Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых thumbnail

Ответ

Порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов регулируется статьей 261 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика

на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых,

проведение работ подготовительного характера.

 

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.

Таким образом, Ваша организация в настоящее время несет расходы, порядок налогообложения которых регулируется статьей 261 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов

подлежат включению в состав прочих расходов

, если

источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего НК РФ.

Указанные расходы

признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца

,

следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке

:

— расходы, предусмотренные в абзаце третьем пункта 1 статьи 261 НК РФ, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

— расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 статьи 261 НК РФ, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

При этом пунктом 1 статьи 325 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.

К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:

— расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

— расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

— расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;

— расходы на приобретение геологической и иной информации;

— расходы на оплату участия в конкурсе (аукционе).

В случае, если

налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами

(получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком:

— в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256 — 259.2 НК РФ,

или по выбору налогоплательщика

— в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения[1].

В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.

Таким образом, статьями 261 и 325 НК РФ предусмотрено 2 альтернативных порядка учета затрат на геологическое изучение недр и разведку полезных ископаемых.

При этом, на наш взгляд, порядок, предусмотренный статьей 261 НК РФ, является общим, в то время как порядок, предусмотренный пунктом 1 статьи 325 НК РФ, является специальным и применяется в том случае, если организацией принято решение о приобретении лицензии на право пользования недрами.

Данный вывод, по нашему мнению, следует и из материалов судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС МО от 04.08.08 № КА-А40/6905-08, в частности, указано:

«Налоговый орган посчитал заниженной сумму налога на прибыль в связи с включением в состав расходов затрат, понесенных на освоение природных ресурсов в сумме 15 706 165,6 руб.

При этом Инспекция исходила из того, что налогоплательщиком были заключены договоры на выполнение геологоразведочных работ (

предварительная оценка месторождения, аудит запасов месторождения, разработка технико-экономического обоснования и др

.). Целью проведения таких работ является

оценка прилегающего участка недр с точки зрения перспективности его дальнейшей разработки, а также сбора информации для получения лицензии по исследуемому участку.

Не оспаривая факт несения затрат, налоговый орган

применил п. 1 ст. 325 НК РФ

, в соответствии с которым

налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий

. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.

К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:

расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;

расходы на приобретение геологической и иной информации;

расходы на оплату участия в конкурсе.

В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном статьями 256 — 259 настоящего Кодекса.

В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет.

Руководствуясь данной нормой, налоговый орган сделал вывод о том, что налогоплательщик, не получивший лицензию, имел право включить расходы в состав прочих расходов с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет, чего налогоплательщик не сделал.

Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд применил иную норму — п. 3 ст. 325 НК РФ, в соответствии с которой при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании

актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями настоящей статьи

. По окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы по данному договору включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов

Читайте также:  Чем полезно спать без нижнего белья

в сроки, предусмотренные статьей 261 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке: расходы, предусмотренные

в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев, как это сделал налогоплательщик.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда основаны на материалах дела и соответствую ст. 325, 261 НК РФ.

Суд отклоняет довод кассационной жалобы о необходимости применения п. 1 ст. 325 НК РФ

и учитывать расходы на протяжении 5 лет,

поскольку из буквального содержания данной нормы следует, что она распространяется

на налогоплательщиков, принявших решение о приобретении лицензий на право пользования недрами. Между тем, суд установил отсутствие такой цели у Общества при приобретении работ, а довод Инспекции о наличии цели приобретения лицензий не подтвержден доказательствами.»

Таким образом, по мнению суда, если организация при осуществлении геолого-разведочных работ

ставит перед собой цель дальнейшего приобретения лицензии на использование недр, то такие затраты учитываются в порядке пункта 1 статьи 325 НК РФ.

При этом суд первой инстанции, выводы которого не были оспорены ФАС МО в приведенном выше Постановлении, указал:

«

Отчеты по выполненным геолого-разведочным работам N 32 от 30.12.2003 г., N 14 от 25.12.2003 г., N 9 от 25.12.2003 г. по договорам

и

рекомендации, содержащиеся в них, свидетельствуют о том, что ООО «Оренбурггазпром» не было принято решение о получении лицензии.

Только после того, как налогоплательщик примет решение о получении лицензии либо об отказе в получении лицензии, затраты на осуществление дальнейших действий будут удовлетворять всем требованиям пункта 1 статьи 325 НК РФ и должны будут учитываться в соответствии с порядком, предусмотренном для таких затрат.

Затраты, понесенные Обществом до принятия решения о получении лицензии, затраты, связанные со сбором информации и рекомендаций, необходимых для принятия решения о получении лицензий, не отвечают требованиям пункта 1 статьи 325 НК РФ.»

Таким образом, по мнению суда первой инстанции, затраты, понесенные организацией до принятия решения о приобретении лицензии, учитываются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 325 и пунктом 2 статьи 261 НК РФ, в то время как затраты, понесенные в период с момента принятия решения о получении лицензии, до момента получения такой лицензии будут формировать стоимость соответствующего нематериального актива.

При этом из текста указанных судебных решений неясно, каким образом организация должна подтвердить, что ей было принято решение о последующем приобретении лицензии.

В рассматриваемом судебном деле суды в качестве аргумента, подтверждающего отсутствие у организации такой цели ссылались на то, что указанные геолого-разведочные работы являются региональными, что не направлено на дальнейшую добычу полезных ископаемых.

Как следует из вопроса, Ваша организация занимается геологоразведкой на основании лицензии на поиск и оценку полезных ископаемых. Все текущие работы и услуги компания заказывает с целью подготовки отчета с подсчетом запасов для получения лицензии на добычу полезных ископаемых.

Согласно статье 11 Закона «О недрах» от 21.02.92 № 2395-1 (далее по тексту – Закон о недрах) предоставление недр в пользование[2] оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В настоящее время действует Постановление Верховного совета РФ от 15.07.92 № 3314-1, определяющее порядок лицензирования пользования недрами (далее по тексту – Порядок).

Согласно пункту 6.1. Порядка в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются

для геологического изучения недр

,

добычи полезных ископаемых

, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 6.2. Порядка).

Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии (пункт 6.3. Порядка).

При этом пунктом 6.4. Порядка предусмотрено, что

допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр

, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых.

В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о принимаемом решении с предоставлением ему возможности

подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях

[3].

Согласно пункту 10.1 Порядка

предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

Предприятия, желающие получить лицензию на право пользования недрами, должны обратиться в Геолком России или его территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях предоставления лицензий по интересующим объектам (пункт 11.1 Порядка).

Предприятие, претендующее на получение лицензии

,

должно

в установленный срок

подать

в Геолком России или его территориальное подразделение

заявку

, которая должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 11.4 Порядка.

Таким образом, получение лицензии на геологическое изучение недр само по себе

не является доказательством того

, что

организация примет решение получать лицензию на добычу полезных ископаемых

, поскольку получение такой лицензии осуществляется в общеустановленном порядке[4].

Вывод о принятом решении приобрести лицензию, безусловно, может быть сделан на момент подачи заявки на получение лицензии.

Вместе с тем, по нашему мнению, формулировки пункта 1 статьи 325:

«В случае,

если после осуществления предварительных расходов

, осуществленных в целях приобретения лицензии,

налогоплательщик принимает решение

об отказе от участия в конкурсе (аукционе) либо

о нецелесообразности приобретения лицензии

, то указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение двух лет. При этом указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.»

Читайте также:  Какой чай полезен при повышенном давлении

может быть сделан вывод о том, что поскольку налогоплательщик по результатам проведенных геолого-разведочных работ может

отказаться от получения лицензии

, то, следовательно, решение о намерении организации приобрести лицензию на добычу полезных ископаемых

может быть принято и в периоде, когда организация только начинает нести указанные затраты.

Соответственно, считаем, что на основании информации, приведенной в вопросе, Ваша организация

вправе включать понесенные затраты в стоимость будущего нематериального актива.

Поскольку форма документа, подтверждающего принятое организацией решение, в настоящее время законодательно не установлена, считаем, что

такое решение может быть оформлено соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что официальная позиция Минфина РФ или налоговых органов по данному вопросу в настоящее время отсутствует.

Вследствие того, что проведение геолого-разведочных работ займет достаточно длительное время, мы не можем исключить риск того, что налоговый орган при проверке сочтет, что затраты, понесенные за пределами 3-хлетнего срока, должны были быть учтены в составе расходов на основании пункта 2 статьи 261 НК РФ и не подлежали включению в первоначальную стоимость соответствующего нематериального актива. В этой ситуации у Вашей организации уже не будет оснований для учета таких затрат, поскольку период их учета будет выходить за 3-хлетний интервал.

Однако, по нашему мнению, в таком случае у Вашей организации будут иметься достаточно высокие шансы

отстоять свою позицию в судебном порядке.


[1] В случае, если по результатам конкурса (аукциона) налогоплательщик

не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами

(не получает лицензию), то расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса (аукциона), равномерно в течение двух лет. В случае, если после осуществления предварительных расходов, осуществленных в целях приобретения лицензии, налогоплательщик принимает решение об отказе от участия в конкурсе (аукционе) либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение двух лет. При этом указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

[2] в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации

[3] В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить от владельца лицензии на право добычи полезного ископаемого компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии.

[4] В данном ответе при отсутствии иной информации мы рассматриваем общий случай получения лицензии.

Назад в раздел

Источник

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Kulikova
спросил 
4 июля 2016 в 17:56

6092 просмотра

Добрый день. 
Организация получили лицензию на пользование недрами с целевым назначением и видами работ :геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. За выдачу лицензии уплачена государственная пошлина в размере 7500 руб. Как правильно учесть эту гос.пошлину в бухгалтерском учете?

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Аделия

112 494 балла

, г. Ижевск

Вечер  добрый!

Цитата (Kulikova (автор вопроса)):Как правильно учесть эту гос.пошлину в бухгалтерском учете?

Цитата (Ответ Гаранта):Бухгалтерский учет
 
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99)).
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 в составе расходов по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг.
Получение лицензии является необходимым условием для осуществления деятельности организации, соответственно, затраты на оплату госпошлины за выдачу лицензии непосредственно связаны с основной деятельностью организации и подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления.
Полагаем, что отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов по уплате данной пошлины осуществляется в корреспонденции со счетом 68, поскольку данные платежи перечисляются в бюджетную систему РФ.
В то же время, учитывая нормы п.п. 18, 19 ПБУ 10/99, считаем возможным и равномерный учет указанных расходов в течение срока действия лицензии. В этом случае расходы на уплату пошлины будут учитываться на счете 97 с последующим отнесением их в дебет счета 20.
Существует, однако, и другой подход, согласно которому, если лицензия отвечает условиям, поименованным в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», она может быть принята к учету как нематериальный актив (далее — НМА) (отметим, что одним из условий принятия актива к учету в качестве НМА является его предполагаемое использование более 12 месяцев).

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Добрый вечер,

Речь идет о лицензии на добычу полезных ископаемых. Если я правильно понимаю, то это должен быть нематериальный поисковый актив?

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Переоценка лицензии на добычу полезных ископаемых

Доброго дня.

Цитата (Kulikova):Добрый вечер,

Речь идет о лицензии на добычу полезных ископаемых. Если я правильно понимаю, то это должен быть нематериальный поисковый актив?

Возможность учета лицензий на пользование недрами в составе нематериальных активов предусмотрена ПБУ 24/2011
Материал по Вашей теме из системы Главбух.

Цитата (Журнал Главбух.): Учитываем платежи по лицензии на право пользования недрами
12 февраля 2015
Платежи за предоставление участков недр
Предоставление участков недр для деятельности организаций оформляется лицензиями. Такая норма определена статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (далее – Закон № 2395-1). В зависимости от видов работ они выдаются для следующих целей:
добычи полезных ископаемых;
геологического изучения недр;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не предназначены для добычи полезных ископаемых;
образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение.
Об этом сказано в пунктах 6.1, 6.12 Положения, утвержденного постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.
Для получения лицензии компания должна понести определенные расходы по оформлению документов, включая государственную пошлину. Уплачивается также и сбор за участие в конкурсе или аукционе (ст. 42 Закона № 2395-1).
В конечном итоге предусматривается целая система, включающая в себя различные платежи за право пользования недрами, которые могут быть разовыми или регулярными (ст. 39 Закона № 2395-1). В первом случае  они определяются наступлением определенных событий, указанных в лицензии (ст. 40 Закона № 2395-1). Во втором – возникают при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ. К ним относятся поиск, разведка и оценка месторождений. Разрешение может быть выдано и на геологическое изучение и оценку пригодности участков для возведения сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых, а также на строительство и эксплуатацию объектов для этих целей под землей (кроме неглубокого залегания). Об этом сказано в пункте 1 статьи 43 Закона № 2395-1.
Порядок формирования затрат
К расходам, понесенным при приобретении лицензии, относятся, в частности, следующие: предварительная оценка, аудит запасов и разработка технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения;
приобретение геологической и иной информации;
оплата участия в конкурсе или аукционе.
Это установлено пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что какие-либо другие непоименованные затраты могут включаться в стоимость лицензии, если необходимы для ее приобретения. Такой подход разделяется арбитрами (постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2009 г. № А55-20098/2008).
Важно отметить, что организация самостоятельно выбирает порядок учета расходов, формирующих стоимость лицензии. Это также определено пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ. Применяется один из двух способов, закрепляемых в налоговой учетной политике, а именно: затраты могут быть включены в состав амортизируемых нематериальных активов или учитываться в качестве прочих расходов в течение двух лет.
Что не включается в цену лицензии
Законодательством определено, что она содержит в обязательном порядке условия по платежам, взимаемыми за право пользования недрами (п. 6 ст. 12 Закона № 2395-1). Основанием для них является наступление определенного события. Значит, они относятся к обязательству по уже приобретенной лицензии. Поэтому не могут быть включены в ее стоимость и учитываются в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Финансисты придерживаются аналогичной позиции (письма Минфина России от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990, от 13 января 2011 г. № 03-03-06/1/8, от 19 августа 2008 г. № 03-03-06/1/171). Существуют также и судебные решения, в которых разделяется такая точка зрения (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2010 г. № А27-17423/2009, ФАС Поволжского округа от 30 июля 2009 г. № А55-20098/2008).
Отметим, в соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ разовые платежи в полном объеме могут быть отнесены на затраты текущего периода. Такую возможность подтверждают и чиновники (письма Минфина России от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20 и УФНС России по г. Москве от 26 февраля 2009 г. № 16-15/017022). При условии, что согласно налоговой учетной политике компании, применяющей метод начисления, такие расходы относятся к косвенным.
В аналогичном порядке стоит учитывать и регулярные платежи за право пользования недрами.
При этом обоснование возможности учета их при расчете налога на прибыль заключается в следующем. В пункте 2 статьи 43 Закона № 2395-1 указано, что сумма регулярных платежей включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в течение года равными долями, а по налоговому законодательству перечень таких расходов является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Накапливание текущих расходов
Итак, одним из вариантов учета затрат по лицензии является их отнесение в состав прочих расходов в течение двух лет. Можно ли для этого использовать счет 97 «Расходы будущих периодов»? Напомним, в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, его применение ограничено. Возможность накопления на нем расходов определяется условиями признания активов в соответствии с нормативными документами бухучета.
Однако чиновники объяснили: расходы, понесенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, могут учитываться на счете 97 (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5). Получается, если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, то они отражаются в его составе. В других случаях – в качестве расходов будущих периодов, которые списываются в течение времени, к которому относятся.
В нашем случае учитывать их нужно с последнего числа отчетного или налогового периода, в котором проведена регистрация лицензии (письмо Минфина России от 23 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/610). Это касается, например, затрат по участию в конкурсе на ее получение. Такие рекомендации чиновников основываются на норме подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, определяющего дату принятия к учету прочих расходов.
Капитализация затрат
Возможность учета лицензий на пользование недрами в составе нематериальных активов предусмотрена ПБУ 24/2011. Общий принцип заключается в следующем. В период освоения природных ресурсов компания накапливает как материальные, так и нематериальные расходы.
К последней категории относятся и лицензии, так как затраты на их приобретение не приводят к созданию актива, имеющего материально-вещественную форму (п. 6 ПБУ 24/2011). В соответствии с пунктом 1 примера, содержащегося в приложении к ПБУ 24/2011, к расходам, учитываемым на приобретение нематериальных поисковых активов, могут быть отнесены в том числе затраты на получение лицензии на геологическое изучение или на добычу нефти и газа. Таким образом, в соответствии с требованиями ПБУ 24/2011 из совокупности понесенных расходов предприятие формирует актив. Он оценивается по сумме фактических затрат. Основание – пункт 12 ПБУ 24/2011.
Впоследствии у организации появляется возможность перевести его в состав объектов, учитываемых на счете 04 «Нематериальные активы». Но произойти это может только при условии коммерческой целесообразности добычи. То есть документального подтверждения вероятности, что экономические выгоды в этом случае превысят затраты. Это следует из пунктов 21, 22 ПБУ 24/2011.
Причем обратите внимание, в общем случае перенос на счет 04 «Нематериальные активы» делается по остаточной стоимости (подп. «б» п. 23 ПБУ 24/2011). Однако, как следует из пункта 2 примера, нематериальные поисковые активы не амортизируются в период деятельности по поиску, оценке месторождений и разведке полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 9 ПБУ 24/2011 для оформления записей на счетах бухгалтеру нужно открыть отдельные субсчета к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».
С учетом этого замечания составим примеры проводок:
ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов» КРЕДИТ 76
– оказаны сторонней организацией юридические услуги по подготовке документов к участию в конкурсе или аукционе;
ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов» КРЕДИТ 76
– отражены затраты по уплате сбора за участие в конкурсе или аукционе;
ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
– учтены расходы по уплате госпошлины;
ДЕБЕТ 08 субсчет «Нематериальные поисковые активы» КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение нематериальных поисковых активов»
– признан пригодным поисковый актив;
ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 субсчет «Нематериальные поисковые активы»

Читайте также:  Какой мед самый дорогой и полезный

Вопрос по лицензии.

Источник