Овощи ягоды и фрукты полезные продукты

                                                                     Викторина

 «Овощи, ягоды и  фрукты – полезные

продукты»

(Дата проведения 09.10.2019

 Девиз дня:

Чтоб здоровым сильным, крепким быть,

Нужно с витаминами дружить.

Цель: Убедить детей, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить привычку правильно питаться.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием, что такое «витамины», как они обозначаются и их пользе для организма человека.

 2. Закрепить знания детей о правильном и рациональном питании.

 3. Дать понятие, что такое система пищеварения, её роли в жизни человека.

 4. Воспитывать у детей потребность быть здоровыми.

Методы:

1. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

 2. Закрепить правила питания.

 3. Игра «что полезно? »

4.Дать понятие, что такое система пищеварения, её роли в жизни человека.

 5. Сценка в стихах про витамины.

Ход мероприятия

— Дети, мне на электронную почту сегодня пришло письмо с Космодрома от космонавтов. Они спрашивали меня, про Вас, про то, как Вы готовитесь к школе? Про то, как вы питаетесь? Занимаетесь ли Вы спортом? А ещё, мечтаете ли Вы быть космонавтами? Я обещала им, что спрошу у вас про всё это и пришлю им фото одного из наших занятий.

 — А теперь скажите, кто бы хотел быть настоящим космонавтом? (ответы детей)

 — А что для этого нужно? Правильно! (делать зарядку, заниматься спортом, правильно питаться)

                               Беседа о витаминах и полезных продуктах.

                                Педагог рассказывает легенды об овощах.

В середине прошлого века морковь считалась лакомством гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром обязательно  найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса- величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 м.Двадцать лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра.

                                                     Это интересно.

Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество в оболочке рисового зерна жизненно необходим людям. Соединив латинские слова — вещество «амин»  и жизнь «вита» получилось слово «витамин». Для того, чтобы быть здоровым, детям надо съедать в день 500- 600 граммов овощей и фруктов.

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.

Витамин  А – это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в моркови, молоке, зеленом луке, сливочном масле, яичном желтке, рыбе и в овощах и фруктах оранжевого цвета.

Отсутствие витамина А в организме человека может привести к замедлению роста.

Назвать фрукты и овощи оранжевого цвета.

Витамин В — помогает работать нашему сердцу. Он предохраняет от нервного расстройства, повышает сопротивление организма к различным заразным болезням.Витамин  В содержится в  капусте, дрожжах, яичных желтках. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в свежих помидорах, в фасоли, в яйцах, хлебе, в молоке.

Витамин С – укрепляет весь наш организм, защищает от простуды, он укрепляет иммунитет организма. Когда его мало в пище, может быть упадок сил, болезненный вид, боль в суставах, кровотечения из носа и дёсен, плохо заживают раны.Витамин С прячется в чесноке, лимоне, луке, во всех овощах и фруктах, ягодах. Есть еще другое название этого витамина – аскорбиновая кислота «аскорбинка».

Ребята, а кто очень любит капусту (заяц).

Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе,  куриных яйцах, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

Каждый из этих витаминов очень важен для нас.

Мы с вами предпочитаем любимые блюда, но не забывайте: чтобы быть сильным и здоровым, красивыми и умными, надо питаться разнообразной пищей, а не только тем, что нравится.

— Чтобы пища хорошо усваивалась, нужно соблюдать правила питания. Сейчас мы с вами эти правила вспомним.

 1. Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и фрукты)

 2. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.

 3. Пищу нужно хорошо прожевывать.

 4. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

 5. Полоскать рот после еды

 6. Во время приема пиши не разговаривать.

 7. Нужно завтракать, обедать и ужинать в одно и те же время. Наш желудок привыкнет приниматься за работу в определенные часы. И пища будет перевариваться быстрее, приносить больше пользы.

 Дети, запомните выражение «Кто долго жуёт, тот долго живёт»?

 — Сейчас мы с вами говорили о правилах питания.

 — Для чего они нужны?

 — Что нужно кушать, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу.

 А теперь покажем, как мы делаем зарядку:

Физкультминутка.

Каждый день мы по утрам

 Делаем зарядку (шагаем на месте)

Читайте также:  Полезен ли изюм для кормящей мамы

 Очень нравится нам

 Делать по порядку:

 Весело шагать (шагаем)

 И руки поднимать (руки поднять вверх)

 Приседать и вставать (присесть 4-6 раз)

 Прыгать и скакать. (10 прыжков)

1 тур. Отгадывание загадок.

Щеки розовы

Нос белый,

В темноте сижу день белый.

Рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Маленький, горький,

Луку брат. (Чеснок)

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло. (Свекла)

Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

 «Мой огород».

1.Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий,

Куда не приду, все до слез доведу. (Лук)

3.Среди бахчи зеленые мячи,

Налетела детвора – от мячей одна кора. (Арбуз)

4.С виду красная, раскусишь  — белая. (Редиска)

5. Белый, тощий корнеплод под землей растет,

И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.

Все —  от взрослых до ребят – с холодком его едят. (Хрен)

6.Раскололся тесный домик на две половинки

И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох)

 Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Дети выбирают карточки и распределяют их по столбикам.

Продукты

Полезные

Неполезные

Рыба

Чипсы

Кефир

Пепси

Геркулес

Фанта

Груши

Жирное мясо

Морковь

Торт

Лук

Сало

Капуста

Сникерс

Яблоки

Шоколадные конфеты

Сценка в стихах про витамины: (готовится заранее, детьми)

Витамин А

 Помни истину простую —

 Лучше видит только тот.

 Кто жует морковь сырую

 Или пьёт морковный сок.

Витамин В

 Очень важно спозаранку

 Есть за завтраком овсянку.

 Черный хлеб полезен нам-

 И не только по утрам.

Витамин С

 От простуды и ангины

 Помогают апельсины.

 Ну, а лучше есть лимон,

 Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

 Рыбий жир всего полезней!

 Хоть противный — надо пить.

 Он спасает от болезней.

 Без болезней — лучше жить!

 Ребенок:

 Никогда не унываю

 И улыбка на лице,

 Потому что принимаю

Витамины. А В С

    Подведение итогов.

 -Что нового о еде мы сегодня узнали?

 -Что делает еду нашу полезной? (витамины)

 — Чтобы полезные вещества усвоились, какие правила нужно соблюдать?

Источник

Муминат Магомедовна
Проект «Овощи, ягоды и фрукты — полезные продукты»

Проект

«Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты»

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: неделя.

Участники: воспитатели, родители, дети средней группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.

Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Актуальность: Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты, и в недостаточной степени имеют представления о том, где и как растут, как за ними ухаживать. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развивать связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Развитие мышления, воображения, связной речи детей.

Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Обогащать представления детей об овощах, выращиваемых в нашем крае, их полезных свойствах для здоровья растущего организма.

Задачи:

Обучающие:

— Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы;

— учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов;

• Развивающие:

-развивать устойчивый интерес к окружающему миру;

— развивать у детей знания о фруктах, овощах, их способе произрастания (сад, огород);

— развивать сенсорные навыки детей;

— развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности.

-развивать речь, словарный запас;

-развивать познавательный интерес детей.

• Воспитательные:

— формировать знания о гигиене питания и бережное отношение к своему здоровью;

— формировать умение проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость;

— формировать у детей бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых.

— объединить в общей творческой деятельности: педагога, родителей и детей;

Предполагаемый результат:

-усвоение детьми необходимых знаний по теме «Овощи и фрукты»;

-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

— обогащение словаря детей;

-развитие познавательной активности детей.

• Продукт проектной деятельности: «Арбузная долька»:

• Развлечение «Путешествие в страну Витаминию»

Подготовительный этап

• Воспитатели:

Формулировка цели и разработка задач;

Составление плана основного этапа проекта;

Подбор литературы по выбранным темам;

Подбор дидактических игр, иллюстративного материала по теме.

Подбор аудиозаписей: осенний лес, детские песни про осень.

• Дети:

Подбор книг для мини-библиотеки;

Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных овощей и фруктов для салата, кухонного инвентаря;

беседа о здоровье, о пользе овощей и фруктов.

беседа о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей.

• Родители:

Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем.

Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра мультипликационных фильмов, обсуждения.

• Создание развивающей среды:

Внести в группу наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи».

Пополнить уголок книги следующими произведениями: Ю. Тувима «Овощи», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки» русская народная сказка, «Пых».

Внести дидактические и настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки» и др.

Читайте также:  Бальзам огни марий эл полезные свойства

Предоставить раскраски на темы «Овощи и фрукты», «Листья».

Создание в уголке природы познавательной картины «Осень, ее признаки».

• Основной этап:

• Беседы: «Что нам осень принесла?», «Что, где растет?», «Витамины с грядки», «Труд людей осенью», «Овощи и фрукты — самые полезные продукты», «Витамины».

• Чтение и разучивание: сказки В. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», Л. Толстой «Старик сажал яблони», Сухомлинский В. «Внучка старой вишни». Свинцов В. «Сказка про яблоньку», «Ответ старика» (даг. нар. сказка)

— стихотворений об осени, об овощах и фруктах; «Огород» А. Прокофьева; «Ваза с фруктами» Т. Шорыгина. стихотворение — считалка: Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки.

• ООД: «Овощи», «Ягоды и фрукты», «Что нам осень принесла».

• Дидактические игры: «Что сажают в огороде»; «Что едят в сыром виде, а что в варенном?»; «Вершки – корешки»; «Кто больше назовет блюд»; «С какой ветки детки»; «Варенье»; «Собери овощи, ягоды и фрукты на борщ, компот и варенье»; «Узнай на ощупь»; «Угадай по описанию».

• Подвижные игры: «Кто быстрее соберет»; «Огород»; «Огуречик — огуречик»; «У медведя во бору»; «Урожай»; «Картошка; «Солнышко и дождик»; «Овощи или фрукты»; «Вагончик овощей, вагончик фруктов»; «Апельсин»; «Куры в огороде».

• Настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Сад-огород», «Домино», пазлы: «Фрукт или овощ?».

• Хороводные игры:

«Урожай»; «Зайка шел»; «Огородный хоровод»; «Мишка»;«Горошина»; «Кабачок».

• Игры с песком: «Что спрятано в песке»; «Во саду ли в огороде»; «Кто к нам приходил?»; «Веселые пузыри».

• Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты».

• Театрализованная игра: «Во саду ли, в огороде».

• Лепка овощей и фруктов с детьми для сюжетно-ролевых игр «Мама варит суп и компот»: «Яблоко и апельсин», «Магазин овощей и фруктов»: «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла».

• Рисование: «Яблоко и огурец», «Ваза с фруктами».

• Аппликация: «Арбузная долька».

• Пальчиковая гимнастика: «Ягодки»; «Апельсин»; «У Лариски – две редиски»; «Хозяйка однажды с базара пришла» Ю Тувина.

• Выставка поделок: «Подарки осени».

• Спортивный досуг: «Путешествие в страну Витаминию».

• Экскурсия на огород.

• Опытно – экспериментальная деятельность:

— С овощами, красящие и косметические свойства овощей;

— Исследование осенних листьев, их свойств. «Почему листья не тонут в лужах».

• ОБЖ Беседы: «Если с нами аккуратно обращаться, то и к докторам не придется обращаться», «Кухня не место для игр».

Самостоятельная деятельность детей:

• Сюжетно-ролевые игры: «Угостим кукол фруктами»; «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Увозим урожай с дачи».

• Рассматривание картинок, плакатов, с изображением овощей, фруктов.

• Сбор детьми семян цветов, листьев для гербария.

• Раскрашивание раскрасок: осенние листья, «На яблоне поспели яблоки».

• Работа с трафаретами «Овощи, фрукты», в уголке творчества.

• Взаимодействие с семьей:

Организовать совместную деятельность родителей с детьми по сбору шишек, семян.

Пополнение родителями уголка природы муляжами овощей, фруктов (вязаными).

Совершение родителями и детьми прогулок в сад и огород (по возможности, наблюдение за работами на огородах и в садах).

• Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – витаминные продукты».

• Итоговое мероприятие:

Развлечение: «В гости к дедушке Винограду».

Заключительный этап:

• Оформление памятки в родительский уголок «Здоровая пища»;

• Папка — передвижка «Вкусные загадки»;

• Рекомендации по теме: «Овощи, фрукты: развивающие игры»

Заключение:

Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Овощи, фрукты — полезные продукты», которая дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.

Источник

Классный час на тему: «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты».

Цель:  познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей-основными источниками витаминов и минеральных веществ ; их значением для организма; формировать сознательное отношение детей к здоровой пище.

Оборудование: загадки, названия витаминов, таблицы с овощами, пословицы об овощах и фруктах, кроссворд.

Ход классного часа:

Учитель:

— Здравствуйте, ребята.

— Отгадайте загадки.

Щеки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Что за плод — шкатулочка с секретом!

Семена — стекляшки на вид,

все прозрачные, все розового цвета,

потрясешь, как странно, не звенит.

(Гранат)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

Низок, да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь — всю руку обдерешь.

Читайте также:  Полезные свойства настойки из красной рябины

(Крыжовник)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Длинноножка хвалится —

Я ли не красавица,

А сама-то — косточка

Да красненькая кофточка.

(Вишня)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный

(Арбуз)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

(Арбуз)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох)

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мед.

(Вишня)

— Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие?  (Овощам и фруктам)

— Почему? ( Это полезные продукты)

— Да, ребята, сегодня мы будем говорить о полезных продуктах.

— А почему овощи и фрукты являются  полезными продуктами? ( В них много витаминов)

— Действительно полезны те продукты, которые содержат много витаминов.

— Что такое витамины?

— Витамины — это вещества, необходимые для жизни. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.

—  От латинского vita – жизнь.

—  Больше 76 лет назад ученые впервые открыли тайну витаминов. Но, пожалуй, ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов. Когда же их все-таки не достает, мы пользуемся витаминами, которые выпускаются нашей промышленностью в виде конфет или сиропов.

— Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, Д)

-В каких  продуктах они содержатся?

-Сейчас нам ребята  расскажут  о некоторых  овощах и фруктах, богатых витаминами.

1 ученик:

Бобы, фасоль, зелёный горошек — больше других овощей богаты растительными белками. В них содержаться железо, калий, кальций.

2 ученик:

Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу, делают человека энергичным, защищают от инфекции.

3 ученик:

В огурцах большое количество воды, они являются источником минеральных веществ. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим действием.

4 ученик:

Морковь — значительно превосходит другие овощи по содержанию легкоусвояемых углеводов и каротина.

5 ученик:

Капуста — ценный источник аскорбиновой кислоты

6 ученик:

Королями фруктов в России считаются яблоки. Яблоки придают человеку силу, продлевают молодость.

7 ученик:

Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество витаминов. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы, мармелад, приготовленные из ягод — один из способов сохранения витаминов на зиму.

Выходят весёлые витаминки и поют частушки.

Вам веселые девчушки

Приготовили частушки.

Если их совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный –

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?  (Нет, нет, нет!)

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьёт!

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

— А теперь, ребята, поиграем. ( Все учащиеся делятся на две команды)

Игра «Пословицы заблудились»

—  Правильно собрать и прочитать пословицы

«Лук –                                          прибавляет кровь»

« Морковь                                   от семи недуг»

« Яблоко на ужин –                  здоровье найдёшь»

« За ягодами пойдёшь –             и врач не нужен»

Игра « Экскурсия в поликлинику».

Дети – « врачи», а учитель – « больной», обращается с жалобами к ним, а дети отвечают.

а) Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? ( Есть чеснок, лук)

б) Помогите вылечить кашель (сок лука смешать с мёдом и принимать три раза в день по столовой ложке)

в) Помогите вылечить насморк. ( Сок свёклы, моркови , лука закапывать в нос)

г) Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? ( Овощи и фрукты)

Отгадайте  кроссворд (Командам даётся определённое время на отгадывание кроссворда).

1. Я — лиловая,

Спелая, садовая.

Для желудка хороша,

Съешь и запоёт душа.

2. Я – на юге рос,

У меня шершавый бок,

Закупи меня ты впрок!

Я в компоте есть всегда,

Не простая там вода!

3. Я – зелёное,

На веточке крепленое.

Ешь ты меня всегда,

Во мне железа много,

Коль гемоглобин высок,

Легка твоя дорога.

4. Мы — подружки,

Бордовые толстушки!

Всегда на веточке висим

И с высока на всех глядим!

5. С виду красная, раскусишь – белая.

Игра « Нарисуйте любимые овощи  или фрукты»

Итог занятия.

— Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии?

— Что нового узнали?

— Чему научились на занятии?

Литература:

Е.В.Езушина. Азбука правильного питания.1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель,2008.

В.М.Мельничук. Дневничок – здоровячек: Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. Новосибирск: Сибирское университетское издательство ,2002.

Н.Ф.Дик. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах.- Ростов н/Д: Феникс,2006.

М.М. Безруких , Т.А. Филиппова.Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА – ПРЕСС,2006

Источник