Песок как полезное ископаемое для детей

Песок как полезное ископаемое для детей thumbnail
  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Песок полезное ископаемое

Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения, расщепления и дробления твердых частичек на более мелкие.

Вода не только точит камень, но и полирует его. Постоянные приливы воды за счет постоянных соприкосновений привели к распаду некоторых минеральных элементов в толще морской воды, что привело к формированию залежей песка.

Различают три основных вида песка:

  • острый, который формировался в почве;
  • речной, более гладкий и обтесанный течением;
  • морской, максимально приближенный к округлой форме.

По своей структуре песок выглядит в виде рыхлой смеси песчинок диаметром до 5 мм.

Количество областей применения песка просто поражает. Основным направлением, где он используется, было и остается строительство. Песок служит подушкой в дорожном строительстве, используется для насыпей, различные виды песка используются для декорирования территорий, в виде наполнителя, для цементного раствора, а кварцевый песок даже идет на производство силикатного кирпича или на создание материалов для сварки.

Песок – основной элемент при изготовлении железо-бетонных конструкций, тротуарной плитки и бордюрного камня, колец для колодцев. Песок является исходным элементом для выплавки стекла.

Песок бывает разных цветовых оттенков – желтого, белого, оранжевого и даже черного!

Интересным фактом является информация о том, что песок относится к первому классу радиоактивности, то есть считается радиационно безопасным. Только черные пески имеют радиоактивность.

Добывается песок достаточно легко. На земле экскаваторы копают карьеры, которые называются песчаные. Затем ковшами они грузят песок в грузовые машины, которые доставляют песок до места назначения. Если требуется речной песок – его черпают со дна водоемов. Но самый востребованный – мелкозерненый морской песок.

Песок был и остается самым важным, востребованным и популярным полезным ископаемым!

Сообщение 2

Песок – это мельчайшие зерна горных пород. Они скапливаются и со временем образуют это полезное ископаемое. Горные породы разрушаются из-за воздействия на них ветров, волн, при извержениях вулканов, землетрясениях. Следует различать природный и искусственный песок, который получают принудительным измельчением мраморных или гранитных осколков, известняка.

Песок состоит из диоксида кремния с примесями слюды и полевого шпата. Размер песчинок варьируется от 0,2 до 5 мм. Это полезное ископаемое встречается по всей планете. Песчинки могут быть округлыми или с острыми углами. Различают морской и речной песок, а также горную и овражную его разновидности в зависимости от места, где он образуется.

Морской и особенно речной песок имеет округлую форму. Это более дорогой материал, отличается тем, что не содержит глины и других примесей. Речной песок считается универсальным, поэтому постоянно добывается. На суше полезное ископаемое берут прямо из карьеров. Но такой песок требует очистки, просеивания, промывания водой, чтобы удалить мешающую глину.

По цвету песок бывает серым или желтым. В редких местах находятся залежи черного песка, обладающего высокой радиоактивностью. Он состоит из минералов темного цвета.

Основная сфера применения песка – это строительство. Все растворы с добавлением цемента включают также и песок. Его используют при возведении фундаментов, при укладке тротуарной плитки, асфальтных покрытий.

Огромное значение имеет песок для производства стекла и изделий из него, ведь он – основное сырье. При температурах выше 2 тысяч градусов он вместе с карбонатом кальция и содой плавится и превращается в стекло.

Используют песок для обустройства пляжей, детских площадок с песочницами, площадок для соревнований по пляжному волейболу. Из этой породы создают удивительные скульптуры и даже проводят чемпионаты мира среди песочных скульпторов.

Для очистки питьевой воды от взвесей также используют песок в качестве фильтрующего материала. Есть он и в домашних аквариумах. Находит свое применение полезное ископаемое в цветоводстве и сельском хозяйстве, он помогает разрыхлять грунт. Песок добавляют в наполнители для туалетов домашним животным.

Мелкие песчинки хорошо очищают любую поверхность от загрязнений. Если подавать их вместе со струей воздуха, то можно удалить ржавчину с металла.

Негативное значение породы в том, что зыбучие пески затягивают людей, которые в них попадают.

Картинка к сообщению Песок полезное ископаемое

Песок полезное ископаемое

Популярные сегодня темы

  • Права ребенка

    В стране достаточно остро стоит проблема зашиты детей. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской заботы. Общественность не сразу пришло к вывод

  • Организмы в Мировом океане

    Среду Мирового океана заселяют сотни тысяч разновидностей животных, растений и других организмов. Температура воды дает определение четырем основным климатическим зонам:

  • Попугаи

    Попугаи – птицы, которые хорошо известны многим. Они принадлежат к отряду попугаеобразных. Всего их насчитывается 350 видов. Одни предпочитают жить в расщелинах между камнями

  • Федеральное собрание РФ и его функции

    Согласно Конституции, государственная власть в нашей стране разделяется на три независимые ветви (законодательную, исполнительную, судебную), между которыми выстроена система сдержек и против

  • История создания швейной машины

    Как гласит пословица «Встречают по одежке» на сегодняшний день полностью подчеркивает ее. Ведь именно то, как вы одеты и является внешним образом. Если сейчас можно купить в любом магазине од

  • Вавилов Николай Иванович

    Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, внёсший огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.

Читайте также:  Чем полезен алоэ с медом для печени

Источник

Минералы и горные породы / Горная порода Песок

Песок — мелкообломочная рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен минералов разрушенных горных пород. Природный песок представляет собой рыхлую смесь зёрен размером 0,14-5 мм., образовавшуюся в результате разрушения твёрдых горных пород. Состоит главным образом из зёрен минералов (кварца, полевого шпата, слюд и др.), мелких обломков пород и иногда частиц скелетов ископаемых организмов (кораллов и др.).
Размеры зёрен в песках колеблются обычно от 0,1 до 2,0 мм.

По величине зёрен выделяют пески:

  • грубозернистые (2,0-1,0 мм.),
  • крупнозернтнстые (1,0-0,5 мм.),
  • среднезеринстые (0,5-0,25 мм.),
  • мелкозернистые (0.25-0,01 мм.).

Форма зёрен бывает окатанная, полуокатанная, угловатая и остроугольная — в зависимости от происхождения и длительности переноса зёрен.

По происхождению песок может быть речным, озёрным, морским и донным, а по составу — кварцевым, глауконито-кварцевым, аркозовым, магнетитовым, нефелиновым, слюдистым, полимиктовым и др. Чаще всего встречаются кварцевые и полимиктовые пески с большей или меньшей примесью других минеральных компонентов (глина, слюды, хлорит, окислы железа, полевой шпат, глауконит, карбонаты).

Часто пески бывает мономинеральными кварцевыми, и тогда состоят из почти чистого кварца.
В зависимости от условий залегания природные пески могут быть речные, морские, горные, овражные. Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Горные пески обычно более загрязнены вредными примесями, чем речные и морские.

В результате естественной цементации песков образуются песчаники.
Термин пески в геоморфологии используется для обозначения равнинных пространств, покрытых более или менее мощным песчаным покровом.

Практическое использование

Песок широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки фасадов зданий и разных изделий, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий и в быту (засыпка дорожек, устройство детских песочниц, туалетов для кошек, грунтов в теплицах и др.), при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ. Широко спользуется в бетонном производстве; при производстве железобетонных изделий, бетона высоких марок прочности. Важный материал при строительстве дорог, насыпей, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец (в этих случаях используют крупнозернистый песок Мк 2,2 — 2,5). Мелкий строительный песок используется для приготовления накрывочных растворов. Речной строительный песок широко применяется в различных декоративных (смешивают со связующими компонентами и красителями для получения специальных структурных покрытий) и отделочных работах. Строительный речной песок выступает компонентом асфальтобетонных смесей, которые используются в строительстве и укладке дорог. Кварцевые пески — ценное сырьё для стекольной промышленности.

Песок в строительстве

В современном строительстве чаще всего используются речной песок и карьерный песок.
Речной песок — это природный материал, добываемый со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глинистых частиц, а так же камней и камушков. Модули крупности речного песка в основном средние. Частицы речного песка бывают мелкими (до 2 мм.), средними (2,0 до 2,8 мм.) и крупными (от 2.9 до 5 мм.). Цвет речного песка может быть серым или желтым. Речной песок считается универсальным материалом и используется для любых видов строительных работ, так как в его составе отсутствуют различные примеси. Речной песок стал основным компонентом, необходимым для производства бетона. Также речной песок широко используется для различных отделочных работ. Речной песок применяют в качестве компонента для асфальтобетонных смесей при строительстве дорог, он бывает необходим также во время укладки дорог. Основным недостатком речного песка является его высокая себестоимость, что существенно снижет возможную область его применения.

Карьерный песок. В отличие от речного песка, карьерный песок как правило содержит различные примеси, в частности, глину и пыль. В связи с этим для приготовления растворов карьерный песок использовать проблематично. Однако при помощи несложного оборудования карьерный песок промывается в ангарах или насыпях большим количеством воды. После обработки вымыванием карьерный песок может быть использован в качестве наполнителя для бетонов. Крупный карьерный песок применяется для устройства оснований и покрытий автодорог и аэродромов.

Искусственный песок

Искусственный песок получается в результате дробления таких горных пород как гранит, мрамор, известняк, а также техногенных субстанций — шлаков и тд. Искусственный песок обычно применяют для приготовления декоративного раствора и для фактурного слоя наружных строительных панелей.

Керамзитовый песок (мелкий керамзит) — строительный материал, который не является песком в строгом смысле этого слова, но поскольку такой термин укоренился, то о нём тоже следует упомянуть. Керамзитовый песок — сыпучий пескообразный материал, получаемый искусственно обжигом глинистой мелочи. Процесс обжига происходит в специальных вращающихся и шахтных печах. Также керамзитовый песок можно получить с помощью дробления керамзитового гравия. Как правило, размер частиц такого песка составляет от 0,14 до 5 мм. Главным назначением керамзитового песка является наполнение лёгких бетонов. Существует несколько способов получения керамзитового песка, но самым эффективным на сегодняшний день является обжиг в кипящем слое. Такая технология является наименее затратной, что обеспечивает в итоге более низкую себестоимость керамзитового песка; объём полученного песка всегда меньше, чем объём гравия.

Читайте также:  Продукты питания полезные для улучшения зрения

Добыча песка

Песок добывается открытым и намывным способом. Для этого используется различное оборудование. Тот или иной способ выбирается исходя из условий, в которых добывается материал. К месту добычи обязательно организовывается удобный подъезд. Это важно сделать для рационального использования денежных средств.

Месторождения песка есть по всему миру.

рассказать об ошибке в описании

Свойства горной породы

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: — Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала.

Учитель:Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

II. Работа с учебником

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. Для чего необходимы полезные ископаемые?

3. Где производится добыча полезных ископаемых?

4. Что называют месторождением?

5. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? На этот вопрос вы сможете ответить, разгадав ребус .

Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

III. Исследование

Учитель: — Что мы будем исследовать сегодня на уроке, узнаем, отгадав загадки.

Он на дорожках во дворе.

И он в стекле расплавлен даже.

Загадка 2.

То увязнут сильно ноги.

Она понадобится сразу.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Учитель: — Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

— Что такое песок и глина? (горные породы).

— Нужны ли человеку эти горные породы?

-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

— Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

2.Эмоциональный настрой.

Учитель:– На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

— Вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

Учитель:– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?

Физ.минутка:

«Думательный колпак»

3. Практическая часть. Работа в группах.

На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодействие

со стеклом

Запах

Сохранение

формы

Пропускает

ли воду

Растворимость

Песок

Глина

— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.

Учитель:— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Вспомним правила работы в группе.

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»

(Подумай – запиши – обсуди)

Пошаговая инструкция.

  1. Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).

  2. Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.

  3. Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).

  4. Учитель спрашивает представителей команд.

(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.

После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.

Опыты.

  1. Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.

Читайте также:  Полезные свойства морковного сока для зрения

Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)

Заполните в таблице.

Вывод: песок — ……….. горная порода, состоящая из отдельных ……………, не соединённых между собой. Песок сыпуч.

Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..

частиц, которые скреплены между собой.

Песок и глина бывают ………………………. цвета.

2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.

Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Заполните в таблице.

Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….

  1. Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.

Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице.

Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………

характерный запах.

(имеет, не имеет)

4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.

Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Заполните в таблице.

Вывод: из песка шарик высох и ………………….. , а из глины он

………………… свою форму шара. При высыхании глина …………

форму, а песок …………. .

  1. Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Заполните в таблице.

Вывод: Мы наблюдали: в стакане с песком вода появляется ………………, а глина воду ………………………. . Значит вода свободно проходит через ………………….. , а через глину — ………

6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?

Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.

4. Выводы.

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина— плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

  1. Составление синквейна

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».

Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

IV. Творческая работа с цветным песком.

«Песочная церемония»

Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.

Песок – замечательнейший материал для детского творчества! 

Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.

Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!

Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!

Источник