Организмы полезные и вредные для человека 5 класс

1) Заполните таблицу

  • Ответ:

                                                    Организмы, окружающие человека

    Организмы

    Полезные для человека

    Вредные для человека

    Растения

    Лекарственные и съедобные

    Ядовитые растения, сорняки

    Животные

    Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу

    Мыши, крысы

    грибы

    Съедобные грибы

    Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень

         

2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?

  • Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи

3) Укажите, какую роль в природе играют животные.

  • Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители

4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.

а) Какие растения называют сорняками?

  • Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным

    б) Какой вред причиняют сорняки?

    • Ответ: Занимают пространство, истощают почву

    в) Какую пользу приносят сорняки?

    • Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)

    с) Сформулируйте общий вывод

    • Ответ: Сорняки  наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.

    5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.

    • Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха

    6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.

    • Ответ: 1. Кошки.

      1. Собаки.
      2. Крупный рогатый скот.

      4.Парнокопный скот.

    Подведём итоги —  что вы узнали о многообразии живых организмов

1) Заполните таблицу.

Ответ:

Организмы

Сходство

Различия

Бактерии

Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы

Не имеют ядра и многих органоидов

Простейшие

Имеют ядро и органоиды

2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.

  • Ответ: Потому что растения  — производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.

3) Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Способы питания живых организмов

    Царство

    Характерный способ питания

    Как происходит питание

    Растения

    автотрофный

    Под действием солнечного света в хлоропластах

    Животные

    Гетеротрофный

    Поглощают готовые органические вещества

    грибы

    Гетеротрофный

    Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов

         

4) Выберите правильный ответ и отметьте его.

  • Ответ:

    1 – Б

    2 – Д

    3 – Б

5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

  • Ответ: 1. Л, ш, й, н, к    Лишайник

    2.г, р, б   Гриб

    1. ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
    2. п, д, р, ж, н, к Подорожник

6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

  • Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве

7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.

  • Ответ: Микроскоп

     Организмы полезные и вредные для человека 5 класс

Источник

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока

Распределить учащихся на пять групп.

Знакомство.

Вытягивают карточку с названием группы:

  1. Растения

  2. Животные

  3. Грибы

  4. Бактерии

  5. Лишайники

Мотивация

( самоопределение)

к учебной деятельности

фрагмент фильма

Целеполагание

Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Обсуждаем и корректируем.

Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов». А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники»

Выдвигают предположения.

тема: «Значение живых организмов в природе»,

цель: изучить  роль живых организмов в природе,

задачи:

Изучение нового материала 

1 этап (15 мин.)

Ребята, вы уже много знаете, у нас имеется информация в параграфе 16.  Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющуюся  информацию и достичь цели урока: изучить роль живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в группах.

План деятельности изложен в технологической карте.

-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе  и найти ответы на вопросы;

-ответы проговорить и обсудить в группе и записать в листах вопросниках;

-каждая группа должна защитить.

1. «Бактерии»

Животные и растения, вредные для человека.

2. «Грибы»

Животные и растения, вредные для человека.

3. «Лишайники»

Живые организмы, полезные для человека.

4. «Растения»

Живые организмы, полезные для человека.

5. «Животные»

Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.

Учащиеся работают в группах по технологическим картам.

Физкультминутка.

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Дышим носом глубоко –  
Дышим носом глубоко, 
Поднимаемся легко. 
Наклоняемся вперёд, 
Прогибаемся назад. 
Как деревья ветер гнёт, 
Так качаемся мы в лодке 
(Наклоны взад-вперёд). 
Головой теперь покрутим –  
Так мы лучше думать будем. 
Поворот и поворот, 
А потом наоборот –  
(Вращения головой в стороны). 
Встанем, дети, на носочки –  
(Потягивания — руки вверх). 
На зарядке ставим точку.

2 этап (15 мин.)

На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся при защите результатов групповой работы.

Защищают результаты своей работы.

Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе. (5 мин.)

Читает стихотворение Б.В. Заходера:

Нужны все подряд –  
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников –  
Злых и свирепых. 
Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы всё-таки ОЧЕНЬ 
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется…
Все-все, все

На свете 
На свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

Домашнее задание 

(2 мин.).

Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.

Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74.

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(2 мин.).

Учащимся предлагается выбрать смайлик с которым у них ассоциируется содержание урока.

После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.

Источник

Бактерии появились примерно 3,5-3,9 млрд лет назад, они были первыми живыми организмами на нашей планете. Со временем жизнь развивалась и усложнялась — появлялись новые, каждый раз более сложные формы организмов. Бактерии все это время не стояли в стороне, напротив, они были важнейшей составляющей эволюционного процесса. Именно они первыми выработали новые формы жизнеобеспечения, такие как дыхание, брожение, фотосинтез, катализ… а также нашли эффективные способы сосуществования практически с каждым живым существом. Исключением не стал и человек.

Читайте также:  Малина чай полезные свойства и противопоказания

Но бактерии — целый домен организмов, насчитывающий более 10 000 видов. Каждый вид уникален и шел своим эволюционным путем, как следствие выработал свои уникальные формы сосуществования с другими организмами. Одни бактерии пошли на тесное взаимовыгодное сотрудничество с человеком, животными и прочими существами, — их можно назвать полезными. Другие виды научились существовать за счет других, используя энергию и ресурсы организмов-доноров, — их принято считать вредными или патогенными. Третьи пошли еще дальше и стали практически самодостаточными, все необходимое для жизнедеятельности они получают от окружающей среды.

Внутри человека, как и внутри прочих млекопитающих, живет невообразимо большое количество бактерий. В наших телах их в 10 раз больше, чем всех клеток организма вместе взятых. Среди них абсолютное большинство — полезные, но парадокс в том, что их жизнедеятельность, их присутствие внутри нас — это нормальное положение дел, они зависят от нас, мы в свою очередь от них и при этом признаков этого сотрудничества мы никак не ощущаем. Другое дело — вредные, например патогенные бактерии, оказавшись внутри нас их присутствие тут же становится заметным, а последствия их активности могут стать очень серьезными.

Полезные бактерии

Подавляющее большинство из них — это существа, живущие в симбиотических или мутуалистических связях с организмами-донорами (внутри которых живут). Обычно такие бактерии берут на себя часть функций, на которые не способен организм хозяина. Примером могут служить бактерии, живущие в пищеварительном тракте человека и перерабатывающие часть пищи, справиться с которой сам желудок не в состоянии.

Некоторые виды полезных бактерий:

Кишечная палочка (лат. Escherichia coli)

Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; синтезирует витамины группы K; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике.

Макрофотография: колония Escherichia coli

Макрофотография: колония бактерий Escherichia coli

Молочнокислые бактерии (Lactococcus lactis, Lactobacillus acidophilus и др.)

Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости. Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий.

Бифидобактерии

Наиболее значимое влияние бифидобактерии оказывают на грудных детей и млекопитающих, составляя до 90% их кишечной микрофлоры. По средством выработки молочной и уксусных кислот они полностью предотвращают развитие гнилостных и болезнетворных микробов в детском организме. Кроме того бифидобактерии: способствуют перевариванию углеводов; обеспечивают защиту кишечного барьера от проникновения микробов и токсинов во внутреннюю среду организма; синтезируют различные аминокислоты и белки, витамины группы K и B, полезные кислоты; способствуют всасыванию кишечником кальция, железа и витамина D.

Вредные (патогенные) бактерии

К патогенным обычно относят виды, которые паразитируют на других организмах. Но в некоторых случаях вредными для человека могут стать безопасные и даже полезные бактерии, например при ослаблении иммунитета продукты жизнедеятельности обычно невероятно полезной кишечной палочки могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: отравления, диарея и пр.

Некоторые виды патогенных бактерий:

Salmonella typhi

Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Salmonella typhi вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. При заражении происходит общая интоксикация организма, которая приводит к сильной лихорадке, высыпанию по всему телу, в тяжелых случаях — к поражению лимфатической системы и как следствие к смерти. Ежегодно в мире фиксируется 20 млн случаев заболевания брюшным тифом, 1% случаев приводит к смерти.

бактерия Salmonella typhi

Колония бактерий Salmonella typhi

Столбнячная палочка (Clostridium tetani)

Эта бактерия — одна из самых стойких и одновременно самых опасных в мире. Clostridium tetani вырабатывает чрезвычайно токсичный яд, столбнячный экзотоксин, приводящий к практически полному поражению нервной системы. Люди, заболевшие столбняком, испытывают страшнейшие муки: самопроизвольно до предела напрягаются все мышцы тела, происходят мощные судороги. Смертность чрезвычайно высока — в среднем около 50% инфицированных погибают. К счастью, еще в 1890 году была изобретена вакцина от столбняка, ее делают новорожденным во всех развитых странах мира. В слаборазвитых странах от столбняка ежегодно погибает 60 000 человек.

Микобактерии (Mycobacterium tuberculosis, Mycobacterium leprae и др.)

Микобактерии — семейство бактерий, часть из которых являются патогенными. Различные представители этого семейства вызывают такие опасные заболевания как туберкулез, микобактериоз, лепра (проказа) — все они передаются воздушно-капельным путем. Ежегодно микобактерии становятся причиной более 5 млн смертей.

Читайте также: Самые опасные бактерии

Бактерии создали всеобъемлющий невидимый мир. Наше существование полностью зависит от них, их в свою очередь не так сильно зависит от нас. Тем не менее наш и их миры тесно связаны друг с другом, они находятся в равновесии, которое будет сохраняться до тех пор, пока наше сотрудничество будет выгодно обеим сторонам.

Источник

какие полезные и вредные живые организмы есть в Западной Сибири?

Андрей.T  ·  11 февраля 2019

929

К вредным живым оганизмам в Западной Сибири относят: тараканов, клопов. мышей и крыс, клещей, блохи, комаы, мухи, глисты. Это те, что могут обитать в ареале человека. В полях — это жуки и личинки, черви, а также бактерии, которые портят посевы.

К полезным же относят те живые организмы в Западной Сибири, которые не причиняют вред, и даже приносят… Читать далее

Где заканчивается неживое и начинается живое в природе?

Студент ОНАС им. А.С. Попова.
Изображаю деятельность.

Если очень грубо и чисто по логике и остаточным, не пригодившимся знаниям из курса школы, то «живое» — это:
1) То, в молекулярный состав чего входят белки и нуклеиновые кислоты.
2) То, в чем можно проследить систему обмена веществ для вырабатывания внутренней энергии из какой-либо пищи и газов из окружающей среды.
3) То, в чем прослеживается способность к размножению каким-либо из путей.
4) Можно ещё добавить, что все живые организмы имеют какие-никакие органы раздражения и способны реагировать на изменения внешней среды (освещённость, изменение температуры, изменение химического состава окр. среды, механическое воздействие). 
Соответсвенно, всё остальное, а точнее то, в чем этих признаков не наблюдается — неживое.
Подождите ответа биологов и химиков, которые расскажут об этом поинтересней и поточней.

Прочитать ещё 3 ответа

Какие экологические связи сложились в Тайге?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Все в тайге взаимосвязано, это замкнутый экологический мир. Например, хищники регулируют численность грызунов, которые в итоге меньше уничтожают растительность тайги. Но грызуны также имеют свое положительное влияние, они способствуют рспространению семян многих растенйи, которыми питаются. То же самое делают птицы, далеко перенося семена растений и ягод.

Читайте также:  Стихи про витамины овощи как они полезны

Почему на Земле видов насекомых намного больше, чем других животных? Какова значимость такого явления?

«Биолог» — научно-образовательный проект, посвящённый различным разделам биологии…  ·  vk.com/a_biologist

Наскомые появились около 400 миллионов лет назад, когда у этой группы ещё не было конкурентов. Они были одними из первых животных-фитофагов наряду с многоножками (и до сих пор являются основными потребителями растений) и первыми живыми существами, освоившими полёт, а хитиновый покров защищал их от высыхания. Со времени своего возникновения они заселили разнообразные среды обитания, включая самые негостиприимные: приполярные районы, пустыни, отдалённые острова, водоёмы (в том числе гипергалинные), горы и даже другие организмы. У насекомых сформировались симбиотические связи с многими группами организмов, например, с цветковыми растениями. До сих пор по способности жить во всех доступных местах и питаться всеми доступными кормами насекомые не имеют равных. Этому способствуют и их небольшие размеры, хотя в каменноугольном периоде существовали гигантские насекомые, а также стратегии размножения и развития (полное превращение). У насекомых двольно совершенные органы чувств, нервная, выделительная, дыхательная и другие системы, а соответственно, и поведение. Насекомые быстро эволюционируют и пережили множество катаклизмов, которые стёрли другие группы животных. Но в последние годы биомасса насекомых быстро сокращается из-за деятельности человека. В среднем где-то на на 2,5% в год, но в наиболее урбанизированных районах — намного быстрее, но у насекомых огромный адаптивный потенциал.

Прочитать ещё 1 ответ

В чём заключается роль хвойных деревьев в экосистеме тайги?

Хвойные деревья в экосистеме тайги являются основными продуцентами-они поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза,являются начальным звеном цепи питания. В частности их семена,иногда даже кора деревьев.
Хвойные создают (определяют) среду обитания. Например,они способствуют высокой влажности в тайге, не дают развиваться другим видам растений.

Какие организмы составляют луговое сообщество?

Работал инженером по обслуживанию военных авиационных двигателей, увлекаюсь…

Под лугом понимается открытое пространство с травянистым покрытием без деревьев.. Из организмов можно выделить несколько основных классов: растения — ромашка,алтей,авран,чина,лисохвост,щавель и этот список можно продолжать до бесконечности. Из животных к луговым можно отнести насекомых (бабочки,, шмели, пчелы жуки, стрекозы, кузнечики, мухи, ), птиц ( скворец, трясогузка, жаворонок, перепел, коростель) , грызунов (мыши, ласки), земноводных (лягушки и жабы), пресмыкающиеся (Ящерицы, гадюки, ужи).

Так же к луговым относятся и грибы, существование которых не настолько тесно связано с деревьями : шампиньоны, дождевик, опенок луговой.

Плодородность почвы на лугу обычно выше чем в лесу. Так же в луговое сообщество можно включить беспозвоночных и бактерий, которые неустанно трудятся ради удобрения почвы

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Слово «бактерии», как и «вирусы», и «микробы», для нас с детства таит в себе определенный негативный оттенок, и связано с болезнями. Но так ли это?

Могут ли бактерии быть друзьями, а не врагами, защищать, а не угрожать? И вообще, что они из себя представляют, эти бактерии? Обо всем этом и многом другом – читайте ниже.

Кто такие бактерии в биологии: определение

  • Бактериями называются живые микроорганизмы, которые не имеют ядра. Они относятся к домену прокариотов, являясь одной из древнейших жизненных форм на планете. Это также одни из наиболее универсальных «жителей» Земли, способные жить в глубинах почвы и водоемах, в кислой и радиоактивной среде. Несмотря на все старания ученых, человечество до сих пор не может выращивать их все лабораторно (это удается только относительно некоторых видов).
  • Длина бактерий составляет считанные микрометры, а форма их может быть самой разнообразной.  Наука, которая занимается изучением бактерий, называется бактериологией. Они являются составляющей микрофлоры человека, принося как пользу, так и вызывая различные заболевания. Используются в различных сферах человеческой деятельности: промышленность, животноводство, биотехнологические процессы и т.д.
  • Слово происходит из латинского языка, в котором в свою очередь было образовано производное название из греческого, и обозначает понятие «палочка» — именно такими были бактерии, впервые обозначенные учеными.

В биологии

Чем являются бактерии, являются ли они организмами?

  • Действительно, бактерии являются организмами, причем, относятся они к наиболее древней группе из всех, которые существуют на сегодняшний день. Их строение достаточно примитивно, многие из бактерий и поныне сохраняют признаки, присущие их предкам, в частности, те виды, которые находятся в особых условиях. Это горячая серная или бескислородная среда.

Таким образом, на сегодняшний день бактерия представляет собой примитивный одноклеточный организм, выделенный в царство с одноименным названием. При этом разнообразие бактерий довольно велико, они различны своей формой, способом передвижения, средой обитания

Кто обнаружил бактерии?

  • Первооткрывателем бактерий можно считать голландского ученого Антони ван Левенгука, который первым смог обнаружить их под микроскопом и описать. Это произошло во второй половине 17-го века.
  • Еще половину столетие спустя немецкий ученый Христиан Эренберг дал название этим существам, которое мы используем и поныне – бактерии. Оно заменило первое наименование, введенное Левенгуком – анималькули.
  • В середине 19-го века французский микробиолог Луи Пастер не просто обнаружил отдельные свойства, присущие бактериям, но и начал изучать их физиологию и метаболизм бактерий.
  • Его продолжателем в этом деле стал немецкий коллега Роберт Кох, чьи труды по исследованию возбудителей туберкулеза увенчались нобелевским лауреатством.

Обнаружил особые свойства

Какие бактерии, виды бактерий существуют, и их названия

Бактерии принято классифицировать по форме. В зависимости от этого ученые разделили их на три группы:

  1. К шаровидным (коккам) относят похожий на виноградные гроздья стафилококк, действие которого провоцирует пищевые отравления, а также гнойные воспаления. А вот стрептококкам, образующим в результате деления цепочку клеток, свойственно провоцировать воспалительные заболевания.
  2. Похожие формой на обычную палочку бактерии называют палочковидными. Существуют бактерии, образующие своеобразные слои защиты, которые противодействуют влиянию извне – это бациллы.
  3. Бактерии, имеющие извитую форму, относятся к спиралям, и они преимущественно безвредны. К ним относятся спириллы, спирохеты.

Многие бактерии получили свое название не только по своему строению, но и в зависимости от влияния на определенный орган человека, или по названию вызываемой ними болезни. Как пример можно привести менингококк, поражающий мозговую оболочку и вызывающий менингит, или пневмококк, провоцирующий пневмонию в легких, а ринит (насморк) вызывается риновирусами.

Виды

  • Кроме того, существуют названия, связанные с той или иной особенностью. Всем известный вибрион отличается быстрыми колебаниями, а протеус, названный по имени греческого бога, способного приобретать тот или иной облик, характерен тем, что в различных организмах действует по-разному.
  • Кроме того, часто бактерии называют именами ученых, открывших их: риккетсии, шигеллы, бруцеллы или, скажем, лямблии с сальмонеллами.

Какие бывают вредные, болезнетворные бактерии, и их названия?

Среди наиболее опасных для человека бактерий можно выделить:

  1.  Возбудитель ботулизма, парализующего нервную систему – клостридия ботулина.
  2. Сальмонелла брюшного тифа, который проявляется высокой температурой и сильными болями в животе. Бактерия может, кроме того, не проявляться в симптомах, но человек при этом остается носителем заболевания.
  3. Столбнячной палочке свойственно активное развитие в глубокой ране, способное вызвать столбняк. Эта болезнь, с сильными судорогами, имеет очень высокую смертность.
  4. Все слышали о палочке Коха, ведущей к туберкулезу, являющимся одной из наиболее частых причин смерти человека. Передается при помощи воздушно-капельных путей, обнаруживается при флюорографическом обследовании.
  5. Кишечная палочка бывает просто микрофлорой кишечника, однако несколько ее серотипов приводят к кишечным инфекциям.
  6. Холерный вибрион чаще всего встречается в грязной воде. Холера при отсутствии лечения вполне способна закончиться смертельным исходом.
  7. Стрептококки – очень опасны, поскольку провоцируют менингит, пневмонию и т.п. Стрептококковый токсический шок сопровождается жаром, отеками конечностей и некрозом.
  8. Аспергилл дымящий представляет собой плесневый грибок, опасный для людей, имеющих ослабленный иммунитет, поражающий в первую очередь органы дыхания.
  9. Бледная трепонема провоцирует развитие сифилиса. Сегодня это вполне излечимая на первых стадиях болезнь, но в третичной – чревата необратимыми изменениями в организме и смертью.
  10. Стафилококк золотистый мы уже давно связываем с пневмонией и менингитом, сепсисом. Его опасность в высокой устойчивости к антибиотикам.
Читайте также:  Рыба нерка где обитает и чем полезна фото

Разделение на плохие и хорошие

Полезные бактерии, и их названия

Бактерии, благотворно влияющие на человеческий организм, имеют название микробиота. В человеке их множество – миллионы:

  1. В кишечнике в первую очередь полезное действие оказывают лакто- и бифидобактерии. К ним относят ацидофильную палочку, анаэробную молочно-кислую бактерии. Важно поддерживать их необходимое количество, употребляя кисломолочные продукты.
  2. В коже и дыхательных путях активно действуют микроорганизмы, относящиеся к стафило-, стрепто- и микрококкам. Они помогают в своей среде обитания, но при попадании в рану или, к примеру, при переизбытке приводят к заболеваниям.

Численность бактерий на планете Земля

  • Подсчитано, что на Земле свыше 1,4 млн. бактерий. В ходе подсчета этой цифры ученым пришлось прибегнуть к построению филогенетических деревьев, с применением математики и анализом определенных разновидностей РНК. Это дало возможность отследить изменение видов и эволюцию бактерий.
  • Выяснилось, что некоторые бактерии исчезают в процессе эволюции, их общее число постоянно возрастает, и сегодня, если взять за точку отсчета общую биомассу на Земле, бактерии уступают только растениям.

Формы бактерий, внешний вид: примеры

  • Как уже говорилось, бактерии могут быть сферическими. Их представляют кокки. Микро – это клетки, которые расположены отдельно; дипло – парами, стафило — гроздьями, стрепто – цепочкой; а также сарцина (пакеты от 8 клеток). Их размер – до 1 мкм.
  • Палочковидным бактериям характерна прямая форма, они имеют до 8 мкм в длину и до 2 мкм – в толщину.  Форма может быть неправильной, вплоть до ветвящейся, какую имеют, к примеру, актиномицет. Если палочка немного изогнутой формы – ее называют вибрионом.

Формы

  • Также можно назвать риккетсию,  хламидию, которая вне пределов клетки является сферической, микоплазмы, у которых отсутствует клеточная стенка и т.д.
  • Бактерии извитых форм напоминают спираль, как, например, спирилла, похожая на штопор. А вот хеликобактер похож своими изгибами на крылья чайки в полете. Также близка к этому виду бактерий спирохета, имеющая спиралевидную форму и обладающая подвижностью. Лептоспира же – с частыми завитками, которые напоминают закрученную веревку.

Из чего состоят бактерии?

  • Клеточная стенка бактерии содержит полисахариды, белки, липиды. В основном же стенка состоит из многослойного пептидогликана.  Также стенка содержит наружную мембрану, которая своей трехслойной структурой похожа на цитоплазматическую (внутреннюю) мембрану. Обе мембраны состоят преимущественно из липидов.
  • Наружная мембрана изнутри состоит из фосфолипидов, наружный слой – это  липополисахариды. Пространство между мембранами заполнено ферментами. Внутренняя мембрана имеет три слоя, ее структура – это фосфолипиды в два слоя и интегральные белки.

Состав

  • Цитоплазму составляют белки, рибонуклеиновые кислоты, рибосомы. Также наличествуют запасные питательные вещества: гликоген, волютин, полисахариды.
  • Аналогом ядра можно назвать нуклеоид, находящийся в центре и представляющий собой закольцованную двунитевую ДНК. У нуклеоида отсутствует ядерная оболочка и ядрышко. Не представлены и гистоны.
  • В составе бактерий также можно наблюдать слизистую структуру с четкими границами, которую называют капсулой. В ее составе полисахариды, полипептиды.
  • Жгутик – это тонкая нить, длиннее самой клетки (до 15 мкм), начинающаяся с внутренней мембраны. Жгутики достигают в толщину всего 20 нм и имеют диски, с помощью которых крепятся к стенке.
  • И, наконец, неблагоприятные условия для бактерии могут провоцировать образование спор в бактериальной клетке, которые способны не только длительное время сохраняться, но и прорастать.

В каких условиях могут существовать бактерии?

  • Как показывает практика – практически в любых, от клокочущих гейзеров, внутри которых температурные условия те же, что и в кипящем чайнике – до 100 С°. Нефть, кислота – эта среда также не пугает бактерии, и они могут существовать в тех условиях, где не выживет более совершенный организм.
  • Есть предположение, что космос также заселен некоторыми видами бактерий, и эта гипотеза стала основанием для одной из версий, поясняющей происхождение жизни на Земле.

Как делятся, размножаются бактерии: схема

  • Способ размножения бактерий присущ всем одноклеточным организмам – это деление. Оно дает существование двум дочерним клеткам, которые в свою очередь повторяют этот процесс, тем самым каждый раз удваивая количество.
  • Существует также процесс, при котором образовываются споры. Это происходит при наличии неблагоприятных условий, когда цитоплазма способна образовать, покинув материнскую оболочку, новую, которая является более плотной. Такая клетка называется спорой. Если она попадает в благоприятную среду, то возможно ее прорастание и образование полноценной бактерии.

Размножение

Время размножения бактерий

  • Как и любое явление, деление бактерии подчиняется законам термодинамики, по которым время размножения связано с количеством выделяемой наружу теплоты и составляет около шестой части выделяемой теплоты.
  • Проще говоря, создание для бактерии идеальных условий может заставить бактерию делиться практически каждые полчаса. Если бы это было возможно, в течение суток дочерние клетки одной бактерии достигли бы массы в почти 2 тыс. тонн, а за 5 дней заселили бы все водное пространство планеты.
  • Известно, что в качестве опыта использовалась морская псевдомонада, помещенная в оптимальные условия: ее популяция удваивалась практически через 10 минут.

Бактерии в жизни человека

  • Бактерии влияют практически на любой аспект жизни природы и человека. Именно они «работают» над кругооборотом веществ, разлагая и видоизменяя органические вещества, способствуя почвообразовательным процессам, очищая водоемы.
  • Негативное влияние на живые организмы оказывают болезнетворные бактерии, описанные выше – они вызывают заболевания не только у людей, но влияют и на животных, и на растения.

Роль

  • Бактерии используются в фармакологии, являясь компонентами лекарственных препаратов, в пищевой промышленности, способствуя производству кисломолочных продуктов, заквасок, сыров. Процесс маринования также не обходится без участия бактерий, как и винодельческое ремесло.

Видео: Польза от бактерий и микробов

Источник