Отходы от производства добычи полезных ископаемых
Более 90% образующихся отходов промышленного производства составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых.
Виды отходов добычи и обогащения полезных ископаемых
- Вскрышные породы открытой добычи
- Вмещающие породы шахтной добычи
- Порода, шламы, хвосты обогащения (флотации)
- Шахтные воды
- Газообразные выбросы
Отрасли, в которых образуется основная масса отходов добычи и обогащения
- Угольная промышленность
- Черная металлургия
- Цветная металлургия
- Химическая промышленность (включая производство минеральных удобрений)
Виды отходов добычи и обогащения каменного угля и нормативы их образования
Вскрышные породы | 36-40 тыс. куб. м/т угля |
Вмещающие породы | 110-150 куб. м/т угля |
Отходы углеобогатительных фабрик (хвосты обогащения) | 100-120 куб. м/т угля |
Состав сырьевых компонентов в отходах добычи и обогащения каменного угля
- Горючий материал (угольная крошка, угольная пыль, водоугольная взвесь)
- Природный камень (каменный материал)
- Гравий, песок
- Глинистые породы (глины, коалиты, оргиллиты, суглинки)
- Горелые глинистые породы
Направления возможного использования отходов добычи и обогащения каменного угля
- В черной металлургии – (горелые глинистые породы) для производства огнеупоров и в качестве компонента в технологии подготовки железно-рудного сырья
- В строительной промышленности – для производства агломерата, кирпича, керамзита, железобетонных изделий и др.
- В строительстве – в качестве строительного материала для сооружения оснований (фундаментов) зданий и дорог
- В химической промышленности – в качестве компонента при получении сернистых соединений
- В черной и цветной металлургии – в качестве сырья и сырьевых добавок при производстве кремне-алюминиевых сплавов, карбидкремниевых материалов, кислородных соединений алюминия и др.
- В газовой и нефтедобывающей промышленности – (хвосты обогащения) для приготовления тампонажных растворов
- В сельском хозяйстве – в качестве удобрений и добавок к ним
Отходы добычи и обогащения железных и марганцевых руд и нормативы их образования
Нормативы образования отходов зависят от процентного содержания железа и марганца в исходном сырье, глубины залегания рудного сырья и др. подобных факторов | |
Вскрышные и вмещающие породы | 60-70 % от объема извлекаемой горной массы |
Хвосты сухой магнитной сепарации при обогащении железных руд | 5-12 % от переработанной руды |
Хвосты мокрой магнитной сепарации при обогащении железных руд | 35-80 % от переработанной руды |
Хвосты мокрой магнитной сепарации при обогащении марганцевых руд | до 6 % от переработанной руды |
Отходы флотации и дешламации при обогащении марганцевых руд | до 45 % от переработанной руды |
Состав сырьевых компонентов отходов добычи и обогащения железных и марганцевых руд
- Остатки невыбранных компонентов железных и марганцевых руд (от 2 до 16 % от уровня первичного извлечения)
- Окисленные мартитовые кварциты
- Силикат, карбонат
- Природный камень (каменный материал)
- Гравий, песок
- Глинистые породы
Направления возможного использования отходов добычи и обогащения железных и марганцевых руд
- В черной металлургии – для дальнейшей переработки и доизвлечения полезных компонентов
- В строительстве – в качестве замены щебня, песка или в дополнение к ним
Отходы добычи и обогащения руд цветных металлов и нормативы их образования
Вскрышные породы при добыче бокситов для производства алюминия | до 320 куб. м /т бокситов |
Вскрышные породы при добыче нефелинового сырья для производства алюминия | до 4-5 тыс. куб. м /т нефелинового сырья |
Шлам (спекальный, «Байеровский) при производстве глинозена | до 7 т/т глинозема |
Вскрышные породы при добыче медно-цинковых руд | 17-19 куб. м/ т руды |
Хвосты обогащения медно-цинковых руд (производство медного концентрата) | 80-88 куб. м/ т медного концентрата |
Хвосты обогащения медно-цинковых руд (производство цинкового концентрата) | 100- 114 куб. м /т цинкового концентрата |
Вскрышные породы при добыче медно-никелевых руд | 18-19 куб. м/ т кондиционного рудного сырья |
Хвосты обогащения медно-никелевых руд (производство никелевого концентрата) | 90-98 куб. м/ т никелевого концентрата |
Состав сырьевых компонентов отходов добычи и обогащения руд цветных металлов
- Остатки невыбранных компонентов руд цветных металлов (приравниваются к бедным и труднообогатимым рудам с содержанием ценных компонентов от 0,2 до 40% от уровня первичного извлечения)
- Сопутствующие компоненты руд черных, драгоценных и редкоземельных металлов
- Компоненты апатито-нефелиновых, фосфоритных и других сырьевых элементов для химической промышленности
Направления возможного использования отходов добычи и обогащения руд
- В черной и цветной металлургии — для повторной переработки и извлечения из них руд черных, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов
- В черной металлургии — в качестве дополнительного, (а в некоторых случаях единственного) источника сырья марганцевых руд, сырья для получения легированных железных порошков, легированных окисленных окатышей и других ценных материалов
- В строительной промышленности — в качестве глинистого компонента при производстве белых цементов, строительного гипса
- В сельском хозяйстве — в качестве удобрений
- В горно-рудной промышленности — для гидравлической закладки выработанных пространств шахт и рудников
- В машиностроении и металлообработке — в технологии производства (кварцевые пески) литых чугунных и стальных изделий
Отходы добычи и обогащения рудного сырья химической промышленности и нормативы их образования
Вскрышные породы при добыче руд, содержащих серу | 0,5-0,6 т/т рудного сырья |
Хвосты флотации при обогащении серных руд | 4,0-5,3 т/т обогащенного рудного сырья |
Вскрышные породы при добыче руд, содержащих магний | 2,0-2,2 т/т рудного сырья |
Вскрышные породы при добыче апатитовых и фосфоритовых руд | 5 т/т рудного сырья |
Хвосты флотации при производстве апатитового концентрата | 1,7 т/т концентрата |
Хвосты флотации и отходы промывки фосфорного сырья при производстве флотационного и мытого фосфорного концентратов | 2-5,2 т/т концентрата |
Состав сырьевых компонентов отходов добычи и обогащения рудного сырья химической промышленности
- Остатки невыбранных компонентов апатито-нефелиновых фосфоритных, боратовых руд, серы и других сырьевых продуктов (от5 до 50% от уровня первичного извлечения)
- Суглинки и неогеновые глины
- Природный камень, гравий, песок
- Гравийно-песчаная смесь в чистом виде и в смеси со щелочными компонентами, известняком, гипсом суглинками и др. глинистыми материалами
- Гипс, гипсовый камень, известняк
- Глинистые материалы, включая соленостную глину
Направления возможного использования отходов добычи и обогащения рудного сырья химической промышленности
- В химической (горно-химической) промышленности — для повторной переработки и доизвлечения полезных компонентов, а также в качестве закладочного материала выработанного пространства шахт и рудников
- В цветной промышленности — для повторной переработки и извлечения компонентов цветных металлов
- В строительстве и промышленности строительных материалов – в качестве строительного материала для сооружения оснований зданий, дорог, в качестве материала для изготовления железо-бетонных изделий, керамической продукции и др.
- В сельском хозяйстве — в качестве минерального удобрения
Источник
Полезные ископаемые представляют собой фундамент цивилизации. Извлеченные из недр Земли, они подвергаются обработке для получения металлов, химикатов, строительных материалов, удобрений и топлива. Наше развитое общество не может существовать без таких предметов потребления. Они являются базой для изготовления почти 3/4 объема нашего общего национального продукта.
Но при извлечении, обработке полезных ископаемых и использовании большинства продуктов, изготовленных из них, образуются отходы. Иногда они образуются при добыче руд. В западных штатах США в руднике с добычей меди открытым способом каждый час добывается 300 т медной руды, предназначенной для дробления. При добыче такой руды, содержание меди в которой настолько мало, что использование только метода экстрагирования может сделать рентабельной эксплуатацию рудника, снимаются тысячи тонн земли и скальных пород, лежащие над залежами руды. Вблизи рудника постепенно образуются огромные скопления отходов, из которых ветер выдувает пыль, загрязняющую воздух, а дожди выносят кислоты, загрязняющие реки. Экономические вопросы, связанные с рекультивацией земель, разрушенных при подобном методе добычи полезных ископаемых, редко рассматриваются, поэтому в настоящее время большие территории США отмечены неприглядными символами непрерывных поисков полезных ископаемых.
В штате Флорида мощные машины черпают из земли гальку, содержащую фосфаты, — первая стадия процесса получения удобрений. Затем при разделении фосфорных соединений каждый час образуется примерно 700 т отходов. Чтобы избежать загрязнения поверхностных водоемов, шлаки сбрасывают в огромные ямы, где они хранятся многие годы в ожидании разработки эффективных методов организация утилизации отходов.
Каждый год в США образуется более 1 млрд. т отходов от обработки полезных ископаемых. Полное накопление таких материалов на сегодняшний день требует приблизительно 0,8 млн. га. Это приблизительно соответствует той самой площади, которая требует рекультивации после добычи ископаемых открытым способом.
Добавочные миллионы тонн отходов накапливаются после использования полезных ископаемых и их продуктов. В большом северо-западном городе для выработки электроэнергии за один час сжигается 400 т каменного угля. При сгорании 400 т угля примерно 40 т превращается в летучую золу. Выработанное электричество служит миллионам потребителей, а потребителей летучей золы относительно немного. Каждый год необходимо каким-то образом избавиться от миллионов тонн такого нежелательного продукта. Эти отходы очень многочисленны, и их нелегко распределить по категориям согласно происхождению, химическому составу или физической форме.
Неприятности, связанные с накоплением таких отходов от полезных ископаемых, и их потенциальная опасность для окружающей среды и нашего здоровья вызывают к ним все возрастающую антипатию общественности. Однако в конце концов самый убедительный довод в пользу реализации таких отходов — бесполезная потеря ценных природных ресурсов, которые они представляют. Ибо почти неизменно такие отходы содержат ценные полезные ископаемые, использование которых обусловлено ростом населения и экономическими соображениями. Конечно, регенерация отходов экономически целесообразна, однако, чтобы называться приемлемым источником полезных ископаемых, отходы должны конкурировать по стоимости с природными источниками— рудами. В этом отношении несколько факторов свидетельствуют в пользу применения отходов: их изобилие, доступность (которая исключает необходимость проведения дорогостоящих работ по добыче полезных ископаемых) и возрастающее желание производителей отходов разрабатывать методы утилизации, социально более приемлемые, чем свалка. Такое желание является важным стимулом для проведения правительственных и частных исследований по регенерации отходов.
Проблемами потенциальных возможностей использования отходов от добычи полезных ископаемых и их измельчения занимаются многие ученые. Для определения металлических и неметаллических составляющих, обусловливающих наилучшие перспективы регенерации, делают анализ проб отходов, взятых из основных свалок страны.
Проект, выдвинутый в шт. Пенсильвания, включал проведение экспериментов по рекультивации земель в нескольких районах открытой добычи полезных ископаемых с целью разработки дешевых методов. Отходы, образованные при подземной добыче ископаемых, используются для заполнения подземных пустот и поддерживания тех слоев земли, которые расположены над залежами полезных ископаемых. Таким образом, при открытой добыче ископаемых будут спасены и сохранены для использования в будущем большие площади земель, так как в этом случае отсутствуют проблемы, связанные с карстовыми явлениями.
Статья продвинута программой Rich Key.
Источник
Проблемные и спорные вопросы, возникающие при использовании отходов горнодобывающих производств
М.М. Туманова, ведущий юрисконсульт управляющей компании «Руссдрагмет»
В статье рассматриваются существующие на сегодняшний день проблемные вопросы, связанные с использованием отходов, которые образуются при эксплуатации горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства, в том числе пробелы в действующем законодательстве в указанной сфере деятельности, создающие дополнительные препятствия для осуществления деятельности в области обращения с такими отходами.
В процессе деятельности, связанной с осуществлением права пользования недрами пользователи часто сталкиваются с проблемами в области обращения с отходами, в том числе с отходами, которые образуются при эксплуатации горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства, то есть с такими как горные массы, содержащие полезные ископаемые и находящиеся в отвалах, терриконах, прудах-накопителях, разливах и иных формах.
Проблемные вопросы заключаются в том, что на сегодняшний день в российском законодательстве не достаточно определен статус горного имущества, а именно техногенных образований, которые возможно будут использоваться либо лицом образовавшим отходы, либо иным лицом, заинтересованным в их переработке.
Спорные вопросы возникают, например, при получении разрешения (лицензии) на использование техногенных образований, также существуют противоречия в правовом регулировании при осуществлении деятельности по использованию подобных образований. Кроме того толкование действующего законодательства регулирующего, рассматриваемые в статье вопросы, не однозначное.
Для понимания проблем и путей их решения стоит обратиться к основному нормативно-правовому в данной области правоотношений, к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в соответствии со статьей 6 которого недра могут быть предоставлены в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств удостоверяет лицензия на право пользования недрами (статья 11 Закона РФ «О недрах»).
При этом если лицензия выдана на виды работ, такие как геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, то в основные права и обязанности пользователя недр также входит использование отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
Однако, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» установлено, что переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии, предоставляемой владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юридическому или физическому лицу.
Необходимо обратить внимание, что речь идет о виде работ — использование отходов в составе вида — разведка и добыча полезных ископаемых, а не отдельного вида работ, на который выдается лицензия. Таким образом лицензия выдается на виды работ: разведка и добыча полезного ископаемого из отходов горнодобывающего производства.
Приказ Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» устанавливает порядок выдачи лицензий, в том числе разъясняет правила образования реквизитов лицензий.
Согласно п. 32 Регламента вид лицензии определяется двумя буквами: вторая буква обозначает вид работ: Э — разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Таким образом, вид работ — разведка и добыча полезного ископаемого из отходов, указывается в составе вида — разведка и добыча полезных ископаемых, при этом в действующем законодательстве отдельный порядок лицензирования использования отходов горнодобывающего производства не предусмотрен.
Иные нормативно-правовые акты в свою очередь не противоречат Закону РФ «О недрах», в Федеральном законе от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указано, что субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, статья 2 данного Федерального закона делает ссылку на Закон о недрах, в котором установлено, что лицензия на пользование недрами удостоверяет, в том числе право использования отходов горнодобывающего производства.
Вместе с тем государственные органы, в чьи полномочия входит в том числе и толкование законодательства, указывают, что «переработка добытого из недр полезного ископаемого, а также отходов производства не относится к пользованию недр», «лицензия на право пользования недрами при таком виде работ не выдается». Согласно законодательству лицензия выдается на вид работ «разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего производства» или разведка и добыча полезного ископаемого из отходов такого производства.
В итоге складывается ситуация, когда использование отходов горнодобывающего производства возможно осуществлять исключительно в случае проведения работ по разведке и добычи полезных ископаемых, при этом имея на данные виды работ специальное разрешение-лицензию. Отсутствует возможность отдельного использования отходов горнодобывающего производства и связанного с ним перерабатывающих производств в рамках правового регулирования, предусмотренного Законом РФ «О недрах». При этом необходимо отметить, что данный вид отходов существенно отличается от отходов иных производств и требует специального обращения, в связи с этим возможно правовое регулирование данного вопроса было бы логичнее предусмотреть в законодательстве в области недропользования.
Что же касается понятия отходов горнодобывающего производства, в том числе техногенных, например, в области добычи драгоценных металлов, имеются нормативно-правовые акты, регулирующие частично указанную сферу деятельности.
В соответствии с п.12 «ГОСТ Р 52793-2007, Металлы драгоценные. Термины и определения», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 24.12.2007 № 388-ст, содержащие драгоценный металл (отвальные) хвосты (в обогащении) являются отвальными отходами обогащения содержащего драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание драгоценного металла ниже, чем в исходном сырье.
Пункт 41 данного приказа устанавливает, что отвальный отход драгоценного металла — это продукт, образующийся при производстве драгоценного металла, содержащий такое количество драгоценного металла, извлечение которого при современном уровне технологии нерентабельно, и отправляемый в отвал.
При этом Едиными правилами безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 04.06.2003 г. № 47 установлено, что хвосты — это отходы процесса обогащения, состоящие в основном из породообразующих минералов и содержащие незначительное количество полезных компонентов, доизвлечение которых в отдельных случаях целесообразно и технологически возможно.
Поскольку в законодательстве в сфере пользования недрами не установлен какой-либо порядок обращения с отходами горнодобывающих производств, следует обратиться к Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон).
Согласно статье 1 Закона отходами производства и потребления определены остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, действующее законодательство относит (отвальные) хвосты (в обогащении) к отходам производства и потребления, следовательно, в таком случае на данный объект распространяется законодательство Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, в связи с этим при определении порядка обращения с такими отходами и иных вопросов следует принимать во внимание нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Также интересен вопрос определения права собственности на подобные отходы, правовое регулирование которого осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами производства и потребления, и гражданским.
Согласно статья 4 Закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Следовательно, отходы должны принадлежать собственнику сырья, в результате использования которого образовались указанные хвосты или в случае банкротства собственника являться собственностью лица, которое приобрело данное имущество по договору купли-продажи, или федеральной собственность в результате передачи указанного имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Вместе с тем право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I — IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Таким образом, данный вид отхода может быть приобретен в собственность иным лицом, однако указанное лицо обязано иметь лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности, чем у собственника отходов I — IV класса опасности, который вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу.
Важно заметить, что п.4 ст.4 Закона указано, что в случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Вышеуказанная норма Закона подкрепляется положениями статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Однако необходимо помнить о том, что использование такой категории отходов как отходы горнодобывающих производств осуществляется в составе лицензии, выдаваемой на разведку и добычу полезных ископаемых.
Правовой статус отходов горнодобывающего производства, а также хвостохранилищ таких производств также не имеет четкого определения в действующем законодательстве. В этом случае стоит обратиться к общим нормам российского законодательства, которые регулируют имущественные вопросы.
Согласно ч.2 чт.130 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, на основании указанной нормы можно сделать вывод, что добытые из недр полезные ископаемые являются по статусу движимым имуществом.
При этом в соответствии со ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Следовательно, добытые из недр полезные ископаемые — движимое имущество собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению, в том числе и передать их в собственность другому лицу. При этом, не нарушая требований ст. 613 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка при передаче его, например, в аренду другому лицу обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении земельного участка.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что правовое регулирование вопроса обращения с отходами горнодобывающих производств и связанных с ним перерабатывающих производств недостаточное, требуется более четкое изложение понятия данной категории отходов как специальной, нуждающихся в ином порядке обращения, чем отходы других производств. Правовой статус подобных отходов не определен в действующем законодательстве, что приводит к сложности их использования, а следовательно и отсутствию заинтересованности лиц, как осуществляющих само производство так и иных, в переработке данных отходов.
Однако при сложившейся ситуации использование отходов горнодобывающими производствами осуществляется согласно тем нормам, которые имеются в российском законодательстве, при этом в связи с пробелами в правовом регулировании приходится сталкиваться с различными проблемами в этой области, что в некоторых случаях приводит к нарушению требований законодательства в иных сферах, в том числе в области охраны окружающей среды.
Источник