Песок и известняк какие полезные ископаемые

Песок и известняк какие полезные ископаемые thumbnail

Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мензелинска Республики Татарстан:

Устюжина Надежда Ивановна

Тема: Полезные ископаемые и их свойства (песок, глина, гранит, известняк), связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Формы контроля — индивидуальная работа, работа в парах, разноуровневая работа, самопроверка, взаимопроверка.

Используемые методы, приемы, формы — словесный, беседа по уточнению знаний, создание ситуации успеха, создание ситуации эмоционального комфорта, фронтальная работа, работа в паре, побуждающий диалог, индивидуальная и самостоятельная работа.

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых

Задачи:

— обучающие: Характеризовать свойства песка, глины, известняка

-развивающие развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения

-воспитательные: прививать навыки бережного отношения к природным богатствам

Планируемые результаты:

Предметные: Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека

Личностные: Знание полезных ископаемых для жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной  деятельности; планируют свои действия  в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: осуществляют  анализ, сравнение; делают выводы.

Коммуникативные:

1.Сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий,

2.Понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются  к мнению других,

3. договариваются и приходят в общему решению.

Методологическая база: УМК «Школа России». Учебник «Окружающий мир: 4 класс», автор А.А.Плешаков.

Оборудование и материалы:  проектор, презентация к уроку, образцы полезных ископаемых, лупы, стекла, стаканчики с водой.

Дидактическая структура урока

Цели этапа

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, дидактические материалы

Планируемые

результаты

/УУД/

Организационный момент

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует начало урока

…знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Вспомним о правилах поведения на уроке.

— Чтобы не терять время.

Чтобы всё запланированное сделать.

Знаешь – говори, не знаешь – слушай

К1, Р

Актуализация знаний

Задаёт вопрос

Высказываются, приводят примеры

— О чём идёт речь: Вещества, которые залегают на поверхности земли и в её толще. (Горные породы).

— Что вы может о них сказать? Кто помнит способы образования горных пород.

Л

Проверка дом задания

Загадывает загадку

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и пересказом прочитанного материала

Внимание на экран.

Слайд 1-3

Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны (гранит)

— Расскажите, что вы знаете о граните, о способах и месте добычи.

Слайд 4-5

Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (известняк)

Слайды 6-8

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

Слайды 9-11

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. ( глина)

— Как добывают глину? Что делают из неё?

Слайды 12-14

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

Слайды 15-16

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (торф)

Слайды 17-22

Она варилась долго

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи. (железная руда).

Слайды 23-25

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ).

Слайды 23-25

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (нефть)

Постановка учебной задачи

Подводит к теме урока, Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, делают выводы

— Итак, о чём же мы поведём речь на уроке?

— Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

— Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

— Так что же такое полезные ископаемые?

(Полезные ископаемые — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

Слайды 23-25

— А какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

(Выступление ребёнка).

Самоопределение к деятельности

Постановка проблемы и целей урока.

Мотивировать к изучению темы

Задаёт проблемный вопрос

Организует изучение нового материала

Постановка  проблемы

— Ребята, а почему их так называют ПОЛЕЗНЫЕ ? За какие такие качества, свойства их добывают люди?

Все ли мы вопросы рассмотрели? Всё ли выяснили? — Значит в чём проблема нашего урока? Что нам нужно выяснить?

— Какие методы познания будем использовать?

— Сегодня мы будем в роли исследователей.

— Как называют учёных, которые ищут природные богатства и изучают их?

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 

— А что же мы будем исследовать?

— Давайте выясним свойства самых распространенных полезных ископаемых нашей местности. (Песок и глина)

Читайте также:  Полезно ли ездить зимой в жаркие страны

К 2,3

Открытие нового знания

Формировать знания свойств песка и глины

Работают в паре. Выполняют практическую работу, выполняют опыты

Организует практическую работу

Сегодня будем работать в паре.

У вас на столах всё необходимое для выполнения практической работы. Рассмотрите материалы и оборудование, которые вам понадобятся.

Что вы видите? Давайте вспомним правила техники безопасности со стеклом.

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Давайте выполним практическую работу на 60 учебника и зафиксируем результат в рабочую тетрадь на стр. 25

— По окончанию исследования сделайте вывод и выступите перед классом.

— Прежде, чем приступить к работе, давайте прочитаем ход практической работы.

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. Заполните в таблице. (2 мин)

2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?

Заполните в таблице. (2 мин)

3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице (2 мин)

4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)

5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкультминутку

Выполняют движения

Л, К 2

Включение нового знания в систему знаний

Сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются  к мнению других, договариваются и приходят в общему решению.

Работают парами, обсуждают вопрос, выступают

— Какая из горных пород более рыхлая: песок или глина?

— Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорога высыхает быстрее?

Стр. 61 – 62 делают общение

Исследование с гранитом и известняком проведем коллективно

Сделаем вывод.

— Какие свойства известняка и глины вы установили?

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется

Песок — рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

Гранит очень плотная тяжёлая горная порода, образованная тремя минералами. Основное её свойство прочность. Если поверхность гранита полировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не имеет запаха и не пропускает воду.

Известняк – плотная горная порода. Если налить на неё немного кислоты, то послышится шипение, и на поверхности появятся пузырьки углекислого газа.

К 2,3

Проверка усвоенных знаний.

Отследить усвоение материала

Выводит тест на экран

Выполняют тест на карточках с самопроверкой

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок б) глина в) гранит г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина б) кварц в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли

б) искусственные породы

в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

а)географы б) геологи в) нефтяники г) топографы

Л

Рефлексия

Научить

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

— оценивать собственный результат своей деятельности

— оценивать результат учебной деятельности

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

— Ребята, так за какие полезные свойства люди добывают песок и глину, гранит и известняк? Удалось нам ответить на поставленный вопрос?

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

— Ребята, кого можно оценить сегодня на уроке?

Л, К 1,2

Дом. задание

Дает задание

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают

Стр. 60-63 читать, ответить на вопросы, стр. 25; в рабочей тетради выполнить з.59-61

Л

Источник

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Где мы можем уточнить значения этих слов? (толковый словарь)

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

— разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

— отваливая землю, делать углубление

— отваливая землю, доставать, извлекать.

— Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

Песок и известняк какие полезные ископаемые

— Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

— А клад? Его откапывают из недр земли?

Читайте также:  Какая гречка полезней ядрица или продел

(это не природного происхождения)

— Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

— Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в паре. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60.

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

— Ребята, везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

— Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах, называются месторождениями (слово на доску)

— Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слово на доску).

— Давайте послушаем интересный рассказ о работе геологов

Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную руду и многие другие полезные ископаемые. Работа геологов очень трудная. Про них говорят: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат!» геологам приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам помогают, конечно, научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен уметь находить дорогу по карте, работать по компасу. А какими качествами должен обладать геолог? (ответы детей). А ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая это работа!

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые и некоторые из них уже назвали, то можем переходить к изучению их свойств подробнее. Сейчас мы эти свойства будем изучать – исследовать (ученик рассказывает и показывает презентацию).

Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые. Образуются они при разрушении различных горных пород под действием солнца, воды и ветра. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Рассмотрите эти полезные ископаемые. Песок бывает чаще жёлтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок может пересыпаться с одного места на другое. Докажите это свойство песка. Значит песок сыпучее вещество. Глина же состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скреплённых между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Сравните сырую и сухую глину. Имеет ли она запах? Обладает ли она связывающим свойством?

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. Песок идёт для строительства дорог, его добавляют в цемент, используют при производстве стекла. Песок и глина – важные полезные ископаемые. Они встречаются всюду: в одних местах больше, в других меньше.

— Найдите у себя на парте загадки о песке и глине. Зачитайте. (заполнение таблицы в тетради).

Физминутка

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

— Продолжаем дальше работать. Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).

Задания: — определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?; — попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать? – опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете? (ответы детей)

Ученик рассказывает о граните (презентация).

Гранит – очень прочная горная порода, серого или тёмно-красного цвета. Эта порода состоит из отдельных зёрен: кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит тяжелее воды.

Добывают гранит в горах, иногда на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране очень много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита.

Так как гранит очень прочная горная порода, то его используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки, им мостят дороги. Гранит хорошо полируется. Как вы понимаете это выражение? В таком виде гранит используется для украшения зданий, станций метро. Из гранита сооружают памятники. (заполнение таблицы в тетради)

— Найдите загадки о граните.

— Какое полезное ископаемое ждёт своей очереди?

Практическая работа.1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их. 2.Определите цвет известняка. 3.Рассмотрите под лупой, из чего он состоит? 4.Опустите кусочек известняка в воду. Что вы наблюдаете?

Ученик рассказывает о известняке. (презентация)

Известняк – камень, чаще всего белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный и тяжелее воды.

Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений. Много извести вносится в почву, чтобы повысить её плодородие. Известняк используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. Мел – тоже известняк. Как его используют люди? (заполнение таблицы в тетради)

Читайте также:  Чем полезны прогулки на свежем воздухе перед сном

— У кого есть загадки про известняк?

(рассказ ученика)

Если рассмотреть серовато-белые скалы, то можно увидеть, что стена сплошь сложена из крупных и мелких ракушек. А хотите узнать о том, как ракушки попали в горы? Оказывается, много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, раньше были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах.

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование регионального компонента.

— Продолжаем работу. Рассмотрите карту Ульяновской области. Что можете рассказать по карте.

Рассказ учителя. В нашей области песок не простой, а кварцевый или стекольный. В нашей области находятся 2 месторождения таких песков (Ташлинское и Лукьяновское), которые являются крупнейшими в России сырьевыми базами. Ташлинское сырьё не имеет себе равных по качеству и является самым дешёвым в стране. Мел – отложения находятся в правобережной части области. Найдите.

Источник

стена, сложенная из известняка

Известня́к — осадочная, обломочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая преимущественно из карбоната кальция (CaCO3) в виде кристаллов кальцита различного размера.

Известняк, состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков, называется ракушечником. Кроме того, бывают нуммулитовые, мшанковые и мраморовидные известняки — массивнослоистые и тонкослоистые. При метаморфизме известняк перекристаллизуется и образует мрамор.

Входящий в состав известняка карбонат кальция способен медленно растворяться в воде, а также разлагаться на углекислый газ и соответствующие основания. Первый процесс — важнейший фактор образования карста, второй, происходящий на больших глубинах под действием глубинного тепла Земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Месторождения[править | править код]

Известняк — широко распространённая осадочная порода, образующаяся при участии живых организмов в морских бассейнах. Это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями. Название разновидности известняка отражает присутствие в нём остатков породообразующих организмов, район распространения, структуру (например, оолитовые известняки), примесей (железистые), характер залегания (плитняковые), геологический возраст (триасовые).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, в Крыму, также широко распространён и в других местах. У известняка нет блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей. В известняке встречаются останки древних животных.

В России известняки обычны в центральных районах европейской части, а также распространены на Кавказе, Урале и в Сибири[1].

Широко известны месторождения Русской платформы, известняки которых традиционно использовались для строительства и наружной отделки зданий. Сегодня же сырьевая база этих известняков, в том числе белых известняков мячковского горизонта, весьма ограничена[2].

Одним из самых перспективных[источник не указан 590 дней] месторождений известняка считается открытое в 2015 году Ждановское месторождение (Оренбургская область), где в настоящее время[когда?] идёт промышленная добыча известняка «Сармат»[3]. Месторождение поставляет известняк с высокими качественными показателями, имеет крупные запасы и неглубокое залегание пластов[источник не указан 590 дней].

Применение[править | править код]

Известняк широко применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве[4]. Одним из основных строительных материалов, получаемых из известняка, является известняковый щебень, который широко используется в дорожном строительстве и в производстве бетона. В металлургии известняк используется как флюс. Известняк используется в химической и пищевой промышленности: в производстве соды, минеральных удобрений, стекла, сахара, бумаги.

Ракушечник[править | править код]

Ракушечник (ракушняк, ракушка) — строительный материал природного происхождения, известный с древних времен и популярный в южных регионах России, а также прибрежных районах Украины и Казахстана.

Ракушечник применяется:

  • в жилищном строительстве: кладка наружных стен и возведение внутренних перегородок;
  • на хозяйственных объектах: сооружение подвалов, гаражей, ограждений, пр.;
  • в оформлении ландшафта: подпорные стенки, фонтаны, гроты;
  • при облицовочных работах: в виде плитки с обязательной предварительной её гидрофобизацией и полировкой.

Самые распространенные по степени прочности марки: М35, М25, М15.

Лёгким считается блок стандартных геометрических размеров 380 × 180 × 180 мм с прочностью на сжатие до 15 кг/см2. Стены из него выдерживают нагрузку при одноэтажном строительстве, возведение гаражей и хозяйственных объектов.

Двухэтажные дома предпочтительно возводить из камня марки М 25. И только самые износостойкие и прочные блоки (М 35) применяются для сооружения стеновых конструкций подвалов и цокольных частей фундаментов.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Известняк — статья в энциклопедии Кругосвет.
  • Известняк — горная порода. Описание, фото, месторождения.
  • Ракушечник: экологичный материал для строительства дома

Источник