Перспективы разведки и добычи полезных ископаемых
Не секрет, что добыча полезных ископаемых в России является для государственной казны важнейшей статьей доходов. Общая стоимость природных богатств, таящихся в уже разведанных месторождениях, по некоторым подсчетам достигает 30 триллионов долларов. Это как минимум сто годовых бюджетов образца 2015 года.
Добыча полезных ископаемых в России: инвестиции снижаются
Мощнейший природно-ресурсный потенциал РФ позволяет полностью удовлетворять все запросы как на внутреннем, так и на внешних рынках. Страна входит в число мировых лидеров по запасам каменного угля, ряда цветных и редких металлов, природного газа, железных руд и т. д. В настоящее время открыто более 20 000 месторождений, многие из которых пока даже не начали осваивать.
Львиная доля выделяемых на добычу полезных ископаемых в России инвестиций относится к газовой, нефтяной и угольной отрасли. К сожалению, в нынешних экономических и политических реалиях объемы вложений постоянно снижаются. Даже оптимисты не особо верят, что в ближайшее время произойдут какие-то кардинальные изменения к лучшему. А ведь помимо этой серьезнейшей проблемы развитие добычи полезных ископаемых в России затрудняется и рядом других факторов.
Что тормозит развитие добычи полезных ископаемых в России
Главной проблемой отрасли большинство специалистов называют слишком жесткий и при этом не всегда эффективный контроль со стороны государства. У предприятий регулярно возникают трудности с получением лицензий, временами достаточно странно выглядит налоговая политика. Также эксперты отмечают низкие темпы поиска и разработки новых месторождений. Значительная часть ныне действующих объектов освоена еще со времен Советского Союза.
Очевидна недостаточная модернизация сектора. Инновационные методы типа трехмерной сейсморазведки или горизонтального бурения внедряются не очень активно. Не хватает высокоточного оборудования, программных продуктов и комплексов для обработки массивов собранной информации. Рано или поздно настанет время, когда придется пожинать плоды отсутствия должного внимания к геологоразведке.
Пока добыча полезных ископаемых в России достаточна, чтобы обеспечить текущие и среднесрочные потребности государства. Однако уже ощущается дефицит по ряду разновидностей нерудного и рудного сырья. Помимо внедрения высокоточного геологоразведочного оборудования, необходимо также решать вопрос с квалифицированными кадрами. Большинство лучших выпускников специализированных вузов стремится сегодня работать за рубежом.
Нефть, газ, уголь, цветные и драгоценные металлы
Когда речь идет о развитии добычи полезных ископаемых в России, прежде всего, вспоминают о нефтяной отрасли, которая является главным поставщиком отечественного бюджета. В данный момент разведанная ресурсная база сектора способна обеспечить до 600 млн тонн ежегодно на протяжении минимум трех десятилетий. Основной своей проблемой помимо падения цен на мировом рынке нефтяники называют высокое налоговое бремя.
У газовиков свои трудности. Вследствие последних международных событий внешние рынки сбыта сужаются. Например, Украина, бывшая в прошлом крупнейшим экспортером, снизила закупки сразу в три-четыре раза. Теряет свои позиции «Газпром» и внутри страны. Если десять лет назад монополист обеспечивал более 90% поставок, то сейчас он контролирует где-то 50-55%.
Направляемые на добычу полезных ископаемых в России инвестиции должны использоваться и для переработки получаемого сырья. В значительной мере это касается угля, качество которого оценивается ниже, чем у австралийских и североамериканских аналогов. Ликвидировать этот недостаток должны помочь вложения в переработку и обогащение продукта. Что касается цветных и драгоценных металлов, то здесь главные сложности связаны с воспроизводством минерально-сырьевой базы.
Перспективы
В условиях непростой международной обстановки крайне сложно восстанавливать прежние отношения с ведущими странами Запада. Создание альянсов с новыми партнерами – процесс, требующий времени, которое пока играет против РФ. Первоочередной задачей правительства в сложившейся ситуации должна стать разработка новой стратегии развития отрасли, так как программа, которой руководствуются сегодня, была утверждена еще в 2003 году.
В частности, необходимо кардинально пересмотреть нынешнюю систему лицензирования добычи полезных ископаемых в России. Многие отечественные и зарубежные компании, не смогли в свое время получить право на разработку новых объектов, являясь их первооткрывателями. Улучшению инвестиционного климата подобное положение дел явно не способствует.
Источник
Все недра на определенный момент подразделяются на
изученные и неизученные. Такое деление, естественно, весьма относительно, но
вполне правомерно. В свою очередь изученные части недр делятся на
используемые участки и неиспользуемые части недр.
Изученные участки недр являются объектом пользования либо
потенциального пользования. Неизученные части недр подлежат исследованию и
оценке с целью определения их полезных свойств и возможных перспектив
использования.
Полезные свойства недр определяются наличием в них
полезных ископаемых и других ресурсов; строением, позволяющим использовать их
для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в частности, для
создания подземных хранилищ, санитарно-оздорови- тельных объектов;
возможностью изучения их поведения, оказывающего в той или иной мере влияние
на жизнь людей. Все это, в конечном счете, определяет многообразие возможных
видов пользования недрами.
Впервые подразделение пользования недр по видам было
введено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах в 1976 г. [19]. Выделялось 4 вида пользования: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей
ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и
других веществ и материалов, захоронения вредных веществ, демпинга, сброса
сточных вод; удовлетворение иных государственных и общественных потребностей.
Действующим законодательством о недрах выделено шесть
видов пользования недрами, в соответствии с которыми они и могут
предоставляться в пользование:
— региональное геологическое изучение;
— геологическое изучение;
— разведка и добыча полезных ископаемых;
— строительство и эксплуатация подземных
сооружений, не связанных с добычей;
— образование особо охраняемых геологических
объектов;
— сбор минералогических, палеонтологических и
других геологических коллекционных материалов.
Как самостоятельный вид пользования недрами,
подлежащий лицензированию, региональное геологическое изучение было введено
Законом РФ «О недрах» в 1995 г. Этот вид работ осуществлялся и ранее. Работы
велись за счет средств государственного бюджета, и достаточно было решения
МПР для их осуществления. Закон РФ «О недрах» 1995 г. ввел эти работы в систему государственного лицензирования пользования недрами.
Как регламентируемый вид пользования недрами региональное
геологическое изучение предусматривает проведение региональных
геолого-геофизических работ, геологическую съемку, инженерно-геологические
изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы,
направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по
прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности,
созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных
вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности
недр.
Под существенным нарушением целостности недр следует
понимать комплекс работ, определенный законодательством о недрах, который
может проводиться в процессе следующих видов пользования недрами:
геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство
и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых.
К существенным нарушениям целостности недр относятся: проходка
тяжелых горных выработок, бурение скважин для добычи полезных ископаемых,
строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых.
Региональное геологическое изучение следует отличать от
другого вида пользования недрами — геологического изучения.
Геологическое изучение как подлежащий лицензированию
вид пользования недрами включает поиски и оценку месторождений полезных
ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр
для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых. Таким образом, этот вид пользования недрами включает в
себя два этапа: поиск объекта геологического изучения и его оценку.
Поиск месторождения полезного ископаемого как этап
работ в составе вида пользования недрами, называемого «геологическое
изучение», имеет целью обнаружить скопление в недрах полезного ископаемого в
количестве, достаточном для его коммерческой добычи. Законодательство о
недрах не регламентирует состав и продолжительность поисковых работ в общей
продолжительности этапа геологического изучения.
Оценка как этап работ в составе геологического изучения
недр как вида пользования недрами имеет целью на основе установленных методов
и приемов интерпретации, обобщения и анализа геологической информации
установить коммерческую целесообразность продолжения работ по разведке и
добыче найденного полезного ископаемого.
По времени эти этапы, как правило, четко не разделяются,
поскольку оценка обычно начинается еще до завершения поисковых работ.
В Законе РФ «О недрах» [46] встречается два термина,
определяющих положительный результат геологического изучения недр: «выявление
месторождения» и «открытие месторождения». Первый по своему содержанию ближе
подходит к определению окончания поиска, когда получено в натуре полезное
ископаемое, но его коммерческая ценность еще не определена. Вторым термином —
«открытие месторождения» — целесообразно определять момент окончания в целом
этапа геологического изучения, когда проведена оценка выявленного месторождения
и доказана целесообразность его промышленного освоения.
Поиск геологических объектов, пригодных для строительства
и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, который в законе
[46] назван общим термином «геологическое изучение», имеет целью обнаружить
геологическую структуру, пригодную, например, для создания подземного
хранилища газа, или изучить возможности прокладки подземных туннелей и т.п.
На основе оценки полученной геологической информации принимается решение о
возможности или невозможности строительства.
Помимо регионального геологического изучения и
геологического изучения, Закон РФ «О недрах» содержит понятие
«государственное геологическое изучение», которым определено одно из
направлений государственного регулирования отношений недропользования. В
задачи государственного геологического изучения входит: геологическое
картирование территории РФ и ее континентального шельфа, поиски и оценка
месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными
программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в
них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии
минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим
изучением недр.
Организация государственного геологического изучения недр
возложена в настоящее время на МПР как федеральный орган управления
государственным фондом недр.
Таким образом, следует различать в законодательных и иных
нормативных правовых актах государственное геологическое изучение недр как
определенное направление государственного регулирования отношений
недропользования и подлежащие лицензированию виды пользования недрами,
региональное геологическое изучение и геологическое изучение.
Поскольку региональное геологическое изучение
осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета,
законодательством о недрах и налоговым законодательством не предусмотрено
взимание каких-либо платежей за право осуществления этих работ. За право
проведения геологического изучения предусмотрено взимание с пользователей
недр разовых и регулярных платежей за право проведения этих работ.
Пожалуй, наиболее значимый вид пользования недрами —
разведка и добыча полезных ископаемых. В состав комплекса работ, входящих
в сферу этого вида пользования недрами, включаются: разведочные работы,
добыча полезных ископаемых, а также использование отходов горнодобывающего и
связанных с ним перерабатывающих производств. Разведку как один из видов
деятельности, подлежащей лицензированию, законодательство четко не
определяет. Не регламентированы состав работ, их продолжительность, моменты
начала и окончания и т.п.
Необходимо отметить, что в мировой практике нет четкого
деления на поисковые и разведочные работы. В англоязычной терминологии в
сфере недропользования не проводится четкой грани между поисковыми и
разведочными работами. Поисковые и разведочные скважины определяются одним
словом «exploration» — работы, проводимые в неизвестной зоне с целью открытия
месторождения (New Webster’s Dictionary, London).
В советский период плановой экономики выделялось большое
число типов скважин: параметрические, поисковые, разведочные, доразве- дочные
и др. Все это было связано с различными источниками бюджетного
финансирования. В современном российском горном праве объемы, состав и
продолжительность разведочных работ регламентируются лицензионным соглашением
или СРП.
Для поисковых и разведочных работ установлены отдельные
ставки разовых и регулярных платежей. Однако и в Законе РФ «О недрах» и в
других законодательных и нормативных правовых актах нет четкости в
терминологии, определяющей работы, соответствующие одному виду пользования —
геологическому изучению и другому — разведке и добыче. Деятельность в период
геологического изучения в Законе РФ «О недрах» расшифровывается терминами
«поиски» и «разведка» (ст. 6 «Виды пользования недрами») или называется
термином «поиски» (ст. 41 «Платежи за пользование недрами»), В ряде
нормативных правовых актов встречаются термины «поисково-разведочные работы»,
«геологоразведочные работы» и т.п.
Все эти небрежности в юридической терминологии, создающие
серьезные проблемы при детерминировании конкретных горных правоотношений,
являются следствием слабой разработки теоретических основ горного права.
Деятельность, определяемая термином «добыча», в ряде
случаев может означать либо только процесс извлечения полезного ископаемого
из недр, либо процесс, начинающийся после окончания геологического изучения,
в результате которого было открыто месторождение и принято решение о его
разработке. В последнем случае в понятие «добыча» входят работы по
обустройству месторождения (строительство эксплуатационных объектов, создание
производственной инфраструктуры и т.п.) и его разработке, включая и добычу.
Следующий вид деятельности, относимый к рассматриваемому
виду пользования недрами, — использование отходов горнодобывающего и
связанных с ним перерабатывающих производств, также четко не регламентирован.
Не определено понятие «использование» как вид деятельности, его характер,
формы правового и фискального регулирования и др.
Вид пользования недрами, определяемый как «строительство и
эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых», предусматривает строительство специальных сооружений в горных
породах (тоннелей, подземных комплексов и т.п.). К этому виду деятельности,
очевидно, следует относить и строительство глубокозалегающих фундаментов при
строительстве промышленных и жилых зданий.
Понятие «не связанные с добычей полезного ископаемого»
может трактоваться неоднозначно. Традиционно к этому виду пользования недр
относилась деятельность по строительству нефте- и газохранилищ в пластах
горных пород и эксплуатации таких хранилищ, размещение промышленных и бытовых
отходов. Однако такая деятельность все-таки в определенной мере связана с
добычей, поскольку является ее прямым следствием. Не случайно, устанавливая
основания для получения права пользования участками недр, Закон РФ «О недрах»
выделил указанную выше деятельность в качестве самостоятельного основания
наряду, в частности, со строительством и эксплуатацией подземных объектов, не
связанных с добычей полезных ископаемых.
В 2001 г. приказом МПР (№ 126 от 07.02.01) применительно к
видам пользования недрами была введена классификация скважин:
Вид пользования недрами Наименование скважины
— региональное геологическое изучение;
— геологическое изучение (поиски и оценка);
— разведка и добыча полезных ископаемых;
— пользование недрами в целях, не связанных с
добычей — опорные,
— параметрические,
— структурные,
— поисково-оценочные (поисковые, оценочные),
— разведочные,
— эксплуатационные, (опережающие эксплуатационные,
эксплуатационные, нагнетательные, наблюдательные)
— специальные (для сброса вод, захоронения отходов,
подготовки ПХГ, специальных исследований и др.).
При проектировании конструкции параметрических, поисково-оценочных
и разведочных скважин должна предусматриваться возможность использования их
для эксплуатации залежей нефти и газа.
Специальная лицензия должна быть получена на право
образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное,
эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные
полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и
другие подземные полости). Правовой и фискальный режимы этих объектов
остаются достаточно неопределенными.
Закон РФ «О недрах» предусматривает выдачу лицензий на
осуществление сбора минералогических, палеонтологических и других
геологических коллекционных материалов.
Законодательство о недрах предусматривает также
возможность предоставления права на осуществление одновременно различных
видов пользования недрами. Наиболее характерными случаями такого права
являются предоставление права на геологическое изучение недр, т.е. на поиск и
оценку месторождения, на его разведку и добычу полезного ископаемого. В этом
случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так
и непосредственно по его завершении. В силу специфики освоения месторождений
различных видов полезных ископаемых могут возникнуть и другие случаи
целесообразности предоставления права одновременно на несколько видов
пользования недрами. Например, при освоении газовых месторождений
целесообразно предусматривать возможность предоставления права одновременно
на три вида пользования недрами: геологическое изучение недр, разработку
месторождения и на строительство и эксплуатацию подземного хранилища газа,
которое является в ряде случаев объективно необходимым элементом технологии
разработки месторождения.
Подобные примеры, очевидно, есть и в других добывающих
отраслях.
Учитывая технологическую особенность процесса поиска
месторождения, требующую осуществления работ, связанных с извлечением
определенного объема полезного ископаемого, необходимого для оценки
эффективности его разработки, предусматривается возможность не только проведения
таких операций, но и коммерческой реализации добытых при поиске полезных
ископаемых.
Специфический характер носит использование недр при
захоронении радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов. Закон РФ «О
недрах» устанавливает, что эта операция может производиться только в глубоких
горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов. Очевидно, такая
деятельность представляет самостоятельный, весьма специфический вид
пользования недрами, подлежащий особому режиму регулирования.
Источник