Перспективы налога на добычу полезных ископаемых
Библиографическое описание:
Винокурова, Н. П. Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития / Н. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41088/ (дата обращения: 06.06.2020).
Россия является мировым лидером по разнообразию природных ресурсов. Многие природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и не возобновляемые, в основном минеральные и земельные ресурсы. Для их рационального использования требуется принцип качественного регулирования ресурсных платежей, исследования по расчетам платежей за добычу природных ископаемых. Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ [4] является полезное ископаемое добытое из недр, исходя из этого налоговой базой изложен порядок определения количества, добытого полезного ископаемого на основании, которого осуществляется начисление налога. НДПИ исчисляется по методике определения количества добытых полезных ископаемых и рассчитывается прямым и косвенным способом, т. е. с использованием измерительных устройств и по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье [1,2].
Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые. Поступление налоговых доходов в январе 2017г. составило 42,5 млрд. руб. и увеличилось относительно января 2016г. в 1,6 раза (+16,7 млрд. руб.) — в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,9 раза. Общегосударственный и коммерческий баланс заинтересованности в справедливом взимании налогов и сборов создают условия для рационального использования права на пользование недрами земли.
В России НДПИ определяется в процентах стоимости добытого полезного ископаемого (по количеству на единицу стоимости добытого полезного ископаемого).
Специалисты предлагают связать НДПИ и экспортные пошлины с мировыми ценами, применяя гибкость — при высоких ценах повышать, при низких снижать.
В последние несколько лет в России проводится реформа в нефтяной отрасли. Основная цель реформы состоит в снижении ставок экспортной пошлины на нефть и повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в январе 2017г. составило 18,4 млрд. руб. От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей, в 2018 году — 100 миллиардов, и в 2019 году — 114 миллиардов рублей. От повышения НДПИ на нефть — 140, 176 и 208 миллиардов соответственно. Затем НДПИ будет заменен на НДД — налог на добавленный доход. Главная цель перехода на НДД — повышение инвестиционной привлекательности освоения новых нефтяных промыслов [3].
Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД) невыгоден многим добывающим предприятиям России. Анализ вероятной фискальной новации, на которой так настаивает Минфин РФ, показал, что введение НДД, во-первых, увеличит налоговую нагрузку на новые нефтяные месторождения с низкими затратами на освоение или со значительной долей добычи газа. Во-вторых, испытают финансовые проблемы предприятия, работающие на зрелых месторождениях с высоким уровнем льгот. Выгоден новый налог только для большинства зрелых месторождений без льгот.
Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации производителей нефти и бюджету, для устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов при резких падениях мировых цен на нефть, а также предотвратить падение добычи нефти. На 2018–2020 гг. запланировано завершение «налогового маневра», которое повлечет за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Нововведением можно считать Законопроект предусматривающий изменение порядка определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче горючего природного газа организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями. Эти изменения увеличат ставку НДПИ для этих организаций на 413 рублей за тысячу куб. м в 2017 году. При этом ставка НДПИ на нефть увеличится на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018–2019 годах. Однако надо признать, что такое увеличение нагрузки на нефтяную отрасль «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи».
В законопроекте предлагается установить твердую ставку НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 рублей за тонну добытой руды.
Поступление НДПИ в бюджет Якутии на 2017 год, где добывается более 90 % всех алмазов России, прогнозируется на уровне 21,3 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей ниже прогнозных показателей 2016 года. Прогнозы поступления НДПИ основаны на планируемых объемах добычи алмазов, золота и угля, прогнозируемого уровня цен на эту продукцию и среднегодового курса доллара США к рублю, который, согласно принятому социально-экономическому прогнозу равен 67,5 рубля. Бюджет Якутии за девять месяцев 2016 года получил от администрирования налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 9,9 млрд. рублей, что составило 43,5 % от плана. Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов). В бюджете на 2017 год и 2018–2019 гг. планы поступления НДПИ зависят от объемов добычи полезных ископаемых — алмазодобыча, золотодобыча и угледобыча. Пока объем добычи сырых алмазов идет ниже, чем предполагалось, но при этом угля — выше, золота — на уровне [5].
Якутия предлагает рассмотреть ряд льгот по НДПИ (в виде снижения ставок по НП для организаций) для нефтяных месторождений республики. В частности, предлагается льгота для Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в Восточной Сибири (извлекаемые запасы — 134 миллиона тонн нефти и конденсата и 155 миллиардов кубометров газа).
Положительный результат НДПИ заключается в том, что государство получило относительно простой управляемый налог, он техничен, его основные элементы расширены геологическими терминами, и доходы от добычи полезных ископаемых имеют весомый налоговый потенциал, является бюджетообразующим звеном доходов государства. Также практика показывает и отрицательные стороны по формулировке геологических терминов НДПИ, создающих сложности расчетов, толковании, единых подходов у законодателей и правоприменителей и создает необходимость его пересмотра, обеспечения надлежащего правового регулирования. Для анализа эффективности предоставления льгот, целесообразно провести государственную экспертизу проектов освоения месторождений. Необходимо обобщить основные макроэкономические и геополитические факторы, определяющие поступления НДПИ в РФ в ближайшей перспективе.
Литература:
- Зозуля В. В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 257 с.
- Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/
- Налоговый кодекс РФ. Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/e6d44e47786df6c9aabeb01919ecdb24f6a2e7da/
- Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) URL: https://www.sakha.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): рубль, нефтяная отрасль, добытое полезное ископаемого, ископаемое, Россия, рациональное использование, бюджет Якутии, налоговая нагрузка, добыча газа, РФ.
Источник
«Налог на добычу полезных
ископаемых. Перспективы
развития»
Содержание
Актуальность
темы заключается в том, что на
сегодняшний день налог на добычу полезных
ископаемых введен для совершенствования
и упрощения системы налогообложения
пользования природными ресурсами, расширения
практики применения рентных принципов
налогообложения в этой сфере.
Кроме
того, введение этого налога позволяет
в определенной мере решить проблему правильной
оценки факторов ценообразования для
целей контроля.
Введение
налога на добычу полезных ископаемых
направлено также на решение задачи экономического
принуждения природопользователей к бережному
и экономичному использованию природных
ресурсов.
Поступления
данного налога являются одним из основных
источников для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды.
Цель
курсовой работы – рассмотрение налога
на добычу полезных ископаемых и перспективы
его развития.
Для достижения поставленной цели формируются
следующие задачи:
1)
исследовать понятие объекта
налога на добычу полезных
ископаемых;
2)
рассмотреть подходы к определению
ставок на добытые полезные
ископаемые;
3)
оценить влияние налоговых ставок
на налоговый платеж;
4)
проанализировать эффективность
данного налога.
Информационной
базой исследования послужили теоретические
и практические материалы, содержащиеся
в работах отечественных специалистов
в исследуемой области, НКРФ, законодательные
и нормативные документы Российской Федерации.
Глава 1
Методологические подходы
к определению
объекта налогообложения
1.1
Понятие объекта
В
Налоговом кодексе РФ налог на
добычу полезных ископаемых трактуется
как обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных
образований. При этом налог должен быть
установлен документом, имеющим юридическую
силу закона.
Главой
26 в налоговую систему РФ вместо
трех ранее существовавших налогов
(регулярных платежей за добычу полезных
ископаемых, отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы и акциза
на нефть) введен новый налог — налог на
добычу полезных ископаемых.
Таким
образом, с 1 января 2002 года в РФ законодательно
установлен обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый
с пользователей недр при добыче
(извлечении) полезных ископаемых из недр
(отходов, потерь).
Налог
на добычу полезных ископаемых регламентируется
гл. 26 ч. II Налогового кодекса РФ и Федеральными
законами: от 29.05.2002 г. №57-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в часть вторую
НК РФ и отдельные законодательные акты
РФ»; от 07.07.2003 г. №117-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса РФ и некоторые другие законодательные
акты РФ, а также признание утратившими
силу некоторых законодательных актов».
Объектом
налогообложения на добычу полезных ископаемых
признаются:
1)
полезные ископаемые, добытые из недр
на территории РФ на участке недр, предоставленном
налогоплательщику в пользование в соответствии
с законодательством РФ;
2)
полезные ископаемые, извлеченные из отходов
(потерь) добывающего производства, если
такое извлечение подлежит отдельному
лицензированию в соответствии с законодательством
РФ о недрах;
3)
полезные ископаемые, добытые из недр
за пределами территории РФ, если эта добыча
осуществляется на территориях, находящихся
под юрисдикцией РФ (а также арендуемых
у иностранных государств или используемых
на основании международного договора)
на участке недр, предоставленном налогоплательщику
в пользование.1
Не
признаются объектом налогообложения:
1)
общераспространенные полезные ископаемые
и подземные воды, не числящиеся на государственном
балансе запасов полезных ископаемых,
добытые индивидуальным предпринимателем
и используемые им непосредственно для
личного потребления;
2)
добытые (собранные) минералогические,
палеонтологические и другие геологические
коллекционные материалы;
3)
полезные ископаемые, добытые из недр
при образовании, использовании, реконструкции
и ремонте особо охраняемых геологических
объектов, имеющих научное, культурное,
эстетическое, санитарно оздоровительное
или иное общественное значение;
5)
дренажные подземные воды, не учитываемые
на государственном балансе запасов полезных
ископаемых, извлекаемых при разработке
месторождений полезных ископаемых или
при строительстве и эксплуатации подземных
сооружений.
Под
полезным ископаемым понимается продукция
горнодобывающей промышленности и разработки
карьеров, содержащаяся в фактически добытом
из недр (отходов, потерь) минеральном
сырье (породе, жидкости и иной смеси).
Не
может быть признана полезным ископаемым
продукция, полученная при дальнейшей
переработке (обогащении, технологическом
переделе) полезного ископаемого, являющаяся
продукцией обрабатывающей промышленности.
Видами
добытого полезного ископаемого являются:
1)
антрацит, уголь каменный, уголь бурый
и горючие сланцы;
2)
торф;
.3)
углеводородное сырье;
4)
товарные руды;
5)
полезные компоненты многокомпонентной
комплексной руды;
6)
горно-химическое неметаллическое сырье;
7)
горно-рудное неметаллическое сырье;
8)
битуминозные породы;
9)
сырье редких металлов (рассеянных элементов)
(в частности, индий, кадмий, теллур, таллий,
галлий), а также другие извлекаемые полезные
компоненты, являющиеся попутными компонентами
в рудах других полезных ископаемых;
10)
неметаллическое сырье, используемое
в основном в строительной индустрии;
11)
кондиционный продукт пьезооптического
сырья, особо чистого кварцевого сырья
и камне-самоцветного сырья (топаз, нефрит,
жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза,
агаты, яшма и др.);
12)
природные алмазы, другие драгоценные
камни из коренных, россыпных и техногенных
месторождений, включая необработанные
отсортированные и классифицированные
камни (природные алмазы, изумруд, рубин,
сапфир, александрит, янтарь);
13)
концентраты и другие полупродукты, содержащие
драгоценные металлы (золото, серебро,
платина, палладий, иридий, родий, рутений,
осмий), получаемые при добыче драгоценных
металлов, т. е. извлечение драгоценных
металлов из коренных (рудных), россыпных
и техногенных месторождений;
14)
соль природная и чистый хлористый натрий;
15)
подземные воды, содержащие полезные ископаемые
(промышленные воды) и (или) природные лечебные
ресурсы (минеральные воды), а также термальные
воды;
16)
сырье радиоактивных металлов (в частности,
уран и торий).
Полезным
ископаемым также признается продукция,
являющаяся результатом разработки месторождения,
получаемых из минерального сырья с применением
перерабатывающих технологий, являющихся
специальными видами добычных работ (в
частности, подземная газификация и выщелачивание,
дражная и гидравлическая разработка
россыпных месторождений, скважинная
гидродобыча), а также перерабатывающих
технологий, отнесенных в соответствии
с лицензией на пользование недрами к
специальным видам добычных работ (в частности,
добыча полезных ископаемых из пород вскрытия
или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов
при помощи специальных установок).
1.2
Порядок исчисления и
уплаты налога
В
соответствии со ст. 343 НК РФ сумма налога
по добытым полезным ископаемым, если
иное не предусмотрено статьей 343 НК
РФ, исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой
базы.
Сумма
налога по попутному газу и газу
горючему природному из всех видов
месторождений углеводородного
сырья исчисляется как произведение
соответствующей налоговой ставки
и величины налоговой базы.
Сумма
налога исчисляется по итогам каждого
налогового периода по каждому добытому
полезному ископаемому. Налог подлежит
уплате по месту нахождения каждого участка
недр, предоставленного налогоплательщику
в пользование в соответствии с законодательством
РФ. При этом сумма налога, подлежащая
уплате, рассчитывается исходя из доли
полезного ископаемого, добытого на каждом
участке недр, в общем количестве добытого
полезного ископаемого соответствующего
вида.
Сумма
налога, исчисленная по полезным ископаемым,
добытым за пределами территории РФ,
подлежит уплате по месту нахождения организации
или месту жительства индивидуального
предпринимателя.
В
соответствии со ст. 344 НК РФ сумма налога,
подлежащая уплате по итогу налогового
периода, уплачивается не позднее 25-го
числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом.
В
соответствии со ст. 345 НК РФ обязанность
представления налоговой декларации
у налогоплательщиков возникает
начиная с того налогового периода,
в котором начата фактическая
добыча полезных ископаемых.
Налоговая
декларация представляется налогоплательщиком
в налоговые органы по месту нахождения
(месту жительства) налогоплательщика.
Налоговая
декларация представляется не позднее
последнего дня месяца, следующего
за истекшим налоговым периодом.
1.3
Анализ эффективных
подходов по оценке
объекта налогообложения
Введение
с 1 января 2002г. налога на добычу полезных
ископаемых (далее — НДПИ) ознаменовало
новый этап в развитии отечественного
законодательства в области налогообложения
недропользования, так как НДПИ заменил
три различных платежа, регулирование
которых осуществлялось нормативными
актами, относящимися сразу к нескольким
отраслям законодательства.
За
время применения НДПИ выявились
концептуальные проблемы применения гл.
26 «Налог на добычу полезных ископаемых»
Налогового кодекса РФ. Одним из самых
дискуссионных положений гл. 26 НК РФ является
само понятие полезного ископаемого, которое
определено как продукция, содержащаяся
в фактически добытом (извлеченном) из недр
минеральном сырье, соответствующая определенным
стандартам. То есть объект налогообложения
по НДПИ должен возникать при извлечении
из недр минерального сырья, а исчисление
налоговой базы по данному налогу должно
осуществляться в отношении продукции,
впоследствии полученной из данного минерального
сырья. Представляется, что такое замысловатое
определение понятия «полезное ископаемое»,
данное законодателем в абз. 1 п. 1 ст. 337
НК РФ, обусловлено несколькими обстоятельствами.2
Во-первых,
фискальными интересами государства,
ради удовлетворения которых вообще вводятся
налоги, так как стоимость продукции, полученной
из минерального сырья, существенно выше
стоимости самого минерального сырья.
Соответственно, сумма НДПИ будет значительно
выше при уплате налога со стоимости продукции,
полученной из минерального сырья. К тому же
определить реальную стоимость минерального
сырья, не прошедшего первичной обработки,
сложно, а в ряде случаев практически невозможно.
Во-вторых,
признание добытым полезным ископаемым,
добыча которого обусловливает возникновение
объекта налогообложения, самой готовой
продукции горнодобывающей промышленности
и разработки карьеров также не могло быть
положено законодателем в основу определения
понятия «полезное ископаемое», так как реализация
недропользователями минерального сырья,
не доведенного до соответствующей кондиции,
вообще исключала бы возникновение объекта
налогообложения по НДПИ и обязанности
по уплате налога.
Источник