Опыты с полезными ископаемыми 4 класс

Опыты с полезными ископаемыми 4 класс thumbnail

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;

Регулятивные:

  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Ответы учащихся.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответы учащихся.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Практическая работа.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

1. Название.

2. Основные свойства.

3. Использование.

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Предметы

1. Гранит

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятники

2. Известняк

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

3. Глина

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Кирпич

4. Каменный уголь

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Лекарства

5. Нефть

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Мыло

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Ножницы

Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Название

Свойства

Применение

Глина

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Кирпичи, посуда

Песок

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Физминутка

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

5. Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

2) торф

3) железная руда

Читайте также:  Почему полезно не есть после 6

4) нефть

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина

2) известняк

3) торф

4) мрамор

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

1) глина

2) песок

3) известняк

4) торф

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

2) цвет

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

8. О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

6. Рефлексия

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Источник

Урок-исследование по окружающему миру.

Тема: «Горные породы и минералы»

hello_html_m18e77b04.pnghello_html_m4a1c1182.jpg

4 класс

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Касаткина Рушания Миннахметовна

Тема: «Горные породы и минералы»

Цели:

  1. Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использовании.

  2. Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

3. Воспитать интерес к предмету.

Ресурсы:

Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»

Проектор, экран, слайды, ноутбук, иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования и добычи, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, карта РТ, таблица, карточки, лупы, стаканы, коллекция «Гранит и его состав», выставка учащихся «Горные минералы и породы», рефераты.

Интернет-ресурсы: https://festival.1september.ru/articles/213087, https://pedsovet.su/load/103-1-0-4274, https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/prezentaciya

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Форма урока: работа в группах по 4-5 человек

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть. Работать мы будем в парах и группах. Поприветствуйте и вы своих партнёров по плечу.

II.Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня мы продолжим тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. Что же мы о ней уже знаем (подумай-запиши-обсуди в команде)

Доска разделена на 2 части.

Мы уже знаем:

Мы пока не знаем:

III.Формулировка темы урока, постановка цели.

Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока.

Цель:

-организовать формулировку темы урока детьми;

-организовать постановку цели урока детьми.

IV. Постановка проблемы.

— Прочитайте внимательно текст на доске. Как вы думаете, о чем идет речь?

(В этом тексте говорится о нашей планете Земля.)

— Как вы озаглавите текст? (Земля.)

Учитель прикрепляет на доску карточку со словом Земля.

-Что же нам предстоит сегодня выяснить путем исследования?

(Запишите мысли)

Запись на листочках. Мы выясним, что находится в недрах земли.)

-Ребята, как вы думаете, что является ее богатством?

Запись на листочках. (Богатствами земли являются горные породы)

Учитель прикрепляет карточку «Горные породы»

— Ребята, вы побывали в роли издателей. Слово вам.

Часть детей загадывают загадки о горных породах, остальные показывают отгадки, используя коллекцию «Горные породы и минералы»

-Что мы хотим сегодня с вами выяснить?

Посмотрите, какой у нас первый вопрос?

Что находится в недрах земли?

-Ребята, как вы думаете, горные породы и минералы отличаются друг от друга?
Обратимся к толковому словарю на стр.137, 139 учебника «Окружающий мир» и прочитаем понятия: «Горные породы и минералы».

(Горные породы – природные сочетания минералов, то, из чего сложена литосфера – каменная оболочка Земли. Минералы – природные вещества, однородные по составу. hello_html_md29ccfd.pngВыделяет 3 группы пород, различающихся по условиям их образования.

Слайд 1

— Слово вам, исследователи (выступление детей).

Мhello_html_29e0cd37.pngагматические горные породы

Слайд2

Глубинные излившиеся

Гранит габбро базальт

Из крупных кристаллов из мелких кристаллов

V.Практическая часть.

Знакомство с гранитом и его свойствами.

Идет работа в группах

(подумай-запиши-обсуди в команде)

-Рассмотрите образец гранита. Найдите на нем кристаллы разных минералов.

/Используется лупа, коллекция «Гранит и его состав», определительная карточка/.

Запишите свои исследования на определительную карточку

Из 3 минералов

кварца

полевого шпата

слюды

твердость

постоянная форма

прозрачность

трудно расколоть,

разъединить на части

Серый

Красный

белый

зеленый

очень красивый

цвет зависит от его составных частей

В строительстве, при постройке домов, украшают здания, памятники, станции метро

Учениками делается вывод

  1. Под лупой видно, что гранит состоит из 3 минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Видны отдельные каменные зерна. Они прилегают друг к другу.

  2. Вывод о цвете, о свойстве, о применении

  3. Осадочные горные породы

Неорганические (Известняк, песчаник)

Оганические (Каменный уголь, нефть)

— Чтобы узнать, так ли это, исследуем осадочные горные породы и минералы (идет работа в группах)

Опыт 1. Песок.

В стакан опустите песок, перемешайте ложкой.

Сделайте вывод: Мы видим, что песок не растворяется, оседает на дно. Песок продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. Из песка образуется кварцит. Кварцевый песок используется в стекольном производстве. Без песка не сделаешь кирпич. Кварцит используется в качестве строительного щебня. Это обломочная горная порода.

Опыт 2. Поваренная каменная соль

В стакан опускается поваренная соль.

Ученики делают вывод: соль растворяется, но оседает дольше. Любая вода в реке содержит соли и поэтому вода в море становится соленой. Даже 1 крошка соли состоит из 1 минерала галит (хлористый натрий). Соли относятся к химической породе.

Опыт 3.

Перемешивается мел с водой.

Делается вывод: мел не растворяется, и с течением времени оседает на дно. Мел содержит кальций, который так необходим нашему организму.

Вывод:

Исследования показали, что все эти горные породы действительно относятся к осадочным породам.

VI. Динамическая пауза.
Наступило время музыкальной паузы.

Встаньте, задвиньте стулья.

(Под музыку ученики, двигаясь по классу, перемешиваются. При выключении звука образуют пары.

Отвечают на вопросы.

Время для ответа 30 секунд.

Задания:

Назовите органические горные породы , которые образуются от остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов.

Пример: известняк из коралловых риф, из ракушек.

Мел образовался из раковин моллюсков, из раковин мельчайших планктоновых водорослей.

Нефть образовалась в местах скопления динозавров.

Каменный уголь образовался из древних папоротников.

-Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

3) Метаморфические горные породы

Слайд 3

hello_html_5467a29c.png

Образуются из магматических и осадочных, когда они попадают в условия высоких температур и давления. Они приобретают новые свойства, начинают изменяться, превращаться, какими бы не были прочными.

Известняк превращается в мрамор.

Мрамор используется в строительстве и в скульптуре.

Глина – в глинистый сланец

Песчаник – в кварцит

Гранит – в щебень, гальку

(Дети находят горные породы и минералы в коллекции и показывают их)

VII. Работа с картой РТ (выступают исследователи).

Исследовав карту РТ, мы узнали, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые (горные породы). Мы пришли к выводу, что больше нефти в Альметьевске, Бугульме. Нефть добывается у нас в Татарстане возле деревни Кирмени, Кумазан Мамадышского района. В Чистополе делают часы, кварцевый песок используют в качестве основы для часов (кварц колеблется под воздействием электрического поля).

Читайте также:  Раньше был полезен и теперь полезен он

Наша республика богата природным газом, строительным материалом.

Вывод. В Татарстане есть полезные ископаемые: нефть, природный газ, строительный материал.

VIII. Слово аналитикам.

Вывод.

Исследовав горные породы и минералы, мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а минералы однородные.

Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.

Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе — мел. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге.

Люди нерационально используют недра земли. При переработке немалая их часть попадает в отходы, то есть пропадает зря. Значит, надо экономно расходовать земные богатства, чтобы хватило их другим поколениям.

Рекомендация. Относитесь к природе бережно!

IX.Контролирующее задание.

Выполняют задания по карточкам.

X.Подведение итогов урока.

Над какой темой сегодня работали?

Какие задачи ставили?

Достигли цели?

Слайд 6

hello_html_2883183b.png

XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Встаньте те, кто сегодня справился со всеми заданиями.

— Встаньте те, кто испытывал затруднения. Завтра у вас всё получится.

Наша команда работала замечательно. Молодцы!

XII.Домашнее задание

Научиться определять драгоценности и фальшивые камни.

По желанию подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых в качестве горных пород характеризовали бы качества человека. (например: Твёрд – как скала.)

Оформить свои поисковые работы оформить.

Спасибо за урок!

Источник

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.

Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в исследовательскую работу.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

 Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ

Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы урока: групповая, классная

Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе,  камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.

Ход урока:

1.  Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Актуализация знаний:

– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Камни, почву раздробил

Специальный бур —

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.      (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.   (руда) 

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Ни огня,

 Ни света,

 А огнем блестит. (Золото)

Он очень нужен детворе.

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,        

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу,

 Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

 Улицы в селениях.

 А еще он есть в цементе.

 Сам он  — удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг.

Дома. Ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

— Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)

— Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)

— Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )

— Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

— Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)

Горючие      рудные             нерудные

Газ                железо             мрамор

Нефть          золото              песок

Уголь           медь                 глина

Торф           алюминий        известняк

                                               гранит

                                               мел

— Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)

— Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)

— На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)

— А как можно различить  изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)

— Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте.  Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)

Золото                                      

Железная руда

Нефть

Газ

Уголь

Торф

— Проверьте свою работу. (слайд)

3. Сообщение темы урока.

— Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.

— Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).

— Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?

4. Работа над темой урока.

— Работать мы будем в группах.  Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.

Задание:  Послушайте рассказ  ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.

название

свойства

состав

использование

ученик №1. «Песок».

 Я  состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить  на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я  незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.

ученик №2. «Глина»   

 Я — твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь  в строительстве: из глины  с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой,  и из меня  лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я — осадочная порода.  Как и песок, образуюсь в результате выветривания  различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.

Читайте также:  Легкая и полезная еда и вкусная

ученик №3. «Известняк»

  Я — твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

  Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель: Образовался известняк из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

ученик №4 «Гранит» 

Я — очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство.  Меня можно  найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того   что  хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состаю из кварца, слюды и полевого шпата.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

— Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)

— Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.

5. Физминутка. (танцевальная)

— Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.

6. Проведение опытов:

— Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?

За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.

— Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого  цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.

Секретари не забудьте заполнять таблицу.

Полезное

 ископаемое

цвет

запах

Пропускает ли воду

Растворяется ли в воде

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

Нет

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

Нет

пластичность, вязкость

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

Нет

прочность, хорошо полируется

известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

нет

хрупкий

ОПЫТ 1: — Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному  столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.

(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)

Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк — пропускает

— Не забывайте выводы заносить в таблицу.

ОПЫТ 2: — А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.

(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).

Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.

ОПЫТ 3:  — А теперь давайте определим прочность ископаемых.

(Опыты проводит учитель):

  1. Пересыпает песок из одной чашечки в другую.

Вывод: песок – сыпучий

  1. В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).

Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  1. Стучит твердым предметом по граниту.

Вывод: Гранит очень твердый, прочный

  1. Известняк: ломает мел

Вывод: известняк – хрупкий

7. Обобщение знаний:

— Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.

Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.

Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.

Учитель:

— Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:

 Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.

Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.

Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.  

Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)

8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)

Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!

9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.

10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

«Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие».

— Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

   Подойдите и опустите камень в один из стаканов :

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во второй стакан – вам не очень интересно,

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

    Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.

 В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

Источник