсмана «Воспоминания о камне». Прочитайте полностью главу «Карта». Обсудите в классе, помог ли поэтический рассказ о геологической карте лучше понять тему о недрах Земли.

«Воспоминания о камне» – не учёный труд и не научно-популярная книга в обычном смысле этого слова: это, если можно так выразиться, научная лирика, одинаково замечательная и в смысле глубины истинно поэтического чувства, и в смысле изящества формы. Книга А.Е. Ферсмана помогла понять те области знании, которые были нам малоизвестны. Живой рассказы автора очень удачно объясняет процессы, происходящие в недрах Земли, отлично дополняет общие представления о тематике полезных ископаемых.

Источник

Природа России

Где в России следует опасаться стихийных природных явлений, связанных с земной корой?

Стихийные природные явления, связанные с земной корой, могут встречаться повсеместно. Одни из них практически не угрожают жизни людей, но могут нанести вред жилью, имуществу, хозяйству. Другие — грозные и сокрушительные — приводят к большим человеческим жертвам.

Самые опасные для людей явления (вы это знаете) — землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины и сели. На карте (см. Приложение, с. 251) найдите такие опасные районы в России. Вы видите, что все они находятся в горных областях, где сохраняется тектоническая активность или склоны гор круты. Это прежде всего Большой Кавказ, часть Алтая, Прибайкалье, Камчатка и Курильские острова. В этих местах часты землетрясения разной силы, но действующие вулканы есть лишь на Камчатке и Курилах (хотя следы вулканизма существуют и в остальных районах).

Большие неприятности могут причинить оползни (рис. 34) и просадки грунта. На эти процессы влияют состав и характер залегания горных пород, поверхностные и подземные воды, климатические условия. Особо опасны оползни в горах, например, они нередки на побережье Чёрного моря между Сочи и Туапсе. Вырубка лесов на склонах усиливает опасность образования оползней. Оползни часто возникают на крутых берегах рек Восточно- Европейской равнины — Волги. Оки, Дона.

    Образование оползня

Просадки грунта часты в областях распространения многолетней мерзлоты, поэтому здания и сооружения там строят на сваях (рис. 35). Бывают они и в районах, где залегают легкорастворимые горные породы, а также в крупных городах с разветвлённой сетью подземных коммуникаций.

    Как возводить постройки на многолетней мерзлоте

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ВУЛКАНИЗМ ПРИУРОЧЕНЫ К ОБЛАСТЯМ СОВРЕМЕННОЙ ТЕКТОНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. ДРУГИЕ СТИХИЙНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЧАСТО СВЯЗАНЫ С РАСЧЛЕНЁННЫМ РЕЛЬЕФОМ ИЛИ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТОЙ.

СТОП-КАДР

Академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883—1945), выдающийся учёный в области минералогии и геохимии, был одновременно «поэтом» науки.

«Но гораздо больше горя доставляла мне карта… Как запомнить пёструю смену красок, полей, полос, пятен, как зазубрить эти сотни, тысячи месторождений разных руд железа, меди, цинка… Почему одни значки, как цветы, растут только на красных полях? Почему так характерны значки на темно-зелёных полосках? Почему одни значки всегда вместе, а другие никогда? …И я вижу: в тёмных, тяжёлых расплавах глубин сверкают тяжёлые металлы, «как исчадие мрака и тяжести»: платина, железо, медь, хром, никель. Я вижу, как из глубин гранитов поднимаются расплавленные, закутанные в сплошной туман паров и газов жилы пегматитов, в которых растут прекрасные прозрачные самоцветы берилла и топаза… Я вижу, как великие законы физики и химии управляют грандиозными процессами прошлого, как сливаются значки одного цвета и одной формы в закономерные полосы, пятна и струи, как беспорядок хаоса превращается на моих глазах в величайшие законы гармонии…»

А. Е. Ферсман. «Воспоминания о камне»

    Запомните

Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые. Стихийные природные явления, , связанные с земной корой.

    Откройте атлас

1. По карте «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251) определите, какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие закономерности в их размещении можно выявить?

    Это я знаю

2. Выберите верный ответ. В районах платформ, где близко к поверхности расположен их фундамент, добывают: а) нефть и природный газ: б) каменный уголь; в) металлические руды.

3. Как образуются россыпные месторождения?

4. Где в России сосредоточены месторождения угля, нефти и газа?

5. Какие территории и почему связаны в России с землетрясениями и вулканизмом?

6. Какое утверждение о полезных ископаемых России является верным?

    а) Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях.

    б) Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ.

    в) Самые главные топливно-энергетические ресурсы — горючие сланцы и торф.

    Это я могу

7. Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?

Экологические проблемы

    Это интересно

8. В ресурсах Интернета или в библиотеке найдите книгу А. Е. Ферсмана «Воспоминания о камне». Прочитайте полностью главу «Карта». Обсудите в классе, помог ли поэтический рассказ о геологической карте лучше понять тему о недрах Земли.

Источник

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины — одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша — началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа — «Главгазтоппром» при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции «Подземгаз».

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро — им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник