Опыты с полезными ископаемыми в начальных классах

Опыты с полезными ископаемыми в начальных классах thumbnail

Мамаева Юлия Алексеевна
Занятие по экспериментированию «Полезные ископаемые нашего района»

Воспитатель: Вот мы и пришли в наш зал, давайте поздороваемся с сидящими здесь гостями! А теперь повернитесь все ко мне, сегодня на нашу электронную почту пришло письмо, но это не простое письмо, нас всех вместе с вами приглашают принять участие в научной конференции. Мы приглашение принимаем?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а скажите, что такое научная конференция?

Ответы детей.

Воспитатель: А еще кто как думает, что такое научная конференция.

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а как называются люди занимающиеся наукой?

Дети: Ученые.

Воспитатель: Вот, сегодня я вам предлагаю выступить в роли юных ученых. И так, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. Посмотрите пожалуйста на карту, какой большой наш подмосковный район — это наш край. В Подмосковье очень много районов и среди них наш, скажите как он называется?

Дети: Сергиево — Посадский.

Воспитатель: Вы его наверное сразу узнали? На карте он обозначен ярко зеленым цветом. Как вы думаете почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо ребята. А теперь, мою юные ученые, прошу подойти ко мне. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья. Подмосковный край, как и другие районы нашей страны очень богаты полезными ископаемыми. Давайте вспомним, мы уже об этом говорили, какие полезные ископаемые мы добываем в нашем районе.

Ответы детей.

Воспитатель: Так, все правильно! ребята. а посмотрите пожалуйста на карту и скажите, каким графическим знаком обозначен песок на карте?

Дети: Круг.

Воспитатель: Известняк?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Торф?

Дети: Кирпичик.

Воспитатель: Молодцы, а какие полезные ископаемые добывают в нашем Сергиево —

Посадском районе?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти значки. что это?

Дети: Песок. глина.

Воспитатель: Правильно! А мне бы хотелось узнать почему такое интересное название полезные ископаемые?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А где у нас полезные ископаемые находятся в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: А в народе полезные ископаемые как еще называются?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! Полезные ископаемые — это наше богатство. Скажите мне пожалуйста ребята, а как люди узнают, что именно в этом месте есть полезные ископаемые и кто занимается их поиском?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Геологи, а кто же такие геологи? давайте уточним.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А знаете, профессия геологов не простая, им часто приходится сталкиваться с разными трудностями, преодолевать большие расстояния, порой на поверхности земли ничего не видно, и им приходиться долго работать, чтобы определить, где находятся полезные ископаемые, и вот когда место положение полезных ископаемых найдено надо определить, как их извлечь.

Дети: Машины

Воспитатель: А какие машины, посмотрите?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! А теперь расскажите какие именно полезные ископаемые добывают в нашем районе? Начнем с песка

Посмотрите на слайд, как люди добывают песок и для чего они его используют?

Ответы детей.

Воспитатель: Все правильно А теперь давайте посмотрим на слайд и расскажем где и для чего используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: А когда мы ходили в музей на экскурсию, что мы видели?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: У нас тоже есть глина и мы ее сейчас рассмотрим, а потом приготовим ее и сделаем свои игрушки. Так, посмотрим на следующий слайд. что делают из известняка?

Ответы детей.

Воспитатель: А в какой одежде нужно работать с известняком?

Ответы детей.

Воспитатель: Зачем нужна маска?

Ответы детей.

Воспитатель: Следующий слайд. посмотрите, где у нас используют торф?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. где сажают помидоры. вот посмотрите сколько пользы могут принести нам полезные ископаемые. Но иногда бывают такие случаи. когда происходит возгорание торфяников. Тогда всему живому приходится очень трудно. Вот сейчас у нас весна люди выходят отдыхать разжигают костры, жарят шашлыки, отдыхают, а уходя забывают тушить костры, и что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: поэтому нужно очень бережно относиться к природе. Сейчас мы с вами посмотрим фильм и узнаем много нового. А теперь пришло время немножко отдохнуть. Все готовы?

Физкультминутка.

Воспитатель: Как ребята отдохнули?

Дети: Хорошо.

Воспитатель: А теперь мы пойдем в нашу научную лабораторию и проведем опыты с некоторыми полезными ископаемыми. мы одеваем рабочую одежду. Сотрудники лаборатории должны ходить в белых халатах. Кто оделся тот помогает другому. Вы сейчас будите настоящими лаборантами. Кто готов садитесь ровненько на стульчики. Обратите внимание перед вами лежит научное оборудование. Скажите, что вы видите на своем столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите ребята зачем нужна лупа?

Ответы детей.

Воспитатель: для чего нам нужен микроскоп?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо вы все правильно сказали. а теперь перейдем к первому опыту. Возьмем стаканчики с песком и глиной и рассмотрим содержимое через лупу, лупу держите повыше. так вы лучше все рассмотрите. Кто рассмотрел?

Ответы детей.

Воспитатель: а теперь рассмотрим содержимое второго стаканчика.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сравним содержимое первого и второго стаканчика.

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что в каждой научной лаборатории есть главный научный сотрудник. Сегодня таким буду я, а что бы ваши опыты были успешными надо соблюдать технику безопасности. ребята, а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп. Мы с микроскопом будем работать в паре, так, что не торопитесь рассматривайте все внимательно. Мальчики уступите девочкам. На что похожи песчинки

Читайте также:  Чем полезен кедровый орех для беременных

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь посмотрите на экран — это песок со стократным увеличением. Камушки похожи на конфетки, а можно их кушать?

Дети: Нет

Воспитатель: вам понравилось? Продолжаем опыты. Отставьте микроскопы, а со стоканчиками мы продолжим. Возьмите две лабораторные палочки, будте осторожны они острые. Воткните одну палочку в песок. а вторую в глину. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Все правильно глина плотный материал, песок — рыхлый. Вспомните, как растения растут на песке и глине?

Ответы детей.

Воспитатель: Вытащите палочки и поставьте на место. Возьмите мерный стаканчик, налейте половину воды в глину. а вторую в песок, а теперь посмотрим, что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: Это доказывает. что глина плотный материал. А теперь последний самый интересный опыт, поставьте перед собой тарелочки с песком и глиной. А теперь возьмите лабораторные трубочки и подуйте. в рот трубочки не берите, посмотрите. что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: что произошло с песчинками?

Ответы детей.

Воспитатель: Сухие разлетелись, а мокрые нет, они склеились. А теперь посмотрим на экран, какие скульптуры бывают их мокрого песка. Наши опыты окончены. Вы были молодцы. Когда вы вырастете кто — то станет ученым, кто — то геологом, а может и кем — то другим. а пока о нашем занятии расскажите дома и берегите природу. а теперь давайте попрощаемся.

Источник

Конспект урока

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Автор: Павлова О. Л.

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока:изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач, умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье, каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать.
Для себя и для друзей,
К новым знаниям скорей!

– А теперь, улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

-Дежурный, расскажи о погоде на сегодняшний день.

— Вот план нашего урока. С какими пунктами плана вы не согласны? ( схематически–картинный)

.

Полная готовность класса к работе

2

Мотивация и актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

— Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

— Что изучают геологи? Работа по вопросам

-Что такое полезные ископаемые?

— Какие бывают полезные ископаемые?

— Что познавательного вы узнали о нефти? минеральной воде? природном газе?

— Какие знаете драгоценные металлы? Их используют только как украшение?

— Существует другая классификация: горючие (негорючие), рудные (нерудные, строительные)

-Какие полезные ископаемые используют в строительстве? — Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых. — Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень, нужен, детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже (песок)

2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение (известняк)

4.Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник. Бывает серый, красный, желтый, белый. В метро, дворцах он превосходный (мрамор)

— Молодцы! Оцените свою работу на этапе повторения изученного материала.

-Роль председателя (П) заседания сегодня отводится Суровцевой Марии.

— Какая тема нашего заседания?

-Работать будем в 2 группах, которые мы создали заранее.

— Члены клуба прислали нам задание. Прочитай его председатель.

Геолог.

Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.

-Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.

— Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…), жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

-Рудные — содержащие металлы

руды черных (чугун, сталь)

цветных (медь, цинк, свинец, алюминий)

У: Песок, известняк, мрамор, гранит…

Оценивают свою работу.

Читайте также:  Что такое полезная площадь общественных зданий

П: — Тема пятого заседания клуба «Свойства полезных ископаемых»

П: — Подготовить сообщение о свойствах известняка, мрамора, глины, песка и их использовании.

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

3

Этап целеполагания

Постановка учебной задачи, разработка плана действий

Гимнастика для глаз

-Какая общая цель стоит перед участниками заседания?

— Давайте определим задачи заседания.

У: — Изучить свойства полезных ископаемых.

Председатель вывешивает сформулированную цель на доску.

Правильная постановка цели урока, разработка плана действия

-Добавьте слова из предложенного задания в незаконченные предложения.

Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи.

-Ребята, вторая задача непростая. Сегодня вы представите результаты практической деятельности в таблице, которую составите самостоятельно.

— Оцените свою работу на этапе.

1.Определить … полезных ископаемых (свойства)

2.Представить результаты … (в таблице)

3. Узнать … полезных ископаемых (об использовании)

  1. Составить … (сообщение)

Дети оценивают.

4

Общий инструктаж

Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной практической работы

(для экономии времени на уроке учитель подготовил более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебников)

П: — Правила работы с оборудованием вы знаете. Они вывешены на стенде.

П: — Каждая группа получила:

— план проведения опытов (Приложение №1)

— памятку по составлению сообщения (Приложение №2)

— таблица для заполнения (Приложение №3)

Полное соблюдение инструкции

— Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

У: — Необходимо правильно распределить работу.

У: — Будем выслушивать мнение каждого.

У: — Следовать плану и следить за временем

5

Исследования в группах

В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка; представить результаты в таблице; подготовить сообщение.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оценитесвою работу в группе по критерию: умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых.

Председатель присоединяется для работы к своей группе.

Оценивают свою работу по критериям.

Организованная работа в группах

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем.

Да? – да! (хлопок над головой).
Будут, все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками).
Бурная река (показывают руками).
Ее не обойдешь (топают ногами).
Ее не проплывешь (плывут).
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем.
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

6

Представление результатов

Умение представить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом

-Скажите, какое свойство известняка дает возможность использовать его так многогранно? (твердость)

-Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

— Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора представляют коллаж «Использование известняка и мрамора» (коллаж прилагается).

У: — Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: — Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

Аналогично представляет результаты группа №2.

Учащиеся высказывают предположения. Сыпучий песок хорошо пропускает воду.

У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.

Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

7

— Ребята, а когда – то, очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Может кто — то догадывается о чем идет речь

У: — Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее

— Оцените себя по критерию: полнота и правильность выступления

Знакомство с условными обозначениямиполезных ископаемых.

Месторождения полезных ископаемых Ставропольского края.

Оценивание своей работы по критериям.

8

Подведение итогов

Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

-Участники заседания, как вы считаете, достигли мы цели урока?

У: — Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Осознание достижения цели урока

— Какая задача была сложной для вашей группы?

У: — Составление таблицы, но мы справились.

9

Рефлексия

Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

— Рада за всех участников заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений) (Приложение №4)

Адекватная оценка своей деятельности

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Знаю и умею

Знаю неуверенно

Пока не знаю и не умею

У: — Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

10

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Дифференцированное:

1) Учебник стр.25 задания №1, 2

2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

Понимание цели и методики выполнения домашнего задания

Группа № 1 Приложение №1

План изучения свойств известняка и создания плакатов

● Определите размер частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

Читайте также:  Что полезно есть для качества спермы

2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите цвет частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите, известняк легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите твердость известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице.

● Создайте коллаж «Использование известняка».

1. Рассмотрите иллюстрации 2. Приклейте на лист.

План изучения свойств мрамора и создания плакатов.

● Определите цвет мрамора.

1. Рассмотрите образцы под лупой.

2. Значение свойства запишите в таблице маркером.

● Определите, какой у мрамора блеск.

1. Рассмотрите образцы.

2. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите твердость мрамора. Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице.

● Создайте коллаж «Использование мрамора».

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Познакомьтесь с названиями.

3. Приклейте на лист.

Группа №2

План изучения свойства глины и песка

● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице.

● Получение глинистого ила.

1. Положите глину в стакан с водой.

2. Тщательно все размешайте. (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.)

3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила.

● Определите и запишите названия столбцов таблицы.

● Определите, чем отличаются частицы песка и ила.

1. Выложите рядом с песком немного глинистого ила.

2. Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.)

3. Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице)

4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице)

5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице)

Приложение №2

Группа №1

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства известняка и мрамора их использование».

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.

  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

«Свойства мрамора и его использование»

3.Третий участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.

4.Четвертый участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.

Приложение №2

Группа №2

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины и песка».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах песка.

  2. Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.

3.Третий участник группы расскажет об использовании песка

4. Четвертый участник расскажет об использовании глины.

5.Подумайте, почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?

Оценочный лист Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+ ДА — НЕТ

  1. Активно работал в группе

  1. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Оценочный лист Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+ ДА — НЕТ

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Свойства песка и глины Приложение №3

Полезные ископаемые

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Песок

Глина

Свойства известняка и мрамора. Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Известняк

Мрамор

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твердость

Другие свойства

Известняк

желтый серый, белый.

тяжелее

Твердый, гвоздь оставляет след

Мрамор

белый, серый, желтый, красный, черный

тяжелее

Твердый. Тверже, чем известняк

хорошо полируется,

блестит

Полезные ископаемые

Форма (вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет

Размер частичек

Песок

сыпучий

пропускает

Желтый, белый, красный, серый. Прозрачные и непрозрачные

Частички крупнее.

Глина

пластичность, вязкость

Плохо пропускает, удерживает

Коричневый (голубой, белый).

Непрозрачные, неблестящие.

Частички меньше песчинок

7. Краткое описание: Конкурсный материал представлен разными предметными областями – информатика, математика, окружающий мир. Объединяющей идеей является формирование метапредметных умений, в частности – умение работать с таблицей; рефлексировать свои действия, используя оценочные листы разного типа.

Источник