Организмы полезные для человека биология 5 класс

Организмы полезные для человека биология 5 класс thumbnail

1) Заполните таблицу

  • Ответ:

                                                    Организмы, окружающие человека

    Организмы

    Полезные для человека

    Вредные для человека

    Растения

    Лекарственные и съедобные

    Ядовитые растения, сорняки

    Животные

    Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу

    Мыши, крысы

    грибы

    Съедобные грибы

    Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень

         

2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?

  • Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи

3) Укажите, какую роль в природе играют животные.

  • Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители

4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.

а) Какие растения называют сорняками?

  • Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным

    б) Какой вред причиняют сорняки?

    • Ответ: Занимают пространство, истощают почву

    в) Какую пользу приносят сорняки?

    • Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)

    с) Сформулируйте общий вывод

    • Ответ: Сорняки  наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.

    5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.

    • Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха

    6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.

    • Ответ: 1. Кошки.

      1. Собаки.
      2. Крупный рогатый скот.

      4.Парнокопный скот.

    Подведём итоги —  что вы узнали о многообразии живых организмов

1) Заполните таблицу.

Ответ:

Организмы

Сходство

Различия

Бактерии

Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы

Не имеют ядра и многих органоидов

Простейшие

Имеют ядро и органоиды

2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.

  • Ответ: Потому что растения  — производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.

3) Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Способы питания живых организмов

    Царство

    Характерный способ питания

    Как происходит питание

    Растения

    автотрофный

    Под действием солнечного света в хлоропластах

    Животные

    Гетеротрофный

    Поглощают готовые органические вещества

    грибы

    Гетеротрофный

    Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов

         

4) Выберите правильный ответ и отметьте его.

  • Ответ:

    1 – Б

    2 – Д

    3 – Б

5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

  • Ответ: 1. Л, ш, й, н, к    Лишайник

    2.г, р, б   Гриб

    1. ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
    2. п, д, р, ж, н, к Подорожник

6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

  • Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве

7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.

  • Ответ: Микроскоп

     Организмы полезные для человека биология 5 класс

Источник

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока

Распределить учащихся на пять групп.

Знакомство.

Вытягивают карточку с названием группы:

  1. Растения

  2. Животные

  3. Грибы

  4. Бактерии

  5. Лишайники

Мотивация

( самоопределение)

к учебной деятельности

фрагмент фильма

Целеполагание

Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Обсуждаем и корректируем.

Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов». А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники»

Выдвигают предположения.

тема: «Значение живых организмов в природе»,

цель: изучить  роль живых организмов в природе,

задачи:

Изучение нового материала 

1 этап (15 мин.)

Ребята, вы уже много знаете, у нас имеется информация в параграфе 16.  Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющуюся  информацию и достичь цели урока: изучить роль живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в группах.

План деятельности изложен в технологической карте.

-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе  и найти ответы на вопросы;

-ответы проговорить и обсудить в группе и записать в листах вопросниках;

-каждая группа должна защитить.

1. «Бактерии»

Животные и растения, вредные для человека.

2. «Грибы»

Животные и растения, вредные для человека.

Читайте также:  Полезная музыка для детей в год

3. «Лишайники»

Живые организмы, полезные для человека.

4. «Растения»

Живые организмы, полезные для человека.

5. «Животные»

Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.

Учащиеся работают в группах по технологическим картам.

Физкультминутка.

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Дышим носом глубоко –  
Дышим носом глубоко, 
Поднимаемся легко. 
Наклоняемся вперёд, 
Прогибаемся назад. 
Как деревья ветер гнёт, 
Так качаемся мы в лодке 
(Наклоны взад-вперёд). 
Головой теперь покрутим –  
Так мы лучше думать будем. 
Поворот и поворот, 
А потом наоборот –  
(Вращения головой в стороны). 
Встанем, дети, на носочки –  
(Потягивания — руки вверх). 
На зарядке ставим точку.

2 этап (15 мин.)

На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся при защите результатов групповой работы.

Защищают результаты своей работы.

Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе. (5 мин.)

Читает стихотворение Б.В. Заходера:

Нужны все подряд –  
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников –  
Злых и свирепых. 
Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы всё-таки ОЧЕНЬ 
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется…
Все-все, все

На свете 
На свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

Домашнее задание 

(2 мин.).

Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.

Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74.

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(2 мин.).

Учащимся предлагается выбрать смайлик с которым у них ассоциируется содержание урока.

После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии 5 класс «Что такое живой организм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?

Описание слайда:

Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?

2 слайд

Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию

Описание слайда:

Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию

3 слайд

Назовите царства живой природы и приведите примеры.

Описание слайда:

Назовите царства живой природы и приведите примеры.

4 слайд

Организмы полезные для человека биология 5 класс

5 слайд

Тема урока «Что такое живой организм»

Описание слайда:

Тема урока «Что такое живой организм»

6 слайд

Организмы полезные для человека биология 5 класс

7 слайд

Какова цель сегодняшнего урока?

Описание слайда:

Какова цель сегодняшнего урока?

8 слайд

Прочитайте текст на стр. 7 Ответьте на вопрос: в чем сходство в строении тел

Описание слайда:

Прочитайте текст на стр. 7 Ответьте на вопрос: в чем сходство в строении тел живых организмов?

9 слайд

Основные признаки живого Обмен веществ (метаболизм)

Описание слайда:

Основные признаки живого Обмен веществ (метаболизм)

10 слайд

2. Питание 3. Выделение

Описание слайда:

2. Питание 3. Выделение

11 слайд

4. Рост

12 слайд

5. Развитие

Описание слайда:

5. Развитие

13 слайд

6. Раздражимость

Описание слайда:

6. Раздражимость

14 слайд

7. Движение

Описание слайда:

7. Движение

15 слайд

8. Размножение

Описание слайда:

8. Размножение

16 слайд

И еще раз коротко о главном… ►

Описание слайда:

И еще раз коротко о главном… ►

17 слайд

Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличи

Описание слайда:

Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличительные особенности растений и животных»

18 слайд

Задание Автомобиль обладает свойствами живого: «питание» Движение Выделение «

Описание слайда:

Задание Автомобиль обладает свойствами живого: «питание» Движение Выделение «обмен веществ» Почему автомобиль нельзя причислить к объектам живой природы?

19 слайд

Задание 2 Назовите признаки живого на картинках

Описание слайда:

Задание 2 Назовите признаки живого на картинках

20 слайд

Организмы полезные для человека биология 5 класс

21 слайд

Домашнее задание § 1, вопросы *напишите рассказ «Если бы автомобиль был живым

Описание слайда:

Домашнее задание § 1, вопросы *напишите рассказ «Если бы автомобиль был живым» используя признаки живых организмов

Выберите книгу со скидкой:

Организмы полезные для человека биология 5 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Организмы полезные для человека биология 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Организмы полезные для человека биология 5 класс

Курс повышения квалификации

Организмы полезные для человека биология 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-039353

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Организмы полезные для человека биология 5 класс

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Питание

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Обмен веществ

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Дыхание

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Рост

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Раздражимость

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Смерть

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Читайте также:  Полезно ли кушать сыр по утрам

Клеточное строение организмов

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

  • вирусы;
  • бактерии;
  • растения;
  • грибы;
  • животные.

Организмы полезные для человека биология 5 класс

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Разнообразие животных

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 2534.

Источник

Всем известно со школьной скамьи, что наука разделяет все субъекты природы на живые и неживые. Это разделение на первый взгляд может казаться довольно простым, но к какой части природы относится тот или иной объект иногда достаточно сложно определить. Основные признаки живых организмов, это размножение и рост, но есть и другие отличия, которые помогут понять принадлежность к  живой или неживой природе.

Что такое живой организм 5 класс биология

Главным предметом, который изучает биология, является живой организм, представляющий из себя сложную систему тканей, органов, клеток. Тела живой природы отличаются сложностью строения и набором функций, но не смотря на это, есть организмы, которые трудно классифицировать. Многообразие живых организмов создает трудности для определения общих признаков и свойств. К таким относятся кристаллы, обладающие способностью расти. Сегодня наука не может дать точное определение живой природе и отличает ее по ряду признаков и свойств, некоторые из которых относятся и к неживой природе. В то же время, наука не месте не стоит и общая закономерность жизни, которая наблюдается у разных групп, становится очевидным.

Читайте также:  Кипяток и мед полезно для здоровья

Все живые организмы отличаются от неживых:

  • схожестью химического состава ;
  • дискретностью — состоят из клеток;
  • каждый вид — из отдельных особей;
  • ритмичностью, подвижностью;
  • взаимодействием между собой.

Иногда одно свойство является следствием другого.

Признаки жизни: питание, дыхание, развитие, рост, движение, выделение веществ, размножение,

раздражимость, чувствительность.

Сегодня известно 30 миллионов разных видов живых существ, среди них есть многоклеточные и одноклеточные.

Животные:

  • имеют органы чувств и нервную систему;
  • передвигаются:
  • едят других животных и растения;
  • пьют воду;
  • дышат кислородом;
  • выделяют углекислый газ.

Растения:

  • не передвигаются;
  • воду пьют из почвы;
  • в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

Простейшие организмы состоят из одной клетки и насчитывают 350 тысяч разных видов.

Грибы относятся к особому царству живых организмов и насчитывают сто тысяч видов. Их строение достаточно разнообразно, известны как одноклеточные формы, так и сложно устроенные шляпочные. Грибы совместили в себе черты животных и растений.

Элементы составляющие основу живых организмов биология 5 класс

Живые организмы состоят из молекул органических (белки, жиры, нуклеиновые кислоты, АТФ, углеводы)  и неорганических веществ (минеральные соли, вода). Стоит сказать, что в своем составе живые организмы имеют такие же компоненты, как и объекты неживой природы, отличие лишь в их соотношении. В живых организмах 98%, это кислород, водород, азот, углерод и углекислый газ.

Признаки живых организмов биология 5 класс таблица

Между окружающей средой и живыми организмами происходит обмен энергией и веществами. В качестве примера можно привести растения, которые улавливают солнечную энергию, поглощают углекислый газ и воду, при этом выделяют кислород. Таким образом, благодаря этому обмену осуществляется связь окружающей среды и организмов.

Свойства живых организмов 5 класс таблица

Живые существа, населяющие землю, имеют разные строения и образ жизни, но не смотря на это, их объединяют единые свойства, которые и отличают материю живую (все живые существа) от неживой (горы, камни, реки). Одноклеточным организмам так же присущи все свойства живых организмов.

Клетки живых организмов 5 класс биология

Любой живой организм: растение, насекомое, человек состоят из множества клеток, которые активно функционируют и вместе образуют ткани органов. Клетка является структурной единицей, имеет собственный обмен веществ и обеспечивает жизнедеятельность организма.

Невооруженным глазом клетку увидеть невозможно. Чтобы ее разглядеть используют микроскоп.

Триста лет назад, один из английских ученых, Роберт Гук, рассматривая бутылочную пробку на срезе (сделанную из коры пробкового дуба) под микроскопом и пришел к выводу, что она состоит из маленьких полостей и назвал их клетками. После этого установили такой факт, что все живые организмы состоят из клеток.

В природе есть организмы многоклеточные и одноклеточные, которые имеют свойства.

Изучая клетки живых организмов, ученые пришли к выводу, что существуют разные группы клеток, каждые из которых выполняют свои функции: дыхание, питание, размножение и др.

Самая важная часть клетки, это ядро, оно отвечает за все происходящие процессы и содержит генетическую информацию. Цитоплазма представляет из себя вязкое бесцветное вещество и наполняет клетку, кроме этого в ней располагаются другие составляющие клетки. Наружная мембрана имеет молекулярную структуру, состоящую из липидов и белков и отделяет всё содержимое от внешней среды, обеспечивает целостность клетки. Находится она под стенкой клетки. Митохондрия представляет из себя энергетическую базу клетки, основанную на деятельности окисления органики и применяет энергию, которая освобождается при распаде молекул АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Иначе говоря, это станция для клеток по выработке энергии. ЭПС (эндоплазматическая сеть-источник энергии клетки) синтезирует органические вещества и транспортирует их в аппарат Гольджи (накапливает липиды, углеводы, белки, которые были синтезированы в клетке и обеспечивает их вынос из клетки).

Растительная клетка несколько отличается от клетки других живых организмов. Обеспечивает защиту растительной клетке и сохраняет ее форму клеточная стенка, имеющая в своем составе целлюлозу. Так же, отличительным признаком является синтез АТФ (регуляция биохимических реакций в организме) и способ деления. Маленькие и составные части в клетке называются пластидами цветными или бесцветными. Зеленые пластиды называются хлоропластами, в которых происходит фотосинтез. Полость, которую заполняет клеточный сок и образованные клеткой вещества, называются вакуолью.

Есть организмы, состоящие из одной клетки, например, бактерии.

Клетки грибов аналогичны клеткам растений, но отличается рядом специфических особенностей. Оболочка клетки защищает ее и участвует в процессе питания и обмене веществ между внешней средой и самой клеткой. Ядро обособленно и имеет внутри ядрышко.

Таблица живых организмов 5 класс биология

Рисунок живого организма 5 класс биология

Источник