Песок и глина это полезные ископаемые

Песок и глина это полезные ископаемые thumbnail

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

глина является полезным ископаемым

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия – 39 %, а также воды – 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины – это Al2O3 и SiO2. Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина – полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

глина полезное ископаемое

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность – комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец – это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина – полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина – это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

полезные ископаемые песок и глина

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м3. Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м3.

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м3. Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м3. У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м3. Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина – полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина – белая или коричневая.

является ли глина полезным ископаемым

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк – полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

таблица полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит – это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит – это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см3, его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина – это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

глина условное обозначение

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: — Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала.

Учитель:Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

II. Работа с учебником

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. Для чего необходимы полезные ископаемые?

3. Где производится добыча полезных ископаемых?

4. Что называют месторождением?

5. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? На этот вопрос вы сможете ответить, разгадав ребус .

Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

III. Исследование

Учитель: — Что мы будем исследовать сегодня на уроке, узнаем, отгадав загадки.

Он на дорожках во дворе.

И он в стекле расплавлен даже.

Загадка 2.

То увязнут сильно ноги.

Она понадобится сразу.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Учитель: — Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

— Что такое песок и глина? (горные породы).

— Нужны ли человеку эти горные породы?

-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

— Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

2.Эмоциональный настрой.

Учитель:– На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

— Вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

Учитель:– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?

Физ.минутка:

«Думательный колпак»

3. Практическая часть. Работа в группах.

На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодействие

со стеклом

Запах

Сохранение

формы

Пропускает

ли воду

Растворимость

Песок

Глина

— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.

Учитель:— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Вспомним правила работы в группе.

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»

(Подумай – запиши – обсуди)

Пошаговая инструкция.

  1. Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).

  2. Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.

  3. Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).

  4. Учитель спрашивает представителей команд.

(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.

После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.

Опыты.

  1. Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.

Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)

Заполните в таблице.

Вывод: песок — ……….. горная порода, состоящая из отдельных ……………, не соединённых между собой. Песок сыпуч.

Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..

частиц, которые скреплены между собой.

Песок и глина бывают ………………………. цвета.

2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.

Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Заполните в таблице.

Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….

  1. Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.

Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице.

Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………

характерный запах.

(имеет, не имеет)

4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.

Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Заполните в таблице.

Вывод: из песка шарик высох и ………………….. , а из глины он

………………… свою форму шара. При высыхании глина …………

форму, а песок …………. .

  1. Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Заполните в таблице.

Вывод: Мы наблюдали: в стакане с песком вода появляется ………………, а глина воду ………………………. . Значит вода свободно проходит через ………………….. , а через глину — ………

6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?

Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.

4. Выводы.

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина— плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

  1. Составление синквейна

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».

Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

IV. Творческая работа с цветным песком.

«Песочная церемония»

Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.

Песок – замечательнейший материал для детского творчества! 

Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.

Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!

Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!

Источник

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Где мы можем уточнить значения этих слов? (толковый словарь)

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

— разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

— отваливая землю, делать углубление

— отваливая землю, доставать, извлекать.

— Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

Песок и глина это полезные ископаемые

— Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

— А клад? Его откапывают из недр земли?

(это не природного происхождения)

— Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

— Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в паре. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60.

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

— Ребята, везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

— Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах, называются месторождениями (слово на доску)

— Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слово на доску).

— Давайте послушаем интересный рассказ о работе геологов

Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную руду и многие другие полезные ископаемые. Работа геологов очень трудная. Про них говорят: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат!» геологам приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам помогают, конечно, научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен уметь находить дорогу по карте, работать по компасу. А какими качествами должен обладать геолог? (ответы детей). А ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая это работа!

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые и некоторые из них уже назвали, то можем переходить к изучению их свойств подробнее. Сейчас мы эти свойства будем изучать – исследовать (ученик рассказывает и показывает презентацию).

Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые. Образуются они при разрушении различных горных пород под действием солнца, воды и ветра. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Рассмотрите эти полезные ископаемые. Песок бывает чаще жёлтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок может пересыпаться с одного места на другое. Докажите это свойство песка. Значит песок сыпучее вещество. Глина же состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скреплённых между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Сравните сырую и сухую глину. Имеет ли она запах? Обладает ли она связывающим свойством?

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. Песок идёт для строительства дорог, его добавляют в цемент, используют при производстве стекла. Песок и глина – важные полезные ископаемые. Они встречаются всюду: в одних местах больше, в других меньше.

— Найдите у себя на парте загадки о песке и глине. Зачитайте. (заполнение таблицы в тетради).

Физминутка

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

— Продолжаем дальше работать. Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).

Задания: — определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?; — попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать? – опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете? (ответы детей)

Ученик рассказывает о граните (презентация).

Гранит – очень прочная горная порода, серого или тёмно-красного цвета. Эта порода состоит из отдельных зёрен: кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит тяжелее воды.

Добывают гранит в горах, иногда на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране очень много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита.

Так как гранит очень прочная горная порода, то его используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки, им мостят дороги. Гранит хорошо полируется. Как вы понимаете это выражение? В таком виде гранит используется для украшения зданий, станций метро. Из гранита сооружают памятники. (заполнение таблицы в тетради)

— Найдите загадки о граните.

— Какое полезное ископаемое ждёт своей очереди?

Практическая работа.1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их. 2.Определите цвет известняка. 3.Рассмотрите под лупой, из чего он состоит? 4.Опустите кусочек известняка в воду. Что вы наблюдаете?

Ученик рассказывает о известняке. (презентация)

Известняк – камень, чаще всего белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный и тяжелее воды.

Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений. Много извести вносится в почву, чтобы повысить её плодородие. Известняк используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. Мел – тоже известняк. Как его используют люди? (заполнение таблицы в тетради)

— У кого есть загадки про известняк?

(рассказ ученика)

Если рассмотреть серовато-белые скалы, то можно увидеть, что стена сплошь сложена из крупных и мелких ракушек. А хотите узнать о том, как ракушки попали в горы? Оказывается, много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, раньше были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах.

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование регионального компонента.

— Продолжаем работу. Рассмотрите карту Ульяновской области. Что можете рассказать по карте.

Рассказ учителя. В нашей области песок не простой, а кварцевый или стекольный. В нашей области находятся 2 месторождения таких песков (Ташлинское и Лукьяновское), которые являются крупнейшими в России сырьевыми базами. Ташлинское сырьё не имеет себе равных по качеству и является самым дешёвым в стране. Мел – отложения находятся в правобережной части области. Найдите.

Источник